|
ОглавлениеРаздел I. Педагогическое общение. Глава 1. Специфика педагогического общения Глава 2. Виды общения: профессиональная обусловленность характеристики Глава 3. Профессионально-личностное взаимодействие учителя и ученика Глава 4. Урок и учебно-речевая ситуация общения Глава 2. Педагогическое говорение Глава 3. Письмо как продуктивный вид речевой деятельности Глава 4. Слышать. Слушать. Понимать Глава 5. Чтение в профессиональной деятельности учителя Раздел III. Культура речевой деятельности учителя. Глава 1. Культура речи учителя Глава 2. Речевой поступок в педагогическом общении Глава 3. Коммуникативно-речевая активность учителя Глава 4. Роль интонации в педагогическом общении Глава 5. Учитель как коммуникативный лидер Глава 2. Сравнение в объяснительной речи учителя Глава 3. Приемы популяризации объяснительной речи учителя Глава 4. Рецензия как профессиональный жанр письменной речи учителя Глава 5. Педагогический диалог в различных ситуациях урока Глава 6. Требования к устным развернутым ответам учащихся Глава 7. Обобщающая речь учителя на этапе подведения итогов урока Приложение. Основы техники речи. Четыре урока голосо-речевого тренинга Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгуУРОК ТРЕТИЙ«...ЧУВСТВОВАТЬ НЕ ТОЛЬКО ФРАЗЫ, СЛОВА, НО И КАЖДЫЙ СЛОГ, КАЖДУЮ ЕГО БУКВУ» К. С. Станиславский Звуки, как мысли и слова, могут быть убедительны. Они окрашивают содержание отношением, подтекстом, наполняют внутренней жизнью. Как говорил К. Станиславский: «Изъяны дикции исправляются не в языке, а в воображении». Если говорящий не чувствует души звуков, он не почувствует и души слова, не ощутит и души фразы. «Звуком рисуешь видимое слово, звуком чувствуешь, страдаешь и восхищаешься» (В. Яхонтов). Получив энергию с помощью глубокого дыхания, образовав звук в генераторной системе и усилив в резонаторной, превращаем звук голоса в звук речи с помощью артикуляторов. Каждому известно, что артикуляция — это работа произносительных органов по образованию звуков речи, слогов и слов. Психологическое волнение, которое мы испытываем перед публичным выступлением, может «заморозить» наши артикуляторы, сделать нижнюю челюсть вялой, губы пассивными, а язык ватным. «Разогреем» их с помощью взрывных согласных: Б — П, Г — К, Д — Т. УПРАЖНЕНИЯ«МИШЕНЬ» «Постреляйте» согласными: Б, П, Г, К, Д, Т в воображаемую мишень. Прицеливайтесь пальцем, как пистолетом, в цель, и посылайте звук до цели, не роняя его под себя. «КНОПКИ» «Вкручиваем» рукой и звуком кнопки, особенно четко озвучивая пучки согласных: ТЧКа, ТЧКу, ТЧКэ, ТЧКи, ТЧКо... «ЖОНГЛЕР» «Раскручиваем» на палочке, стоящей на ладони, воображаемое блюдце и, увеличивая скорость вращения, стараемся его удержать: дабидабидуп—дабидабидуп—дабидабидуп... «ТЕННИС» Двое играющих за теннисным столом, озвучивают удары пучками согласных. Сохраняйте бодрый настрой, активную пластику и полетный, четкий звук. Вышли мы на теннис-корт Речевой наш брать рекорд, При движеньи ног и рук Сохраним свободный звук: ПТКа — БДГа, ПТКу — БДГу ПТКэ — БДГэ, ПТКи — БДГи, ПТКо — БДГо. «БАРАБАН» Представьте, что играете на барабане. Воображаемые палочки легко отскакивают при каждом ударном слоге. Движения согласуются с дыханием и четкостью работы артикуляционных органов. Пара-пара-пам, пара-пара-пам, пара-пара-пара-пара-пам... Хорошо для артикуляционной разминки использовать стихотворные тексты с взрывными согласными: Пара барабанов, Пара барабанов, Пара барабанов Била Бурю. Пара барабанов, Пара барабанов, Пара барабанов Била Бой. И. Сельвинский «ТРУБОЧИСТ» Приговаривая, «отмываем» трубочиста: Моем, моем трубочиста, Чисто, чисто, чисто, чисто! Будет, будет трубочист Чист, чист, чист, чист! К. Чуковский Внимание! Авторские права на книгу "Риторика. Учебник" (Ипполитова Н.А.) охраняются законодательством! |