Философия Гиренок Ф.И. Удовольствие мыслить иначе

Удовольствие мыслить иначе

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Философия
Издательство: Проспект
Дата размещения: 20.12.2016
ISBN: 9785392239993
Язык:
Объем текста: 270 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение, или иначе мыслить…

…О философии. I Философия как исследование пределов возможности мыслить иначе

II О коммуникативной природе современности

III Антропологическая катастрофа

IV Почему мысль приводит слова в замешательство?

V Почему археоавангард не постмодернизм

…О жизни. I Быть или казаться

II Красота и безобразное

III Мужество мыслителя

IV Вера и верность

V Про Новый год

VI О наивности

…О русской литературе. I А. С. Пушкин. Характер

II Н. В. Гоголь. Сущность человека и его грезы

III Страсти по Л. Н. Толстому

IV Ф. М. Достоевский. Записки аутиста

V А. П. Чехов. Мираж, или оптическая несообразность

VI И. А. Бунин. Иконостас русской жизни

VII Платонов, Сорокин и пустота

…О современном искусстве. I Исход к искусству археоавангарда

II Странное искусство и странные художники

III Лунгин. Двое на острове

IV Начало музыки Мартынова и конец времени композиторов

…О мысли в советской россии. I Советский дискурс

II Власть публичного. Э. В. Ильенков

III Последний европеец. М. К. Мамардашвили

IV Формализм мыследействия. Г. П. Щедровицкий

V Моральная экономика: третий путь. И. А. Стебут

VI Почему хозяйство софийно. С. Н. Булгаков

VII Социализм как социальная алхимия. А. В. Чаянов

…О России

I Россия как поле мистериальных игр бога

II Цивилизация и усадьба: два истока русского сознания

III К трансгрессии политкорректности

IV Эйдос русской империи

V В тоске по имперскому сознанию

VI Империя после модерна

VII Есть ли у империи столица?

VIII Переживет ли Россия постмодерн?

IX Сталин как эстетический жест

Предостережения. I О Европе

II Этос глобализма

III Герменевтика катастрофы, или что случилось с Америкой

IV В тоске по тотальности смысла

V Философия и интеллигенция

VI Россия и Европа: время ризом и симулякров

VII Почему я пессимист



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



V
А. П. ЧЕХОВ. МИРАЖ, ИЛИ ОПТИЧЕСКАЯ НЕСООБРАЗНОСТЬ


У Чехова есть рассказ под названием «Черный монах». Этот рассказ не такой, как все остальные рассказы. Он выбивается из общего порядка. Он «менее всего чеховский». Иногда этот рассказ рассматривают как пародию медика и атеиста на экзальтированных героев Достоевского. Герои Чехова — светские люди. Ничто не указывает на их принадлежность к православию. От религиозной веры остался один черный монах. Да и тот — мираж, или как говорит Чехов, «оптическая несообразность».


Как бы то ни было, Чехов в этом рассказе продолжил, на мой взгляд, исследование границы между умом и безумием, начало которому в русской литературе положили Гоголь и Достоевский.


Герой рассказа — философ, преподаватель. В отличие от Достоевского, Чехов отказался от языка описания, редуцированного к самонаблюдению героя, к его внутренней речи. Его герой живет нормальной жизнью, работает, вступает в диалог, совершает поступки, за которыми наблюдают автор и мы, читатели.


Философ знает, что он болен, что у него изношена нервная система, но он не придает этому большого значения. Он привык жить с раскрепощенным воображением. Песоцкие, с которыми общается герой, не знают, что он болен. Они знают, что он талант, что он почти гений. Но гениальность — это вид психического расстройства, избавиться от которого можно лишь одновременно с гениальностью. Этому опыту избавления были принесены в жертву жизнь, любовь, дружба и талант героев рассказа.


Рай и ад


В Борисовке, родовой усадьбе Песоцких, жили счастливые люди, отец и дочь, Егор Семенович и Таня. Отец любил дочь. Дочь любила отца. И вместе они холили и лелеяли фруктовый сад, который был их гордостью, богатством и художественной ценностью.


Жили Песоцкие как в раю, ибо рай — это любовь и Бог, который где-то совсем рядом, недалеко. Все счастливые люди одинаковы, ибо для счастья никто из нас не нуждается в другом, другой нужен для тела, для удовольствия. А для счастья достаточно самого себя. Но Песоцкие нарушили этот закон и пригласили к себе в гости давнего знакомого Андрея Васильевича Коврина, которого они считали своим. И рай незаметно для них превратился в ад, ибо ад — это ненависть и Бог, который так далеко, что его не слышно. Ад начинается в момент, когда свой оказывается миражом, за которым скрывается чужой. Но самое главное, что в аду ты не найдешь ничего нового, в нем все то же, что и на земле. Ад — это наши желания, доведенные до предела. В аду мы купаемся в озере своих иллюзий. Никто нас в него силой не погонит. Ад — это то, что мы выбрали сами.



Удовольствие мыслить иначе

В книге известного русского философа показано, что мысль является высшей формой эстетического удовольствия, которое получает человек в своей жизни. Мысль — это всегда новая мысль, которая приходит не когда ты хочешь, а когда она сама захочет. Метафора — это дом бытия для любой мысли. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/udovolstvie_myslit_inache/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

129
Философия Гиренок Ф.И. Удовольствие мыслить иначе

Философия Гиренок Ф.И. Удовольствие мыслить иначе

Философия Гиренок Ф.И. Удовольствие мыслить иначе

В книге известного русского философа показано, что мысль является высшей формой эстетического удовольствия, которое получает человек в своей жизни. Мысль — это всегда новая мысль, которая приходит не когда ты хочешь, а когда она сама захочет. Метафора — это дом бытия для любой мысли. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/udovolstvie_myslit_inache/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>