Юридическая Козлихин И.Ю., Тимошина Е.М. История политических и правовых учений. Курс лекций. 2-е издание. Учебное пособие

История политических и правовых учений. Курс лекций. 2-е издание. Учебное пособие

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 16.09.2015
ISBN: 9785392198207
Язык:
Объем текста: 420 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Раздел I. Политические и правовые учения в Древней Греции и Риме. Введение

Глава 1. Софисты

Глава 2. Сократ

Глава 3. Платон

Глава 4. Аристотель

Глава 5. Эпикурейская и стоическая школы

Глава 6. Полибий

Глава 7. Цицерон

Заключение

Раздел II. Политические и правовые учения в Средние века. Введение

Глава 1. Евсевий Кесарийский

Глава 2. Иоанн Златоуст

Глава 3. Августин

Глава 4. Фома Аквинский

Заключение

Раздел III. Политические и правовые учения эпохи Возрождения и Нового времени. Введение

Глава 1. Никколо Макиавелли

Глава 2. Жан Боден

Глава 3. Гуго Гроций

Глава 4. Томас Гоббс

Глава 5. Джон Локк

Глава 6. Шарль Луи де Монтескье

Глава 7. Жан Жак Руссо

Глава 8. Иммануил Кант

Глава 9. «Федералист»

Заключение

Раздел IV. Политические и правовые учения XIX века. Введение

Глава 1. И. Бентам

Глава 2. Г. В. Ф. Гегель

Глава 3. Историческая школа права

Глава 4. Дж. Остин

Глава 5. Марксизм (К. Маркс, Ф. Энгельс)

Глава 6. Р. фон Иеринг

Глава 7. Г. Еллинек

Заключение



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 5. Марксизм (К. Маркс, Ф. Энгельс)


Карл Маркс (1818–1883) и Фридрих Энгельс (1820–1895) — основоположники материалистической философии и социологии, частью которых является классовая теория государства и права. В своих трудах они пытались обосновать преходящий характер государства и права, неизбежность пролетарской революции и построения бесклассового и безгосударственного общества. К основным произведениям, касающимся вопросов государства и права, следует отнести совместно написанные работы «Немецкая идеология» (1847), «Манифест коммунистической партии» (1848), работы Маркса «Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.» (1850), «18 Брюмера Луи Бонапарта» (1852), «К критике политической экономии» (1859), «Капитал» (1867–1894), «Гражданская война во Франции» (1871), «Критика Готской программы» (1875) и работа Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884).


§ 1. Материалистическое понимание истории


Огромное влияние на Маркса оказала философия Гегеля, но в то же время марксизм вырос из критики гегелевского идеализма. Так же как и Гегель, Маркс и Энгельс пытались проследить цепочку причинно-следственных связей и открыть законы социального развития. В отличие от Гегеля эти законы они увидели не в сфере духа, а в условиях материальной жизни. Этот основополагающий вывод Маркс и Энгельс сделали уже в первых совместных работах. По их мнению, представление о том, что идеи правят миром иллюзорно: «Идея неизменно посрамляла себя, как только она отделялась от интереса».


Общественное сознание всецело определяется общественным бытием (материальными условиями жизни). Поэтому и сознание людей должно объясняться из их бытия, а не наоборот. Такой способ объяснения социальных процессов и получил название «материалистическое понимание истории», суть которого обобщил Маркс: «Общий результат, к которому я пришел и который послужил затем руководящей нитью в моих дальнейших исследованиях, может быть кратко сформулирован следующим образом. В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли независящие отношения — производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается политическая и юридическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание» (4, 137).


Итак, производительные силы, т. е. рабочая сила и средства производства, образуют базис общества, а государство, право, мораль, религия и т. д. образуют нечто производное от базиса и зависимое от него — надстройку общества. В связи с этим у надстроечных явлений, включая государство и права, нет своей собственной истории (2, 20, 74.) Чтобы понять их сущность, необходимо исследовать основы, базис. Конечные причины «всех общественных изменений и политических переворотов, — писал Энгельс, — надо искать не в головах людей, не в возрастающем понимании ими вечной истины и справедливости, а в изменении способа производства и обмена; их надо искать не в философии, а в экономике соответствующей эпохи» (5, 322). Для Маркса и Энгельса эта связь самоочевидна. Однако у историков, политиков, государствоведов, юристов связь с экономическими факторами теряется окончательно. Энгельс с возмущением пишет: «Государственное и гражданское право рассматриваются как самостоятельные области, которые имеют свое независимое историческое развитие, которые сами по себе поддаются систематическому изложению и требуют такой систематизации путем последовательного искоренения всех внутренних противоречий» (6, 322). Поэтому во всех случаях, когда Маркс и Энгельс касаются вопросов государства и права, они обращаются, прежде всего, к причинам их появления и существования и таким образом пытаются раскрыть их сущность.


§ 2. Сущность государства


Идея классов и классовой борьбы пронизывает все произведения Маркса и Энгельса. Классы, по их мнению, возникли на определенном этапе развития человечества и вступили в антагонистические противоречия другом. Эти противоречия оказались причиной неустранимой классовой борьбы, которая должна завершиться победой последнего эксплуатируемого класса — пролетариата и построением бесклассового общества. Собственно говоря, открытие именно этой закономерности Маркс считал своим главным достижением. «То, что я сделал нового, — писал Маркс, — состояло в доказательстве следующего: 1) что существование классов связано лишь с определенными фазами развития производства, 2) что классовая борьба необходимо ведет к диктатуре пролетариата, 3) что эта диктатура сама составляет лишь переход к уничтожению всяких классов и к обществу без классов…» (4, 510). В «Манифесте Коммунистической партии» Маркс и Энгельс декларировали: «История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов.




История политических и правовых учений. Курс лекций. 2-е издание. Учебное пособие

Данное учебное пособие представляет собой курс лекций, освещающих основные политико-правовые теории и доктрины, отражающих опыт прошлых поколений в исследовании проблем права, политики, государства, дающих обоснование основных понятий и терминов от теорий Древнего мира (Протагор, Горгий, Продик, Гиппий, Антифонт) до Нового времени (Гуго Гроций, Томас Гоббс, Джон Локк, Жан Жак Руссо и др.).<br> Пособие предназначено для студентов, аспирантов и преподавателей юридических, политологических, философских и других гуманитарных вузов и факультетов. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/istoriya_politicheskikh_i_pravovykh_ucheniy_kurs_lektsiy_2_e_izdanie_uchebnoe_posobie/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

179
Юридическая Козлихин И.Ю., Тимошина Е.М. История политических и правовых учений. Курс лекций. 2-е издание. Учебное пособие

Юридическая Козлихин И.Ю., Тимошина Е.М. История политических и правовых учений. Курс лекций. 2-е издание. Учебное пособие

Юридическая Козлихин И.Ю., Тимошина Е.М. История политических и правовых учений. Курс лекций. 2-е издание. Учебное пособие

Данное учебное пособие представляет собой курс лекций, освещающих основные политико-правовые теории и доктрины, отражающих опыт прошлых поколений в исследовании проблем права, политики, государства, дающих обоснование основных понятий и терминов от теорий Древнего мира (Протагор, Горгий, Продик, Гиппий, Антифонт) до Нового времени (Гуго Гроций, Томас Гоббс, Джон Локк, Жан Жак Руссо и др.).<br> Пособие предназначено для студентов, аспирантов и преподавателей юридических, политологических, философских и других гуманитарных вузов и факультетов. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/istoriya_politicheskikh_i_pravovykh_ucheniy_kurs_lektsiy_2_e_izdanie_uchebnoe_posobie/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

Внимание! Авторские права на книгу "История политических и правовых учений. Курс лекций. 2-е издание. Учебное пособие" (Козлихин И.Ю., Тимошина Е.М.) охраняются законодательством!