|
ОглавлениеРаздел I. Педагогическое общение. Глава 1. Специфика педагогического общения Глава 2. Виды общения: профессиональная обусловленность характеристики Глава 3. Профессионально-личностное взаимодействие учителя и ученика Глава 4. Урок и учебно-речевая ситуация общения Глава 2. Педагогическое говорение Глава 3. Письмо как продуктивный вид речевой деятельности Глава 4. Слышать. Слушать. Понимать Глава 5. Чтение в профессиональной деятельности учителя Раздел III. Культура речевой деятельности учителя. Глава 1. Культура речи учителя Глава 2. Речевой поступок в педагогическом общении Глава 3. Коммуникативно-речевая активность учителя Глава 4. Роль интонации в педагогическом общении Глава 5. Учитель как коммуникативный лидер Глава 2. Сравнение в объяснительной речи учителя Глава 3. Приемы популяризации объяснительной речи учителя Глава 4. Рецензия как профессиональный жанр письменной речи учителя Глава 5. Педагогический диалог в различных ситуациях урока Глава 6. Требования к устным развернутым ответам учащихся Глава 7. Обобщающая речь учителя на этапе подведения итогов урока Приложение. Основы техники речи. Четыре урока голосо-речевого тренинга Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгуУРОК ПЕРВЫЙ«УМ — ВЛАСТЕЛИН ЧУВСТВ, А ДЫХАНИЕ — ВЛАСТЕЛИН УМА» Аристотель Любому, кто задумывался о качестве своей речи, не должно показаться странным, что наш первый урок посвящен тренировке дыхания. Кроме того, что «дыхание — властелин ума», оно является физиологической основой речи, обеспечивает звук энергией. Известная фраза Ламперти: «Школа пения есть школа дыхания», — может относиться и к постановке речевого голоса, хотя механизм речи отличается от механизма пения. Какими же качествами должно обладать фонационное, т. е. озвученное, дыхание? Помогут понять это звукоподражения и междометия. Непосредственные восклицания, являясь самыми короткими речевыми действиями, не требуют долгих раздумий, всегда окрашены эмоциями и служат своеобразной «дыхательной гимнастикой». «Дышите глубже — вы взволнованы» — в этом афоризме мы находим намек на первое важнейшее качество: дыхание должно быть глубоким, т. е. осуществляться нижнереберными мышцами, мышцами брюшного пресса и диафрагмой. УПРАЖНЕНИЯ«СТОН» Представьте себе, что вы наслаждаетесь отдыхом на берегу моря. Шум волн, ласковое солнце... Закройте глаза, чтобы ничто не отвлекало вас, расслабьтесь и потяните звук: МММММММ... МММММММ... Голова медленно совершает круговые движения: мышцы шеи, лица, плеч свободны. Имитация стона на сонорном звуке М позволяет не только снять мышечное напряжение (сохранив работу дыхательного аппарата при свободе фонационных путей), но и найти свой речевой центр, или речевую середину, т.е. самый удобный, естественный тон звучания голоса. Приблизив ладони к лицу или положив их на затылок, почувствуем вибрацию — это работают головные резонаторы и особенно резонаторы носоглотки. Это второе качество фонационного дыхания: оно должно быть высоким, т. е. усилено головными резонаторами (акустической системой, увеличивающей и обогащающей звук). «СЧЕТ» Обоими плечами и звуком голоса, вместо «один», «два» и т. д., используя согласный М, «рисуем» по порядку цифры от одного до десяти. Позвоночник, как натянутая струна, держит тело, движения плечей совершаются легко и свободно, совпадая с движением голоса. Добиться работы резонирующих полостей, ощущения объемности звука, усиления его звонкости помогут нам упражнения, использующие кроме М, и другие сонорные, т. е. обладающие небольшим эффектом резонирования, звуки: Н, Л, Р. «ПОПРОШАЙКА» Канючим: нннннну... Отказываем: ннннни... Умоляем: нннннна... Отвергаем: ннннно... Сонорные согласные можно сделать долгими, тянуть, петь их, как и гласные звуки. «ГЛИНА» Мнем старательно всеми пальцами одной руки воображаемую глину, помогая себе созвучиями: Внимание! Авторские права на книгу "Риторика. Учебник" (Ипполитова Н.А.) охраняются законодательством! |