|
Оглавление…О философии. I Философия как исследование пределов возможности мыслить иначе II О коммуникативной природе современности III Антропологическая катастрофа IV Почему мысль приводит слова в замешательство? V Почему археоавангард не постмодернизм …О русской литературе. I А. С. Пушкин. Характер II Н. В. Гоголь. Сущность человека и его грезы IV Ф. М. Достоевский. Записки аутиста V А. П. Чехов. Мираж, или оптическая несообразность VI И. А. Бунин. Иконостас русской жизни VII Платонов, Сорокин и пустота …О современном искусстве. I Исход к искусству археоавангарда II Странное искусство и странные художники IV Начало музыки Мартынова и конец времени композиторов …О мысли в советской россии. I Советский дискурс II Власть публичного. Э. В. Ильенков III Последний европеец. М. К. Мамардашвили IV Формализм мыследействия. Г. П. Щедровицкий V Моральная экономика: третий путь. И. А. Стебут VI Почему хозяйство софийно. С. Н. Булгаков VII Социализм как социальная алхимия. А. В. Чаянов I Россия как поле мистериальных игр бога II Цивилизация и усадьба: два истока русского сознания III К трансгрессии политкорректности V В тоске по имперскому сознанию VII Есть ли у империи столица? VIII Переживет ли Россия постмодерн? IX Сталин как эстетический жест III Герменевтика катастрофы, или что случилось с Америкой IV В тоске по тотальности смысла VI Россия и Европа: время ризом и симулякров Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгуВВЕДЕНИЕ, ИЛИ ИНАЧЕ МЫСЛИТЬ…Современная философия очень трудно привыкает к мысли о том, что заниматься легитимацией того, что мы уже знаем, не значит мыслить. Со времен Фуко под словом «мыслить» стало пониматься иное, а именно: попытка узнать на опыте, как и до какого предела возможно мыслить иначе. Все тексты, собранные в этой книге, объединяет несколько принципов. Во-первых, это принцип минимализма. Суть его такова: минимум слов и максимум смысла. Во-вторых, это отказ от понятийного, эссенциалистского языка. Понятийный язык требует множества определений. Но определить — значит ограничить, утратить оттенки, упростить. Я же хочу работать с неустоявшимися смыслами, зыбкими значениями. В-третьих, я хочу говорить не на языке терминов, а на живом русском языке. Если же у меня и встречаются какие-то термины, то это значит, что я хочу придать им новый смысл. Особенно интересно делать «прививки» смысла расхожим терминам европейской философии. Чтобы они прижились на новой почве, нужно сделать так, чтобы они «забыли свою родину». В-четвертых, я не считаю локальное поле европейской мысли универсальным. На мой взгляд, русская философия создавалась не для того, чтобы в аналитически ясной форме передавать истины, не ею добытые, а для того, чтобы научиться переводить человека из одного состояния бытия в другое. Она не столько знает, сколько утешает, то есть практикует субъективирующее мышление. Русская философия является религиозной не потому, что в ней кто-то говорит о Боге, а потому, что она обращена к необъективируемому. |