|
Оглавление§ 3. Влияние глобализации и регионализации на характер отношений государства и права § 4. Права человека в условиях глобализации и регионализации: методологический аспект § 2. Классификация национальных правовых систем: ее необходимость и социальная значимость § 3. Основания (критерии) классификации национальных правовых систем. Правовые семьи § 2. Критерии классификации и виды основных тенденций развития права § 3. Обусловленность тенденций развития права объективными и субъективными факторами § 7. Основные тенденции развития прав человека в условиях глобализации § 8. Проблемы универсализации прав человека на современном этапе развития общества § 2. Тенденция европеизации правовых систем государств — членов Евросоюза и третьих стран § 5. Тенденция усиления комплексного правового регулирования отношений в Европейском союзе § 7. Развитие прецедентного (судейского) права в Европейском союзе § 4. Тенденции развития права постсоветской России на отраслевом уровне Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу§ 8. Проблемы универсализации прав человека на современном этапе развития общества1. Тенденция универсализации прав человека тесно связана с общей тенденцией универсализации и унификации права, развивающейся как на глобальном, так и на других уровнях развития правовой материи. Универсализация прав человека как явления и понятия, равно как и других явлений и понятий, непосредственно ассоциируется с “универсумом” (лат. — universum) — философским термином, обозначающим “всю объективную реальность во времени и пространстве». Применительно к правам человека в теоретическом и практическом плане она означает их всеобщность — всеобъемлющий характер, разносторонность и адекватную применимость в любой пространственной и временной системе координат — относительно к любому человеку или социуму, независимо от их национальных, культурных, религиозных и иных особенностей. Универсализация означает также адекватную восприимчивость к правам человека и их одинаковую применимость как на глобальном, так и на каждом из региональных уровней, причем независимо от того, рассматриваются ли эти права, как и сама их универсализация, в виде уже сложившихся явлений — в статике — или же как находящихся в процессе своего формирования и развития — в динамике. Следует заметить, что вопросам универсализации прав человека теоретиками права, а тем более — практиками до сравнительно недавнего по историческим меркам времени уделялось очень мало внимания. И в этом, собственно, не было особой необходимости, имея в виду относительно слабые экономико-финансовые и иные связи и взаимозависимости между различными регионами мира; принудительное привнесение и насаждение сугубо западного представления о “правах и свободах” в колониально зависимые от цивилизационного Запада страны Азии, Африки и Латинской Америки; неготовность бывших колоний и подмандатных территорий немедленно после своего освобождения следовать в вопросах прав и свобод примеру бывших метрополий и предлагать свое их видение; и т. д. Поэтому довольно часто раньше, а во многих случаях и в настоящее время в качестве универсальных прав человека молчаливо или же с некоторыми оговорками рассматривались и рассматриваются права, зафиксированные во Всеобщей декларации прав человека 1948 года и некоторых других международно-правовых документах, в которых отражаются в основном западные либеральные и неолиберальные воззрения и представления о правах человека. Среди них: право на гражданство; право на равную защиту закона и справедливое правосудие; право на убежище от преследования; право на участие в управлении государством, равного доступа к государственной службе, на равные избирательные права; право на труд и предпринимательство, свободный выбор работы, защиту от безработицы, равную оплату за равный труд; право на образование и на приобщение к культурной жизни своего народа и всего человечества; и др. Справедливости ради следует сказать, что стремление рассматривать в качестве универсальных права, содержащиеся в Декларации и других международно-правовых актах, как и сами эти акты, в силу разных причин воспринимались с точки зрения их “универсализма” многими авторами — теоретиками и практиками — далеко не однозначно. Рассматривая, например, один из таких документов, принятых в рамках Европейского союза, под названием “Хартия фундаментальных прав”, М. Тэтчер не без сарказма писала: “Действительно, можно просто читать текст Хартии фундаментальных прав Европейского союза и искренне восторгаться каждой ее статьей». Однако, как подсказывает опыт, “за общими фразами кроются определенные цель и философия”. Цель состоит “в подчинении суверенитета государств, демократических процедур принятия решений и национального законодательства международным институтам и группам давления”. Что же касается философии, то в ней под прикрытием зонтика “прав человека” “явно угадываются традиционные левые взгляды, приспособленные к новым условиям. Этот факт настолько очевиден, что не видеть его могут лишь большие притворщики». И в заключение: “Было бы чрезвычайно наивно не замечать того, что сегодняшние проповедники прав человека практически все без исключения принадлежат к определенному политическому лагерю». 2. По мере развития процессов глобализации в современном мире ситуация, связанная с отношением к проблемам универсальных прав, как показывает анализ отечественных и зарубежных источников, значительно изменилась. Проблемам универсализации прав человека стало уделяться гораздо больше внимания как в отечественной, так и в зарубежной литературе, чем это было раньше. В теории прав человека их универсализация не стала к настоящему времени центральной темой, но в то же время она постепенно начала утрачивать свой прежний периферийный характер. Развитие идей “мирового государства”, “вселенского права”, “единого человеческого сообщества”, “общечеловеческих ценностей и интересов”, наконец, “гражданина мира” оказало прямое влияние и стимулировало развитие процесса познания универсальных прав человека. Многие исследователи, в особенности из арабских и других неевропейских стран, стали более скептически относиться к утверждению о том, что всеобщие, универсальные права нашли свое адекватное отражение во Всеобщей декларации прав человека и других принятых на ее основе и в ее развитие международно-правовых актов. Наиболее расхожим тезисом-аргументом при этом стала констатация того труднооспоримого факта, что в этих документах заложены “исключительно западные идеи и представления о правах человека” и что в них допускается “неправомерное смешение” права с политикой как такового вообще и прав человека в частности. Прежде всего именно в силу этих причин некоторые арабские государства, в частности Саудовская Аравия, отказались поддержать Всеобщую декларацию прав человека, ссылаясь одновременно на ее “слишком эластичный язык, используемый при определении прав человека”, а также на то, что западные государства, фиксируя в такой форме права человека, “стремятся использовать их скорее в своих политических целях», нежели для решения тех задач, которые официально заявляются в данном акте. Решая проблемы, непосредственно касающиеся универсальных прав человека, исследователи в настоящее время все меньше используют в качестве доказательства их существования механические ссылки на Всеобщую декларацию прав человека и на другие принятые на ее основе международно-правовые акты и все больше вникают в суть самой исследуемой материи — универсальные права человека. Внимание! Авторские права на книгу "Тенденции развития права в современном мире. Учебное пособие" (Марченко М.Н.) охраняются законодательством! |