Удовольствие мыслить иначе
|
|
Возрастное ограничение: |
0+ |
Жанр: |
Философия |
Издательство: |
Проспект |
Дата размещения: |
20.12.2016 |
ISBN: |
9785392239993 |
Язык:
|
|
Объем текста: |
270 стр.
|
Формат: |
|
|
Оглавление
Введение, или иначе мыслить…
…О философии. I Философия как исследование пределов возможности мыслить иначе
II О коммуникативной природе современности
III Антропологическая катастрофа
IV Почему мысль приводит слова в замешательство?
V Почему археоавангард не постмодернизм
…О жизни. I Быть или казаться
II Красота и безобразное
III Мужество мыслителя
IV Вера и верность
V Про Новый год
VI О наивности
…О русской литературе. I А. С. Пушкин. Характер
II Н. В. Гоголь. Сущность человека и его грезы
III Страсти по Л. Н. Толстому
IV Ф. М. Достоевский. Записки аутиста
V А. П. Чехов. Мираж, или оптическая несообразность
VI И. А. Бунин. Иконостас русской жизни
VII Платонов, Сорокин и пустота
…О современном искусстве. I Исход к искусству археоавангарда
II Странное искусство и странные художники
III Лунгин. Двое на острове
IV Начало музыки Мартынова и конец времени композиторов
…О мысли в советской россии. I Советский дискурс
II Власть публичного. Э. В. Ильенков
III Последний европеец. М. К. Мамардашвили
IV Формализм мыследействия. Г. П. Щедровицкий
V Моральная экономика: третий путь. И. А. Стебут
VI Почему хозяйство софийно. С. Н. Булгаков
VII Социализм как социальная алхимия. А. В. Чаянов
…О России
I Россия как поле мистериальных игр бога
II Цивилизация и усадьба: два истока русского сознания
III К трансгрессии политкорректности
IV Эйдос русской империи
V В тоске по имперскому сознанию
VI Империя после модерна
VII Есть ли у империи столица?
VIII Переживет ли Россия постмодерн?
IX Сталин как эстетический жест
Предостережения. I О Европе
II Этос глобализма
III Герменевтика катастрофы, или что случилось с Америкой
IV В тоске по тотальности смысла
V Философия и интеллигенция
VI Россия и Европа: время ризом и симулякров
VII Почему я пессимист
Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу
VII ПЛАТОНОВ, СОРОКИН И ПУСТОТА
По пути Платонова идет в своих текстах Сорокин.
Из наблюдений аспиранта
Идет — так идет… Проверяю. Беру раннего Платонова, когда он еще не был Платоновым, а был журналистом, то есть умел ясно и коротко излагать свои мысли. Вот, например, его миниатюра «Одна душа у человека». В ней читаю: и первой функцией «человека была не мысль, не сознание, а половая страсть…». Замечу мимоходом, что эта мысль, как ни странно, еще и сегодня плохо понимается. Вернее, совсем не понимается. Что из нее следует? Что мысль — это крокодил, пожирающий эмоции, страсти. Что сознание изгоняет из жизни первобытные чувства. Конечно, Платонов за сознание и против страсти, ибо он за пролетариев и против буржуев, то есть он еще не знает, что сознание и эмоция — близнецы-братья.
Итак, у Платонова мысль — мечта, невеста человека. А как же быть с чувством, с эмоциями? Платонов отсылает нас к Достоевскому, которого он понимает не так, как Бахтин, не диалогично. Для Платонова мысль — это Мышкин, страсть — Рогожин, а их единство — Настасья Филипповна, вернее сам Достоевский. Что же это за единство? Это мысле-чувство, то есть «самый опасный, смертельный, неустойчивый момент, висение над бездной на травинке». Вот это «висение над бездной» — и есть архаическое непрерывно возобновляемое состояние, которое делает человека человеком. Это хаос, в котором не живут, а ищут жизнь. В нем царствует дипластия, конъюнкция того, что исключает друг друга. Это мир, «где ничего нет, где свобода, пустота и вихри мертвых пустынь».
В пустоте нет никакой предметности, а есть одни симулякры. Если мы пробьем гранитную стену жизни, образуем в ней провал и рискнем провалиться в этот провал, то он приведет нас к миру свободы, пустоты и вихрей мертвых пустынь. «Это тот мир, — говорит Платонов, — откуда истекают все другие миры — и Мышкин, и Рогожин…»
Этот путь давно пройден Вселенной, отгорожен от нас деабсурдизацией мира. Но он никуда не делся. Он рядом с нами. А Платонов думает, что раз он пройден, то он исчез. И только Достоевский со своей душой — Настасьей Филипповной — отстал и бродит там один, зовет нас и молится.
У раннего Платонова чудесный русский язык. Вот, например, как он видит Рогожина: «Рогожин — сама земля, ее черные мощные недра, вырвавшаяся еще бессознательная жизнь…» А вот взгляд на Мышкина: «Мышкин — наш родной брат. Он вышел уже из власти пола и вошел в царство сознания». Рогожин — не проснувшееся, почти не живущее существо, разница между ним, деревом и ветром небольшая. Мышкин — рыцарь мысли, великий дух. Любовь Мышкина к хилому, полуживому Платонов хочет превратить в борьбу за жизнь, в постройку железных дворцов. Мышкин тлеет, Платонов жаждет пламени, взрыва. Ему 21 год. И вот что он говорит в газете «Красная деревня» о любви. «Безмолвие любви — последнее познание двух душ, что одно. И женщина знает, что мир и небо и она — одно, что она такая неуловимая и непонятна, потому что отдалась всему, приобрела сердцем каждое дыхание».
Удовольствие мыслить иначе
В книге известного русского философа показано, что мысль является высшей формой эстетического удовольствия, которое получает человек в своей жизни. Мысль — это всегда новая мысль, которая приходит не когда ты хочешь, а когда она сама захочет. Метафора — это дом бытия для любой мысли.
<br><br>
<h3><a href="https://litgid.com/read/udovolstvie_myslit_inache/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>
Философия Гиренок Ф.И. Удовольствие мыслить иначе
Философия Гиренок Ф.И. Удовольствие мыслить иначе
В книге известного русского философа показано, что мысль является высшей формой эстетического удовольствия, которое получает человек в своей жизни. Мысль — это всегда новая мысль, которая приходит не когда ты хочешь, а когда она сама захочет. Метафора — это дом бытия для любой мысли.
<br><br>
<h3><a href="https://litgid.com/read/udovolstvie_myslit_inache/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>
|