Юридическая Козлихин И.Ю., Тимошина Е.М. История политических и правовых учений. Курс лекций. 2-е издание. Учебное пособие

История политических и правовых учений. Курс лекций. 2-е издание. Учебное пособие

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 16.09.2015
ISBN: 9785392198207
Язык:
Объем текста: 420 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Раздел I. Политические и правовые учения в Древней Греции и Риме. Введение

Глава 1. Софисты

Глава 2. Сократ

Глава 3. Платон

Глава 4. Аристотель

Глава 5. Эпикурейская и стоическая школы

Глава 6. Полибий

Глава 7. Цицерон

Заключение

Раздел II. Политические и правовые учения в Средние века. Введение

Глава 1. Евсевий Кесарийский

Глава 2. Иоанн Златоуст

Глава 3. Августин

Глава 4. Фома Аквинский

Заключение

Раздел III. Политические и правовые учения эпохи Возрождения и Нового времени. Введение

Глава 1. Никколо Макиавелли

Глава 2. Жан Боден

Глава 3. Гуго Гроций

Глава 4. Томас Гоббс

Глава 5. Джон Локк

Глава 6. Шарль Луи де Монтескье

Глава 7. Жан Жак Руссо

Глава 8. Иммануил Кант

Глава 9. «Федералист»

Заключение

Раздел IV. Политические и правовые учения XIX века. Введение

Глава 1. И. Бентам

Глава 2. Г. В. Ф. Гегель

Глава 3. Историческая школа права

Глава 4. Дж. Остин

Глава 5. Марксизм (К. Маркс, Ф. Энгельс)

Глава 6. Р. фон Иеринг

Глава 7. Г. Еллинек

Заключение



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 2. Г. В. Ф. Гегель


Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770–1831) закончил университет в Тюбингене, где изучал философию и теологию, после чего несколько лет был домашним учителем в Берне и Франкфурте. Только в 1801 г. он начинает преподавать в Йенском университете, в 1805 г. получает звание профессора. В 1818 г. он становится профессором Берлинского университета.


Основные прижизненные издания Гегеля — «Феноменология духа» (1802), «Наука логики» (1812–1816), «Энциклопедия философских наук» (1817), «Философия права» (1820). Уже после смерти Гегеля вышли в свет подготовленные его учениками к изданию «Лекции по философии истории», «Лекции по эстетике», «Лекции по философии религии» и «Лекции по истории философии».


Гегель попытался открыть универсальные законы существования природы и общества и описать весь мир как логическую систему.


§ 1. Основы гегелевской философии


Гегель был убежден, что мир разумен, поэтому мысль и то, о чем мы мыслим, тождественны друг другу. Речь при этом идет не об индивидуальном, а об объективно существующем разуме. Весь мир — это некий сам себя познающий дух. Дух проходит в своем развитии несколько стадий: бытие-в-себе, бытие-для-другого и бытие-в-себе и для-себя. Сам Гегель объясняет эту схему на примере зарождения человеческой жизни и становления человека: сначала эмбрион, затем ребенок, наконец, сложившаяся личность.


Изложение гегелевской философии следует начать с понятия бытия. На первый взгляд, данное понятие имеет всеохватывающий характер, но это не так. Само по себе оно ничего не означает, это голая абстракция. Здесь бытие тождественно небытию. Мы находимся в самом начале долгого путешествия понятия — от абстрактного, самого бедного по содержанию, к конкретному — более богатому.


Гегель оперирует категориями качества, количества и меры. Постепенные количественные изменения приводят к изменениям качественным. Количество переходит в качество, на основе старого рождается новое. Гегель формулирует главные законы диалектики: «закон единства и борьбы противоположностей» и «закон отрицания отрицания».


Развитие определяется борьбой противоположностей, которые составляют суть каждого понятия. Противоречия, внутренне присущие понятию, подлежат «снятию». Этот процесс предстает в виде триады: тезис — антитезис (отрицание) — синтез (отрицание отрицания). Так появляется новое понятие, которое в «снятом», т. е. преображенном, виде содержит и тезис, и антитезис и делается более богатым, чем предыдущее. Это помогает проникать в сущность, того, что закрыто для чувственного опыта, того, что нам не является непосредственно. Сущность явления, отделенная от всего случайного, и является истинной действительностью. Ее Гегель называет «идеей». Он пишет о теоретической идее — интеллекте, имея в виду познание как таковое, и о практической идее — воле. Единство интеллекта и воли дает нам абсолютную идею, полное тождество теории и практики. Идея и «есть единственный предмет и содержание философии», — пишет Гегель.


Философия состоит из целого ряда наук, которые изучают идею в разных ее проявлениях. Сначала идея предстает как логическая идея и изучается логикой, затем переходит в природу и изучается философией природы, наконец, проявляет себя как дух и изучается философией духа.


Философия духа — это философия человека, общества и духовной культуры. Она разделяется на три части: философию субъективного духа, объективного духа и абсолютного духа. Философия субъективного духа занимается человеком. Предмет философии объективного духа — право, общество и государство. Абсолютный дух — сфера искусства, религии и философии. В этой схеме, как и в других схемах Гегеля, есть некоторая надуманность, но основная его мысль понятна. Человек «объективируется» в отношениях с другими людьми, его развитие предполагает вступление в сферу объективного духа, т. е. в человеческое общество. В ходе этого процесса происходит осуществление понятия свободы и соответственно права.


В отличие от Канта, Гегель полагает, что свобода (как, впрочем, все в этом мире) познаваема. «Идея права есть свобода, и истинное ее понимание достигается лишь тогда, когда она познается в ее понятии и наличном бытии этого понятия». Коль скоро мир разумен, то свободен тот, кто, познав этот разум, правильно мыслит, решает и поступает, поэтому свобода и есть воля в единстве с интеллектом. Свободная воля как бы движется, преодолевая преграды, к единству с мышлением. Происходит это так.


В свободной воле наличествуют два момента: всеобщий и особенный. Всеобщий представляет собой чистую неопределенность, полную абстракцию. Всеобщее подавляет особенное, отрицает его. В качестве примера такого проявления свободы воли Гегель приводит индуизм, где человек пребывает «лишь в знании своего простого тождества с собой, в этом простом пространстве своей внутренней глубины, подобно бесцветному свету в чистом созерцании, и отказа от всякой жизненной деятельности, всякой цели, всякого представления» (с. 71). Происходит как бы добровольное стремление к однообразию. Другой пример связан с насильственным подавлением всего выделяющегося. Это период террора Французской революции, «когда было уничтожено всякое различие талантов, всякого авторитета. Это было время содрогания, потрясения, непримиримости по отношению ко всему особенному, ибо фанатизм стремится к абстрактному, а не к расчлененному: если где-то выступают различия, он считает это противным своей неопределенности и упраздняет их» (с. 71–72). Итак, всеобщность стремится к однообразию либо через добровольный выбор, либо через насилие.


Момент особенного — это признание разнообразного, конкретизация и ограничение предмета воли. «Особенное, что волит воля, есть ограничение, ибо воля, чтобы быть волей, должна вообще себя ограничивать» (с. 73). Истинное понимание свободы воли возможно только в единстве всеобщего и особенного. «Это единство есть единичность, не по своей непосредственности как единица, а по своему понятию, или, другими словами, эта единичность по существу не что иное, как само понятие» (с. 74).


Гегель выделяет непосредственную, или природную, волю, произвол, и, наконец, подлинную свободу — истинную идею свободы.


Природная воля не свободна. Она лишь возможность, но не действительность, ибо осознания свободы еще не существует. Эта воля движима природными склонностями, вожделениями, влечениями. Она не способна принимать решения или делать выбор.


Произвол — это способностью решать и выбирать. Но произвол — свобода формальная, но не содержательная. По мнению Гегеля, именно так — формально — понимал свободу Кант, и в этом его ошибка. Произвольный выбор не свободен, а зависим от внешних и внутренних влияний, поэтому он случаен.


Свободен не любой произвольный поступок, но поступок разумный. Свободная воля — это «мыслящий интеллект» (с. 84). В разумном поступке снимается противоречие между формой и содержанием, в нем нет случайности, он необходим по своей сути, это поступок истинно нравственный. «Обыкновенный человек полагает, что он свободен, — пишет Гегель, — если ему дозволено действовать по своему произволу, между тем именно в произволе заключается причина его несвободы. Если я хочу разумного, то я поступаю не как обособленный индивид, а согласно понятиям нравственности вообще; в нравственном поступке я утверждаю значимость не самого себя, а сути. Совершая же нечто превратное, человек больше всего проявляет свою обособленность. Разумное — это дорога, по которой ходит каждый, на которой никто не выделяется. Когда великие художники завершают свое творение, можно сказать: да, таким оно должно быть; иными словами, обособленность художника совершенно исчезла и в произведении не проявляется какая-либо манера… Но чем хуже художник, тем отчетливее мы видим его самого, его обособленность и произвол. Если в рассмотрении произвола остановится на том, что человек может хотеть того или иного, то эта правда, есть его свобода; однако если твердо помнить, что содержание дано, то человек определяется им и именно в этом аспекте уже не свободен» (с. 81). В данном фрагменте выражена суть понимания свободы Гегелем. Оно непосредственно вытекает из убежденности в логичности мира. Свобода заключается не в свободном выборе (это произвол), а в правильном выборе, который только один. Совершить его можно, лишь познав разумность мира и действуя в соответствии с ней. Необходимо познать истину необходимости, а «истина необходимости есть, следовательно, свобода», — утверждает он. Путь к свободе лежит через познание сущности вещей, их разумного начала.


Само по себе разумное реализуется с необходимостью. Свобода — не борьба с необходимостью, а следование ей. Поэтому-то великий скульптор или художник незаметен. Ведь он познал необходимость, а она одна на всех. Получается, что свободные люди одинаковы, а общество свободных людей есть общество упорядоченное.


§ 2. Всемирная история как осуществление свободы


«Всемирная история есть не что иное, как развитие понятия свободы», — утверждает Гегель. Судя по всему, он, еще только приступая к работе над подготовкой лекций по философии истории, уже знал о том выводе, который последует. Всемирная история есть саморазвитие мирового духа, поэтому ход ее разумен, а значит, предсказуем.


Внешне ход истории определяется страстями человеческими. «Ближайшее рассмотрение истории убеждает нас в том, что действия людей вытекают из их потребностей, их страстей, их интересов, их характеров и способностей и притом таким образом, что побудительными мотивами в этой драме являются лишь потребности, страсти и интересы и лишь они играют главную роль» (Лекции по философии истории. С. 73). Но философия не занимается видимостью, она постигает сущность явлений. То, что частные интересы движут миром лишь иллюзия. На самом деле «эта неизмеримая масса желаний, интересов и деятельностей является орудием и средством мирового духа, для того чтобы достигнуть ими его цели, сделать ее сознательной и осуществить ее» (Лекции по философии истории. С. 77).


Каждый народ в истории привносит что-то свое в процесс познания свободы. Так, восточные народы знали, что один (т. е. правитель) свободен, греки и римляне знали, что некоторые свободны, так как сохраняли рабство, германцы же знают, что человек свободен как человек. Говоря словами Гегеля, происходит постепенное осознание духом своей свободы. Субъективное и объективное, особенное и всеобщее, воля и интеллект должны предстать в единстве. Этот процесс завершается созданием правильно организованного государства. Государство «оказывается благоустроенным и само в себе сильным, если частный интерес граждан соединяется с его общей целью… нужна борьба с частным интересом и страстями, трудная и продолжительная дисциплина, пока не станет осуществимым вышеупомянутое соединение» (Лекции по философии истории. С. 77).




История политических и правовых учений. Курс лекций. 2-е издание. Учебное пособие

Данное учебное пособие представляет собой курс лекций, освещающих основные политико-правовые теории и доктрины, отражающих опыт прошлых поколений в исследовании проблем права, политики, государства, дающих обоснование основных понятий и терминов от теорий Древнего мира (Протагор, Горгий, Продик, Гиппий, Антифонт) до Нового времени (Гуго Гроций, Томас Гоббс, Джон Локк, Жан Жак Руссо и др.).<br> Пособие предназначено для студентов, аспирантов и преподавателей юридических, политологических, философских и других гуманитарных вузов и факультетов. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/istoriya_politicheskikh_i_pravovykh_ucheniy_kurs_lektsiy_2_e_izdanie_uchebnoe_posobie/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

179
Юридическая Козлихин И.Ю., Тимошина Е.М. История политических и правовых учений. Курс лекций. 2-е издание. Учебное пособие

Юридическая Козлихин И.Ю., Тимошина Е.М. История политических и правовых учений. Курс лекций. 2-е издание. Учебное пособие

Юридическая Козлихин И.Ю., Тимошина Е.М. История политических и правовых учений. Курс лекций. 2-е издание. Учебное пособие

Данное учебное пособие представляет собой курс лекций, освещающих основные политико-правовые теории и доктрины, отражающих опыт прошлых поколений в исследовании проблем права, политики, государства, дающих обоснование основных понятий и терминов от теорий Древнего мира (Протагор, Горгий, Продик, Гиппий, Антифонт) до Нового времени (Гуго Гроций, Томас Гоббс, Джон Локк, Жан Жак Руссо и др.).<br> Пособие предназначено для студентов, аспирантов и преподавателей юридических, политологических, философских и других гуманитарных вузов и факультетов. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/istoriya_politicheskikh_i_pravovykh_ucheniy_kurs_lektsiy_2_e_izdanie_uchebnoe_posobie/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

Внимание! Авторские права на книгу "История политических и правовых учений. Курс лекций. 2-е издание. Учебное пособие" (Козлихин И.Ю., Тимошина Е.М.) охраняются законодательством!