Юридическая Гавриков В.П. Теория государства и права: смена парадигмы. Монография

Теория государства и права: смена парадигмы. Монография

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 13.04.2017
ISBN: 9785392244096
Язык:
Объем текста: 534 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение

Раздел I. Теория государства и права как наука и учебная дисциплина. Глава 1. Понятие, предмет и объект теории государства и права

Глава 2. Методология теории государства и права

Раздел II. Концепции происхождения государства и права. Глава 3. Анализ общих характеристик теорий происхождения государства и права. Глава 4. Критика марксистской теории происхождения и отмирания государства и права. Глава 5. Анализ современной научной версии происхождения государства и права

Раздел III. Учение о государстве. Глава 6. Понятие, сущность и типология государства

Глава 7. Форма и функции государства

Глава 8. Механизм государства

Глава 9. Правовое государство: некоторые аспекты теории и практики

Раздел IV. Теория права. Глава 10. Понятие, принципы, функции и типы права

Глава 11. Нормы и источники права

Глава 12. Система права и система законодательства

Глава 13. Правосознание и правовая культура

Раздел V. Государственно-правовое регулирование. Глава 14. Социальное регулирование, понятие и механизм государственно-правового регулирования

Глава 15. Правотворчество как первый этап правового регулирования

Глава 16. Реализация права как заключительный этап правового регулирования и его формы

Глава 17. Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность в государственно-правовом регулировании

Глава 18. Законность и правопорядок как состояние, цель и результат государственно-правового регулирования общественных отношений

Глава 19. Юридическая техника как средство отражения результатов государственно-правового регулирования

Раздел VI. Основные правовые системы современного мира и современное правопонимание. Глава 20. Понятие и классификация национальных правовых систем. Правовые семьи. Глава 21. Проблемы современного правопонимания

Заключение

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Раздел II.
Концепции происхождения государства и права


Глава 3.
Анализ общих характеристик теорий происхождения государства и права


Осмысление происхождения социальных институтов государства и права занимает существенную часть всех теоретико-правовых концепций, которые включаются в содержание не только науки теории государства и права, но и истории политических и правовых учений.


В юридической литературе, помимо материалистической марксистской теории, которая заслуживает отдельного рассмотрения, освещаются теологическая теория, патриархальная теория, естественно-правовая (договорная), органическая, психологическая теория, теория насилия и некоторые другие. Все они в систематизированном виде отдельно для происхождения государства и для происхождения права освещены в пособии Т. В. Кашаниной. И сразу возникает вопрос: почему отдельно, если материальные и социальные причины и условия происхождения являются общими для государства и для права. Значит и теории происхождения для этих социальных институтов должны быть одними и теми же.


Теологическая теория довольно многоаспектная. Данное обстоятельство, по выражению С. А. Комарова, объясняется особыми историческими и материальными условиями существования различных государств — как Древнего Востока, так и Древнего Запада (Греция, Рим), восхождением политико-правовой мысли у древних народов к мифологическим истокам.


Теологическая теория настаивает на божественном происхождении государства и права. По утверждению многих, она не является научной, но отражает отдельные реальные процессы, действительно имевшие место в истории становления государства и права. Например, реальность теократических форм первичных государств (власть жрецов, роль храма, разделение власти между религиозными и административными центрами). Данная теория настаивает на том, что не только вся власть от Бога, но и законы от Него.


При оценке этой теории необходимо учитывать, что освещение власти божественным разумом в городах-государствах придавало ей и авторитет, и безусловную обязательность. Данное обстоятельство следует иметь в виду в процессе изучения истории государства и права, так как именно оно объясняет популярность этой теории в Средние века и ее использование для обоснования неограниченной власти монарха.


В своем объяснении происхождения права теологическая теория опиралась на религиозные книги, прежде всего на Библию, где утверждается, что основные законы (десять заповедей) были даны человечеству Богом. Так, в Библии говорится: «Моисей возошел к Господу, и Господь показал ему дерево, и он бросил его в воду, и вода стала сладкой. Там Бог дал народу устав и закон, и там испытал его».


Эти законы были детищем своего времени, они обобщали и закрепляли опыт социальной и экономической жизни раннеклассовых обществ, отдельные стороны рабовладения. Теологическая теория придает им всеобщее универсальное значение, освещает авторитетом божественного разума.


Проблема изложения теологической концепции происхождения государства и права в современных учебниках по теории государства и права носит вульгарный, упрощенный подход. Поэтому следует согласиться с доводами С. Н. Фролова, который, аргументируя данный тезис, указывает, что осмысление Бога и его деяний в философии осуществляется с позиций не только теизма, как в учебниках по теории государства и права, но и с позиций пантеизма и деизма. Второй его довод относится к неприемлемости объяснения теологической теории с позиций одной религии, как правило, христианской (католической). Помимо христианства существуют иудаизм, ислам, буддизм, и каждая из религий по-своему объясняет божественную природу права. Данное суждение подтверждается и исследованиями В. С. Нерсесянца. Следующий довод С. Н. Фролова сводится к неприемлемости трактовки теологической концепции происхождения права в пользу формирования позитивистского его понимания. И наконец, он совершенно справедливо говорит о неприемлемости критики теологической концепции происхождения государства и права только с атеистических позиций, что делает эту критику поверхностной и необоснованной.


Можно согласиться с суждением ученого о влиянии этой концепции на формирование правовой идеологии. И в этой связи нужно возразить против изложения учебников с позиций различного правопонимания. На наш взгляд, учебники по теории государства и права следует излагать с позиции позитивного права, и только в заключительных главах освещать различные подходы в правопонимании, влияющие на формирование правовой идеологии.


Проблемы понимания и изложения теологической концепции происхождения государства и права заслуживают отдельного монографического исследования.


При оценке этой теории необходимо учитывать, что освещение власти божественным разумом в городах-государствах придавало ей и авторитет, и безусловную обязательность. Данное обстоятельство следует иметь в виду в процессе изучения истории государства и права, так как именно оно объясняет популярность этой теории в Средние века и ее использование для обоснования неограниченной власти монарха. Кроме того, необходимо учитывать влияние этой концепции на формирование правовой идеологии, которая сохранилось до настоящего времени в некоторых правовых системах. Более того, она впервые обратила внимание на проблему правовых и неправовых законов, актуальную до сегодняшнего дня.


Ирригационная теория основана на конкретных исторических факторах. Она объясняет происхождение государства из крупных общин, специально селившихся в долинах рек для совместной обработки земли. Строительство ирригационных сооружений потребовало привлечения на общественные работы большого количества людей. Прежние институты власти не могли справиться с организацией этих работ, а социальные регуляторы — с упорядочением общественных отношений. Возникла объективная потребность в принципиально новом институте власти и в принципиально новом социальном регуляторе. Эта потребность разрешается путем отделения умственного труда от физического. Из людей умственного труда, которые организовывали строительство ирригационных сооружений, и формируется публичная власть и государственный аппарат, который формулирует новые правила поведения. И с этой логикой, построенной на реальных исторических фактах, трудно спорить. Но это был один из вариантов, один из путей формирования государства и права. Данная теория не учитывает и другие факторы образования государства и права.


По патриархальной теории государство возникает из разросшейся семьи, утверждается, что власть монарха происходит или трансформируется из власти отца над членами его семьи, а право, очевидно, формируется на основе правил поведения в семье. Но о происхождении права в этой теории ничего не говорится. Зародившись в Греции, она так же, как и теологическая теория, была направлена на обоснование неограниченной власти царя, монарха, но истоки этой власти видятся уже не столько в ее божественном происхождении, сколько в тех формах семьи, где существовала неограниченная власть патриарха — главы семьи.


И эта теория отражает отдельные реально существовавшие аспекты в происхождении государства и права. Например, появление на финальных этапах неолитической революции «больших семей» общинников земледельцев — основного звена раннеклассового общества, династическое присвоение должностей в раннеклассовых первичных городах-государствах. Это вполне реальные, научно установленные процессы, которые по-новому позволяют взглянуть как на содержательные, так и на ошибочные положения патриархальной теории. Отражая реальные, сущностные стороны перехода человечества от социально-организованной жизни в первобытном обществе к государственным формам в раннеклассовом обществе, данная теория ошибочно стремилась придать этим сторонам универсальный и определяющий характер.


Естественно-правовая (договорная) теория происхождения государства и права зародилась еще в Древнем мире и получила распространение в XVII–XVIII вв. в трудах Г. Гроция, Дж. Локка, Т. Гоббса, Ж. Ж. Руссо, А. Н. Радищева и др.


Согласно этой теории государство возникает в результате заключения общественного договора между людьми, находящимися в так называемом «естественном» состоянии. Этот договор якобы превращает людей «естественного состояния» в народ и является основой создания гражданского общества с политической формой — публичной властью, т. е. государством, которому люди передают часть своей свободы и полномочий.


Договорная теория использовалась в разных целях. Например, Руссо и Радищев на ее основе обосновывали начала народовластия, народного суверенитета, поскольку первично власть принадлежала объединившемуся в государство народу и могла им быть отобрана от недобросовестного, некомпетентного правителя, имевшего производную от народа власть.


Положительным в данной теории является тот факт, что ее сторонники разработали и естественно-правовую концепцию прав и свобод человека и гражданина.


Договорная теория была крупным шагом вперед в познании государства и права, так как порывала с религиозными представлениями о происхождении государства и государственной власти.


В то же время в этой теории абстрактный, изолированный человек (в так называемом естественном состоянии) вступает в соглашение с себе подобными и образует государство. Но такого изолированного человека никогда не существовало, и, естественно, происхождение государства нельзя связывать с этой абстракцией.


Теория насилия получила распространение в XIX в. на Западе. Наиболее видными ее сторонниками явились немецкий философ и экономист Е. Дюринг (1833–1921), австрийский социолог и государствовед Л. Гумплович (1838–1909), а также ревизионист марксизма и один из теоретиков II Интернационала К. Каутский (1854–1938). Эта теория утверждает, что государство возникает в результате насилия внутреннего (экономического и политического) и внешнего (завоевание одним народом другого). Сторонники этой теории утверждали, что при столкновениях первобытных племен победители превращались в господствующую часть общества, создавали государство, использовали государственную власть для насилия над покоренными народами. Государство, по их мнению, возникало из силы, навязанной обществу извне. Многочисленные примеры образования новых государств содержатся в истории Великого переселения народов с конца IV в., характеризующегося усиленным передвижением племен в Европе, приведшего к падению Римской империи и образованию новых государств в Западной Европе. Например, авары, представлявшие собой племенной союз, совершали набеги на славян, франков, Византию. В шестом веке в бассейне Дуная на завоеванной территории они образовали государственное объединение Аварский каганат. В 429–439 гг. группа германских племен под общим названием вандалы завоевали Северную Африку и основали раннефеодальное королевство. Другое объединение племен под названием эфталиты, но уже в другом регионе, в пятом веке образовали государство на завоеванной территории Средней Азии, Афганистана и Восточного Ирана.


Данная теория, частично объясняя происхождение государства в отдельных регионах и у отдельных народов, не объясняет вопросов происхождения права. Более того, известный немецкий государствовед и правовед Г. Еллинек (1851–1911) не без основания утверждал, что эта теория предназначена не для объяснения причин и условий возникновения государства и права в прошлом, а для их обоснования в настоящем. Вот почему теория насилия была воспринята нацистской Германией в качестве официальной государственно-правовой идеологии.


Вместе с тем следует отметить, что в современных учебниках роль теории насилия в происхождении государства и права недооценивается. Ведь вся история развития человеческого общества характеризуется постоянными войнами. Войны (одних племен с другими, государственных образований между собой, а также между различными группами государств) представляют собой перманентное состояние развития человеческого общества. Кроме того, в теории насилия отдельно рассматривается фактор насилия внутри организации человеческого общества (племени, протогосударства, государства эксплуататорского типа). Поэтому фактор насилия необходимо учитывать в любом процессе государствообразования.


Органическая теория исходит из органической эволюции, разновидностью которой является социальная эволюция, которая, в общем-то, обусловлена материальными и социальными условиями, возникшими в процессе естественного разделения труда. Результатами социальной эволюции и объясняется происхождение государства. По этой теории общество и государство представляют собой общественный организм, состоящий из людей, подобно тому, как живой человеческий организм состоит из клеток. Ее истоки мы обнаруживаем в сочинениях древних мыслителей. Например, Платон (IV–III вв. до н. э.) сравнивал государство с живым организмом, а принимаемые в государстве законы — с процессами человеческой психики. Государство как продукт социальной эволюции имеет мозг (правителей) и средства выполнения его решений (подданных). В результате естественного отбора, происходящего в процессе борьбы и войн, выживают наиболее приспособленные конкретные государства, формируются правительства, совершенствуется структура управления. Процесс естественного отбора, обу­словленный постоянными войнами, указывает нам на наличие в этой теории фактора насилия, о котором никто не упоминает. И в этой теории имеется как рациональное зерно, так и ограниченный характер. Возникновение права, видимо, следует объяснять из функциональной направленности «клеток», из их взаимодействия. Но об этом в данной концепции ничего не говорится.


Психологическая теория причины возникновения государства видит в свойствах психики человека, его биопсихологических инстинктов. Согласно этой теории государство возникает в результате психологических потребностей людей жить в рамках организованного общества и коллективного взаимодействия. Как справедливо замечает С. А. Комаров, эта теория, правильно выделяя определенные психологические аспекты права, по существу растворяет право в индивидуальной психике, делает его тождественным правосознанию и тем самым игнорирует реальную объективную природу права, искажает его связь с экономикой и государством.


Расовая теория основывается на постулате неравенства людей разных рас. Люди белой расы имеют превосходство над всеми остальными. Государство необходимо для обеспечения постоянного господства одних рас над другими. Разве это не факторы внутреннего насилия? (курсив наш. — В. Г.). Государство является средством возникновения и продолжения того насильственного социального процесса, в ходе которого происходит рождение лучшего человека, господствующего над остальной массой людей. И эта теория не объясняет происхождение права.


Инцестная (половая) теория исходит из того, что подписание инцеста (кровосмешения) потребовало наличия особой группы людей, которые бы занимались контролем над соблюдением запрета и применяли принуждение за его неисполнение. В дальнейшем эта группа людей стала одновременно выполнять и другие общественные функции. С течением времени она превратилась в публичную власть. Именно таким образом постепенно происходило образование государственной структуры. Подробный анализ этой теории приводит Т. В. Кашанину к выводу о том, что инцестная теория не способна дать полное представление о причинах возникновения государства и с ней нельзя не согласиться. Более того, в этой теории не объясняется происхождение права, хотя и говорится о подписании договора инцеста.



Теория государства и права: смена парадигмы. Монография

В монографии дается характеристика современного состояния теории государства и права как науки и учебной дисциплины, освещаются проблемные вопросы предмета и метода этой науки, уточняются понятия правового регулирования, законности, правопорядка, показывается роль правовых презумпций, фикций и преюдиций в правовом регулировании общественных отношений. Особое внимание обращено на задачи учебной дисциплины и логику изложения научных данных по теории государства и права. Предлагается новая парадигма изложения учебного материала.<br /> Для преподавателей, аспирантов и студентов юридических вузов.

279
Юридическая Гавриков В.П. Теория государства и права: смена парадигмы. Монография

Юридическая Гавриков В.П. Теория государства и права: смена парадигмы. Монография

Юридическая Гавриков В.П. Теория государства и права: смена парадигмы. Монография

В монографии дается характеристика современного состояния теории государства и права как науки и учебной дисциплины, освещаются проблемные вопросы предмета и метода этой науки, уточняются понятия правового регулирования, законности, правопорядка, показывается роль правовых презумпций, фикций и преюдиций в правовом регулировании общественных отношений. Особое внимание обращено на задачи учебной дисциплины и логику изложения научных данных по теории государства и права. Предлагается новая парадигма изложения учебного материала.<br /> Для преподавателей, аспирантов и студентов юридических вузов.