Юридическая Гавриков В.П. Теория государства и права: смена парадигмы. Монография

Теория государства и права: смена парадигмы. Монография

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 13.04.2017
ISBN: 9785392244096
Язык:
Объем текста: 534 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение

Раздел I. Теория государства и права как наука и учебная дисциплина. Глава 1. Понятие, предмет и объект теории государства и права

Глава 2. Методология теории государства и права

Раздел II. Концепции происхождения государства и права. Глава 3. Анализ общих характеристик теорий происхождения государства и права. Глава 4. Критика марксистской теории происхождения и отмирания государства и права. Глава 5. Анализ современной научной версии происхождения государства и права

Раздел III. Учение о государстве. Глава 6. Понятие, сущность и типология государства

Глава 7. Форма и функции государства

Глава 8. Механизм государства

Глава 9. Правовое государство: некоторые аспекты теории и практики

Раздел IV. Теория права. Глава 10. Понятие, принципы, функции и типы права

Глава 11. Нормы и источники права

Глава 12. Система права и система законодательства

Глава 13. Правосознание и правовая культура

Раздел V. Государственно-правовое регулирование. Глава 14. Социальное регулирование, понятие и механизм государственно-правового регулирования

Глава 15. Правотворчество как первый этап правового регулирования

Глава 16. Реализация права как заключительный этап правового регулирования и его формы

Глава 17. Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность в государственно-правовом регулировании

Глава 18. Законность и правопорядок как состояние, цель и результат государственно-правового регулирования общественных отношений

Глава 19. Юридическая техника как средство отражения результатов государственно-правового регулирования

Раздел VI. Основные правовые системы современного мира и современное правопонимание. Глава 20. Понятие и классификация национальных правовых систем. Правовые семьи. Глава 21. Проблемы современного правопонимания

Заключение

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 9.
Правовое государство: некоторые аспекты теории и практики


§ 1. Формирование и развитие идеи правового государства


Термин «Правовое государство» появился в научном обороте из правовой науки немецких юристов, где он был предложен К. Т. Велькером и получил широкое употребление в первой трети XIX в.


У этой теоретической конструкции государства имеются предшественницы в далекой древности. Идея правового государства дошла до нас из глубины веков как реакция на произвол и попрание человеческих прав. Она связывалась с мечтой о социальной справедливости. У древних философов можно найти высказывания о верховенстве закона, господстве права и справедливости. В частности, одной из формул, передающих момент разумности и целесообразности в ограничении действий носителей власти правом, стала конструкция «правления законов, а не людей». В античных толкованиях этой концепции закон в них получил значение «меры всем человеческим пост­упкам». Ученые древности считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та форма государственного правления, при которой закон в равной степени общеобязателен как для властвующих субъектов, так и для подвластных. И другие мыслители античности пытались выявить такие взаимосвязи между правом и государством, которые бы обеспечивали гармоничное функционирование общества той эпохи. Но идея правового государства возникла в антагонистическом (рабовладельческом) обществе, поэтому она по своей сути была утопической и не могла найти своего воплощения в жизнь.


Однако на протяжении веков эта идея оставалась идеалом, способствующим прогрессу. Зародившись в Древней Греции и Риме, она оказала заметное влияние на становление и развитие более поздних прогрессивных учений о правовом государстве.


В период начавшегося разложения феодализма идеи правовой государственности изложили прогрессивные мыслители того времени Никколо Макиавелли и Жан Боден. Так, Макиавелли видел цель государства в возможности свободного пользования имуществом и обеспечении безопасности для каждого. Требованиям равенства и свободы, по его мнению, отвечает республика. Поэтому предпочтение он отдавал этой форме правления. Общий смысл мировоззрений данных мыслителей сводится к правовой организации государственной жизни, исключающей монополизацию власти в руках властного органа или одного лица. Их взгляды утверждали равенство всех перед законом и необходимость индивидуальной свободы посредством права.


Новый этап становления идеи правового государства начинается в период ранних буржуазных революций. Значительный вклад в концепцию правовой государственности внесли такие прогрессивные мыслители, как Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк, Ш. Монтескье, Д. Дидро, Т. Джефферсон и некоторые другие.


Гуго Гроций считал целью государства охрану частной собственности посредством правовых предписаний, которые бы обеспечивали каждому человеку свободное пользование ею с согласия всех. Он был идеологом школы естественного права. Источник права представлялся им в природе человека и человеческом разуме. А волеустановительное право, исходящее от государства, по мнению Гроция, должно всецело соответствовать принципам естественного права. Правовые институты феодализма объявлялись Гроцием противоречащими природе человека, поэтому выдвигалось требование нового права, «отвечающего законам разума». По Гроцию источником любой формы государства является общественный договор, поэтому при создании государства народ может избрать любую форму правления. Изменение формы государственного правления возможно лишь с согласия обеих сторон, заключивших общественный договор. Бенедикт Спиноза одним из первых дал теоретическое обоснование демократического государства, которое, будучи связано законами, обеспечивает действительные права и свободы человека. Спиноза утверждал, что государство могущественно только тогда, когда оно гарантирует каждому гражданину не только сохранение жизни, но и удовлетворение его интересов, и предостерегал правителей от посягательств на собственность, безопасность, честь, свободу и иные блага поданных.


Томас Гоббс, несмотря на то, что являлся защитником абсолютной монархии в Англии, отстаивал понимание свободы человека как права делать все то, что не запрещено законом. Тем самым он заложил теоретические основы наиболее эффективного принципа правового регулирования общественных отношений. Ему принадлежит обоснование формального равенства перед законом и незыблемость договоров.


Джон Локк был классическим выразителем правовых представлений буржуазного общества («Два трактата о государственном правлении» (1690). Свобода людей в условиях правового государства, писал он, состоит «в незыблемом для всех правиле, установленном законодательной властью, суть которого выражается в свободе следовать собственному желанию во всех случаях, когда этого не запрещает закон, и не быть зависимым от пост­оянной, неопределенной, неизвестной самовластной воли другого человека». По Локку, государство создается для охраны естественных прав человека. Оно устанавливает законы для устройства и учреждения собственности, а также использует общественные силы для использования этих законов и для защиты от внешних нападений.


Шарль Луи Монтескье — ученик Д. Локка, завершил формирование принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, сосредоточенных в разных государственных органах и взаимно ограничивающих и уравновешивающих друг друга. Объяснял установление правовой государственности необходимостью политической свободы в гражданском обществе. Идея политической свободы связана у него с идеей гражданской свободы, заключается в безопасности граждан государства. «Свобода есть право делать все, что дозволено законами. Если бы гражданин мог делать то, что этими законами запрещается, то у него не было бы свободы, так как то же самое могли бы делать и прочие граждане».


Дени Дидро — представитель договорной теории происхождения государства, правовые начала государственной власти обосновывал ее суверенностью. Государственная власть по Дидро основана на воле народа, который является сувереном. Люди лишь частично передают государству свою естественную независимость с целью обеспечения интересов и объединения воли и силы всех. В обмен на это государство должно обеспечивать неотъемлемые права граждан и их счастье. Эти идеи Дидро получили философское обоснование и завершение в теории правового государства И. Канта.


Томас Джефферсон с позиции теории общественного договора и естественных неотчуждаемых прав человека подвергает критике монархическую форму правления и отстаивает принцип народного суверенитета. Он является соавтором «Декларации независимости Соединенных Штатов Америки». Включенные в нее естественные права человека превратились при заключении общественного договора в субъективные права отдельных индивидов по отношению к государству. Для официальной государственной доктрины это было совершенно новое положение, так как прежде считалось, что правами людей наделяет государство.


В этот же период значительный вклад в разработку основополагающих элементов правовой государственности внесли Вольтер, Гельвеций, Руссо, Пейн и другие видные мыслители.


Государство, по Вольтеру (1694–1778), возникает не по божественной воле, а вследствие договора между самими людьми ее первоначальная форма — республика, которую возглавляет вождь, пост­епенно сосредотачивает власть в своих руках и становится королем, и как следствие — устанавливается монархия. Вольтер относится к тем мыслителям, которые первостепенное значение придают не формам управления государства, конкретным институтам и процедурам власти, а принципам, реализуемым с помощью этих институтов и процедур.


Клод Адриан Гельвеций ( 1715–1771) разработал концепцию воспитания как средства перехода к разумному и справедливому общественному строю («Об уме» и «О человеке»). В качестве системы, наиболее удобной для многолюдных государств, Гельвеций предлагает федеративное устройство, подобное устройству греков. Его социально-политическая доктрина сформировалась в полемике с Монтескье о причинах, определяющих общественную жизнь. Он доказывал, что различия в законах и нравах обусловлены исключительно социальной средой. Люди повсюду рождаются с равными способностями и задатками, а отличаться начинают лишь под влиянием семьи, законов воспитания и ближайшего окружения. Возникновение государства Гельвеций выводил из общественных интересов и доводил пост­улаты юридического мировоззрения до крайних выводов. Целью законодательных преобразований Гельвеций считал создание правового порядка, гарантирующего соответствия личных и общественных интересов. Надо так организовать отношения между людьми, чтобы каждому индивиду стало выгодно совершать добро для сограждан. Государство должно защищать интересы большинства. Полемизируя с Монтескье, Гельвеций выступал против сохранения монархии (даже при условии сохранения власти) и высказывал мысль о возможности образования во Франции федеративной республики.


Воззрения Жан-Жака Руссо (1712–1778) о народном суверенитете носили в то время весьма прогрессивный характер, но они по своей сути были идеалистическими и входили в противоречие с идеями представительства власти, с принципом разделения властей.


Томас Пейн (1737–1809) относится к числу наиболее радикальных представителей демократической политической и правовой идеологии периода Войны за независимость в Северной Америке. Пейн различал естественные и гражданские права человека в своей политико-правовой теории, ему принадлежит приоритет в четком научном разграничении личности, общества и государства, об их взаимовлиянии.


Философскую основу теории правового государства разработали И. Кант и Г. Гегель, к трудам которых обращался К. Маркс для обоснования своих воззрений о государстве.


Иммануил Кант (1724–1804) обосновал и детально разработал философскую основу теории правового государства, в которой центральное место занимает человек с его потребностями и интересами. Кант в своих воззрениях опирался на волю народа, на его прерогативу требовать своего участия в установлении правопорядка путем принятия конституции, выражающей его волю. По Канту правовым государством является такое, которое действует на основе конституционного права, отвечающего воле народа. В таком государстве не может быть ограничения прав граждан в области личной свободы, совести, хозяйственной деятельности.


Возможность правовой организации общества Кант видит в разделении властей на законодательную (власть парламента), исполнительную (власть правительства) и судебную (власть суда присяжных, избранных народом).


Философские взгляды Канта о правовой организации общества оказали существенное влияние на дальнейшее развитие политико-правовой мысли и практику государственно-правового строительства цивилизованного общества.


Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770–1831) рассматривал государство в контексте общей системы его фундаментальных философских представлений о мироздании с его философией права. Государство им определяется как наиболее совершенная организация общественной жизни, в которой все строится на правовой основе. У Гегеля принудительная, насильственная функция государства играет не столь важную роль. Главное у него — это четкая социальная и правовая направленность государственной деятельности, ее глубокое нравственное содержание, разумность и полезность для общества и индивида.


Карл Маркс рассматривал государство и право, исходя из открытой им классовой теории общественного развития. Он тоже высказывал идеи правового государства. Примечательным в этом отношении является его утверждение о том, что свобода состоит в превращении государства из органа, стоящего над обществом, в орган, всецело этому обществу подчиненный.


Элементы теории правового государства оттачивались с позиции своего времени и прошлого такими прогрессивными мыслителями, как Иеринг, Еллинек, Дюги, Ориу, Паунд, Спенсер и др.


Следует сказать, что идеи формирования правового государства существовала и в России, и в дооктябрьский период, и после октября 1917 г.


Отдельные идеи правового государства нашли широкое отражение в русской политической и правовой мысли: в трудах Д. И. Писарева, Н. Г. Чернышевского, А. И. Радищева, П. И. Пестеля, Н. М. Муравьева и других мыслителей, подвергавших обоснованной критике беззакония феодализма. Но теоретическую завершенность русская концепция правового государства получила в трудах видных правоведов и философов предсоветского периода: Н. М. Коркунова, С. А. Котляровского, И. И. Новгородцева, С. А. Муромцева, В. М. Гессена, Г. Ф. Шершеневича. Б. Н. Чичерина и др.


По словам О. Ф. Скакуна, в советской юридической литературе можно встретить утверждение о том, что теория правового государства была разработана в России в начале XX в. и фактически связана с переходом Российской империи к конституционному самодержавию. Неоспорим тот факт, что наибольшая популярность этой теории в научной среде относится к началу XX века, после революции 1905–1907 гг. Но все-таки ее становление приходится на вторую половину XIX века, после проведения буржуазных реформ 60–70-х гг. Это нашло отражение в документах общественно-политического движения российского либерализма, прежде всего оппозиционного земства. Уже в первых документах земской оппозиции содержались вполне конкретные указания на основные принципы правового государства: верховенство закона, верховенства представительного органа, признание прав и свобод личности и их гарантий. Осуществление этих принципов связывалось с установлением конституционной монархии.


Доктрина правового государства, став теоретически политической основой оппозиционного земского либерализма 70–80-х гг. XIX в., была трансформирована в политические документы либеральных земских движений начала XIX в. Проекты политических программ либеральной оппозиции также исходили из установки на создание правового государства. Ставя цель создания правового государства в России, либералы усматривали основной путь перехода к нему через сознательное и добровольное самоограничение государственной власти путем передачи верховной власти парламенту. Государство рассматривалось либералами как страж формального права.


Для создания правового государства считалось достаточным провести политические реформы без экономических преобразований. Каждый новый проект политической программы и решения съездов земских и не земских организаций дополняли и уточняли черты правового государства. «Таким образом, в политических документах либерального общественно-политического движения до революции 1905–1907 гг. были изложены такие признаки правового государства, как верховенство закона, верховенство представительного органа, контроль за правительством, права и свободы граждан и их юридические гарантии, законность в правотворчестве и исполнении законов, гражданская и уголовная ответственность должностных лиц за нарушение закона, независимость суда и др.».


«Исход революции 1905–1907 гг., — пишет О. Ф. Скакун, — переломный момент политико-правовой идеологии российского либерализма. Никогда ранее российские либералы не уделяли столь пристального внимания теоретическому анализу проблемы правового государства, как в эти годы». А.С Алексеев, В. М. Гессен, Б. А. Кистяковский, Н. М. Коркунов, И. Н. Лазаревский — вот далеко не полный перечень ученых-юристов, которых интересовала проблема правового государства.


Первыми теоретическими разработками проблем правового государства были статьи М. А. Рейснера «Что такое правовое государство» и В. М. Гессена «Теория правового государства». М. А. Рейснер квалифицировал правовое государство как государственный строй, где закон — «норма, обязательная для самой власти», где каждый акт государственной власти «подчинен» закону, и этим же законом обеспечены неприкосновенные права личности и общественных корпораций. Для В. М. Гессена правовое государство «в своей деятельности, в осуществлении правительственно-судебных функций связано и ограничено правом, стоит под правом, а не вне и над ним».



Теория государства и права: смена парадигмы. Монография

В монографии дается характеристика современного состояния теории государства и права как науки и учебной дисциплины, освещаются проблемные вопросы предмета и метода этой науки, уточняются понятия правового регулирования, законности, правопорядка, показывается роль правовых презумпций, фикций и преюдиций в правовом регулировании общественных отношений. Особое внимание обращено на задачи учебной дисциплины и логику изложения научных данных по теории государства и права. Предлагается новая парадигма изложения учебного материала.<br /> Для преподавателей, аспирантов и студентов юридических вузов.

279
Юридическая Гавриков В.П. Теория государства и права: смена парадигмы. Монография

Юридическая Гавриков В.П. Теория государства и права: смена парадигмы. Монография

Юридическая Гавриков В.П. Теория государства и права: смена парадигмы. Монография

В монографии дается характеристика современного состояния теории государства и права как науки и учебной дисциплины, освещаются проблемные вопросы предмета и метода этой науки, уточняются понятия правового регулирования, законности, правопорядка, показывается роль правовых презумпций, фикций и преюдиций в правовом регулировании общественных отношений. Особое внимание обращено на задачи учебной дисциплины и логику изложения научных данных по теории государства и права. Предлагается новая парадигма изложения учебного материала.<br /> Для преподавателей, аспирантов и студентов юридических вузов.