|
ОглавлениеРаздел I. Педагогическое общение. Глава 1. Специфика педагогического общения Глава 2. Виды общения: профессиональная обусловленность характеристики Глава 3. Профессионально-личностное взаимодействие учителя и ученика Глава 4. Урок и учебно-речевая ситуация общения Глава 2. Педагогическое говорение Глава 3. Письмо как продуктивный вид речевой деятельности Глава 4. Слышать. Слушать. Понимать Глава 5. Чтение в профессиональной деятельности учителя Раздел III. Культура речевой деятельности учителя. Глава 1. Культура речи учителя Глава 2. Речевой поступок в педагогическом общении Глава 3. Коммуникативно-речевая активность учителя Глава 4. Роль интонации в педагогическом общении Глава 5. Учитель как коммуникативный лидер Глава 2. Сравнение в объяснительной речи учителя Глава 3. Приемы популяризации объяснительной речи учителя Глава 4. Рецензия как профессиональный жанр письменной речи учителя Глава 5. Педагогический диалог в различных ситуациях урока Глава 6. Требования к устным развернутым ответам учащихся Глава 7. Обобщающая речь учителя на этапе подведения итогов урока Приложение. Основы техники речи. Четыре урока голосо-речевого тренинга Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгуГлава 4. Рецензия как профессиональный жанр письменной речи учителя? Подумаем. Поразмышляем Необходимы ли, с вашей точки зрения, рецензии учителя на сочинения учащихся ? На каждое ученическое сочинение надо писать рецензию? Следует ли специально отмечать в рецензии положительные стороны работы? 4.1. Общая характеристика и типология жанра педагогической рецензииВ 1837 г. в «Руководстве к дидактике, или науке преподавания, составленном по Нимейеру» А. Ободовский писал: «Сколь ни полезно упражнять молодых людей в сочинении, но настоящая польза от того приобретается через критический разбор и поправку их сочинений». Слово «рецензия» (от лат. recensio — обследование) закрепилось в литературном языке в конце XVIII — начале XIX в. Рецензия — это более или менее развернутый целостный анализ произведения и его основных проблем, в ней важна не только информационная, но и оценочная направленность, стремление критика обосновать свою позицию, привлечь внимание читателя к рецензируемому произведению. Педагогическая рецензия (рецензия на сочинение учащегося) — один из важнейших письменных педагогических жанров, который не только является средством аргументации поставленной отметки, но и способствует формированию коммуникативных умений школьников, предоставляет учителю возможность для проявления толерантности и осуществления личностно-ориентированного подхода в обучении, становится текстом-образцом оценочного жанра для учащегося. Приведем некоторые примеры учительских рецензий: «Хороший, интересный анализ. Много свежих мыслей, оригинальных суждений. Но все же будь внимательнее при подборе слов, в построении фраз. Чувствуется некоторая небрежность». «Тема понята правильно, раскрыта логично и последовательно. Но плохо знаешь цитаты (много фактических ошибок), забыл про сон Базарова, приводишь ошибочные суждения. А вообще, совсем неплохо». «Тема не понята и не раскрыта. Ты пишешь о пороках чиновников в произведении Гоголя (причем даже не упомянула «Шинель»), а не о сатирическом изображении чиновничества. Данная тема предполагает анализ тех художественных приемов (сатира, ирония, гротеск, алогизм, гипербола и т. п.), которые использовал Гоголь для осмеяния человеческих пороков». Рецензию следует отнести к группе вторичных текстов, называемых «диалогом с первичным текстом» и ее подгруппе: «вторичный текст-исследование» (по типологии Л. М. Майдановой) или к первично-вторичным текстам (по типологии В. Н. Мещерякова). В соответствии с коммуникативной целью и другими жанрообразующими признаками можно выделить две разновидности жанра педагогической рецензии: текущую рецензию и итоговую рецензию. Текущая — создается на рабочее, тренировочное сочинение, итоговая — на рубежное, экзаменационное. Приведем примеры педагогических рецензий двух разновидностей. Сочинение ученицы: «Времена года в поэзии Ф. И. Тютчева» Вся поэзия Тютчева представлена в основном стихотворениями о любви, природе; поэт размышляет о смысле человеческой жизни. Потому, что Тютчев пишет лишь о своих чувствах, не рассчитывая произвести стихотворениями впечатление на публику и изменить что-то в общественных отношениях, мы называем его поэтом чистого искусства. Тютчев говорит о временах года, находя во всех отражения разных состояний его души и всегда в каждом свою прелесть. Рассмотрим стихотворения Тютчева о зиме. Какие переживания посещают поэта в это время года? В стихотворении «Чародейкою зимою...» поэт восхищается красотой зимнего леса, онемевшего и мертвого, не оживленного «снежной бахромою»: И стоит он, околдован <...> В стихотворениях Тютчева о зиме отсутствуют, как ни странно, и безнадежность, и грусть, часто навеваемые холодом и темнотой зимы. Напротив, поэт воспринимает это время года как обновление природы после дождливой осени, снежное зимнее покрывало — как волшебный наряд уснувших лесов. Тем не менее какой бы чудесной ни была зима, весна всегда прекрасна и долгожданна. В одном из своих стихотворений Тютчев олицетворяет зиму и весну и красочно изображает, как обе они борются за власть над миром: Зима недаром злится, Прошла ее пора <...> При помощи двухсложного размера, ямба, Тютчев передает стремительность наступления весны, и мы понимаем, что зима уже не задержится м время пойдет своим чередом. Стихотворения о весне наполнены мотивом воды: Еще в полях белеет снег, А воды уж весной шумят <...> Бегущие воды — символ очищения природы после долгого зимнего сна, осветления после застоя: Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром <...> При чтении этих строк перед глазами возникает картина первой весенней грозы; а следующее стихотворение нельзя однозначно отнести к стихотворениям о весне: В небе тают облака <...> Стихотворение Тютчева «Летний вечер» напомнило мне одноименное стихотворение Фета спокойствием изображаемой природы: Река воздушная полней Течет меж: небом и землею <...> Стихотворения об осени — самые меланхоличные и безнадежные: осень природы напоминает поэту, как и любому человеку, осень жизни. И все-таки осень прекрасна: Осенней позднею порою Люблю я царскосельский сад <...> Стихотворение написано в 1858 году, когда Тютчеву уже было больше пятидесяти лет, то есть действительно наступала его осень! Но она была прекрасна, как и золотая осень природы... Таким образом, в лирике Тютчева мы в первую очередь обращаем внимание на природу, ее картины, а времена года — отражение «времен жизни» человека. В стихотворениях о весне, лете мы как бы между строк читаем мысли поэта о предстоящей осени, но и в «зимней» лирике можно уловить воспоминание о прошедшей весне. Внимание! Авторские права на книгу "Риторика. Учебник" (Ипполитова Н.А.) охраняются законодательством! |