Наука Под ред. Большакова В.П., Иконниковой С.Н. История культуры повседневности. Учебное пособие

История культуры повседневности. Учебное пособие

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Наука
Издательство: Проспект
Дата размещения: 13.09.2015
ISBN: 9785392195145
Язык:
Объем текста: 648 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Глава 1. Повседневность как объект и предмет изучения

Глава 2. Ценности и ценностные ориентации повседневности

Глава 3. Изучение культуры повседневности в историческом краеведении и микроистории

Глава 4. Особенности повседневности первобытных культур

Глава 5. Специфика повседневной жизни скотоводов

Глава 6. Культура повседневности древних земледельческих цивилизаций

Глава 7. Особенности культуры повседневности традиционной Японии

Глава 8. Своеобразие повседневности населения доколумбовой Америки и индейцев Северной Америки

Глава 9. Культура повседневности античного мира

Глава 10. Культура повседневности Византии

Глава 11. Культура повседневности европейских Средневековья, Возрождения и Реформации

Глава 12. Развитие культуры повседневности в Европе Нового времени (XVII–XVIII вв.)

Глава 13. Повседневность населения Центральной и Южной Америки в Новое время

Глава 14. Специфика повседневности жителей мусульманского Востока, Средней Азии и Кавказа

Глава 15. Своеобразие культуры повседневности в дореволюционной России

Глава 16. Развитие культуры повседневности в XIX в.: Европа и остальной мир

Глава 17. Своеобразие развития культуры повседневности в XX в.

Глава 18. Некоторые особенности культуры повседневности в США

Глава 19. Культура повседневности в советской и постсоветской России

Заключение

Словарь. Некоторые понятия и термины

Примерные вопросы для контроля знаний



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 8.
Своеобразие повседневности населения доколумбовой Америки и индейцев Северной Америки


В 1492 г. Христофор Колумб открыл неизвестные Европе земли, которые впоследствии были названы Америкой. Вслед за Колумбом на завоевание новых территорий отправились искатели приключений, авантюристы и миссионеры Старого Света, которые обнаружили удивительный континент и совершенно новую неизвестную европейцам цивилизацию. В своих письмах и отчетах они старались дать подробные описания нового мира. При этом, даже такие честолюбивые, беспощадные и алчные завоеватели, как Эрнан Кортес и его спутник Берналь Диас дель Кастильо, которых прежде всего интересовали богатства империи ацтеков, не могли сдержать эмоций. Они, пораженные увиденным, с восхищением описывали разнообразие ландшафтов и богатство почвы, размеры и красоту городов, уровень жизни коренных жителей и, одновременно, кровожадность и жестокость ритуалов.


«Земля Новой Испании похожа на землю Испании… за исключением того, что горы там более громадные и массивные… Поля в большинстве своем пригодны для возделывания и полны самыми прекрасными травами… Почва очень плодородна и обильна, и на ней растет все, что посеяно в ней, а во многих местах она дает урожай два или даже три раза в год… Здесь есть большие города, особенно Таскала, которая некоторыми вещами напоминает Гранаду, а некоторыми — Сеговию, хотя населения здесь больше чем в каждом из них… В шести лигах от Таскалы на равнине есть другой город, напоминающий Вальядолид, в котором я насчитал сто девяносто башен мечетей и домов Владык… Божества были в верхней части башни и они (местные жители) смотрели на них с великой набожностью…


Были и сейчас есть в этом городе очень хорошие и красивые дома Владык, такие большие и со множеством холлов, гостиных, и помещений с садами над и под ними, что было это замечательным зрелищем. Я заходил более чем четыре раза в дом главного Владыки лишь для просмотра, и я ходил пока не уставал, и так никогда всего и не увидел…».


«Город тот (Теночтитлан. — Е. Г.)… намного больше Гранады и куда лучше укреплен, а здания там такие же великолепные, и народу проживает куда больше, нежели было в Гранаде, когда ее покорили, и он куда лучше обеспечен плодами земными — хлебом, птицей и дичью, речною рыбой и всяческими овощами, и все, что там едят, очень вкусно.


Есть дома, где моют голову и бреют, как наши цирюльники, есть и бани. Наконец, надобно сказать, что там поддерживается строгий порядок, а люди ведут себя радушно и благопристойно…».


Держава ацтеков, которую застали и разрушили конкистадоры, была, как показали дальнейшие исследования, наследницей более древних культур, созданных тольтеками, сапотеками, майя, теотиуаканами, ольмеками, жившими на этих и соседних территориях в разное время. Экономической основой данных культур было земледелие, которое появилось именно в этом регионе континента в районе долины Техуакана (штат Пуэбла) на рубеже VII–VI тыс. до н. э.


В 1943 г. мексиканский ученый Пауль Кирхгоф на основе ряда общих черт выделил территорию Центральной и Южной Мексики с прилегающей к ней Гватемалой и Белизом, а также Панаму, западные области Сальвадора и Гондураса, Коста-Рики и Никарагуа в особую культурно-географическую область Мезоамерика. Этот регион принято называть зоной высоких цивилизаций, так как раньше всего наивысшего уровня развития культура коренного населения обеих Америк достигла именно в этой географической зоне, и уже в конце I тыс. до н. э. здесь появились первые государственные образования. Хотя человек на данной территории появился позже, чем в Северной Америке, благоприятным фактором оказался климат этой части: здесь господствует «вечная весна», богат и разнообразен животный мир, эта узкая часть суши, сужаясь к югу, становится все плодородней, омываясь двумя океанами. Природа этой местности поражает своим разнообразием: снежные вершины вулканических гор, равнины с реками и тропическими лесами, каменные плоскогорья, базальтовые скалы, влажные низменности, покрытые болотами. В каждой из этих местностей развивался своеобразный стиль жизни, однако все племена объединяло общее культурное поле. Их далекие предки пришли, как предполагают, из Сибири и Аляски через перешеек, существовавший на месте Берингова пролива 30–40 тыс. лет назад и, постепенно продвигаясь на юг за миграциями животных, к XII–X тыс. до н. э. проникли на территорию Мезоамерики


Племена этого региона не знали железа, не употребляли металлических орудий труда и оружия. Наконечники копий, орудия каменотесов, ножи и прочие инструменты делались из твердых пород камня — кремния и обсидиана Символом богатства, в отличие от обитателей Старого света, они считали не золото, а нефрит. Торговля была меновой, монет не существовало. Не был известен принцип колеса, да не было и домашних животных, обладавших достаточной силой, чтобы тянуть повозку. Они не знали плуга и гончарного круга. Земля, однако, была плодородной и уже в IV тыс. до н. э. здесь появились три важнейших культурных растения Нового Света: кукуруза, фасоль и тыква. Кроме того, возделывались какао, табак и другие сельскохозяйственные культуры. Несмотря на то что, по сути, индейцы этого региона жили в каменном веке, они достигли высоких успехов в создании письменности и календаря; имели глубокие познания в астрономии и математике (двадцатеричная система счисления с наличием нуля). Кроме того, владели технологией изготовления бумаги из волокон агавы, создавали книги (кодексы). Ими возводились города с великолепной каменной архитектурой, украшенной рельефными изображениями и фресковой живописью. Общими для всего региона являлись сложные представления о мироздании с большим пантеоном богов, ритуальная игра в мяч (тлачтли) и человеческие жертвоприношения.


Религия и ритуалы играли важнейшую роль в жизни мезоамериканских обществ. Весь жизненный уклад был подчинен определенным циклам, последовательность которых с астрономической точностью высчитывалась жрецами. Жрецы владели необходимыми знаниями в области астрономии, математики, мифологии, иероглифики, вели генеалогию правящих династий (власть правителя была сакральна), высчитывали всевозможные даты при помощи системы длинного счета, гражданского 365-дневного и ритуального 260-дневного календарей.


Все важные события в жизни как всего государства, так и отдельных его членов: рождение ребенка, наречение именем, введение во взрослую жизнь, начало военных действий или ритуальных дней, благоприятные сроки земледельческих, строительных, иных работ и многое другое — проходили в строгом соответствии с предсказаниями и указаниями жрецов, кои считались представителями богов на земле. Главные священнодействия проводились жрецами у алтаря на вершине самой большой пирамиды города или на площади перед ней. Для поддержания миропорядка предназначались ритуалы, связанные с человеческими жертвоприношениями и кровопусканием, поскольку, по их представлениям, именно в крови человека находилась пронизывающая мироздание божественная субстанция (жизненная сила), дарованная богами людям. Взамен этого дара люди, в свою очередь, должны подпитывать этой живительной силой богов и всю вселенную, дабы уберечь ее от катастрофы. Они были уверены, что таким способом человек может повлиять на ход событий, предотвратить несчастья, «накормить» богов и даже вызвать их к жизни из небытия.


В основе мировоззрения древних обществ этого региона лежит представление о трех мирах. Верхний мир — обитель богов и умерших предков правителей, состоял из 13 уровней и поддерживался четырьмя Бакабами (мезоамериканское подобие Атланта), которые стояли по углам среднего — земного мира, населенного людьми, животными и растениями. Нижний мир, представленный 9 уровнями — обитель зла, мрака, болезней, куда отправляются все умершие, чтобы, пройдя сложные испытания, подготовиться к новому рождению через очищение.


Обряд похорон проводился во мраке ночи после соответствующих церемоний и подношений богам подземного мира. Особое внимание отводилось жертвам Шбаланке — герою, победившему смерть. Их целью было призвание Шбаланке в проводники для призрака умершего в путешествии по подземным лабиринтам. В могилу вместе и умершим клали все необходимое, включая керамические чаши с изображениями усопшего, иероглифами его имени, указанием занимаемой при жизни должности и самых значительных деяний. Вдоль обода погребальной чаши наносилась «заупокойная формула», призванная помочь преодолеть полный опасностей путь. На могилах правителей возводили алтарь, стелу или храм, куда приносились подношения в виде кладов. Сегодня археологам известны погребальные камеры с многочисленными предметами роскоши и атрибутами царской власти под храмами и святилищами таких городов Мезоамерики, как Паленке, Тикаль, Йяшчилан, Чичен-Ица, Вашактун.




История культуры повседневности. Учебное пособие

В данном учебном пособии изложены современные представления о культуре повседневности в ее историческом развитии: от первобытности до ХХ века включительно. Достаточно подробно описаны особенности повседневной жизни человеческих сообществ (обыденных верований, пространств повседневности, жилищ, гигиены, семейной жизни, быта и досуга, питания, одежды и т.д.) в разных частях света, регионах, странах, социальных слоях, в разные исторические периоды.<br /> Учебное пособие полностью соответствует Государственному образовательному стандарту и предназначено для студентов, обучающихся по дисциплинам «История культуры повседневности», «История повседневности», «Культура повседневности Европы», «Культура повседневности России», «Культура повседневности Востока» и целому ряду других по направлению «Культурология» (квалификации «бакалавр», «магистр»), и для преподавателей культурологических дисциплин. Написанное ярко и доходчиво, оно будет интересно также историкам, искусствоведам и всем тем, кого привлекают проблемы исторического развития культуры.

319
Наука Под ред. Большакова В.П., Иконниковой С.Н. История культуры повседневности. Учебное пособие

Наука Под ред. Большакова В.П., Иконниковой С.Н. История культуры повседневности. Учебное пособие

Наука Под ред. Большакова В.П., Иконниковой С.Н. История культуры повседневности. Учебное пособие

В данном учебном пособии изложены современные представления о культуре повседневности в ее историческом развитии: от первобытности до ХХ века включительно. Достаточно подробно описаны особенности повседневной жизни человеческих сообществ (обыденных верований, пространств повседневности, жилищ, гигиены, семейной жизни, быта и досуга, питания, одежды и т.д.) в разных частях света, регионах, странах, социальных слоях, в разные исторические периоды.<br /> Учебное пособие полностью соответствует Государственному образовательному стандарту и предназначено для студентов, обучающихся по дисциплинам «История культуры повседневности», «История повседневности», «Культура повседневности Европы», «Культура повседневности России», «Культура повседневности Востока» и целому ряду других по направлению «Культурология» (квалификации «бакалавр», «магистр»), и для преподавателей культурологических дисциплин. Написанное ярко и доходчиво, оно будет интересно также историкам, искусствоведам и всем тем, кого привлекают проблемы исторического развития культуры.

Внимание! Авторские права на книгу "История культуры повседневности. Учебное пособие" (Под ред. Большакова В.П., Иконниковой С.Н.) охраняются законодательством!