Философия Гиренок Ф.И. Удовольствие мыслить иначе

Удовольствие мыслить иначе

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Философия
Издательство: Проспект
Дата размещения: 20.12.2016
ISBN: 9785392239993
Язык:
Объем текста: 270 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение, или иначе мыслить…

…О философии. I Философия как исследование пределов возможности мыслить иначе

II О коммуникативной природе современности

III Антропологическая катастрофа

IV Почему мысль приводит слова в замешательство?

V Почему археоавангард не постмодернизм

…О жизни. I Быть или казаться

II Красота и безобразное

III Мужество мыслителя

IV Вера и верность

V Про Новый год

VI О наивности

…О русской литературе. I А. С. Пушкин. Характер

II Н. В. Гоголь. Сущность человека и его грезы

III Страсти по Л. Н. Толстому

IV Ф. М. Достоевский. Записки аутиста

V А. П. Чехов. Мираж, или оптическая несообразность

VI И. А. Бунин. Иконостас русской жизни

VII Платонов, Сорокин и пустота

…О современном искусстве. I Исход к искусству археоавангарда

II Странное искусство и странные художники

III Лунгин. Двое на острове

IV Начало музыки Мартынова и конец времени композиторов

…О мысли в советской россии. I Советский дискурс

II Власть публичного. Э. В. Ильенков

III Последний европеец. М. К. Мамардашвили

IV Формализм мыследействия. Г. П. Щедровицкий

V Моральная экономика: третий путь. И. А. Стебут

VI Почему хозяйство софийно. С. Н. Булгаков

VII Социализм как социальная алхимия. А. В. Чаянов

…О России

I Россия как поле мистериальных игр бога

II Цивилизация и усадьба: два истока русского сознания

III К трансгрессии политкорректности

IV Эйдос русской империи

V В тоске по имперскому сознанию

VI Империя после модерна

VII Есть ли у империи столица?

VIII Переживет ли Россия постмодерн?

IX Сталин как эстетический жест

Предостережения. I О Европе

II Этос глобализма

III Герменевтика катастрофы, или что случилось с Америкой

IV В тоске по тотальности смысла

V Философия и интеллигенция

VI Россия и Европа: время ризом и симулякров

VII Почему я пессимист



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



…О СОВРЕМЕННОМ ИСКУССТВЕ


I
ИСХОД К ИСКУССТВУ АРХЕОАВАНГАРДА


1


Я начну с напоминания о том, что значит слово «современный». Порядок современности образован так называемой антропологической катастрофой. Исчезновением человека. Человек исчез, а следы его остались. И искусство идет по этим следам. Но память тускнеет, и следы человека теряются. И поэтому мало кто помнит, что человек — это душа. А личность — это принципы. Так вот, душа человека распалась, а принципы остались. Современное искусство представляет из себя крик человека, редуцированного к личности. Искусство археоавангарда слышит этот крик и сочувствует человеку.


2


Когда рождается ребенок, глупые родители надевают на него памперсы. А умные сажают его на горшок. Чтобы он не писал, где попало. Умные его окультуривают. Приучают к движению по логике смысла. Ибо естества самого человека недостаточно для того, чтобы стать человеком. Современное искусство поставляет «горшки» для повзрослевшей личности. С тем различием, что в горшке есть предметный смысл, а в предметах искусства нет предметного смысла. В них есть как бы вторая половина, а первая находится у зрителей. Но зрители об этом не знают. В них нет структур, порождающих эту вторую часть. Они с ней не соединены. И поэтому предмет искусства — это как бы пустое место, которое надо чем-то заполнить. Репрезентировать. Вот если ты заполнил пустую клеточку у предмета-символа, то ты уже культурный человек. Тебе можно себя уважать. И предмет становится произведением искусства. Что там за предмет, что на нем изображено — все это неважно. Иными словами, искусство — это одно. Что-то далекое. А вот песни петь в компании близких людей — это другое. Что-то понятное и нерепрезентативное. Как свадебная песня.


Современное искусство ориентировано на репрезентацию. В нем доминирует рефлексирующее сознание. Поэтому оно не нуждается в интуициях гения. Ведь гений работает за пределами сознания. Его предощущениям нельзя найти вербальный эквивалент. А рефлексирующему сознанию можно. Предмет его искусства вполне можно заменить табличкой с кратким описанием содержания.


3


У каждого человека есть второй план сознания и еще есть первый. И все знают, что если у кого-то второй план сознания выйдет на первый, то он станет юродивым. Или святым. Но никто не хочет быть юродивым. Все хотят быть цивилизованными людьми. И если второй план иногда все-таки выходит на первый, то людей, у которых это случилось, называют наивными. Или варварами, ибо они примитивно устроены: не умеют скрывать задние мысли.


Современное искусство — не для наивного варвара. Оно призывает быть себе на уме. Держать язык за зубами. Не проболтаться. Оно удерживает второй план на месте, не давая ему возможности прорваться на первый план. Поэтому современное искусство стало средоточием неискренности. Безэмоциональности. В нем нет наивности. В нем сохранилась хитрость ума и пустая игра воображения. Современное искусство перенасыщено интеллектуальными фантазиями. И поэтому от него тошнит.


4


Когда второй план сознания совмещается с первым, тогда меняется жизнь. Рушится линейная перспектива, и распадается субъективная дуальность. А на горизонте появляется первочувство. Или, что то же самое, первомысль. То есть мысль как возможность того, чтобы вообще что-то мыслилось. Мысль как устроение бытия, благодаря которому его (бытие) можно понимать, видеть и воображать. Но для этого нужно обнаружить свою причастность к изначальной целостности бытия.



Удовольствие мыслить иначе

В книге известного русского философа показано, что мысль является высшей формой эстетического удовольствия, которое получает человек в своей жизни. Мысль — это всегда новая мысль, которая приходит не когда ты хочешь, а когда она сама захочет. Метафора — это дом бытия для любой мысли. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/udovolstvie_myslit_inache/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

129
Философия Гиренок Ф.И. Удовольствие мыслить иначе

Философия Гиренок Ф.И. Удовольствие мыслить иначе

Философия Гиренок Ф.И. Удовольствие мыслить иначе

В книге известного русского философа показано, что мысль является высшей формой эстетического удовольствия, которое получает человек в своей жизни. Мысль — это всегда новая мысль, которая приходит не когда ты хочешь, а когда она сама захочет. Метафора — это дом бытия для любой мысли. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/udovolstvie_myslit_inache/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>