Юридическая Козлихин И.Ю., Тимошина Е.М. История политических и правовых учений. Курс лекций. 2-е издание. Учебное пособие

История политических и правовых учений. Курс лекций. 2-е издание. Учебное пособие

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 16.09.2015
ISBN: 9785392198207
Язык:
Объем текста: 420 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Раздел I. Политические и правовые учения в Древней Греции и Риме. Введение

Глава 1. Софисты

Глава 2. Сократ

Глава 3. Платон

Глава 4. Аристотель

Глава 5. Эпикурейская и стоическая школы

Глава 6. Полибий

Глава 7. Цицерон

Заключение

Раздел II. Политические и правовые учения в Средние века. Введение

Глава 1. Евсевий Кесарийский

Глава 2. Иоанн Златоуст

Глава 3. Августин

Глава 4. Фома Аквинский

Заключение

Раздел III. Политические и правовые учения эпохи Возрождения и Нового времени. Введение

Глава 1. Никколо Макиавелли

Глава 2. Жан Боден

Глава 3. Гуго Гроций

Глава 4. Томас Гоббс

Глава 5. Джон Локк

Глава 6. Шарль Луи де Монтескье

Глава 7. Жан Жак Руссо

Глава 8. Иммануил Кант

Глава 9. «Федералист»

Заключение

Раздел IV. Политические и правовые учения XIX века. Введение

Глава 1. И. Бентам

Глава 2. Г. В. Ф. Гегель

Глава 3. Историческая школа права

Глава 4. Дж. Остин

Глава 5. Марксизм (К. Маркс, Ф. Энгельс)

Глава 6. Р. фон Иеринг

Глава 7. Г. Еллинек

Заключение



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 2. Жан Боден


Жан Боден (1530–1596) жил в период религиозных войн, сотрясавших Францию почти весь ХVI век. Он учился, а затем преподавал в Академии Тулузы, был адвокатом, прокурором и мэром Лиона. Занимался научной деятельностью. На всех своих поприщах он отстаивал идею сильной королевской власти. Основные работы Бодена «Метод легкого постижения истории» (1566) и «Шесть книг о государстве» (1576).


§ 1. Понятие и происхождение государства


В «Шести книгах о государстве» Жан Боден дает следующее определение государства: «Государство — это правовой способ управления суверенной властью многими семьями и тем, что принадлежит им сообща» (1.1). Сравнивая его с традиционным современным определением, выделим используемые здесь понятия: «правовой способ управления» (по Бодену, в это понятие включается как публичный характер власти, так и управление посредством законов), «народ» («многие семьи»), «государственное имущество» («то, что принадлежит всем семьям сообща»), «суверенная власть». Налицо все основные выделяемые в современной науке признаки государства, кроме территориальной обособленности, однако отсутствие последнего легко объяснимо. В ту историческую эпоху он не мог считаться достаточно значимым, так как все крупные государства представляли собой обширные империи, не имеющие четких границ, и ограничивались подчас не столько конкретными географическими координатами, сколько неопределенными «сферами влияния», т. е. пределами распространения своей власти и контроля на конкретных субъектов. Боден прямо пишет об этом в своей ранней работе «Метод легкого постижения истории» (155).


В учении Бодена государство отделено от личности властителя и не сливается с ним, это совершенно самостоятельный общественный институт, который противопоставляется как отдельным гражданам, так и их самодеятельным объединениям. Поэтому философ изучает государство в том числе и в отношении к внешним образованиям, т. е. к другим государствам, межгосударственным союзам и пр. Он указывает на наличие у государства различных прав и обязанностей, например, правомочий собственника имущества. Боден пишет и о договорах между государствами, которые должны неукоснительно соблюдаться всеми суверенами, об особом международном военном праве. Все это позволяет считать его основателем науки публичного, государственного права как особой отрасли юриспруденции.


Боден не всегда последовательно проводит различение общества и государства, в его эпоху эта концепция только завоевывает популярность среди политических философов по мере того, как складывается государство в его современном понимании — государство-субъект, дублирующее многие социальные структуры, но не равное обществу. Тем не менее в ряде случаев он указывает на такой признак. Среди примеров необходимо отметить слова Бодена о различии первичных и последующих причин объединения людей — сначала просто в общество ради реализации общих (совпадающих) интересов частных лиц, а затем уже в государство, когда общество перерождается и возникает структура, занимающаяся особыми общественными интересами (1.1). Только таким подходом можно логично объяснить кажущуюся противоречивость, с которой Боден разрешает вопрос о происхождении государства, так как здесь он сочетает все возможные концепции: от патриархальной до договорной и теории насилия. Как пишет сам философ, первоначально общество возникает на основе семейных отношений из рода. С развитием человеческого сообщества, с увеличением числа его членов родственные связи слабеют и на первое место в качестве объединяющего людей начала выходит стремление к более удобной, спокойной и обеспеченной жизни. Оно принимает характер общего интереса в сохранении общества и создании на его основе государства в результате добровольного соглашения. Но может так случиться, что люди не успели создать именно такое договорное государство и кто-то сумел навязать обществу свою волю насилием, превратив ее в закон, что также является одним из путей происхождения государства. Как бы то ни было, путем договора или путем завоевания «родовое общество разрастается в общество политическое» (212; (1.6)), т. е. «насилием со стороны некоторых, которые более сильны, чем другие, либо властью кого-то другого», основанной «на определенных правах и условиях, возникших в результате соглашения между правителями и управляемыми» (1.6), создается государство. Поэтому следует признать, что патриархальная теория используется им для объяснения феномена возникновения общества, а уже собственно государство образуется путем договора или насилия.


Важным аргументом в пользу вышеуказанного утверждения о различии государства и общества является также и описание Боденом понятия народа. Философ считает, что народ — это не просто совокупность населения, как может показаться на первый взгляд. Народ — это всегда структурированная общность семей, связанных единством языка, религии, культуры, обычаев (154, 166). Единственное его отличие от государства — в том, что в такой общности отсутствует закон, т. е. властное повеление суверена (1.8; 201), поскольку в этой общности преобладают горизонтальные, а не вертикальные отношения. Итак, государство, согласно Бодену, вырастает на основе общества, структурированного по семейному принципу.


Учение о государственном суверенитете, столь прочно в настоящее время связанное с именем Бодена, начинает свое развитие, конечно, задолго до него главным образом в виде полновластия правителя в законодательной сфере. Во-первых, данные теории были ограниченными, за исключением, может быть, аристотелевского учения об автаркии, а во-вторых, они говорили о суверенитете не государства, а государя, т. е. правителя. Боден же, увидевший зарождение государства нового типа, преодолел эту традицию, превратив суверенитет из набора правомочий собственника, господина над государством (населением, ресурсами и проч.), в саму сущность государственности, государственную волю, и в этом состоит его главнейшая заслуга как теоретика государства.




История политических и правовых учений. Курс лекций. 2-е издание. Учебное пособие

Данное учебное пособие представляет собой курс лекций, освещающих основные политико-правовые теории и доктрины, отражающих опыт прошлых поколений в исследовании проблем права, политики, государства, дающих обоснование основных понятий и терминов от теорий Древнего мира (Протагор, Горгий, Продик, Гиппий, Антифонт) до Нового времени (Гуго Гроций, Томас Гоббс, Джон Локк, Жан Жак Руссо и др.).<br> Пособие предназначено для студентов, аспирантов и преподавателей юридических, политологических, философских и других гуманитарных вузов и факультетов. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/istoriya_politicheskikh_i_pravovykh_ucheniy_kurs_lektsiy_2_e_izdanie_uchebnoe_posobie/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

179
Юридическая Козлихин И.Ю., Тимошина Е.М. История политических и правовых учений. Курс лекций. 2-е издание. Учебное пособие

Юридическая Козлихин И.Ю., Тимошина Е.М. История политических и правовых учений. Курс лекций. 2-е издание. Учебное пособие

Юридическая Козлихин И.Ю., Тимошина Е.М. История политических и правовых учений. Курс лекций. 2-е издание. Учебное пособие

Данное учебное пособие представляет собой курс лекций, освещающих основные политико-правовые теории и доктрины, отражающих опыт прошлых поколений в исследовании проблем права, политики, государства, дающих обоснование основных понятий и терминов от теорий Древнего мира (Протагор, Горгий, Продик, Гиппий, Антифонт) до Нового времени (Гуго Гроций, Томас Гоббс, Джон Локк, Жан Жак Руссо и др.).<br> Пособие предназначено для студентов, аспирантов и преподавателей юридических, политологических, философских и других гуманитарных вузов и факультетов. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/istoriya_politicheskikh_i_pravovykh_ucheniy_kurs_lektsiy_2_e_izdanie_uchebnoe_posobie/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

Внимание! Авторские права на книгу "История политических и правовых учений. Курс лекций. 2-е издание. Учебное пособие" (Козлихин И.Ю., Тимошина Е.М.) охраняются законодательством!