Юридическая Гавриков В.П. Теория государства и права: смена парадигмы. Монография

Теория государства и права: смена парадигмы. Монография

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 13.04.2017
ISBN: 9785392244096
Язык:
Объем текста: 534 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение

Раздел I. Теория государства и права как наука и учебная дисциплина. Глава 1. Понятие, предмет и объект теории государства и права

Глава 2. Методология теории государства и права

Раздел II. Концепции происхождения государства и права. Глава 3. Анализ общих характеристик теорий происхождения государства и права. Глава 4. Критика марксистской теории происхождения и отмирания государства и права. Глава 5. Анализ современной научной версии происхождения государства и права

Раздел III. Учение о государстве. Глава 6. Понятие, сущность и типология государства

Глава 7. Форма и функции государства

Глава 8. Механизм государства

Глава 9. Правовое государство: некоторые аспекты теории и практики

Раздел IV. Теория права. Глава 10. Понятие, принципы, функции и типы права

Глава 11. Нормы и источники права

Глава 12. Система права и система законодательства

Глава 13. Правосознание и правовая культура

Раздел V. Государственно-правовое регулирование. Глава 14. Социальное регулирование, понятие и механизм государственно-правового регулирования

Глава 15. Правотворчество как первый этап правового регулирования

Глава 16. Реализация права как заключительный этап правового регулирования и его формы

Глава 17. Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность в государственно-правовом регулировании

Глава 18. Законность и правопорядок как состояние, цель и результат государственно-правового регулирования общественных отношений

Глава 19. Юридическая техника как средство отражения результатов государственно-правового регулирования

Раздел VI. Основные правовые системы современного мира и современное правопонимание. Глава 20. Понятие и классификация национальных правовых систем. Правовые семьи. Глава 21. Проблемы современного правопонимания

Заключение

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Раздел IV.
Теория права


(Статика права)


Глава 10.
Понятие, принципы, функции и типы права


§ 1. Понятие права


Как известно, право объективно возникло на этапе становления раннеклассового общества для удовлетворения его потребностей в регулировании общественных отношений производящего хозяйства. Причины появления права те же, что и причины возникновения государства.


В юриспруденции право является основной категорией. Поэтому от того, как она определяется, зависят производные от него понятия. Являясь продуктом общества, право всецело обусловлено его особенностями. Этим, в частности, и объясняются различия в современном правопонимании. С древнейших времен в праве усматривают «политическую справедливость» (Аристотель), «свободную волю» (Гегель), «продукт народного духа» (Гуго Гроций), «защищенный государственный интерес» (Рудольф фон Иеринг), «продукт сознательной деятельности людей» (Муромцев), «правила социальной солидарности» (Дюги, Новгородцев). Единого правопонимания в теории права и сейчас не существует. Проблемы современного правопонимания и его зависимость от конкретного общества, конкретной правовой системы рассматривается в конце данной работы, когда будут раскрыты необходимые предпосылки для этого. А сейчас при определении права необходимо вычленить те его свойства, относительно которых в теории разногласий нет. Например, все сходятся в том, что право является социальным институтом, элементом структуры общества, оно находится в неразрывной связи с государством — другим социальным институтом. Эти социальные институты возникли объективно под влиянием одних и тех же материальных и социальных причин, обусловлены необходимостью установления стабильности и единого порядка отношений в обществе, поддержания этого порядка в условиях его расслоения.


Право неразрывно связано с понятием справедливости и добра. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что в основе многих правовых институтов сохранилось римское понимание права, когда понятие права «jus» имело чисто социальную наполненность. Поскольку этимология слова jus до конца не ясна, приходится сопоставлять данный термин с ближайшей аналогией, c jussum (приказ, повеление) и с именем верховного божества римского языческого пантеона Jupiter. В результате и в первом, и во втором случае единственной характеристикой исходного понятия о праве становится властная обязательность, опирающаяся на подчинение силе.


Но понятие права у римлян имело много разных смыслов: данным термином могли обозначаться правила общежития, право могло означать определенное общественное или государственное состояние, оно могло сливаться с более общим понятием правопорядка в обществе, а также обозначать совокупность норм, правил поведения. В праве присутствовала общечеловеческая целесообразность, оно предоставляло своего рода меру общественного согласия относительно вопросов общежития. Jus обозначало и право кого-либо на выражение воли, на вещь, на завещание, т. е. субъективное право.


Несмотря на множественность своих значений, помимо властной принудительности, право в Древнем Риме отвечало некоторым основным критериям, главным из которых является его выраженность в конкретных юридических нормах, представляющих форму его существования и применения в юридической практике. Эта форма внешнего выражения права задавалась или устанавливалась государством и в теории получила название позитивного права. Именно понятие позитивного права и рассматривается в данной главе. В научной и учебной литературе оно определяется по-разному.


Так, А. Ф. Черданцев под правом понимает систему общеобязательных, формально определенных норм (правил поведения), генетически и функционально связанных с государством, выражающих согласованные интересы и волю общества, содержание которых вытекает из природы и характера господствующей в обществе системы экономических, политических и иных отношений (курсив наш. — В. Г.). В данном определении, помимо свойств права, содержится указание на их зависимость от общественных отношений, господствующих в конкретном обществе. По нашему мнению, данное обстоятельство представляется важным, поскольку унифицирует определение позитивного права применительно для любого типа общества.


В. В. Лазарев предложил «синтетическое (интегративное)» определение права: «это совокупность признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотношениях друг с другом» (курсив наш. — В. Г.). Здесь уже системность, как свойство права, отсутствует, но отражаются принципы формального юридического равенства и справедливости, присущие праву. А в выражении «нормативы равенства и справедливости, регулирующие борьбу и согласование свободных воль» содержится претензия на отражение социального назначения права. Обращает на себя внимание редакционная неудачность определения: словосочетание «друг с другом» в определении лишнее, так как взаимоотношение — это и есть отношения друг с другом.


Авторы одного из учебников определили право как обусловленную природой человека и общества и выражающую свободу личности систему регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения (курсив наш. — В. Г.). В этом определении содержится большинство формальных признаков позитивного права.


Существуют и другие редакции дефиниций права, по сути, определяющие его как систему общеобязательных правил поведения, которые устанавливаются и охраняются государством, выражают общие и индивидуальные интересы населения страны и выступают всеобщим регулятором общественных отношений.


Анализ существующих теоретических положений о понятии права, изложенных в учебной и монографической литературе, позволяет вычленить следующие признаки понятия права или свойства данного социального института:


– состоит из норм, т. е. из правил поведения, необходимых требований, которые являются обязательными (нормативность);


– исполнение норм права охраняется государством (общеобязательность);


– нормы права обязательно выражены в официальной форме, отличаются формальной определенностью;


– носят предоставительно-обязывающий характер;


– образуют не просто совокупность, а именно систему;


– имеют волевой характер;


– устанавливаются и обеспечиваются государством;


– требуют процедурности для своей реализации.


Нормативность права — это система рамок запрещенного и дозволенного, т. е. моделей поведения, благодаря которым члены общества регулируют свое поведение по отношению друг к другу, к обществу и государству в целом. В нормативности выражается потребность таких образцов поведения, которые связаны с обеспечением упорядоченности общественной жизни. Специфика нормативности права заключается в том, что правила поведения, будучи возведенными в ранг официальных, являются всеобщим регулятором поведения в обществе. Помимо алгоритма поведения в нормах права закреплены необходимые требования к такому поведению либо к качественному содержанию предметов и документов, которые функционируют в общественных отношениях. Примером могут служить указание на осознанность определенных действий, их целевой характер, либо на относимость фактов к устанавливаемому событию, на структурную характеристику документа (например, пост­ановление правоохранительного органа состоит из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей, и это закреплено в статьях УПК, ГПК и АПК РФ). Нормативный характер права роднит его с другими формами социального регулирования: нравственностью, эстетикой, обычаями и другими социальными нормами, которые тоже являются правилами поведения, но не носят общеобязательный характер.


Общеобязательность права означает, что оно распространено на определенную территорию страны и регулирует отношения всех субъектов, находящихся на этой территории, реализуя понятия справедливости и равенства. В регулировании общественных отношений государство имеет возможность принуждения, если действия членов общества не соответствуют правилам поведения, установленным в правовых нормах. Принуждение могут осуществлять и негосударственные структуры, но обязательно по уполномочию государства. Принятые правила поведения адресуются не конкретному индивиду, а неопределенно большому количеству лиц. Они обязательны для исполнения ими под страхом принудительных мер со стороны государства и иных структур общества по его уполномочию.



Теория государства и права: смена парадигмы. Монография

В монографии дается характеристика современного состояния теории государства и права как науки и учебной дисциплины, освещаются проблемные вопросы предмета и метода этой науки, уточняются понятия правового регулирования, законности, правопорядка, показывается роль правовых презумпций, фикций и преюдиций в правовом регулировании общественных отношений. Особое внимание обращено на задачи учебной дисциплины и логику изложения научных данных по теории государства и права. Предлагается новая парадигма изложения учебного материала.<br /> Для преподавателей, аспирантов и студентов юридических вузов.

279
Юридическая Гавриков В.П. Теория государства и права: смена парадигмы. Монография

Юридическая Гавриков В.П. Теория государства и права: смена парадигмы. Монография

Юридическая Гавриков В.П. Теория государства и права: смена парадигмы. Монография

В монографии дается характеристика современного состояния теории государства и права как науки и учебной дисциплины, освещаются проблемные вопросы предмета и метода этой науки, уточняются понятия правового регулирования, законности, правопорядка, показывается роль правовых презумпций, фикций и преюдиций в правовом регулировании общественных отношений. Особое внимание обращено на задачи учебной дисциплины и логику изложения научных данных по теории государства и права. Предлагается новая парадигма изложения учебного материала.<br /> Для преподавателей, аспирантов и студентов юридических вузов.