|
Оглавление§ 3. Влияние глобализации и регионализации на характер отношений государства и права § 4. Права человека в условиях глобализации и регионализации: методологический аспект § 2. Классификация национальных правовых систем: ее необходимость и социальная значимость § 3. Основания (критерии) классификации национальных правовых систем. Правовые семьи § 2. Критерии классификации и виды основных тенденций развития права § 3. Обусловленность тенденций развития права объективными и субъективными факторами § 7. Основные тенденции развития прав человека в условиях глобализации § 8. Проблемы универсализации прав человека на современном этапе развития общества § 2. Тенденция европеизации правовых систем государств — членов Евросоюза и третьих стран § 5. Тенденция усиления комплексного правового регулирования отношений в Европейском союзе § 7. Развитие прецедентного (судейского) права в Европейском союзе § 4. Тенденции развития права постсоветской России на отраслевом уровне Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу§ 5. Позитивное и естественное право: эволюция их взаимосвязи и взаимодействия в условиях глобализации1. Проблема соотношения позитивного и естественного права, характера их взаимосвязи и взаимодействия на различных этапах развития общества, включая современный, является столь же древней и противоречивой, как и сами рассматриваемые системы. Характеризуя естественное право, понятие которого “родилось по противопоставлению с правом положительным” (позитивным), “явившимся в результате человеческого изобретения”, известный правовед и философ Н. Н. Алексеев писал в начале ХХ века, что это право является символом всего в правовом смысле истинного, независящего от случая и произвола, соответствующего вечным законам справедливости». Примерно в этот же исторический период другой, не менее известный русский правовед и философ Е. Н. Трубецкой подчеркивал, касаясь вопроса о соотношении позитивного и естественного права, что последнее является “нравственной основой всякого конкретного правопорядка” и позитивного, или положительного права, что “идея естественного права играла и играет роль мощного двигателя в истории права”, придавая человеку силу “подняться над его исторической средой». Зародившись как антипод понятия и явления, именуемого позитивным правом, идея, а позднее — учение о естественном праве, так же как и различные суждения о характере взаимоотношений позитивного и естественного права, имеет, как известно, весьма длительную, не всегда гладкую и однозначно воспринимаемую историю. По справедливому замечанию Е. Н. Трубецкого, вопрос о естественном праве и характере его отношений с позитивным правом является тем вопросом, “о котором философы и ученые спорят с самого момента его зарождения” в Древней Греции, где длительные споры велись о том, “коренится ли право в самой природе вещей, в вечном, неизменном порядке мироздания, или же оно составляет результат произвольного соглашения людей, человеческое установление, возникшее в определенный момент времени». При этом, если софисты — носители релятивистских взглядов на природу и общество исходили из того, что в праве как таковом нет ничего вечного и неизменного, ибо оно является “искусственным изобретением человеческого ума”, то такие их великие оппоненты, как Сократ, а позднее — Платон и Аристотель, придерживались совершенно иных позиций. А именно — они исходили из того, что право “не во всем своем составе является искусственным изобретением людей”, что наряду с законами, изобретенными людьми, “во всем строе мироздания” существуют вечные, неписаные законы”, вложенные “в сердце людей самим божественным разумом”. Аналогичных взглядов на право, наряду с греческими философами, в более поздний период придерживались также римские юристы, у которых, согласно констатации Н. М. Коркунова, естественное право рассматривалось как составная часть положительного права. Оно считалось “тем его элементом, который является общею и необходимою принадлежностью каждого права». Это — в отличие “от изменчивых и разнообразных национальных особенностей отдельных законодательств, как бы обрастающих собою естественную основу права». Естественное право как “составная часть положительного права”, как основа “каждого права” рассматривалось не только римскими юристами, но и римскими философами, в частности Цицероном, который считал вместе с “ученейшими мужами”, что закон — это есть ничто иное, как “заложенный в природе высший разум, велящий нам совершать то, что совершать следует, и запрещающий противоположное». Если право, рассуждал философ, “не будет корениться в природе, то все доблести уничтожатся”. И далее в этом же духе: “Если бы права устанавливались повелениями народов, решениями первенствующих людей, приговорами судей, то существовало бы право разбойничать, право прелюбодействовать, право предъявлять подложные завещания, — если бы эти права могли получить одобрение голосованием или решением толпы». В отечественной и зарубежной литературе эволюция естественного права, равно как и характера его отношений с позитивным правом, обстоятельно прослеживалась не только на ранних стадиях, но и на последующих этапах развития общества и государства. Внимание! Авторские права на книгу "Тенденции развития права в современном мире. Учебное пособие" (Марченко М.Н.) охраняются законодательством! |