|
ОглавлениеРаздел I. Политические и правовые учения в Древней Греции и Риме. Введение Глава 5. Эпикурейская и стоическая школы Раздел II. Политические и правовые учения в Средние века. Введение Раздел III. Политические и правовые учения эпохи Возрождения и Нового времени. Введение Глава 6. Шарль Луи де Монтескье Раздел IV. Политические и правовые учения XIX века. Введение Глава 3. Историческая школа права Глава 5. Марксизм (К. Маркс, Ф. Энгельс) Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгуГлава 6. Р. фон ИерингРудольф фон Иеринг (1818–1892) получил образование в Гейдельбергском, Мюнхенском и Геттингенском университетах; являлся ординарным профессором в университетах Базеля, Ростока, Киля, Гиссена, Вены и Геттингена. Еще при жизни за заслуги в юридической науке он был удостоен мраморного бюста в Геттингенском университете. Основными его произведениями являются «Дух римского права на различных ступенях его развития» (1852–1865), «Борьба за право» (1872), «Цель в праве» (1877–1883). § 1. Критика исторической школы права и философии естественного праваВ молодости Иеринг испытал серьезное влияние исторической школы права, и даже первый том «Духа римского права» он посвятил памяти «великого» Г. Ф. Пухты. Так Иеринг отдал должное учителям и занялся последовательным опровержением их взглядов. Весной 1872 г., в докладе, сделанном на заседании Венского юридического общества и изданном вскоре в виде брошюры под названием «Борьба за право», Иеринг признался: «Это — тот взгляд (историческая школа. — И. К. ) на возникновение права, с которым я сам в свое время оставил университет, и под влиянием которого я находился в течение многих лет». И затем дал резкую характеристику исторической школе права: «Будучи, в качестве теоретического воззрения, ложной, но безопасной, она является в качестве политического принципа одним из опаснейших лжеучений, какие только можно представить себе, так как в этой области, где человек должен действовать и при этом действовать с полным, ясным сознанием цели и с напряжением всех своих сил, она утешает его тем, что дело делается само собою, и что он поступит лучше всего, если сложит руки и будет с доверием ожидать, что постепенно появится на свет из мнимого первоисточника права — национального правового убеждения» (Борьба… С. 20). Такая резкость не была случайной. Основные идеи исторической школы права находились в полном противоречии с взглядами самого Иеринга. Если историческая школа подчеркивала исключительность и самобытность каждой национальной правовой системы, то Иеринг подчеркивал принцип всеобщности в праве. В «Духе римского права» он иронизировал по поводу отношения Савиньи к римскому праву, который, как известно, подчеркивал его значение для развития права германского. Эта позиция Савиньи, по убеждению Иеринга, находится в полном противоречии с программой исторической школы права, которая видит содержание права в истории нации, а не произволе. Если строго следовать ее постулатам, то влияние римского права на германское не имеет никакого оправдания. «Странная ирония научной судьбы! Мысль, которая должна нанести римскому праву смертельный удар, призывается спасти ему жизнь, знамя национальности права развертывается в пользу римского права, против тех, которые хотят сделать из этой мысли правду. Римское право в течении времени сделалось нашим — этим изворотом думали поставить его под защиту принципа национальности. Пусть так, но какое слово оправдания найдет это учение в пользу того, что римское право сделалось нашим?» Что касается теории естественного права, то он называл ее «зловредной» за чрезмерную «индивидуалистичность» и противопоставление индивида обществу. Однако одну заслугу он все же признал за ней: отстаивание идеи всеобщности права независимо от места и времени (Дух… С. 9). Сам он думал также, но находил иные аргументы, нежели сторонники теории естественного права. «Вопрос об усвоении чужих учреждений права, — писал он, — не есть вопрос национальности, но просто вопрос пользы, нужды. Никто не будет доставать издалека то, что у него есть дома так же хорошо или лучше, но только глупец отвергнет хинную кору на том основании, что она выросла не на его капустнике» (Дух… С. 7). Иеринг призывает преодолеть узкие границы национальных правовых систем и создать единую юридическую науку, которая бы получила в «форме сравнительного правоведения характер всемирности» (Дух… С. 12). § 2. Предмет юридической наукиИеринг исходит из органических представлений о праве. Право, пишет он, как и любой другой организм «может подвергнуться двойному исследованию — анатомическому и физиологическому; первое имеет своим предметом его составные части и их отношения друг к другу, т. е. его структуру, второе — его функции» (Дух… С. 22). Анатомическое строение, или структура, права существует объективно. Главное правильно ее выразить, иными словами познать и сформулировать право. Процесс познания права идет двумя путями. С одной стороны, право выражается непосредственно народом, с другой — законодателем, «высказывающим и признающим право, уже существующее в форме нравственного или обычного права». Затем в дело вступают юридическая наука и практика (Дух… С. 23). Сначала мы как бы наблюдаем существующие правовые положения, т. е. то, что постоянно совершается, повторяется и воспринимается как должное (Дух… С. 23). Но это лишь внешняя сторона мира права. Здесь мало знания и много чувства. «Вы поняли, — пишет Иеринг, — самую ничтожную часть из того мира права, который вас окружает, большая часть его не попадается вам на глаза и живет только в вашем чувстве; вы состоите в правовых отношениях, их не зная, вы действуете по нормам, которых ни один из вас не высказал; правовые положения, о которых вы имеете понятие, представляют только отдельные отблески света, которые бросает в ваше сознание мир фактического права» (Дух… С. 25–26). Фактически существующее право должно быть сформулировано, т. е. выражено в словесной форме. Но словесная форма несовершенна, поэтому несовпадение фактического и сформулированного права неизбежно. Собственно говоря, это несовпадение и оправдывает существование юридической науки: «чисто научные формулирования находятся постоянно в текучем состоянии, принимают ежедневно новые формы…» (Дух… С. 27). Внимание! Авторские права на книгу "История политических и правовых учений. Курс лекций. 2-е издание. Учебное пособие" (Козлихин И.Ю., Тимошина Е.М.) охраняются законодательством! |