|
ОглавлениеРаздел I. Политические и правовые учения в Древней Греции и Риме. Введение Глава 5. Эпикурейская и стоическая школы Раздел II. Политические и правовые учения в Средние века. Введение Раздел III. Политические и правовые учения эпохи Возрождения и Нового времени. Введение Глава 6. Шарль Луи де Монтескье Раздел IV. Политические и правовые учения XIX века. Введение Глава 3. Историческая школа права Глава 5. Марксизм (К. Маркс, Ф. Энгельс) Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгуГлава 1. Евсевий КесарийскийТрагический трехвековой путь, пройденный церковью, завершился победой церкви над миром, как казалось тогда немало пострадавшему от гонений Евсевию Памфилу, епископу Кесарии Палестинской (ок. 264 г. — ок. 340 г.), который писал: «после прежних мрачных зрелищ… мы удостоились созерцать и славословить то, что желали видеть на земле… многие истинные праведники и мученики Божии». Связанное с апокалиптическим настроением отвержение мира у первых христиан сменилось его принятием, стремлением устроить мир на христианских началах. Так как именно повеление императора покорило Рим христианской истине, возникла необходимость осознания промыслительного предназначения царской власти и христианизирующейся Римской империи. Впервые это и было сделано «отцом церковной истории» Евсевием Кесарийским. Среди сочинений Евсевия наибольший интерес представляют «Церковная история» (между 324 и 326 гг.), охватывающая период от Рождества до победы христианства при Константине, «Похвальное слово Константину» (ок. 335 г.) и «Жизнеописание Константина» (ок. 338 г.) § 1. Учение о божественном происхождении монархииПо мнению Евсевия Кесарийского, источником земной власти является вторая ипостась Бога — Бог-Слово, Иисус Христос. По представлению Евсевия Кесарийского, Слово Божье, выполняя роль некоего связующего начала между тварным миром и Богом-Отцом, роль «посредника и руководителя сущности рожденной (человека. — Е. Т.) к Нерожденному (Богу-Отцу. — Е. Т.)», является «Владыкою и Правителем вселенной», «благоговейно служащим славе Отца». Осуществляя замысел Бога-Отца, божественное Слово, обладающее полнотой силы для спасения мира, сообщило людям понятие о законном начальстве и царской власти. Оно, будучи «Отцом разумной и мыслящей сущности», создало субъективные основания для самой возможности власти, «начертав» в человеческой душе «образ верховного царствования», и «соделало ее животным царским, внушив ей... способность царствовать и повиноваться царской власти» (Похвальное слово Константину. С. 357–358). Таким образом, царская власть и способность повиновения ей являются божественным даром человеку, данным ему во исполнение божественного замысла о спасении творения. Внимание! Авторские права на книгу "История политических и правовых учений. Курс лекций. 2-е издание. Учебное пособие" (Козлихин И.Ю., Тимошина Е.М.) охраняются законодательством! |