Удовольствие мыслить иначе
|
|
Возрастное ограничение: |
0+ |
Жанр: |
Философия |
Издательство: |
Проспект |
Дата размещения: |
20.12.2016 |
ISBN: |
9785392239993 |
Язык:
|
|
Объем текста: |
270 стр.
|
Формат: |
|
|
Оглавление
Введение, или иначе мыслить…
…О философии. I Философия как исследование пределов возможности мыслить иначе
II О коммуникативной природе современности
III Антропологическая катастрофа
IV Почему мысль приводит слова в замешательство?
V Почему археоавангард не постмодернизм
…О жизни. I Быть или казаться
II Красота и безобразное
III Мужество мыслителя
IV Вера и верность
V Про Новый год
VI О наивности
…О русской литературе. I А. С. Пушкин. Характер
II Н. В. Гоголь. Сущность человека и его грезы
III Страсти по Л. Н. Толстому
IV Ф. М. Достоевский. Записки аутиста
V А. П. Чехов. Мираж, или оптическая несообразность
VI И. А. Бунин. Иконостас русской жизни
VII Платонов, Сорокин и пустота
…О современном искусстве. I Исход к искусству археоавангарда
II Странное искусство и странные художники
III Лунгин. Двое на острове
IV Начало музыки Мартынова и конец времени композиторов
…О мысли в советской россии. I Советский дискурс
II Власть публичного. Э. В. Ильенков
III Последний европеец. М. К. Мамардашвили
IV Формализм мыследействия. Г. П. Щедровицкий
V Моральная экономика: третий путь. И. А. Стебут
VI Почему хозяйство софийно. С. Н. Булгаков
VII Социализм как социальная алхимия. А. В. Чаянов
…О России
I Россия как поле мистериальных игр бога
II Цивилизация и усадьба: два истока русского сознания
III К трансгрессии политкорректности
IV Эйдос русской империи
V В тоске по имперскому сознанию
VI Империя после модерна
VII Есть ли у империи столица?
VIII Переживет ли Россия постмодерн?
IX Сталин как эстетический жест
Предостережения. I О Европе
II Этос глобализма
III Герменевтика катастрофы, или что случилось с Америкой
IV В тоске по тотальности смысла
V Философия и интеллигенция
VI Россия и Европа: время ризом и симулякров
VII Почему я пессимист
Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу
III СТРАСТИ ПО Л. Н. ТОЛСТОМУ
Толстой — это вечная антиномия. У него дом в Хамовниках, а он говорит, что он бездомен. У него есть Ясная Поляна, а он хочет на жизнь зарабатывать как крестьянин. Ты ему, как Фет, можешь дать шесть рублей, а он тебе может сшить хромовые ботинки на заказ. Толстой промышлял сапожничеством. Он хотел быть оседлым. А умер, как кочевник, в пути, по дороге, которая ведет дальше цели.
У Толстого не сложились отношения с наукой. И поэтому у него сложные отношения с наукой. Он ее недолюбливал. И не потому, что он не учился в университете. Он учился, да недоучился. Бросил его. В офицеры пошел. А вот, например, Тургенев не бросил университет. Тургенев образованный. У него два диплома. Он полный специалист. Он наш резидент во Франции, и у него генеральское звание. Толстой ему завидовал. А Тургенев на Толстого смотрел свысока. Тургенев — барин. Толстой — мужик, и мужик косился на барина и окосел в косноязычии ремесла.
Толстой жил в то время, когда наука и просвещение разошлись. Между ними появилась трещина, зазор. И этот зазор заполнился на какой-то миг просвещающим светом морщин мужика. Морщины — складки на поверхности тела крестьянина — просвещают светом глубокого. Наука эти складки разглаживает. Она производит абсолютно гладкий ум интеллигенции. Толстой это заметил. И испугался. И перестал писать о декабристах. Что о них писать? Они французы. Толстой не интеллигент. Он с народом, а народ — это сморщившаяся поверхность тела крестьянина. След встречи с землей. Морщины — плата за глубину дословного. Народ чарует и очаровывает. Он очаровал Толстого, и Толстой умер в очаровании, предложив народу новый завет.
Толстой — это наша философия. У Толстого есть рассказ «Холстомер», в котором жизнь человека представлена глазами лошади. И это необычно — узнать, что думает лошадь, глядя на тебя. Так вот Толстой — это наше отстранение от жизни, это наша умная лошадь, глазами которой мы можем иногда посмотреть на себя.
Поздний Толстой — это наша мрачная философия. В ней много аскетического и мало веселого. Все есть в Толстом — и христианство, и язычество. Они в нем, как кошка с собакой, мирно уживались. Еще будучи молодым, Толстой хотел создать новую религию, ощутив в себе силу пророка. Поздний Толстой эту свою дерзость осуществил, предложив людям свой Новый Завет. «Власть тьмы» Толстого нельзя читать без ужаса, переходящего в отвращение к человеку. Это как приложение к «Московскому комсомольцу». В нем описываются измены, обман, интриги. После «Власти тьмы» ты легко соглашаешься с мыслью о том, что женщина — исчадие ада, порождение дьявола. Что от нее в мире зло. Мужчина — это так, флюгер, величина, устремленная к нулю, вещь не самоценная. Он либо как Петр из «Власти тьмы», больной и старый, либо, как Никита, молодой, глупый и трусливый. А рядом с ними женщины — умные, хитрые, властные. Они всем заправляют и за всех решают. Анисья травит своего мужа, как крысу. Спокойно и расчетливо. Ей помогает Матрена, мать ее любовника. Приемная дочь Анисьи Акулина забеременела от возлюбленного матери. Ребенка, которого она родила, убивают все вместе, вчетвером. На женщинах это убийство никак не сказалось. Они пили, ели и веселились на свадьбе у Акулины. И только бесхребетный Никита страдал, ибо он не мог предать хруст костей убиенного ребенка. То есть у него были проблемы с памятью, а не с чувством вины. За это, видимо, Толстой заставил его покаяться, а потом отправил в Сибирь, на каторгу.
Удовольствие мыслить иначе
В книге известного русского философа показано, что мысль является высшей формой эстетического удовольствия, которое получает человек в своей жизни. Мысль — это всегда новая мысль, которая приходит не когда ты хочешь, а когда она сама захочет. Метафора — это дом бытия для любой мысли.
<br><br>
<h3><a href="https://litgid.com/read/udovolstvie_myslit_inache/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>
Философия Гиренок Ф.И. Удовольствие мыслить иначе
Философия Гиренок Ф.И. Удовольствие мыслить иначе
В книге известного русского философа показано, что мысль является высшей формой эстетического удовольствия, которое получает человек в своей жизни. Мысль — это всегда новая мысль, которая приходит не когда ты хочешь, а когда она сама захочет. Метафора — это дом бытия для любой мысли.
<br><br>
<h3><a href="https://litgid.com/read/udovolstvie_myslit_inache/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>
|