Юридическая Под ред. Лютова Н.Л., Сулеймановой Ф.О.; сост. Лютов Н.Л., Сулейманова Ф.О. Международная научно-практическая конференция «История и научное прогнозирование развития трудового права и права социального обеспечения»

Международная научно-практическая конференция «История и научное прогнозирование развития трудового права и права социального обеспечения»

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 31.07.2018
ISBN: 9785392285389
Язык:
Объем текста: 514 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Секция Общие перспективы и тенденции развития трудового законодательства

Секция Право социального обеспечения: история и перспективы

Секция «ФБК Право» «Практические проблемы правового регулирования труда руководителя организации»

Секция Вопросы истории трудового права

Круглый стол «Перспективы установления подписки на индивидуальный пенсионный капитал»

Секция Теория трудового права: классические и современные подходы

Секция Международное, сравнительное и трансграничное трудовое право (посвященная 85-летию проф. И. Я. Киселева) (совместно с Ассоциацией и НИУ ВШЭ)

Секция Проблемы правового регулирования в сфере здравоохранения

Секция Запреты и ограничения в трудовом праве

Секция Профессиональные союзы и социальное партнерство

Секция Перспективы развития пенсионного обеспечения

Секция Проблемы и перспективы защиты трудовых прав

Секция Современное состояние и перспективы социального партнерства

Секция Развитие правового регулирования трудовых отношений и защиты персональных данных

Секция Перспективы развития отдельных элементов трудового права России

Секция Перспективы регулирования труда отдельных категорий работников



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Секция
Перспективы развития отдельных элементов трудового права России


Федорец Александр Григорьевич
кандидат технических наук,
доцент, заведующий кафедрой «Безопасность труда»
АНО «Институт безопасности труда»,
директор РГСУ


К решению проблемы «вредных» условий труда


Аннотоция. Несмотря на широкое использование в трудовом законодательстве термина «вредные (опасные) условия труда», это понятие, на самом деле, как отсутствовало, так и отсутствует в правовом поле. Объективно (бесспорно) установить юридический факт наличия или отсутствия «вредных условий труда», являющихся гипотезой более 30 норм ТК РФ, в настоящее время так и не представляется возможным. По меньшей мере, ввиду отсутствия правомерно установленных «нормативов (гигиенических нормативов) условий труда». С другой стороны, трактовка «вредных условий труда», связанная с допускаемым в трудовом праве многократным превышение «предельно допустимых уровней» производственных факторов вступает в очевидное противоречие с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, где такое превышение однозначно не допускается.


Ключевые слова: вредные условия труда, классификация условий труда, гигиенические нормативы условий труда, специальная оценка условий труда.


Введение


Ни в одной стране мира «вредности» труда не уделяется столько внимания, как в России. Даже наши ближайшие соседи и партнеры Беларусь и Казахстан, отдавая дань рудиментарным остаткам советских социально-трудовых отношений, не считают главным содержанием «охраны труда» сохранение прав работников на работу во вредных условиях труда.


В ТК РФ слово «вредный» применительно к труду и иным факторам общественного производства встречается около 50 раз, причем «вредные (опасные) условия труда» более 30 раз выступают в качестве гипотез правовых норм, с которыми связаны различные ограничения прав как работников, так и работодателей. При этом для многих специалистов в сфере трудового права может стать открытием, что понятие «вредные условия труда» в правовой системе России вообще не существовало до 1 января 2014 года, о чем, кроме всего прочего, наглядно свидетельствует признание Минтруда России, изложенное в Концепции закона «О специальной оценке условий труда»:


«В настоящее время основные термины в сфере оценки условий труда законодательно не определены. В этой связи предлагается в законопроекте дать определения терминов «вредные условия труда», «опасные условия труда», «классы условий труда» и др., а также законодательно установить классификацию условий труда».


Результаты детального научного анализа понятия «вредные условия труда», выполненного АНО «ИБТ» при подготовке законопроекта «О специальной оценке условий труда», в сокращенном виде опубликованы в журнале «Безопасность и охрана труда». Тем не менее, закон был принят, «вредные условия труда» законодателю однозначно определить не удалось, законные нормативно-методические условия для установления юридического факта наличия на рабочем месте «вредных условий труда» до сих пор так и не созданы.


«Вредные условия труда» без определения этого понятия в сфере трудового права по-прежнему остаются основным стержнем X Раздела ТК РФ (Охрана труда).


История вопроса


В бывшем СССР понятия «вредные», «опасные», «особые», «тяжелые» и иные «неблагоприятные» «условия труда» и «работы» применялись достаточно широко. Тем не менее, определения этих понятий, критерии отнесения условий труда и работ к какой-либо из перечисленных выше категорий отсутствовали. Эти термины выполняли роль «ярлыков», которые императивно навешивались на отдельные категории работников в целях единообразного (в масштабах единого работодателя — СССР) регулирования условий вознаграждения за труд с учетом количества, качества и затрат труда.


Впервые определение «вредных (опасных) условий труда» (без разделения этих понятий появилось в 1986 году: «вредные и опасные условия труда — это условия и характер труда, при которых, вследствиенарушения санитарных норм и правил, возможно воздействие опасных и вредных факторов производственной среды в значениях, превышающих гигиенические нормативы, …». Из этого определения следует, что в СССР работа (постоянная или временная) в условиях нарушения санитарных норм и правил не допускалась за исключением непредсказуемых случаев (нарушений технологического режима, аварий, ремонтно-восстановительных работ и пр.) при которых такие нарушения могли бы произойти.


В период с 1997 по 2014 годы в России проводилась аттестация рабочих мест по условиям труда (АРМ УТ). Однако, фактически, действовавшие положения о проведении АРМ УТ не приводили к правомерному установлению юридического факта — «наличие (отсутствие) на рабочем месте вредных (опасных) условий труда»:


• постановление Минтруда РФ от 14.03.1997 № 12 «О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда» (п. 3.4.6) указывало на получение такого результата, но не являлось нормативным правовым актом (НПА) и ссылалось в части классификации условий труда на «некие Критерии…» (даже без указания реквизитов), которые также на тот момент не являлись НПА;


• приказ Минздравсоцразвития РФ от 31.08.2007 № 569 и вышедший ему на смену приказ Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н (п.17) содержали только очень неопределенную отсылочную норму — «оценка факторов производственной среды и трудового процесса основана на гигиенической классификации условий труда» (даже без ссылок на какой-либо документ). При этом ни содержание процесса АРМ УТ, ни итоговые (отчетные) материалы АРМ УТ не содержали выводов об отнесении условий труда к «вредным» или «опасным» (в юридическом смысле этих понятий, как гипотез правовых норм).


Таким образом «вредные и (или) опасные условия труда» в бывшем СССР и в современной России (до 01.01.2014) по результатам фактической оценки условий труда (включая АРМ УТ), проведенной в соответствии с законодательством и иными НПА, не устанавливались. Все «вредные и (или) опасные условия труда» по результатам АРМ УТ в период с 1997 по 2014 год устанавливались «по понятиям» при молчаливом согласии всех заинтересованных сторон.


Вредные условия труда в действующем трудовом законодательстве


Может показаться, что с вступлением в силу Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (СОУТ) с «вредными и (или) опасными условиями труда» стало все ясно, так как эти понятия наконец-то введены в правовое поле (ст. 14 закона).


Однако, на самом деле, это далеко не так:


• результатами СОУТ в настоящее время обусловлены только «вредные и (или) опасные условия труда», о которых идет речь в ст.ст. 92 и 117 ТК РФ. Но в ТК РФ «вредные и (или) опасные условия труда» упоминаются в качестве гипотез правовых норм еще примерно в 30 статьях. И там уже ни о какой оценке условий труда речь не идет;


• законодательное определение «вредных (опасных) условий труда» (ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ) опирается на понятие «нормативы (гигиенические нормативы) условий труда», которые должны быть «установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти» (ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ). Однако, что такое «нормативы (гигиенические нормативы) условий труда», на каких основаниях и какой орган власти должен будет их установить также пока неизвестно.


Поэтому и в настоящее время в рамках СОУТ оцениваются не фактические условия труда, а отдельные производственные факторы: в случайное время, в случайных условиях, произвольным образом, без учета воздействия этих факторов на здоровье работника.


Как и во времена СССР «вредные (опасные) условия труда» представляют собой «ярлык», который навешивается на «рабочее место» по результатам СОУТ (ст. ст. 92, 117 ТК РФ) или по иным основаниям (ст. ст. 57, 94, 121, 146, 147, 212, 213, 219 ТК РФ и др.) и действует все рабочее время (независимо от фактически выполняемой работы) вплоть до его снятия в результате проведения очередной соответствующей процедуры.


К изложенному следует добавить, что несмотря на отсутствие установленного в соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ определения понятия «нормативы (гигиенические нормативы) условий труда» (или хотя бы формирования представления о том, что могло бы означать это понятие), критерии, применяемые для классификации условий труда в рамках СОУТ , странным образом численно совпадают с государственными санитарно-эпидемиологическими требованиями, действующими в сфере законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Однако согласно требованиям ст.ст. 24, 25 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «условия труда, рабочее место и трудовой процесс не должны оказывать вредное воздействие на человека», а «индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность … в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила» (т. е. нарушаются «санитарно-эпидемиологические требования», численно совпадающие с критериями отнесения условий труда к «вредным»).


Таким образом, в сфере трудового права превышение уровней производственных факторов относительно установленных допустимых уровней допускается (причем, в неограниченное число раз), и это не является нарушением «государственных нормативных требований охраны труда». В то же время в сфере «санитарно-эпидемиологического благополучия» нарушение тех же самых требований (превышение ПДУ, ПДК) является безусловным правонарушением. Что еще раз подтверждает нелогичность и противозаконность понятия «вредные (опасные) условия труда», допускающего работу в условиях, многократно (например, в миллиарды раз) выходящие за пределы норм, установленных законодательством о здравоохранении.


Что делать?


Выход из сложившейся ситуации представляется только один: в случае законодательного признания недопустимости работы в условиях, нарушающих требования любой отрасли законодательства (трудового, санитарно-эпидемиологического, об охране здоровья или окружающей среды и др.) классификация условий труда за рамками правового поля (классификация степени нарушения законодательства) может иметь место только для установления размера административной санкции. Работа во «вредных (опасных) условиях труда» (если эти термины рассматривать как гипотезы правовых норм) должна быть законодательно запрещена.


Из этого следует, что недопустимыми должны быть признаны и какие-либо ссылки на «льготы» и «компенсации», обусловленные работой во «вредных условиях труда». Последующий за этим пересмотр ТК РФ безусловно приведет к полному исключению X Раздела ТК РФ («охрана труда») поскольку практически вся деятельность в современной «охране труда» так или иначе привязана к «вредным условиям труда».


Изменения в связи с удалением из трудового законодательства термина «вредные условия труда», конечно же, последуют масштабные, но может быть, в связи со снижением цен на нефть, уже наступили условия, чтобы перестать считать труд «вредным» и начать привыкать к тому, что от труда может быть и некоторая «польза»?


Литература:



1. Анализ правового содержания термина «вредные условия труда», правомерности и возможных условий его применения в трудовом и пенсионном законодательстве. М.: АНО «ИБТ», 2013. Режим доступа: http://www.ohsi.ru/vse-o-cout/nashi-razrabotki/82/, свободный. — Электронная версия отчета о НИР.


2. Федорец А. Г. Муки слова. «Вредные условия труда» — понятие или виртуальный термин? // Безопасность и охрана труда. 2013. № 2. С. 26–41.


Новикова Наталья Викторовна
кандидат юридических наук,
доцент кафедры правовых дисциплин
и методики преподавания права
Пермского государственного
гуманитарно-педагогического университета


Развитие института подготовки и дополнительного профессионального образования работников в трудовом праве России


Аннотация. Представлена краткая справка о возникновении в трудовом праве России норм о подготовке и дополнительном профессиональном образовании работников и их влиянии на формирование соответствующего комплексного института; выявляются некоторые противоречия в данном институте, предлагается его совершенствование и возможная структура.


Ключевые слова: отношения по подготовке и дополнительном профессиональном образовании работников, профессиональное образование, профессиональное обучение, ученический договор, договор об образовании.


Институт подготовки и дополнительного профессионального образования в трудовом праве России прошел длительный путь становления и до сих пор находится в стадии своего развития. Исторический экскурс трудового законодательства об этом достаточно глубоко исследован ярославской школой трудового права. Источником данного института является, на наш взгляд, ученичество как способ передачи профессиональных знаний и навыков в процессе трудовой деятельности от мастера к ученику. Впервые нормы об ученичестве были закреплены на законодательном уровне в КЗоТ РСФСР 1922 года. Но кодекс не раскрыл данного понятия, зато заложил основы правового регулирования отношений по производственному обучению. КЗоТ РСФСР 1971 года исключил главу об ученичестве, при этом определил специфику отношений по обучению (ст. 184–187), а также впервые закрепил систему гарантий для лиц, совмещающих работу с обучением. Анализ указанных норм дал основания для закрепления в дальнейшем ученического договора, природа которого до сих пор не определена. Одни ученые полагали его разновидностью трудового договора. Другие — самостоятельным видом договоров. Третьи — признавали смешанную природу, особенно в том случае, если обучение проводилось не на производстве, а в учебных заведениях. Постепенно в трудовом праве возникли нормы, которые регулировали не только отношения по подготовке кадров силами работодателя, на его базе и за его счет (ученичество), но и отношения по повышению квалификации, профессиональной переподготовке. Изначально эти отношения носили договорный характер и, соответственно, стали выделяться договоры о повышении квалификации и о переподготовке. Все это привело к тому, что в структуру ТК РФ, принятого в 2001 году, был введен самостоятельный IX раздел, посвященный правовому регулированию отношений по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников. Последняя редакция как названия, так и содержания указанного раздела связана с приведением понятийного аппарата трудового права в соответствие с законодательством об образовании, закреплением нормативных понятий «квалификация работника», «профессиональный стандарт», «независимая оценка квалификации», а также прав и обязанностей сторон трудового договора по их применению. Таким образом, анализируемый институт в настоящее время обновляется, носит межотраслевой характер, поскольку тесно связан с конституционным, образовательным, административным и гражданским правом.




Международная научно-практическая конференция «История и научное прогнозирование развития трудового права и права социального обеспечения»

Настоящее издание представляет собой сборник основных материалов Международной научно-практической конференции по трудовому праву и праву социального обеспечения «Третьи Гусовские чтения», проходившей с 30 июня по 1 июля 2017 года в Москве, в Московском государственном юридическом университете имени О. Е. Кутафина (МГЮА).<br /> Тема конференции: «История и научное прогнозирование развития трудового права и права социального обеспечения».<br /> Издание предназначено для научных и практических работников, преподавателей, аспирантов, студентов юридических вузов, а также всех, кто интересуется трудовым правом и правом социального обеспечения.

279
 Под ред. Лютова Н.Л., Сулеймановой Ф.О.; сост. Лютов Н.Л., Сулейманова Ф.О. Международная научно-практическая конференция «История и научное прогнозирование развития трудового права и права социального обеспечения»

Под ред. Лютова Н.Л., Сулеймановой Ф.О.; сост. Лютов Н.Л., Сулейманова Ф.О. Международная научно-практическая конференция «История и научное прогнозирование развития трудового права и права социального обеспечения»

Под ред. Лютова Н.Л., Сулеймановой Ф.О.; сост. Лютов Н.Л., Сулейманова Ф.О. Международная научно-практическая конференция «История и научное прогнозирование развития трудового права и права социального обеспечения»

Настоящее издание представляет собой сборник основных материалов Международной научно-практической конференции по трудовому праву и праву социального обеспечения «Третьи Гусовские чтения», проходившей с 30 июня по 1 июля 2017 года в Москве, в Московском государственном юридическом университете имени О. Е. Кутафина (МГЮА).<br /> Тема конференции: «История и научное прогнозирование развития трудового права и права социального обеспечения».<br /> Издание предназначено для научных и практических работников, преподавателей, аспирантов, студентов юридических вузов, а также всех, кто интересуется трудовым правом и правом социального обеспечения.

Внимание! Авторские права на книгу "Международная научно-практическая конференция «История и научное прогнозирование развития трудового права и права социального обеспечения»" ( Под ред. Лютова Н.Л., Сулеймановой Ф.О.; сост. Лютов Н.Л., Сулейманова Ф.О. ) охраняются законодательством!