|
ОглавлениеРаздел I. Педагогическое общение. Глава 1. Специфика педагогического общения Глава 2. Виды общения: профессиональная обусловленность характеристики Глава 3. Профессионально-личностное взаимодействие учителя и ученика Глава 4. Урок и учебно-речевая ситуация общения Глава 2. Педагогическое говорение Глава 3. Письмо как продуктивный вид речевой деятельности Глава 4. Слышать. Слушать. Понимать Глава 5. Чтение в профессиональной деятельности учителя Раздел III. Культура речевой деятельности учителя. Глава 1. Культура речи учителя Глава 2. Речевой поступок в педагогическом общении Глава 3. Коммуникативно-речевая активность учителя Глава 4. Роль интонации в педагогическом общении Глава 5. Учитель как коммуникативный лидер Глава 2. Сравнение в объяснительной речи учителя Глава 3. Приемы популяризации объяснительной речи учителя Глава 4. Рецензия как профессиональный жанр письменной речи учителя Глава 5. Педагогический диалог в различных ситуациях урока Глава 6. Требования к устным развернутым ответам учащихся Глава 7. Обобщающая речь учителя на этапе подведения итогов урока Приложение. Основы техники речи. Четыре урока голосо-речевого тренинга Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгуУРОК ЧЕТВЕРТЫЙ«УМЕТЬ ПРОСТО И КРАСИВО ГОВОРИТЬ — ЦЕЛАЯ НАУКА...» К. С. Станиславский Важнейшим паралингвистическим средством речевого взаимодействия является интонация. В живой речи как человек произнес часто превращается в то, что он сказал. На первое по важности место выходят тон, сила, темп, т. е. музыка за словами, страсть за этой музыкой. Живое слово насыщено изнутри особой энергией. В разных обстоятельствах одно и то же звучит приветливо или сурово, ласково или строго, насмешливо или виновато и т. п. Диапазон интонаций можно считать беспредельным. Всякое движение сердца имеет свой отголосок. Интонация в целом является произвольным ответом на речевую потребность. Она передает намерение и настроение говорящего, по повышению или понижению тона понимаем отношение к предмету разговора и к собеседнику, в красноречивой паузе читаем подтекст, в изменении тембровой окраски угадываем оттенки эмоционального состояния. Интонация открывает далекие перспективы смысла, она рождается как результат проявления конкретного намерения, задачи, речевого действия. В переводе с латинского «интонация» означает «громко произносить», а если быть еще точнее этимологически, происходит от глагола «шуметь». Но, конечно, громкостью не исчерпывается это сложное понятие. Богатейшие возможности расширить смысловую емкость высказывания предоставляют такие составные интонации, как мелодика речи, темпо-ритм, тембр. Как заметил М. Чехов, если мы хотим понять смысл, то будем слушать слова, а если хотим понять суть, то — звук. «Ни талант, ни глубина, ни оригинальность мысли, ни интерес содержания не искупают недостатка — монотонности...» — справедливость этих слов находит ежедневное подтверждение. Монотонная, бесцветная и неживая речь непонятна и утомительна. Русской речи присущи подвижность, пластичность и музыкальность. Мелодичная бедность нашей речи может быть преодолена со значительным расширением возможностей нашего диапазона (dia pason — с греческого «через все струны»), т. е. объема звуковых высот, доступных речевому голосу. Внимание! Авторские права на книгу "Риторика. Учебник" (Ипполитова Н.А.) охраняются законодательством! |