Юридическая Под ред. Лютова Н.Л., Сулеймановой Ф.О.; сост. Лютов Н.Л., Сулейманова Ф.О. Международная научно-практическая конференция «История и научное прогнозирование развития трудового права и права социального обеспечения»

Международная научно-практическая конференция «История и научное прогнозирование развития трудового права и права социального обеспечения»

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 31.07.2018
ISBN: 9785392285389
Язык:
Объем текста: 514 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Секция Общие перспективы и тенденции развития трудового законодательства

Секция Право социального обеспечения: история и перспективы

Секция «ФБК Право» «Практические проблемы правового регулирования труда руководителя организации»

Секция Вопросы истории трудового права

Круглый стол «Перспективы установления подписки на индивидуальный пенсионный капитал»

Секция Теория трудового права: классические и современные подходы

Секция Международное, сравнительное и трансграничное трудовое право (посвященная 85-летию проф. И. Я. Киселева) (совместно с Ассоциацией и НИУ ВШЭ)

Секция Проблемы правового регулирования в сфере здравоохранения

Секция Запреты и ограничения в трудовом праве

Секция Профессиональные союзы и социальное партнерство

Секция Перспективы развития пенсионного обеспечения

Секция Проблемы и перспективы защиты трудовых прав

Секция Современное состояние и перспективы социального партнерства

Секция Развитие правового регулирования трудовых отношений и защиты персональных данных

Секция Перспективы развития отдельных элементов трудового права России

Секция Перспективы регулирования труда отдельных категорий работников



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Секция
Перспективы развития пенсионного обеспечения


Соловьев Аркадий Константинович
доктор экономических наук,
профессор Финансового университета,
Заслуженный экономист РФ
начальник Департамента актуальных расчетов
и стратегического планирования
Пенсионного фонда Российской Федерации


Пенсионный возраст как регулятор пенсионных прав застрахованных лиц


Аннотация. Пенсионный возраст как параметрическая характеристика государственной пенсионной системы непосредственно обусловлен демографическими, и в первую очередь — гендерными — особенностями населения страны.


Пенсионный возраст следует рассматривать как пороговую границу, которая делит страховой пенсионный цикл на период формирования пенсионных прав и на период реализации государственных пенсионных обязательств. В то же время такие демографические факторы, как продолжительность жизни, служат объективным ограничителем для распределения периодов трудовой и нетрудовой жизни застрахованного лица. Причем в солидарной страховой системе должна учитываться продолжительность жизни соответствующего поколения людей, которое будет формировать и реализовывать пенсионные права.


Ключевые слова: пенсионный возраст, застрахованные лица, пенсионные права, пенсионная система, дефицит бюджета ПФР.


Как известно, гендерная структура нашего населения характеризуется уникальным различием не только общей продолжительности жизни с момента рождения, но и периодом «дожития» после установленного пенсионного возраста. Долгое время низкая продолжительность жизни мужчин служила причиной сохранения установленного еще в 30-е годы прошлого столетия существующих возрастных параметров назначения пенсии. Однако в новом столетии продолжительность жизни женщин приблизилась к среднеевропейским показателям, что дало основание активизировать процесс повышения пенсионного возраста, в первую очередь женщин. При этом главным стимулом для такого решения выдвигается необходимость экономии бюджетных расходов и поддержка бизнеса в условиях финансового кризиса.


Научное обоснование пенсионного возраста должно исходить из параметрической сущности данного показателя государственной пенсионной системы.


Пенсионный возраст должен рассматриваться, как это практикуется в западных развитых пенсионных системах, как один из базовых экономических инструментов управления формированием пенсионных прав, как всей государственной пенсионной системы, так и каждого застрахованного лица. Именно пенсионный возраст автоматически приводит к изменению всех звеньев процесса формирования пенсионных прав в страховой пенсионной системе, одновременно усиливая или сокращая экономический механизм солидарного перераспределения пенсионных прав между всеми перечисленными категориями пенсионеров, как настоящих, так и будущих.


При обосновании повышения пенсионного возраста необходимо учитывать синергический эффект взаимодействия институциональных и параметрических факторов (макроэкономические и демографические изменения), которые требуют институционального единства на основе страховых принципов и соответствующей параметрической настройки дальнейших этапов реформы пенсионной системы.


Исходя из экономической сущности страховой пенсионной системы, объективным основанием для повышения возраста может служить только критерий ее эффективности — поддержание уровня жизни пенсионеров. Одновременно с этим, объективным условием повышения пенсионного возраста является максимально полная адаптация установленного возраста к макроэкономическим условиям развития экономики страны — как современным, так и в долгосрочной перспективе.


Это означает на практике, во-первых, создание новых дополнительных рабочих мест для всех категорий пожилых граждан предпенсионного возраста, независимо от возможности продолжения трудовой деятельности. Обоснованность данного требования к современному рынку труда доказывается фактом растущего «дефицита» трудового стажа (недостаток стажа относительно необходимой его продолжительности для получения среднестатистического размера пенсии) для формирования пенсионных прав, в первую очередь у женщин. С учетом прогнозируемой конфигурации рынка труда проблема недостатка стажа для формирования даже минимального объема пенсионных прав к середине двадцатых годов коснется и мужчин.


Результаты актуарных расчетов необходимой продолжительности трудового стажа для формирования пенсионных прав для получения страховой пенсии в размере, адекватном современным представлениям об уровне жизни среднестатистического пенсионера (2,5 ПМП) в течение всего периода дожития, показывают существенные отклонения от прогнозируемых макроэкономических и демографических параметров. Учитывая, что наиболее уязвимым звеном в проблеме повышения возраста является низкая продолжительность жизни после назначения пенсии у мужчин, в расчетах сохранен установленный пенсионный возраст. Однако даже при сохранении законодательно установленного пенсионного возраста мужчины не могут реализовать более четверти накопленных пенсионных прав, поскольку для этого период дожития у них должен составлять 19,3 года.


Для женщин проблема противоположная: даже при сокращении периода выплаты почти на четверть им необходимо увеличивать возраст назначения пенсии на шесть лет. Одновременно с этим у женской части наемных работников наблюдается очень серьезный недостаток трудового стажа: для формирования необходимого объема пенсионных прав они должны трудиться более 36 лет. В то время как среднегодовая продолжительность такого стажа не превышает в настоящее время 28–30 лет.


Отсюда закономерно вытекает вывод о необходимости дополнительно увеличивать пенсионный возраст либо снижать размер страхового возмещения — пенсии. «Зарабатывание» дополнительных пенсионных прав в период работы после назначения страховой пенсии не решает проблемы, поскольку может только частично компенсировать рост расходов на растущий период дожития. В настоящее время данная коллизия решается благодаря солидарно-гендерному перераспределению пенсионных прав между мужчинами и женщинами, поскольку соотношение трудового стажа и периода выплаты у мужчин почти на треть выше, чем у женщин


Сохранение пенсионного возраста как главной угрозы неоправданного увеличения расходов федерального бюджета не может рассматриваться в рамках линейной зависимости от демографических показателей общей продолжительности жизни, а обязательно в непосредственной взаимосвязи с комплексом социально-трудовых факторов и макроэкономических условий.


Междисциплинарный анализ позволяет установить, что социальные и экономические риски для роста численности получателей всех видов пенсий существенно отстают от экономических рисков опережающего сжатия рынка труда, в первую очередь «легального». Так, только за первые десять лет после пенсионной реформы численность застрахованных наемных работников сократилась на 10%. Аналогичная тенденция сохраняется и на весь прогнозный период реализации Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы, и к 2050 г. сократится дополнительно около 15%.


Анализ параметрических и институциональных факторов формирования пенсионных прав застрахованных лиц в страховой пенсионной системе показывает, что проблему повышения пенсионного возраста неправомерно рассматривать исключительно с позиции линейной зависимости от увеличения продолжительности жизни с момента рождения. Более того, даже важнейший параметр формирования пенсионных прав — период выплаты страховой пенсий — также не дает прямых оснований для повышения пенсионного возраста.


Расчеты объективно доказывают, что одна из главных целей повышения возраста — сокращение расходов федерального бюджета — достигается только на краткосрочном периоде с последующим адекватным ростом расходов на увеличившийся объем пенсионных прав.


Решение же стратегической задачи — обеспечение достойного уровня жизни всех категорий пенсионеров и долгосрочной сбалансированности и устойчивости пенсионной системы — может быть достигнуто только при осуществлении комплекса мероприятий как в самой пенсионной системе (параметрической настройке ее нестраховых сегментов), так и внешних — макроэкономических факторов функционирования пенсионной системы. Главное направление «предотвращения демографической угрозы старения» для роста нагрузки на федеральный бюджет заключается не в сокращении численности пенсионеров и секвестру их пенсионных прав различными методами, а в создании объективных условий на рынке труда для реализации трудовых прав граждан на занятость и, соответственно, на зарабатывание собственных пенсионных прав в солидарной страховой пенсионной системе.


В данном контексте решение проблемы дефицита бюджета пенсионной системы должно быть четко ориентировано на безусловное выполнение главной функции социального государства — создание условий для достойного уровня жизни граждан, а меры по сокращению дефицита не должны сводиться к секвестру государственных пенсионных обязательств, а выполнять соответствующие условия по поддержанию уровня жизни современных пенсионеров, с одной стороны, а с другой — созданием объективных условий для формирования страховых прав на получение достойной пенсии — для будущих пенсионеров (современных работников-плательщиков страховых взносов),


Кроме того, меры по преодолению дефицита пенсионного бюджета должны учитывать синергический эффект как в самой пенсионной системе, так и вне ее — макроэкономической системе государства: современная пенсионная система страхового типа глубоко интегрирована в социально-экономическую систему государства, что означает не только ее полную зависимость от макроэкономики (развитость рынка труда и структуры занятости, уровня оплаты труда и инфляции), но и непосредственное и косвенное ответное воздействие на макроэкономику.


Макроэкономическую функцию пенсионной системы в развитых странах реализуют уже с прошлого века, в то время как в нашей стране государственный пенсионный фонд, несмотря на номинально страховой статус, до сих пор рассматривается как элемент чисто социальной политики, который должен финансироваться по «остаточному принципу».


Но, вероятно, наиболее сложным условием решения проблемы дефицита следует признать необходимость учета многоукладной структуры современной пенсионной системы, которая представляет собой конгломерат многочисленных нестраховых и квазистраховых пенсионных программ, которые практически в полном объеме перешли от советских государственных пенсий и накапливались в постсоветский период для «затыкания социальных дыр» без учета стратегических целей и долгосрочных последствий для пенсионной системы.


Решение же стратегической задачи — обеспечение достойного уровня жизни всех категорий пенсионеров и долгосрочной сбалансированности и устойчивости пенсионной системы — может быть достигнуто только при осуществлении комплекса мероприятий как в самой пенсионной системе (параметрической настройке ее нестраховых сегментов), так и внешних — макроэкономических факторов функционирования пенсионной системы. Главное направление «предотвращения демографической угрозы старения» для роста нагрузки на федеральный бюджет заключается не в сокращении численности пенсионеров и секвестр их пенсионных прав различными методами, а в создании объективных условий на рынке труда для реализации трудовых прав граждан на занятость и, соответственно, на зарабатывание собственных пенсионных прав в солидарной страховой пенсионной системе.


Литература:



1. Стратегия — 2020. Новая модель роста — новая социальная политика. Итоговый доклад. Кн. 1. Гл. 6. «Реформа пенсионной системы». М.: Дело, 2013. С. 197–228.


2. Соловьев А. К. Пенсионный возраст как фактор макроэкономического развития // Журнал экономической теории. 2016. № 3. С. 202–219.


3. Соловьев А. К. Демографические и макроэкономические проблемы регулирования пенсионного возраста в Российской Федерации // Экономические стратегии. 2015. № 9 (134). С. 80–88.


Тавитс Гaабриэль
профессор социального права
Тартуского университета


Развитие и будущее пенсионной системы Эстонии


Аннотация. Эстония создала трехуровневую пенсионную систему. Основная цель этой системы — поддерживать пенсию по старости. В 2032 году планируется изменения в пенсионной системе. Государственная пенсия по старости зависит только от лет работы. Специальная пенсионный возраст не начисляется.


В данной статье рассматриваются действующая в Эстонии пенсионная система и изменения, связанные с пенсионной системой, которые должны вступить в силу в ближайшем будущем.


Ключевые слова: Пенсионная система, пенсия по старости, накопительная пенсия, пенсионная реформа


Введение


Пенсионная система Эстонии на протяжении последней пары десятилетий претерпела множество различных изменений. Создана система трех ступеней, отменены несколько специальных пенсий.


Эстония приступила к реформированию пенсионной системы уже до того, как было провозглашено восстановление независимости Эстонии. В начале 1991 года Верховный Совет Эстонии принял пенсионный закон Эстонской Республики. Срок действия указанного пенсионного закона был кратким, так как начисление пенсии было связано с советским рублем. Инфляция рубля была высокой. Действия пенсионного закона было приостановлено и заменено системой прожиточного пособия. Это означает, что пенсию начисляли только за трудовой стаж, а не по тому, сколько было заплачено социального налога.


С 1993 до 1998 года в Эстонии действовала указанная система прожиточного пособия. Речь идет об установленных и выплачиваемых государством пенсиях, которые назначали на равных для всех основаниях. Размер пенсии зависел только количества от трудового стажа. У трудового стажа была конкретная денежная стоимость.


В Эстонии были также установлены специальные пенсии. Специальные пенсии в Эстонии бывают двух видов:


1) пенсии, выплачиваемые служащим публичного сектора,


2) пенсии, выплачиваемые за работу в тяжелых и особо тяжелых условиях.


I Система трех ступеней


Пенсионная система Эстонии, созданная в 1999 году, состоит из трех ступеней.


Цель пенсионной системы Эстонии помочь людям при выходе на пенсию по старости сохранить существующий до этого стандарт их жизни и ежемесячный доход.


Пенсионная система Эстонии базируется на трех ступенях:


I ступень: Государственная пенсия


II ступень: Обязательная накопительная пенсия


III ступень: Дополнительная накопительная пенсия


Государственная пенсия это пенсия, выплачиваемая государством, цель которой обеспечить людям, достигшим пенсионного возраста по старости или потерявшим кормильца, регулярный ежемесячный доход.




Международная научно-практическая конференция «История и научное прогнозирование развития трудового права и права социального обеспечения»

Настоящее издание представляет собой сборник основных материалов Международной научно-практической конференции по трудовому праву и праву социального обеспечения «Третьи Гусовские чтения», проходившей с 30 июня по 1 июля 2017 года в Москве, в Московском государственном юридическом университете имени О. Е. Кутафина (МГЮА).<br /> Тема конференции: «История и научное прогнозирование развития трудового права и права социального обеспечения».<br /> Издание предназначено для научных и практических работников, преподавателей, аспирантов, студентов юридических вузов, а также всех, кто интересуется трудовым правом и правом социального обеспечения.

279
 Под ред. Лютова Н.Л., Сулеймановой Ф.О.; сост. Лютов Н.Л., Сулейманова Ф.О. Международная научно-практическая конференция «История и научное прогнозирование развития трудового права и права социального обеспечения»

Под ред. Лютова Н.Л., Сулеймановой Ф.О.; сост. Лютов Н.Л., Сулейманова Ф.О. Международная научно-практическая конференция «История и научное прогнозирование развития трудового права и права социального обеспечения»

Под ред. Лютова Н.Л., Сулеймановой Ф.О.; сост. Лютов Н.Л., Сулейманова Ф.О. Международная научно-практическая конференция «История и научное прогнозирование развития трудового права и права социального обеспечения»

Настоящее издание представляет собой сборник основных материалов Международной научно-практической конференции по трудовому праву и праву социального обеспечения «Третьи Гусовские чтения», проходившей с 30 июня по 1 июля 2017 года в Москве, в Московском государственном юридическом университете имени О. Е. Кутафина (МГЮА).<br /> Тема конференции: «История и научное прогнозирование развития трудового права и права социального обеспечения».<br /> Издание предназначено для научных и практических работников, преподавателей, аспирантов, студентов юридических вузов, а также всех, кто интересуется трудовым правом и правом социального обеспечения.

Внимание! Авторские права на книгу "Международная научно-практическая конференция «История и научное прогнозирование развития трудового права и права социального обеспечения»" ( Под ред. Лютова Н.Л., Сулеймановой Ф.О.; сост. Лютов Н.Л., Сулейманова Ф.О. ) охраняются законодательством!