Философия Гиренок Ф.И. Удовольствие мыслить иначе

Удовольствие мыслить иначе

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Философия
Издательство: Проспект
Дата размещения: 20.12.2016
ISBN: 9785392239993
Язык:
Объем текста: 270 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение, или иначе мыслить…

…О философии. I Философия как исследование пределов возможности мыслить иначе

II О коммуникативной природе современности

III Антропологическая катастрофа

IV Почему мысль приводит слова в замешательство?

V Почему археоавангард не постмодернизм

…О жизни. I Быть или казаться

II Красота и безобразное

III Мужество мыслителя

IV Вера и верность

V Про Новый год

VI О наивности

…О русской литературе. I А. С. Пушкин. Характер

II Н. В. Гоголь. Сущность человека и его грезы

III Страсти по Л. Н. Толстому

IV Ф. М. Достоевский. Записки аутиста

V А. П. Чехов. Мираж, или оптическая несообразность

VI И. А. Бунин. Иконостас русской жизни

VII Платонов, Сорокин и пустота

…О современном искусстве. I Исход к искусству археоавангарда

II Странное искусство и странные художники

III Лунгин. Двое на острове

IV Начало музыки Мартынова и конец времени композиторов

…О мысли в советской россии. I Советский дискурс

II Власть публичного. Э. В. Ильенков

III Последний европеец. М. К. Мамардашвили

IV Формализм мыследействия. Г. П. Щедровицкий

V Моральная экономика: третий путь. И. А. Стебут

VI Почему хозяйство софийно. С. Н. Булгаков

VII Социализм как социальная алхимия. А. В. Чаянов

…О России

I Россия как поле мистериальных игр бога

II Цивилизация и усадьба: два истока русского сознания

III К трансгрессии политкорректности

IV Эйдос русской империи

V В тоске по имперскому сознанию

VI Империя после модерна

VII Есть ли у империи столица?

VIII Переживет ли Россия постмодерн?

IX Сталин как эстетический жест

Предостережения. I О Европе

II Этос глобализма

III Герменевтика катастрофы, или что случилось с Америкой

IV В тоске по тотальности смысла

V Философия и интеллигенция

VI Россия и Европа: время ризом и симулякров

VII Почему я пессимист



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



II
СТРАННОЕ ИСКУССТВО И СТРАННЫЕ ХУДОЖНИКИ


1


Семема слова «странный» — сторона. Быть странным — значит быть сторонним, нездешним, чужим. Для художника естественно быть посторонним и неестественно быть своим. Он прохожий в том мире, в котором мы живем. Для нас он какой-то особенный, чудной. Не такой, как мы.


Мы обыватели. Он поверенный иного мира. Мы мещане. На нем видны следы неуместности его пребывания в мире. Художник — это политкорректное обозначение нестандартного способа существования шизофреника. Его удел — погибать, сходить с ума, бунтовать. Художник — это юродивый, больной и одновременно блаженный. Он, как Пифия, что-то говорит, а ты его слушаешь и стараешься понять смысл сказанного. Разгадываешь. Ибо он говорит на каком-то неизвестном языке. Вернее, это говорит не он, а что-то неведомое высказывает себя через него.


Сначала это неведомое пыталось говорить устами философа. Но философ — человек практичный. Он довольно быстро обжил мир повсе­дневности, укоренился в нем. И неведомое оставило его. Теперь философу ничего не останется делать, как бегать за художником, слушать, что он говорит, и пытаться истолковать сказанное.


Вот и я пошел по странным следам искусства. И пришел в Малый театр. К Ю. Соломину. На премьеру «Трех сестер». Я хотел найти странного художника, а нашел измученных борьбой за жизнь профессионалов средней руки. Глядя на артистов, я думал о том, что, будь я их работодателем, я бы повысил им зарплату, ввел надбавки за вредность труда и улучшил бы их жилищные условия.


С середины спектакля я уже смотрел не на сцену, а на зрительный зал, на лица людей и на их реакцию. Ирина, одна из чеховских героинь, ходила по сцене и говорила о том, что придет время – все узнают, для чего существуют страдания. А пока люди этого не знают, надо жить и надо работать, работать и работать. И эти ее слова повисали в воздухе, не доходили до зрителей, ибо зрители понимали, что все это литература, театр, а на самом деле нужно не работать, а хорошо устроиться в жизни. А когда Ольга, одна из трех сестер, произнесла чеховский текст о том, что все мы умрем и нас забудут, но наши страдания перейдут в радость для тех, кто будет жить после нас, зрительный зал не откликнулся на эти слова, не зааплодировал ей. Он находился от этих слов на космическом расстоянии. Никто не хотел страдать ради будущего. Все хотели хорошо жить сегодня. А что будет завтра — это неважно.



Удовольствие мыслить иначе

В книге известного русского философа показано, что мысль является высшей формой эстетического удовольствия, которое получает человек в своей жизни. Мысль — это всегда новая мысль, которая приходит не когда ты хочешь, а когда она сама захочет. Метафора — это дом бытия для любой мысли. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/udovolstvie_myslit_inache/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

129
Философия Гиренок Ф.И. Удовольствие мыслить иначе

Философия Гиренок Ф.И. Удовольствие мыслить иначе

Философия Гиренок Ф.И. Удовольствие мыслить иначе

В книге известного русского философа показано, что мысль является высшей формой эстетического удовольствия, которое получает человек в своей жизни. Мысль — это всегда новая мысль, которая приходит не когда ты хочешь, а когда она сама захочет. Метафора — это дом бытия для любой мысли. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/udovolstvie_myslit_inache/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>