|
ОглавлениеРаздел I. Политические и правовые учения в Древней Греции и Риме. Введение Глава 5. Эпикурейская и стоическая школы Раздел II. Политические и правовые учения в Средние века. Введение Раздел III. Политические и правовые учения эпохи Возрождения и Нового времени. Введение Глава 6. Шарль Луи де Монтескье Раздел IV. Политические и правовые учения XIX века. Введение Глава 3. Историческая школа права Глава 5. Марксизм (К. Маркс, Ф. Энгельс) Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгуГлава 4. Фома АквинскийТоммазо, по-гречески — Фома (1225 (1226)–1274), родился в центральной Италии, недалеко от городка Аквино (отсюда и прозвище Фомы — Аквинский или Аквинат). Фома получил блестящее по тем временам образование: учился в Неаполитанском университете, где стал монахом-доминиканцем, затем у Альберта Великого в Париже и Кельне. Дальнейшая его судьба связана с преподавательской деятельностью. Он профессор теологии Парижского университета, преподает также в Риме, Неаполе и в других городах. Специально политическим вопросам посвящена его работа «О правлении государей» (1266), а в главном его труде «Сумма теологии», который он начал писать в 1266 г., но так и не завершил его, анализируются этические и собственно правовые проблемы. § 1. Учение о законахМир создан и управляется Божественным разумом, но это не исключает свободы человеческого выбора. Человек, созданный по образу и подобию Бога, также обладает разумом и волей. Бог оставляет человеку простор для принятия собственных решений: он самостоятельно использует свои волевые и интеллектуальные способности. Человеку свойственно стремиться к благу. Высшее благо — это познание Бога, но оно недостижимо в земном мире, поэтому человек сам определяет, что является для него благом и стремится к нему как к цели. Разум определяет цель, а воля движет к ней. На этом зиждется свобода выбора, который находится в нашей власти. Ссылаясь на Аристотеля, Фома пишет, что «выбор есть или желающий интеллект или интеллектуальное желание» (Сумма теологии. I. 88.3). Таким образом, мы имеем две стороны свободы выбора: желающую (волевую) и познающую (интеллектуальную). Душа человеческая несовершенна, поэтому возможны ошибки в выборе цели: «свободное произволение равным образом относится к избранию благого и злого» (Сумма теологии. I. 88.2). А раз так, то человека следует направить к благой цели, помочь его разуму и воле. Для этого есть два пути: убеждение, направленное на интеллект, и принуждение, направленное на волю. Советы, увещевания, приказы, запрещения, награды и наказания — вот способы воздействия на поведение людей. Без законов как нравственных, так и юридических, здесь не обойтись. В «Сумме теологии» Фома пишет о четырех видах законов: вечном, естественном, человеческом и божественном (последний дан в Ветхом и Новом Завете, и мы его касаться не будем). Они являются правилами человеческих поступков и направляют людей к общей цели. «Закон относится к тому, что составляет основу человеческих поступков, поскольку для них он является правилом и мерилом». Он установлен разумом и направлен к общему благу (Сумма теологии. I. 2.90.2). Вместе с тем каждый из этих законов имеет свою специфику. Внимание! Авторские права на книгу "История политических и правовых учений. Курс лекций. 2-е издание. Учебное пособие" (Козлихин И.Ю., Тимошина Е.М.) охраняются законодательством! |