Философия Гиренок Ф.И. Удовольствие мыслить иначе

Удовольствие мыслить иначе

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Философия
Издательство: Проспект
Дата размещения: 20.12.2016
ISBN: 9785392239993
Язык:
Объем текста: 270 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение, или иначе мыслить…

…О философии. I Философия как исследование пределов возможности мыслить иначе

II О коммуникативной природе современности

III Антропологическая катастрофа

IV Почему мысль приводит слова в замешательство?

V Почему археоавангард не постмодернизм

…О жизни. I Быть или казаться

II Красота и безобразное

III Мужество мыслителя

IV Вера и верность

V Про Новый год

VI О наивности

…О русской литературе. I А. С. Пушкин. Характер

II Н. В. Гоголь. Сущность человека и его грезы

III Страсти по Л. Н. Толстому

IV Ф. М. Достоевский. Записки аутиста

V А. П. Чехов. Мираж, или оптическая несообразность

VI И. А. Бунин. Иконостас русской жизни

VII Платонов, Сорокин и пустота

…О современном искусстве. I Исход к искусству археоавангарда

II Странное искусство и странные художники

III Лунгин. Двое на острове

IV Начало музыки Мартынова и конец времени композиторов

…О мысли в советской россии. I Советский дискурс

II Власть публичного. Э. В. Ильенков

III Последний европеец. М. К. Мамардашвили

IV Формализм мыследействия. Г. П. Щедровицкий

V Моральная экономика: третий путь. И. А. Стебут

VI Почему хозяйство софийно. С. Н. Булгаков

VII Социализм как социальная алхимия. А. В. Чаянов

…О России

I Россия как поле мистериальных игр бога

II Цивилизация и усадьба: два истока русского сознания

III К трансгрессии политкорректности

IV Эйдос русской империи

V В тоске по имперскому сознанию

VI Империя после модерна

VII Есть ли у империи столица?

VIII Переживет ли Россия постмодерн?

IX Сталин как эстетический жест

Предостережения. I О Европе

II Этос глобализма

III Герменевтика катастрофы, или что случилось с Америкой

IV В тоске по тотальности смысла

V Философия и интеллигенция

VI Россия и Европа: время ризом и симулякров

VII Почему я пессимист



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



II
О КОММУНИКАТИВНОЙ ПРИРОДЕ СОВРЕМЕННОСТИ


Существует ли природа у современности или не существует — не важно. Важно, что коммуникация манифестирует насилие и глобализацию. И в этом смысле она неприемлема.


1 Как образуется современность


В слове «современный» важна та его часть, которая передается смыслом прилагательного «временный». Быть временным — быть не навсегда, на время, на скорую руку, быть преходящим. Частица «со» указывает на собранность, на скученность людей, которые испуганы и потому объединены условностью преходящего. Мы все — временные, условные, случайные. И эта наша условность делает нас современниками, теми, кого склеивает одна эмоция. Все мы сдвинуты преходящим временем.


Никто из нас — не на своем месте. Все мы смещены в сторону от своего назначения. Современность — это мир сместившихся людей, мир изнанки реального, реализация бытия не на своем месте.


2 Коммуникация


Быть на своем месте — значит самому себе дать имя и тем самым овладеть полным бытием, которое не нуждается в коммуникации. Абсолютное забвение своей уместности составляет условие полной коммуницируемости. Сопротивление условности временного делает тебя одиноким, приближая к полноте бытия. Быть на своем месте — значит быть молчаливым, тогда как вступать в коммуникацию — значит сообщать о том, что ты не на месте, что тебя унесло потоком времени, что ты частичное существо. Коммуникация — это просто способ сожительства со временем, с условным, с частичностью.


Современность принципиально коммуникативна. Никто более не может уклониться от коммуникативных связей современности. Все — не на своем месте. Всем, как заблудившимся в лесу, нужно подавать голос, вступать в коммуникацию, плести связи диалога и полилога.


Для того чтобы коммуницировать, то есть быть вместе и одновременно быть в состоянии своей неуместности, нужно не только забыть о своей самости, но и необходимо научиться лгать, обманывать. Обман и ложь составляют содержание жизни коммуникативного целого. Истина некоммуникативна. Поэтому она подлежит знаковому забвению. Истина всегда сопряжена с символом, а символ — с молчанием. Не истина, а демагогия составляет коммуникативную перспективу современности. Ибо язык коммуникации говорит больше, чем хотят сказать.


Всякая коммуникация строится не в плане выражения, не потому, что есть «что сказать», а в плане ускользания слова к слову в порядке знака. Даже диалоги указательно беспредметны. В коммуникативном проекте современности диалоги образуют речь, которая ведет к болтовне, к бессмыслице. От болтовни уклоняются в нулевой коммуникации.


3 Нулевая коммуникация


Разговор с самим собой неуместен, несовременен, ибо он требует тишины молчания, в которой знак перестает быть знаком, отсылая к самому себе. Любой монолог устремляет речь к молчанию, к тем смыслам, которые в нем даны дословно, до коммуникации. Поэтому монолог как речь, стремящаяся к молчанию, не может быть встроен в коммуникативный проект современности. Люди коммуницируют в отсутствии смысла. Тогда как в присутствии смысла они молчат.


Коммуникация с самим собой является автокоммуникацией, в которой с самим собой коммуницируют как с другим, то есть себе сообщают о себе на языке другого. Если себе ничего не сообщают, то возникает нулевая коммуникация, в безъязыкости которой полностью устраняется другой и развертываются симулякры самотождественности: «мы», «я», «вы», «они».


4 Коммуникативное сознание


Идея коммуникации зарождается в сознании частичного человека, в горизонте его отчуждения от целого и одновременно в горизонте его свободы как оборотной стороны отчуждения. Безнадежная попытка по преодолению частичности и составляет нерв любой коммуникации, импульс к ее реализации.



Удовольствие мыслить иначе

В книге известного русского философа показано, что мысль является высшей формой эстетического удовольствия, которое получает человек в своей жизни. Мысль — это всегда новая мысль, которая приходит не когда ты хочешь, а когда она сама захочет. Метафора — это дом бытия для любой мысли. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/udovolstvie_myslit_inache/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

129
Философия Гиренок Ф.И. Удовольствие мыслить иначе

Философия Гиренок Ф.И. Удовольствие мыслить иначе

Философия Гиренок Ф.И. Удовольствие мыслить иначе

В книге известного русского философа показано, что мысль является высшей формой эстетического удовольствия, которое получает человек в своей жизни. Мысль — это всегда новая мысль, которая приходит не когда ты хочешь, а когда она сама захочет. Метафора — это дом бытия для любой мысли. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/udovolstvie_myslit_inache/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>