Философия Гиренок Ф.И. Удовольствие мыслить иначе

Удовольствие мыслить иначе

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Философия
Издательство: Проспект
Дата размещения: 20.12.2016
ISBN: 9785392239993
Язык:
Объем текста: 270 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение, или иначе мыслить…

…О философии. I Философия как исследование пределов возможности мыслить иначе

II О коммуникативной природе современности

III Антропологическая катастрофа

IV Почему мысль приводит слова в замешательство?

V Почему археоавангард не постмодернизм

…О жизни. I Быть или казаться

II Красота и безобразное

III Мужество мыслителя

IV Вера и верность

V Про Новый год

VI О наивности

…О русской литературе. I А. С. Пушкин. Характер

II Н. В. Гоголь. Сущность человека и его грезы

III Страсти по Л. Н. Толстому

IV Ф. М. Достоевский. Записки аутиста

V А. П. Чехов. Мираж, или оптическая несообразность

VI И. А. Бунин. Иконостас русской жизни

VII Платонов, Сорокин и пустота

…О современном искусстве. I Исход к искусству археоавангарда

II Странное искусство и странные художники

III Лунгин. Двое на острове

IV Начало музыки Мартынова и конец времени композиторов

…О мысли в советской россии. I Советский дискурс

II Власть публичного. Э. В. Ильенков

III Последний европеец. М. К. Мамардашвили

IV Формализм мыследействия. Г. П. Щедровицкий

V Моральная экономика: третий путь. И. А. Стебут

VI Почему хозяйство софийно. С. Н. Булгаков

VII Социализм как социальная алхимия. А. В. Чаянов

…О России

I Россия как поле мистериальных игр бога

II Цивилизация и усадьба: два истока русского сознания

III К трансгрессии политкорректности

IV Эйдос русской империи

V В тоске по имперскому сознанию

VI Империя после модерна

VII Есть ли у империи столица?

VIII Переживет ли Россия постмодерн?

IX Сталин как эстетический жест

Предостережения. I О Европе

II Этос глобализма

III Герменевтика катастрофы, или что случилось с Америкой

IV В тоске по тотальности смысла

V Философия и интеллигенция

VI Россия и Европа: время ризом и симулякров

VII Почему я пессимист



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



…О РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ


I
А. С. ПУШКИН. ХАРАКТЕР


Вот Михайловское. Усадьба. Здесь жил когда-то Пушкин. А там — Тригорское, Вульфы. К ним Пушкин ходил в гости. Ухаживал за девушками.


Пушкин — это наше всё. Когда я увидел кушетку, на которой спал Пушкин, я ужаснулся. На ней трудно поместить себя и обычному человеку. А здесь «наше все» — и на маленькой кушетке. В смежной комнате, на сквозняке.


В любом человеке есть что-то наигранное, деланное. Пушкин абсолютно естественен. Он, как бабочка, не может не делать то, что делает. Бабочка летит. Пушкин пишет стихи. Веселится. Или грустит. Ну и грусть у него какая-то веселая, легкая, без истерики. Не как у Достоевского.


Он никого не представляет, ни от кого не зависит, нигде не служит. Пушкин разгуливает сам по себе. Он свободен, и его мало волнуют всякие права, «от коих не одна кружится голова».


И мало горя мне, свободно ли печать


Морочит олухов, иль чуткая цензура


В журнальных замыслах стесняет балагура.


Все это, видите ль, слова, слова.


Так уж повелось, что одни зависят от царя, от власти, другие — от народа. Но разница между ними случайная, неважная. Пушкин ни от кого не зависит. Вот что он говорит:


Не все ли нам равно? Бог с ними.


Никому


Отчета не давать, себе лишь самому


Служить и угождать. Для власти, для ливреи


Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи;


По прихоти своей скитаться здесь и там…


– вот счастье! Вот права…


Конечно, человеку легче в стае, в группе. Но за эту легкость нужно платить обязательствами перед корпорацией, то есть своей свободой. Пушкин не человек команды. Не элемент коллективного действия. Его душа уже сама по себе соборна, ибо не тождественна себе. Свобода существует только в момент твоего действия на самого себя. Она не существует в пространстве воздействия на другого. И Пушкин не сразу понял эту истину. И он глаголом жег сердца людей. Вот как Пушкин описывает свой опыт сеятеля свободы:


Свободы сеятель пустынный,


Я вышел рано, до звезды;


Рукою чистой и безвинной


В порабощенные бразды


Бросал живительное семя,


Но потерял я только время,


Благие мысли и труды.


Сеять свободу, то есть вращать глазами и пытаться изменить мир к лучшему — значит попусту терять время. Свобода уже есть внутри тебя, и ты волен ее принять. Как волен и отказаться от нее. Если ее нет у тебя, то ее и не будет. Единственное, что тебе нужно для поддержания своей благопристойной независимости — это, говорит Пушкин, деньги. Но если тебе не очень дорога благопристойность, то ты можешь отказаться и от денег.


Сам по себе человек глуп, жаден и зол. Поэтому сначала о людях нужно думать самое плохое, что можно вообразить. А потом видно будет. Давая наставление своему брату, Пушкин говорил ему: Лева, презирай людей, но самым вежливым образом. Будь холоден со всеми. Не фамильярничай с начальством. И самое главное, не будь дураком, не проявляй услужливости, а также обуздывай свое сердечное расположение. Никогда не принимай одолжений, не обольщайся дружбой, ибо тебя все равно обманут, подведут. И конечно, не забывай умышленных обид. На оскорбление же не отвечай оскорблениями, будь немногословен. Лучше молчи. И ради бога, не делай долгов, терпи нужду. В чем смысл этого наставления Пушкина? В том, что он предупреждает брата о коварстве мира наличного, о том, что в этом мире нет свободы, но есть соблазны. Этот мир может поймать тебя и связать, сделать зависимым.


Пушкин не демократ. Пушкин — умный человек. Он певец империи. Его даже масоны не сумели изменить. В «Зеленой лампе» он оказался случайно. Во время польских событий Пушкин всем сердцем желал скорейшей победы русскому оружию. «Бунт и революция, — признавался Пушкин в письме к масону Вяземскому, — мне никогда не нравились». Русская жизнь — грустная вещь. Чего стоит одно только наше исконное презрение к мысли. Уже от одного этого можно прийти в отчаяние. Ведь любая мысль — это целая философия. А она с неба не падает. Пушкин вынужден признать, что философия по-русски еще не изъяснялась. Да и сам русский язык наполовину состоит из иностранных слов.


Пушкин — православный. Это не Чаадаев, любитель низостей папизма и ярый критик византизма. «Ах, мой друг, — писал ему Пушкин, — разве сам Иисус Христос не родился евреем? И разве Иерусалим не был притчей во языцех? Евангелие от этого разве менее изумительно?» Чаадаев хотел Христа сделать католиком и масоном. Пушкин был против этого.


Пушкин — монархист, консерватор. У него цензор — царь, а не как-нибудь глупый чиновник. Вместе с тем Пушкина невозможно представить политкорректным. Он хулиган, хотя и не такой, как Есенин. В «Гаврилиаде» Пушкин богохульствует. Его дева Мария говорит:


Один, два, три! — как это им не лень?


Могу сказать, перенесла тревогу:


Досталась я в один и тот же день


Лукавому, архангелу и богу.


И в то же время Пушкин различает любовь от Бога и любовь как мелкое чувство. Вот у Татьяны Лариной любовь дарована небесами. Она не встречает случайно Онегина и затем в него влюбляется. Она сразу узнает в Онегине того, кого она любит, то есть она уже мистическим образом знает. Для Онегина любовь — это времяпрепровождение, для него любить — значит волочиться.


В красавиц он уж не влюблялся,



Удовольствие мыслить иначе

В книге известного русского философа показано, что мысль является высшей формой эстетического удовольствия, которое получает человек в своей жизни. Мысль — это всегда новая мысль, которая приходит не когда ты хочешь, а когда она сама захочет. Метафора — это дом бытия для любой мысли. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/udovolstvie_myslit_inache/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

129
Философия Гиренок Ф.И. Удовольствие мыслить иначе

Философия Гиренок Ф.И. Удовольствие мыслить иначе

Философия Гиренок Ф.И. Удовольствие мыслить иначе

В книге известного русского философа показано, что мысль является высшей формой эстетического удовольствия, которое получает человек в своей жизни. Мысль — это всегда новая мысль, которая приходит не когда ты хочешь, а когда она сама захочет. Метафора — это дом бытия для любой мысли. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/udovolstvie_myslit_inache/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>