Теория государства и права: смена парадигмы. Монография
			 | 
		 
		
			| 
				
							 | 
		 
		
			
								
				
					
													
								| Возрастное ограничение: | 
								0+ | 
							 
																			
								| Жанр: | 
								Юридическая | 
							 
																		
							| Издательство: | 
							Проспект  | 
						 
						
																					| Дата размещения: | 
							13.04.2017 | 
						 
																		
								| ISBN: | 
								9785392244096 | 
							 
						
													
								| 
									Язык:
								 | 
								
																			 
																	 | 
							 
						
						
							| Объем текста: | 
							534 стр.
								
						
													 |  
								| Формат: | 
								
									
								 | 
							 
						
												
						
					 
			  | 
		 
	 
	
	
	
 
	Оглавление
Введение 
Раздел I. Теория государства и права как наука и учебная дисциплина. Глава 1. Понятие, предмет и объект теории государства и права 
Глава 2. Методология теории государства и права 
Раздел II. Концепции происхождения государства и права. Глава 3. Анализ общих характеристик теорий происхождения государства и права. Глава 4. Критика марксистской теории происхождения и отмирания государства и права. Глава 5. Анализ современной научной версии происхождения государства и права 
Раздел III. Учение о государстве. Глава 6. Понятие, сущность и типология государства 
Глава 7. Форма и функции государства 
Глава 8. Механизм государства 
Глава 9. Правовое государство: некоторые аспекты теории и практики 
Раздел IV. Теория права. Глава 10. Понятие, принципы, функции и типы права 
Глава 11. Нормы и источники права 
Глава 12. Система права и система законодательства 
Глава 13. Правосознание и правовая культура 
Раздел V. Государственно-правовое регулирование. Глава 14. Социальное регулирование, понятие и механизм государственно-правового регулирования 
Глава 15. Правотворчество как первый этап правового регулирования 
Глава 16. Реализация права как заключительный этап правового регулирования и его формы 
Глава 17. Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность в государственно-правовом регулировании 
Глава 18. Законность и правопорядок как состояние, цель и результат государственно-правового регулирования общественных отношений 
Глава 19. Юридическая техника как средство отражения результатов государственно-правового регулирования 
Раздел VI. Основные правовые системы современного мира и современное правопонимание. Глава 20. Понятие и классификация национальных правовых систем. Правовые семьи. Глава 21. Проблемы современного правопонимания 
Заключение 
Приложение 1 
Приложение 2 
Приложение 3 
Приложение 4 
Приложение 5 
  
Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу
  
Раздел I. Теория государства и права как наука и учебная дисциплина 
(Введение в теорию государства и права)  
Глава 1. Понятие, предмет и объект теории государства и права 
§ 1. Проблемы определения науки и предмета теории государства и права 
В энциклопедической литературе существуют разные определения науки: это и форма общественного сознания, и совокупность научных знаний, и практическая деятельность по получению этих знаний. Если для определения науки теории государства и права и ее предметной области использовать последние два значения, то легко можно отождествить саму науку с одноименной учебной дисциплиной.  
Анализ теоретических положений, изложенных в учебниках по теории государства и права по вопросу определения этой науки и ее предметной области, позволил автору сделать вывод, что плюрализм мнений затрудняет восприятие материала и формирование однозначного понимания данного вопроса. В учебной литературе существует как минимум три точки зрения.  
Сторонники одного подхода (В. В. Лазарев и др.) определяют предметную область теории государства и права с помощью изучаемых ею явлений и процессов правовой действительности. Однако все, даже наиболее общие государственно-правовые явления, составляющие предметную область науки, невозможно перечислить в ее определении. Поэтому такой подход нельзя назвать конструктивным.  
Другие авторы (В. С. Нерсесянц), используя разное значение понятия науки, фактически отождествляют науку с одноименной учебной дисциплиной.  
Наука теории государства и права как практическая деятельность своим предметом исследования имеет явления и процессы правовой действительности. И с этим общефилософским определением науки связан третий подход: «Предметом теории государства и права являются основные общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права».  
Но для понимания такой трактовки определения предмета теории государства и права важное значение имеет понятие самих закономерностей.  
Закономерности всегда предполагают связи между явлениями и процессами, происходящими в объективном мире, обладающие рядом признаков:  
– это связи причинно-следственной зависимости одних явлений и процессов от других, т. е. связи взаимодействия;  
– это объективные связи, происходящие в мире независимо от воли и сознания людей;  
– это необходимые связи, складывающиеся неизбежно, они не могут не возникать;  
– это связи общие, имеющие распространение в различные эпохи, в разных странах и у разных народов, характеризующие данные явления в основных (существенных) чертах;  
– это связи устойчивые, существующие неопределенно длительное время, они не могут исчезнуть или разрушиться под действием взаимодействующих явлений или процессов.  
Таким образом, в теории государства и права закономерность есть объективная, необходимая, общая и устойчивая связь государственно-правовых явлений между собой и с другими общественными явлениями, связь, которая порождает политико-юридические свойства государственно-правовых явлений. Характеристика этих связей и определена, и наиболее полно описана С. А. Комаровым.  
В. М. Сырых предметную область теории государства и права тоже определяет через систему закономерностей, в число которых дополнительно включает «социально-экономические, политические, нравственные и иные закономерности, которые детерминируют развитие и функционирование государства и права, и без знания которых нельзя, по его мнению, раскрыть предмет теории государства и права». В предметную область теории государства и права им включаются и «специфические закономерности познания государства и права».  
С подобным подходом к определению предмета науки теории государства и права трудно согласиться. По крайней мере изложенные в указанном учебнике взгляды этого ученого нуждаются в уточнении, так как буквальное толкование его итоговых положений о предмете теории государства и права означает «интервенцию» в предметные области таких наук, как политология, экономика, социология, этика и др.  
Справедливости ради отметим, что рассуждения В. М. Сырых, предшествующие формулировке определения предмета теории государства и права, более осторожны. «Помимо чисто юридических закономерностей, — пишет он, — в предметную область теории государства и права частично (курсив наш. — В. Г.) входят закономерности, изучаемые политологией, экономической теорией, социологией и другими науками». По-видимому, речь должна идти об использовании при исследовании предмета теории государства и права сведений из других наук, изучающих общество. Как, например, используются теорией государства и права научные данные археологии, этнографии, антропологии и других наук. Такой подход вполне правомерен, так как обусловлен взаимосвязями явлений и процессов правовой действительности с другими социальными явлениями и процессами, а также взаимосвязями общественных наук.  
Следовательно, в предмет теории государства и права не могут входить закономерности, изучаемые политологией и другими общественными науками. Подход к определению предмета теории государства и права, предложенный В. М. Сырых, объективно ведет к «засорению» категориального аппарата данной науки, дублированию теоретических положений в учебном процессе.  
Что касается «специфических закономерностей познания государства и права», о которых пишет В. М. Сырых, то их следует отнести не к предмету науки, а к методам исследования своего предмета, т. е. речь должна идти об использовании научных данных других общественных наук.  
Таким образом, в науке теории государства и права все больше утверждается точка зрения, согласно которой ее предметом являются наиболее общие закономерности возникновения, развития и структурно-функционального построения государства, права и связанных с ними других явлений и процессов правовой действительности, а также иных социальных явлений, оказывающих влияние на государство и право. Но только ли закономерное является предметной областью теории государства и права? В. Б. Венгеров предлагает относить к предмету теории государства и права не только закономерное, но и случайное. «Новые данные о конституционной роли случая в общественном развитии глубоко объясняют субъективный фактор в государственно-правовой жизни общества, позволяют, наряду с закономерными причинно-следственными связями, учитывать и случайностные, вероятностные связи». Данное положение, и не без основания, было поддержано последователями проф. А. Б. Венгерова. Следовательно, взаимосвязи явлений и процессов правовой действительности, представляющие собой содержание закономерностей, изучаемых юридической наукой, носят не только закономерный, но и случайностный характер, который зависит от наличия или отсутствия самых разнообразных факторов.  
Таким образом, науку теории государства и права можно определить как практическую деятельность по исследованию взаимосвязей явлений и процессов правовой действительности между собой и с другими социальными явлениями и процессами.  
Предмет же науки теории государства и права составляют три группы закономерностей и случайностные процессы в образовании и функционировании государства и права.  
Первая группа закономерностей — ретроспективные закономерности возникновения государства и права. Они обусловлены материальными и социальными условиями развития человеческого общества.  
Вторая группа — это структурно-функциональные закономерности государства, права и производных от них явлений и процессов правовой действительности. Эти закономерности обязывают исследователей рассматривать изучаемые явления и процессы правовой действительности с точки зрения содержания их структуры и функциональной направленности ее элементов.  
 
                    Теория государства и права: смена парадигмы. Монография 
                            В монографии дается характеристика современного состояния теории государства и права как науки и учебной дисциплины, освещаются проблемные вопросы предмета и метода этой науки, уточняются понятия правового регулирования, законности, правопорядка, показывается роль правовых презумпций, фикций и преюдиций в правовом регулировании общественных отношений. Особое внимание обращено на задачи учебной дисциплины и логику изложения научных данных по теории государства и права. Предлагается новая парадигма изложения учебного материала.<br />
Для преподавателей, аспирантов и студентов юридических вузов. 
        
        
	
        
	 
			 
	
	
        				Юридическая Гавриков В.П. Теория государства и права: смена парадигмы. Монография 
						Юридическая Гавриков В.П. Теория государства и права: смена парадигмы. Монография 
						В монографии дается характеристика современного состояния теории государства и права как науки и учебной дисциплины, освещаются проблемные вопросы предмета и метода этой науки, уточняются понятия правового регулирования, законности, правопорядка, показывается роль правовых презумпций, фикций и преюдиций в правовом регулировании общественных отношений. Особое внимание обращено на задачи учебной дисциплины и логику изложения научных данных по теории государства и права. Предлагается новая парадигма изложения учебного материала.<br />
Для преподавателей, аспирантов и студентов юридических вузов. 
		
				
		
				
		
		
	 
 
   
   
	
	 		
	
						 |