Юридическая Козлихин И.Ю., Тимошина Е.М. История политических и правовых учений. Курс лекций. 2-е издание. Учебное пособие

История политических и правовых учений. Курс лекций. 2-е издание. Учебное пособие

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 16.09.2015
ISBN: 9785392198207
Язык:
Объем текста: 420 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Раздел I. Политические и правовые учения в Древней Греции и Риме. Введение

Глава 1. Софисты

Глава 2. Сократ

Глава 3. Платон

Глава 4. Аристотель

Глава 5. Эпикурейская и стоическая школы

Глава 6. Полибий

Глава 7. Цицерон

Заключение

Раздел II. Политические и правовые учения в Средние века. Введение

Глава 1. Евсевий Кесарийский

Глава 2. Иоанн Златоуст

Глава 3. Августин

Глава 4. Фома Аквинский

Заключение

Раздел III. Политические и правовые учения эпохи Возрождения и Нового времени. Введение

Глава 1. Никколо Макиавелли

Глава 2. Жан Боден

Глава 3. Гуго Гроций

Глава 4. Томас Гоббс

Глава 5. Джон Локк

Глава 6. Шарль Луи де Монтескье

Глава 7. Жан Жак Руссо

Глава 8. Иммануил Кант

Глава 9. «Федералист»

Заключение

Раздел IV. Политические и правовые учения XIX века. Введение

Глава 1. И. Бентам

Глава 2. Г. В. Ф. Гегель

Глава 3. Историческая школа права

Глава 4. Дж. Остин

Глава 5. Марксизм (К. Маркс, Ф. Энгельс)

Глава 6. Р. фон Иеринг

Глава 7. Г. Еллинек

Заключение



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 4. Томас Гоббс


Томас Гоббс (1588–1679), выпускник Оксфорда, получивший ученую степень бакалавра искусств, всю свою жизнь посвятил науке философии.


К основным произведениям Гоббса относятся трилогия под общим названием «Основы философии» (ч. I «О теле» (1655), ч. II «О человеке» (1658), ч. III «О гражданине» (1641)) и «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (1651).


§ 1. Общефилософские взгляды


Предмет философии, по Гоббсу, материален — это тела. «Телом является все то, что не зависит от нашего мышления и совпадает с какой-нибудь частью пространства, т. е. имеет с ней равную протяженность». Свойства тел познаются разумом. Поэтому все, не поддающееся рациональному познанию, из предмета философии исключается — «всякое знание, имеющее своим источником божественное вдохновение, или откровение, потому что оно не приобретено нами при помощи разума» (1, 80). Итак, религия и наука не должны смешиваться. Это принципиальное для Гоббса положение.


Сама же философия состоит из нескольких разделов в зависимости от особенностей тел, подлежащих познанию. «Философия, — пишет Гоббс, — распадается на две основные части. Всякий, кто приступает к изучению возникновения и свойств тел, сталкивается с двумя совершенно различными родами последних. Один из них охватывает предметы и явления, которые называются естественными, поскольку они являются продуктами природы; другой — предметы и явления, которые возникли благодаря человеческой воле, в силу договора и соглашения людей, и называются государством (civitas). Поэтому философия распадается на философию естественную и философию гражданскую. Но так как, далее, для того чтобы познать свойства государства, необходимо предварительно изучить склонности, аффекты и нравы людей, то философию государства подразделяют на два отдела, первый из которых, трактующий о склонностях и нравах, называют этикой, а второй, исследующий гражданские обязанности, — политикой, или просто философией государства» (1, 80).


Все тела, и естественные и искусственные, имеют одну общую причину — движение, которое есть не более «чем оставление одного места и достижение другого» (1, 123). Поэтому онтология Гоббса, его учение о бытии, характеризуется как механистический материализм. В связи с этим становится понятным отношение философа к Богу, который является, по Гоббсу, первопричиной движения. В философии эта традиция, восходящая еще к античности, называется деизмом.


С точки зрения теории познания (гносеологии) Гоббс — сенсуалист (лат. sensus — ощущение). Всякое знание черпается из ощущения или чувственного восприятия (1, 192; 2, 9–11). После окончания непосредственного воздействия предмета на органы чувств ощущение в ослабленном виде как представление сохраняется в памяти человека, и эта память, по Гоббсу, называется опытом, который, по сути, и является источником человеческого знания (2, 12).


Для сохранения в памяти представлений о предметах и передачи знаний о них другим требуется их фиксация. Она происходит с помощью «меток» или «знаков», в качестве которых люди используют «имена», т. е. слова. Имена выбираются произвольно и поэтому не могут выражать сущность вещей, они — лишь знаки человеческих представлений о них. Таким образом, Гоббс продолжил традицию номинализма, сложившуюся в средневековой философии. Имена есть результат соглашения (конвенции) между людьми. Гоббс разрабатывает конвеционалистскую концепцию языка: человеческая речь есть «сочетание слов, установленных волей людей, для того чтобы обозначить ряд представлений о предметах, о которых мы думаем» (1, 234).


Польза от речи неоспорима. Без нее невозможно было бы познание окружающего мира, общение и обучение людей, немыслима была бы и какая-либо общественная организация: ведь благодаря речи «мы можем приказывать и получать приказания» (1, 234). Но речь может приводить и к отрицательным последствиям: из-за неправильного употребления имен люди часто заблуждаются; злоупотребляя речью, люди лгут, умышленно проповедуют ложные идеи «и тем самым подрывают предпосылки человеческого общения и мирного сосуществования людей» (1, 235). Поэтому очень важно правильно понимать значения слов, «ибо истина и ложь суть атрибуты речи, а не вещей» (2, 25), и правильно рассуждать. А правильное рассуждение Гоббс, поклонник математики, отождествляет с двумя умственными операциями: сложением и вычитанием. «Если арифметика учит нас сложению и вычитанию чисел, то геометрия учит нас тем же операциям в отношении линий и фигур (объемных и плоских), углов, пропорций, времен, степени, скорости, силы, мощности и т.п. Логика учит нас тому же самому в отношении последовательности слов, складывая вместе два имени, чтобы образовать суждение, и два суждения, чтобы образовать силлогизм, и много силлогизмов, чтобы составить доказательство. Из суммы же, или из заключения силлогизма, логики вычитают одно предложение, чтобы найти другое. Политики (witers of politics) складывают вместе договоры, чтобы найти обязанности людей, а законоведы складывают законы и факты, чтобы найти правильное и неправильное в действиях частных лиц. Одним словом, в отношении всякого предмета, в котором имеют место сложение и вычитание, может быть также и рассуждение, а там, где первые не имеют места, совершенно нечего делать и рассуждению» (2, 30–31). Разделение и сложение соответствуют аналитическому и синтетическому методам исследования, т. е. опытно-индуктивному и гипотетически-дедуктивному. Правильно рассуждая, мы можем познать причины и их следствия.


Знание само по себе весьма полезно, ибо оно — путь к силе и процветанию. Так, с физикой и геометрией связаны все технические усовершенствования, которыми успешно пользуются цивилизованные народы. «Пользу же философии морали (philosophia moralis) и философии государства (philosophia civilis), — пишет Гоббс, — можно оценить не столько по тем выгодам, которые обеспечивает их знание, сколько по тому ущербу, который наносит их незнание. Ибо корень всякого несчастья и всех зол, которые могут быть устранены человеческой изобретательностью, есть война, в особенности война гражданская... Гражданская война возможна только потому, что люди не знают причин войны и мира, ибо очень немногие занимались исследованием тех обязанностей, выполнение которых обеспечивает упрочение и сохранение мира, т. е. исследованием истинных законов гражданского общества» (1, 78). Гоббс берет на себя труд разъяснить людям истинные законы их существования и показать путь к благу, иначе говоря, знание есть сила, ведущая к благу.


§ 2. Философия морали


Так как свойства государства, его смысл и предназначение объясняются исходя из природы человека, то Гоббс философии государства предпосылает философию морали, или философию человека, толкующую о его склонностях и нравах. Гоббс принципиально не согласен с тем, что человек — существо общественное. Это — одно из заблуждений античной философии. Человек эгоистичен, подвержен разнообразным страстям и всегда преследует свою собственную выгоду и только на этих условиях вступает в отношения с другими. «Влечение» и «отвращение» — вот что движет человеком. То, к чему человек испытывает влечение, является добром, то, к чему питает отвращение, — злом. Но добро и зло относительны: «...так для наших врагов зло то, что для нас благо» (1, 239). Существует только одно бесспорно общее для всех благо — самосохранение. Жизнь и здоровье, таким образом, — благо, а смерть — зло.


Для доказательства этого положения Гоббс использует гипотезу естественного состояния. Жить вместе людей заставляет отнюдь не их общительная природа, коей не существует, но страх: «...все крупные и прочные людские сообщества берут свое начало не во взаимной доброжелательности, а во взаимном страхе людей» (1, 287).


Причина взаимного страха на первый взгляд парадоксальна — она заключается в природном равенстве людей. «Природа создала людей равными в отношении физических и умственных способностей...» (2, 93). Но природное равенство означает лишь то, что люди обладают равными возможностями друг против друга: каждый способен убить каждого. Равенство умственных способностей приводит к равенству надежд и желаний, а отсюда проистекает взаимное недоверие, ибо каждый является конкурентом каждого. «Самая распространенная причина, заставляющая людей взаимно желать зла друг другу, является результатом того, что одновременно множество людей стремятся к обладанию одной и той же вещью, однако чаще всего они не могут ни пользоваться одновременно этой вещью, ни разделить ее между собой. Следовательно, ее приходится отдавать сильнейшему, а кто будет сильнейшим, решит борьба» (1, 289). Эта борьба ведется на основании естественного права, по которому природа дала каждому право на все: право на выбор цели и право на выбор средств для ее достижения.




История политических и правовых учений. Курс лекций. 2-е издание. Учебное пособие

Данное учебное пособие представляет собой курс лекций, освещающих основные политико-правовые теории и доктрины, отражающих опыт прошлых поколений в исследовании проблем права, политики, государства, дающих обоснование основных понятий и терминов от теорий Древнего мира (Протагор, Горгий, Продик, Гиппий, Антифонт) до Нового времени (Гуго Гроций, Томас Гоббс, Джон Локк, Жан Жак Руссо и др.).<br> Пособие предназначено для студентов, аспирантов и преподавателей юридических, политологических, философских и других гуманитарных вузов и факультетов. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/istoriya_politicheskikh_i_pravovykh_ucheniy_kurs_lektsiy_2_e_izdanie_uchebnoe_posobie/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

179
Юридическая Козлихин И.Ю., Тимошина Е.М. История политических и правовых учений. Курс лекций. 2-е издание. Учебное пособие

Юридическая Козлихин И.Ю., Тимошина Е.М. История политических и правовых учений. Курс лекций. 2-е издание. Учебное пособие

Юридическая Козлихин И.Ю., Тимошина Е.М. История политических и правовых учений. Курс лекций. 2-е издание. Учебное пособие

Данное учебное пособие представляет собой курс лекций, освещающих основные политико-правовые теории и доктрины, отражающих опыт прошлых поколений в исследовании проблем права, политики, государства, дающих обоснование основных понятий и терминов от теорий Древнего мира (Протагор, Горгий, Продик, Гиппий, Антифонт) до Нового времени (Гуго Гроций, Томас Гоббс, Джон Локк, Жан Жак Руссо и др.).<br> Пособие предназначено для студентов, аспирантов и преподавателей юридических, политологических, философских и других гуманитарных вузов и факультетов. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/istoriya_politicheskikh_i_pravovykh_ucheniy_kurs_lektsiy_2_e_izdanie_uchebnoe_posobie/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

Внимание! Авторские права на книгу "История политических и правовых учений. Курс лекций. 2-е издание. Учебное пособие" (Козлихин И.Ю., Тимошина Е.М.) охраняются законодательством!