Юридическая Под ред. Василика М.А., Тимерманиса И.Е. Политология. Учебник

Политология. Учебник

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 22.08.2013
ISBN: 9785392114672
Язык:
Объем текста: 589 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Раздел I. Методологические проблемы истории и теории политической науки. Глава 1. Политология как наука и учебная дисциплина

Глава 2. Идейные истоки политологии

Глава 3. Русская политическая мысль IX — начала XX в.

Раздел II.. Общество и власть. Глава 4. Политическая власть

Глава 5. Социальные основы политики

Глава 6. Социальные субъекты политической власти

Раздел III. Механизм формирования и функционирования политической власти. Глава 7. Политическая система общества

Глава 8. Политические режимы

Глава 9. Избирательные системы

Раздел IV. Политические институты. Глава 10. Государство как институт политической системы

Глава 11. Политические партии, партийные системы, общественно-политические движения

Раздел V. Личность и политика. Глава 12. Политическая культура и социализация

Глава 13. Политическое поведение и участие

Глава 14. Политическое сознание и современные политические идеологии

Раздел VI. Политические процессы. Глава 15. Политическое развитие и модернизация

Глава 16. Политические конфликты и кризисы

Глава 17. Политический процесс и политическиетехнологии

Раздел VII. Мировая политика и международные отношения. Глава 18. Геополитика

Глава 19. Международные политические отношения

Контрольные тесты по курсу «Политология»

Про учебное заведение



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 14. ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛОГИИ


14.1. Политическое сознание: субъекты, уровни, структура, функции


Политика не может существовать иначе как в форме политической деятельности. По своему содержанию политическая деятельность представляет собой процесс производства политических отношений и институтов, политических ценностей и ориентаций, форм политической коммуникации и информации, т.е. это деятельность и практическая и духовная. Следовательно, политическая жизнь представляет собой диалектическое переплетение определенных форм практики и разнообразных форм политического сознания. Политическое сознание в этом отношении отражает все неинституциональные компоненты, субъективную сторону политической сферы общественной жизни.


Само понятие политического сознания имеет длительную историю употребления и исследования. Сегодня оно выступает одной из центральных, комплексных, междисциплинарных категорий политических наук. Но несмотря на свою центральность, комплексность, междисциплинарность, под «политическим сознанием» понимается достаточно сложный, многоаспектный комплекс явлений.


В содержательном отношении большинство исследователей рассматривают политическое сознание как многомерное, неоднородное, внутренне противоречивое, многоуровневое образование, что находит отражение и в многообразии подходов к определению понятия.


В частности, по мнению Д. В. Ольшанского, политическое сознание в обобщенной форме отражает «степень знакомства субъекта с политикой и рационального к ней отношения (в противовес, скажем, коллективному бессознательному в политике)». Таким образом, политическое сознание представляет собой восприятие субъектом части реальности, связанной с политикой, с вопросами власти и подчинения, государством и его институтами.


У А. И. Соловьева оно выступает «наиболее общей категорией, отражающей всю совокупность чувственных и теоретических, ценностных и нормативных, рациональных и подсознательных представлений человека, которые опосредуют его отношения с политическими структурами», это — «комплекс идей, теоретических концепций, взглядов, представлений, мнений, оценочных суждений, эмоциональных состояний субъектов политических отношений».


Несмотря на многообразие подходов к определению, все единодушны в том, что исходной основой политического сознания являются психолого-политические состояния человека, формирующие предпосылки для его ориентации в окружающем его политическом пространстве, где он играет активную или пассивную роль в зависимости от темперамента, воспитания и образования, убеждений, потребностей и ценностей. Следовательно, политическое сознание может быть определено как совокупность ментальных явлений, в которых выражается восприятие политики субъектом политического процесса.


В гносеологическом плане политическое сознание тесно связано с другими основополагающими политическими понятиями и категориями. В частности, в основе ориентации субъекта политического процесса лежит его отношение к политике как к специфической сфере общественной жизни и специфической форме деятельности. Поэтому политическое сознание тесно связано с политическим поведением — оно представляет собой реакцию субъектов политической жизни на ее события, обусловленную политическими ценностями, установками и ориентациями. В этом случае диалектика политической деятельности и политических отношений инициирует и содержательно обусловливает феномен политического сознания.


Политическое сознание связано с политической системой, выступая в качестве ее субъективного фундамента, «человеческой основы», с одной стороны. С другой — его содержание, формы и типы непосредственно детерминируются господствующими политическими системами.


Его связь с политической культурой отражается в том, что последняя проявляется в сферах политического сознания и поведения субъекта, а также в сфере функционирования политической системы и ее институтов. С одной стороны, политическое сознание как рефлексия субъекта политического процесса относительно этого процесса и собственной роли в нем шире политической культуры, поэтому последняя фиксирует лишь устойчивые, типические образцы этого сознания. С другой стороны, политическая культура шире политического сознания, так как включает в себя наряду с политическим сознанием образцы политического поведения индивидов и групп и функционирования политической системы и ее институтов.


Выявление всего многообразия связей и взаимосвязей политического сознания с другими феноменами (с политическим режимом, общественным мнением и пр.) также обусловливает не только трудности в его определении, но и сложность самого феномена.


По степени и формам отражения сущности и содержания политической деятельности в политическом сознании как сложном системном явлении в современной политологической литературе выделяются четыре диалектически взаимосвязанных уровня: государственный, теоретический, эмпирический и обыденный.


1. На государственном уровне осуществляется выработка и обоснование официальной политики, организация и соответствующее нормативное регулирование функционирования политических институтов, политических отношений и политической деятельности. В качестве «субъекта-носителя» этого уровня сознания (государственного сознания) выступает государство, защищающее и отстаивающее государственные интересы. В этом случае фундаментом нормативной системы выступает Конституция, далее — система законодательных актов (закон о политических партиях, о выборах, об информации, о СМИ, о регламентации форм выражения общественного мнения — демонстраций, митингов, шествий, об общественных организациях и пр.), а также морально-этические нормы, принятые в обществе. Весь этот круг норм выступает средством организации и регулирования отношений между людьми в рамках отдельных институтов, институтов государства и гражданского общества, отдельных людей или групп к институтам и пр. На данном уровне политического сознания наиболее последовательно защищаются существующие политические порядки и принципы управле ния.


2. Для теоретического уровня характерна ориентация на раскрытие тенденций (закономерностей) политической жизни общества и их использование в организации практической политической деятельности. Его содержание составляет выработка теорий и концепций, разработка стратегических направлений развития и путей достижения стратегических целей, определение направлений и путей организационно-политического обеспечения решения назревших проблем, обоснование существующей системы ценностей и политических установок.


Нередко теоретический уровень политического сознания называют политической идеологией или идеологию определяют как теоретическое сознание. Но это не совсем корректно, поскольку теория занимается «поиском истины», а идеология в большей степени обоснованием интересов и ценностей, она включает суждения, оправдывающие преобладание одних политических интересов и ценностей над другими.


3. Если первые два уровня политического сознания (государственный и теоретический) «занимаются» формированием и обоснованием политики, то эмпирический уровень базируется на непосредственной практике, участии в политическом процессе различных социальных общностей, отражая политическую действительность в форме ощущений, иллюзий, представлений, пережива ний.


4. Обыденный уровень политического сознания тесно связан с предыдущим, но имеет и различия. Так, эмпирический уровень отражает практический опыт субъектов. В свою очередь обыденный уровень политического сознания представляет собой своеобразный сплав знаний, представлений, настроений, чувств, мнений, носителями которых являются разные социальные общности, и формируется под влиянием как теории и политической идеологии, так и политической практики. Следовательно, в нем представлены как практические, так и теоретические элементы, что придает ему особую динамичность и адаптивность к изменениям политической ситуации.


Что касается структуры политического сознания, то обычно выделяют две основные группы составных частей этого явления: познавательные (знания о политике, интерес к политическим явлениям и убеждения) и мотивационные (потребности, ценности, чувства и установки). В действительности достаточно сложно выделить тот или иной элемент политического сознания в чистом виде и однозначно его отнести к познавательному блоку или к мотивационному. Все эти элементы переплетаются между собой, оказывая друг на друга взаимное влияние.


Неотъемлемым элементом содержания политического сознания являются политические знания, которые в различной степени представлены на уровнях политического сознания. Они, отражая интересы тех или иных классов и групп, нередко отличаются скорее по форме, чем по существу.


Поскольку знания есть результат политического опыта, то опыт в этом случае выступает основным источником формирования политического сознания. Последнее открыто для восприятия разного опыта, для постоянного уточнения оценок минувшего и настоящего, переинтерпретации разнообразных политических явлений.


Следующим элементом структуры выступают поли тические интересы, которые формируются на основе отношения субъекта к существующим политическим условиям, определяя характер и способ удовлетворения потребности, выступая стимулом, направляющим деятельность не на предмет потребности, а на средства и способы ее реализации. В своем развитии интерес «проходит» несколько стадий: формирование, осознание и реализация. Что касается первых двух, то в реальной политической практике эти процессы по времени происходят практически одновременно. Осознание политического интереса ничего нового не добавляет ни к его содержанию, ни к его форме, это более пассивная форма проявления интереса, связанная с воспроизведением, отображением реального интереса в чем-то (в данном случае в сознании). Функциональное предназначение процесса осознания заключается в служебной роли по отношению к его реализации в процессе деятельности. Реализация политических интересов осуществляется в результате политической деятельности. Это включенность в различные политические процессы, которая может иметь различные формы как на вербально-эмоциональном, так и на инструментальном уровнях.


Между политическими интересами и знаниями существует тесная корреляция. Интересы отчасти зависят от уже приобретенных знаний, и в то же время они являются стимулом приобретения новых. Усвоение новых знаний в свою очередь увеличивает способность адекватно отражать происходящие политические изменения, адаптироваться к ним, занимать активную или пассивную позицию в поле политики.


Все уровни сознания связаны с интересами, но эта связь менее стабильна и последовательна. Если политическая идеология ориентирована главным образом на коренные интересы того или иного класса в целом, то обыденное политическое сознание в большей мере отражает дифференциацию этих интересов внутри класса. Иначе говоря, оно носит дифференцированный, более пластичный характер.


Общественные (массовые) настроения — самый изменчивый элемент политического сознания. На настроения оказывают влияние различного рода факторы: экономические, социальные, политические, национальные, психологические и пр. Концептуально настроение может быть обозначено как определенное психическое состояние, интегрирующее влияние объективных событий на субъективное их переживание. От всех других психических состояний его отличает интеграция. Это не просто субъективное переживание и не просто знание объективных событий, это — один из высших уровней субъективного осмысливания: сегодня, подспудно влияя на деятельность человека, завтра, будучи осознанным, оно превратится в умонастроение и уже непосредственно будет определять характер деятельности.


Политические знания и настроения создают основные предпосылки для формирования оценочных суждений, лежащих в основе общественного мнения. Последнее образуется как результат группового (массового) общения, интенсивного обмена социальной информацией по актуальным и жизненно важным для людей проблемам. Связь между общественным мнением и политическим сознанием осуществляется через индивидуальные политические установки.


Применительно к уровню политического под установками следует понимать отношение человека к тем или иным политическим объектам (институтам политической системы, лидерам и т.д.), его субъективную готовность вести себя определенным образом по отношению к этим объектам. Установки связаны со стереотипами, под которыми понимаются устойчивые структуры сознания и поведения, возникающие на основе многократного повторения одного и того же действия в соответствии с установками субъектов действия. Следовательно, установка — это именно субъективное отношение к объектам действия, а стереотип — стандартизированная схема действия.


В структуре установки, как правило, выделяются три элемента:


1) когнитивный (связанный со знаниями о политических объектах или явлениях и их нормативной оценкой);


2) аффективный (связанный с чувствами, испытываемыми индивидом по отношению к объекту);


3) поведенческий (склонность к определенному поведению относительно объекта). Установки усваиваются в процессе социализации и коммуникации. Факт наличия разного рода установок у той или иной социальной группы может служить основанием к типологии различных типов политического сознания населе ния.


Следующим элементом выступают ценности. По сравнению с другими компонентами политического сознания ценности рассматриваются как более фундаментальное ментальное образование, это — оценка идеального объекта в терминах «хорошо», «плохо», представление о том, что желательно и необходимо. Ценности — характеристика индивидуального сознания, имеющая ярко выраженную социальную природу. Формируясь в период социализации личности, они не только влияют на политические установки и предпочтения, но качественно определяют политическое сознание: у групп с различными ценностями кардинально различаются политические установки (предпочтения). Но ценности человека не идентичны его поступкам, при определенных условиях они могут стать одним из побудителей его практических действий, направленных на воплощение этих ценностей в жизнь.


Изучение политического сознания в первую очередь включает исследование его субъектов — носителей, динамики его развития и основных форм. С точки зрения субъекта политического сознания можно выделить массовое, групповое и индивидуальное политическое сознание.


Структурно массовое политическое сознание включает статичные (ценности, предпочтения) и динамичные (массовые настроения) элементы. В конкретном выражении это, во-первых, уровень ожиданий людей и оценка ими своих возможностей влиять на политическую систему в целях реализации имеющихся ожиданий. Во-вторых, это социально-политические ценности, лежащие в основе идеологического выбора (например, справедливость, демократия, стабильность, порядок и пр.). В-третьих, это быстро меняющиеся мнения и настроения, связанные с оценками текущего положения, деятельности правительства, конкретных политических акций и т.д.


Групповое политическое сознание рассматривается как обобщенное сознание тех или иных определенных, организованных больших (классы, социально-этнические образования, социальные группы, слои и пр.) или «малых» (политическая элита, группы давления и пр.) групп, связанное с политикой. Исходя из объективного места группы в социально-политической системе и особенностей группового самосознания, такое политическое сознание трактуется как совокупность представлений, определяющих содержание, направленность и интенсивность политической активности группы.


В структурном отношении особое внимание уделяется политическим позициям и идеологическим предпочтениям, доминирующим в групповом политическом сознании. Наиболее распространенный способ выявления такого типа сознания — анализ политических документов, исходящих от группы.


Индивидуальное политическое сознание — свойство и качество личности, «политического человека», способного воспринимать политику, более или менее точно ее оценивать и относительно целеустремленно действовать в политическом плане.


Политическое сознание выполняет в обществе специфические функции. Главными среди них являются: политическое целеполагание и политическое программирование. Основной задачей любой политики является выработка системы целей, соответствующей интересам социальной общности (класса, группы), а также стратегии и тактики, необходимых для ее реализации. Эти цели и способы их достижения находят свое теоретически обоснованное воплощение в соответствующих программах, заявлениях, декларациях субъектов политической деятельности.


Оно выполняет также и научно-познавательную (когнитивную) функцию, предполагающую систематически осуществляемый анализ политической практики и выявляющий ее определенные тенденции и закономерности (на базе чего вырабатывается политическая стратегия и тактика).




Политология. Учебник

Рассматриваются наиболее важные проблемы современной политической науки, ее специфика, основные категории и парадигмы. На базе широкого использования зарубежной и отечественной литературы анализируются такие проблемы, как политическая власть, политические системы и режимы современности, гражданское общество и правовое государство, партийные и избирательные системы, политические конфликты, политическая модернизация, проблемы геополитики и политической глобалистики, исследуются особенности политического процесса в России. Содержит контрольные вопросы, тесты и обширную библиографию. Для студентов высших учебных заведений. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/politologiya_uchebnik/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

209
 Под ред. Василика М.А., Тимерманиса И.Е. Политология. Учебник

Под ред. Василика М.А., Тимерманиса И.Е. Политология. Учебник

Под ред. Василика М.А., Тимерманиса И.Е. Политология. Учебник

Рассматриваются наиболее важные проблемы современной политической науки, ее специфика, основные категории и парадигмы. На базе широкого использования зарубежной и отечественной литературы анализируются такие проблемы, как политическая власть, политические системы и режимы современности, гражданское общество и правовое государство, партийные и избирательные системы, политические конфликты, политическая модернизация, проблемы геополитики и политической глобалистики, исследуются особенности политического процесса в России. Содержит контрольные вопросы, тесты и обширную библиографию. Для студентов высших учебных заведений. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/politologiya_uchebnik/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

Внимание! Авторские права на книгу "Политология. Учебник" (Под ред. Василика М.А., Тимерманиса И.Е.) охраняются законодательством!