|
ОглавлениеРаздел I. Политические и правовые учения в Древней Греции и Риме. Введение Глава 5. Эпикурейская и стоическая школы Раздел II. Политические и правовые учения в Средние века. Введение Раздел III. Политические и правовые учения эпохи Возрождения и Нового времени. Введение Глава 6. Шарль Луи де Монтескье Раздел IV. Политические и правовые учения XIX века. Введение Глава 3. Историческая школа права Глава 5. Марксизм (К. Маркс, Ф. Энгельс) Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгуГлава 1. И. БентамИеремия Бентам (1748–1832) родился в Лондоне. По образованию Бентам — профессиональный юрист, однако практической юриспруденции он предпочел теоретические изыскания в данной области. С начала 70-х гг. XVIII в. молодой юрист полностью посвятил себя изучению и реформированию права. Творческое наследие мыслителя весьма многообразно. Им были созданы работы по теории права, конституционному, гражданскому, уголовному и международному праву, уголовному процессу, пенологии. К основным произведениям Бентама относятся «Комментарий комментариев» (1775, работа содержит анализ и резкую критику работы В. Блэкстона «Комментарии к законам Англии»), «Фрагмент о государственном правлении» (1776), «Введение в основания нравственности и законодательства» (1780), «О законах вообще» (1782), «Паноптикон» (1785–1787), «Анархические софизмы» (1795). Многие произведения мыслителя были опубликованы значительно позже его смерти. § 1. Методологические основы учения о правеНевозможно составить представление о правовом учении Бентама, не учитывая методологии исследования социальных (в том числе и юридических) явлений, которой пользовался этот мыслитель. Можно отметить следующие особенности его методологии. Прежде всего, для его правового учения характерен рационализм и гносеологический оптимизм. В этом он следует традициям эпохи Просвещения. Для его рассуждений характерна вера в человеческий разум и его неограниченные возможности, в необходимость пересмотра общественных ценностей (в том числе и правовых), чересчур критичное отношение к господствующим философским и политическим традициям, нападки на религию как суеверие и мораль как предрассудок, защита гуманистических идей. Разум, составляющий предмет веры Бентама, трактуется ученым в духе Просвещения. Во-первых, разум ограничен рамками опыта, обобщает опытные данные и контролируется опытом. Во-вторых, это внеисторический, абстрактный разум. Рассуждения английского утилитариста лишены исторического измерения. В исследовании права Бентам воспринял методологию, характерную для естественных наук, и применил ее в юриспруденции (особенно часто он использовал классификацию, заимствованную из ботаники). Философской основой учения Бентама о праве и законодательстве послужил номинализм, проявившийся в его учении о сущностях. Согласно этой теории все существительные делятся на два вида: имена реальных сущностей и имена фиктивных сущностей. Реальная сущность — это явление, существование которого человек ясно осознает и убежден в нем. Фиктивные же сущности — это понятия, о которых говорится, что они действительно существуют, грамматически они выражаются (как и реальные сущности) в форме существительных, но на самом деле объективно не существуют. Это не более чем лингвистические конструкции. Самый главный недостаток фиктивных сущностей состоит в том, что люди принимают эти словесные конструкции за реально существующие вещи. Сформулировав учение о сущностях, мыслитель отнес к фиктивным сущностям некоторые юридические категории и выдвинул требование перевода этих фиктивных сущностей в реальные посредством созданного им метода парафразы. Основой учения Бентама о праве и законодательстве выступил принцип полезности. Этот принцип имел две формулировки: принцип «наибольшего счастья» и принцип страдания и удовольствия как главных двигателей поведения индивида. Целью законодательства должно стать обеспечение наибольшего счастья наибольшего числа людей, а средством для достижения этой цели является воздействие законодателя на чувствительность человека, использование страдания и удовольствия в качестве стимулов к тому или иному поведению. Детальной разработкой принципа полезности и рассмотрением его влияния на нравственность и законодательство Бентам снискал славу основателя философской системы утилитаризма (лат. utilitas — польза, полезность). § 2. Сущность права и его понятиеБентам рассматривает сущность и понятие права с самых разных сторон — с точки зрения онтологии, гносеологии и аксиологии права. Опираясь на учение о реальных и фиктивных сущностях, Бентам признает право фиктивной сущностью, т. е. чем-то несуществующим, не встречающимся в объективном мире. Это лишь абстрактное понятие, созданное человеческим разумом, оно может использоваться в научных рассуждениях, однако в реальности не существует. Реальной сущностью, которая соответствует понятию права, является закон. «Что же такое тогда право? Это термин собирательного характера, означающий всю совокупность (либо какую-либо ее часть, как кому будет угодно) объектов, к каждому из которых может быть приложено индивидуальное название закона, если употреблять этот термин в его естественном и очевидном значении. Следовательно, под правом вообще мы понимаем все законы, которые существуют, либо какой-то один закон, либо несколько законов, как кому будет угодно». Таким образом, онтологически право совпадает с законодательством. Внимание! Авторские права на книгу "История политических и правовых учений. Курс лекций. 2-е издание. Учебное пособие" (Козлихин И.Ю., Тимошина Е.М.) охраняются законодательством! |