Наука Под ред. Большакова В.П., Иконниковой С.Н. История культуры повседневности. Учебное пособие

История культуры повседневности. Учебное пособие

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Наука
Издательство: Проспект
Дата размещения: 13.09.2015
ISBN: 9785392195145
Язык:
Объем текста: 648 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Глава 1. Повседневность как объект и предмет изучения

Глава 2. Ценности и ценностные ориентации повседневности

Глава 3. Изучение культуры повседневности в историческом краеведении и микроистории

Глава 4. Особенности повседневности первобытных культур

Глава 5. Специфика повседневной жизни скотоводов

Глава 6. Культура повседневности древних земледельческих цивилизаций

Глава 7. Особенности культуры повседневности традиционной Японии

Глава 8. Своеобразие повседневности населения доколумбовой Америки и индейцев Северной Америки

Глава 9. Культура повседневности античного мира

Глава 10. Культура повседневности Византии

Глава 11. Культура повседневности европейских Средневековья, Возрождения и Реформации

Глава 12. Развитие культуры повседневности в Европе Нового времени (XVII–XVIII вв.)

Глава 13. Повседневность населения Центральной и Южной Америки в Новое время

Глава 14. Специфика повседневности жителей мусульманского Востока, Средней Азии и Кавказа

Глава 15. Своеобразие культуры повседневности в дореволюционной России

Глава 16. Развитие культуры повседневности в XIX в.: Европа и остальной мир

Глава 17. Своеобразие развития культуры повседневности в XX в.

Глава 18. Некоторые особенности культуры повседневности в США

Глава 19. Культура повседневности в советской и постсоветской России

Заключение

Словарь. Некоторые понятия и термины

Примерные вопросы для контроля знаний



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 7.
Особенности культуры повседневности традиционной Японии


Общая характеристика традиционной японской культуры. Традиционная японская культура повседневности — это набор исторически сложившихся мировоззренческих и поведенческих стереотипов, общепринятых в японской культуре и определяющих форму поведения и мышления большинства японцев в стандартных жизненных ситуациях.


Следует сразу оговорить, что современная японская культура, в том числе культура повседневной жизни, подвержена мощному влиянию «общемировой», а фактически, американской культуры. Упрощенно повседневное сознание среднего современного японца можно разделить на два слоя, внешний и внутренний. Первый — это все стереотипы, привнесенные с Запада, второй — это собственно японские ценности и принципы, тщательно оберегаемая сердцевина, ядро культуры, стержень национальной идеи, своеобразный «заповедник традиционализма». Внешний слой представляет современных японцев продвинутыми (!) носителями тенденций общемировой культуры; это — «западный» аспект японской ментальности. Внутренний слой определяет национальную самобытность и самоидентификацию, объединяя все традиционные, исконно японские ценности и противопоставляя их другим культурам.


Внешний слой начал формироваться лишь со во второй половины XIX в., но особенно активно — со второй половины 40-х гг. ХХ в., после капитуляции Япония во Второй мировой войне. Внутренняя составляющая культуры — это древняя японская традиция, которая складывалась в течение многих веков в значительной изоляции страны от внешнего мира. Изоляционизм — специфическая черта японской культуры, вызванная как географическими, так и историческими обстоятельствами. Политика самоизоляции, известная как сакоку сэйсаку (страна на цепи), вполне осознанно проводилась сёгунатом Токугава с первой половины XVII в. до середины XIX в. Это был защитный механизм, призванный оградить страну от настойчивого и изощренного вмешательства стран Запада и позволивший Японии сохранить свою культурную самобытность. Порожденные этой изоляцией и даже самоизоляцией культурные феномены до сих пор проявляются и в мировоззрении, и в поведении, и в повседневной жизни большинства японцев. Например, японцы противопоставляют себя иностранцам, называя их гайкокудзин — «люди внешних стран», гайкайдзин — «люди из-за внешних морей», или гайдзин — «внешние люди», «чужаки».


Для Японии характерно четкое противопоставление исконно японских обычаев заимствованным. Так, все японское маркируется понятием ва (和 — древнее самоназвание японцев), а все заимствованные обычаи — ё (иероглиф 洋 означает «океан», а также все заморское, прежде всего «западное»), например: васицу — комната в японском стиле, а ёсицу — в европейском; васики — свадьба по японскому обычаю, а ёсики — по христианскому ритуалу с венчанием в церкви; васю — японское сакэ, а ёсю — западная алкогольная продукция.


При этом следует особо подчеркнуть, что для японской культуры соотношение исконного и заимствованного чрезвычайно важно. С одной стороны, фактически все феномены японской культуры имеют иностранное происхождение — прежде всего корейское и китайское. Более того, японцы склонны рассматривать свою культуру как продолжателя и прямого наследника культурной традиции древнего и раннесредневекового Китая (вплоть до монгольского завоевания). При этом спецификой японского подхода к заимствованиям можно назвать избирательность и быструю адаптацию их к нуждам японцев: то, что действительно ценно, очень быстро усваивается и прагматично инкорпорируется в общий культурный контекст (иногда при этом существенно видоизменяясь), а все, оказавшееся ненужным, безжалостно выбраковывается.


Наконец, говоря о традиционной японской культуре в целом, следует иметь в виду, что она сложилась в результате синтеза культурных традиций трех креативных групп:


– императорского двора (поэзия вака, литература в жанре моногатари, живопись в стиле ямато-э (школа Тоса), театр Кагура, эзотерический буддизм (миккё);


– самурайского сословия (поэзия рэнга, литература гункимоно, монохромная живопись тушью и живопись школы Кано, театр Но, дзэн-буддизм и конфуцианство);


– городского сословия эпохи Эдо (поэзия хокку, литература укиё-дзоси, живопись и гравюра в стиле укиё-э, театр Кабуки, буддизм школ Дзёдо и Нитирэн).


Географическое положение и культура. Специфика географического положения Японии оказала колоссальное влияние на культуру. Во-первых, Япония — государство островное, отрезанное морем от остального мира. Это обстоятельство позволило сохранить японцам свою культурную самобытность и защитить ее от многих внешних факторов, включая китайскую культурную и политическую экспансию. Желание защитить себя от возможности европейского завоевания обусловило почти 250-летнюю (XVII в. — середина XIX в.) самоизоляцию Японии.


Во-вторых, японцы, осознавая свою культуру неотъемлемой составляющей Восточноазиатского культурно-исторического региона, противопоставляли себя всем остальным народам и районам. По этой причине японцы к делам на континенте испытывали несравненно меньше интереса, нежели к делам внутренним.


Япония большую часть собственной истории считала Китай своим культурным ориентиром и культурным донором; правители Японии традиционно отправляли в Китай посольства с формальной данью, но никогда не признавали политическое верховенство китайских императоров. Более того, японцы создали собственную империю, со своими императорами и девизами правления, собственным центром и варварской периферией. Заимствованное из Китая понятие «Поднебесная» японцы, как правило, применяли исключительно по отношению к Японскому архипелагу. Правителей же государств Корейского полуострова японские императоры считали находящимися ниже себя по статусу и даже своими данниками.


В-третьих, японцы изначально воспринимали себя как островной народ, что отражают старинные самоназвания Японии — «Страна десяти тысяч островов», «Страна восьми больших островов». Общая площадь Японии — 378 тыс. км2 (чуть больше Италии или Финляндии). В составе Японского архипелага, протянувшегося с северо-востока на юго-запад почти на 2,5 тыс. километров, насчитывается примерно 4 тыс. островов. Самые большие острова: Хонсю — 231 тыс. км2; Кюсю — 42,2 тыс. км2; Сикоку — 19 тыс. км2. Хоккайдо, второй по величине остров (83,5 тыс. км2) был окончательно освоен лишь в XVIII в.


Между различными регионами Японии существенны не только природные, климатические, но и культурные отличия. Так, жители центральных районов о. Хонсю (район Кансай — города Осака, Киото, Нара, бывшие провинции Ямато и Ямасиро, исторический центр формирования японской народности и государственности) традиционно противопоставляли себя жителям востока — района Канто (где находится Токио, а также Камакура — столица первого сёгуната в 1185–1333 гг.).


В-четвертых, на культуру японцев большое влияние оказал муссонный климат, очень влажный, с удушающей жарой летом в период муссонных дождей и относительно теплыми зимами. Снег на большей части японских островов (кроме Хоккайдо и севера Хонсю) — явление эпизодическое. Поэтому для японцев главный враг не холод, а жара, что отразилось и на традиционной архитектуре, и на одежде, и в питании, и на этикете, и даже на стихосложении. Резкие отличия четырех сезонов значительно повлияли на культуру, в том числе на искусство и эстетические взгляды японцев. Существуют многочисленные природные символы сезонов, ставшие устойчивыми декоративными мотивами японского искусства и во многом определившие эстетическое сознание японцев. Так, ранней весной принято любоваться цветками сливы, чуть позже — великолепием цветущей сакуры; крик кукушки — символ раннего лета, пение цикад — его второй половины; осенью любуются полной луной, хризантемами и алыми кленами; зимой — чистым белым снегом.


Япония находится в зоне вулканического пояса, характеризуемого геологической нестабильностью, большим числом действующих вулканов (свыше 40 на сегодня), что является причиной многочисленных и разнообразных стихийных бедствий с большим числом жертв и разрушений. К таким бедствиям относятся и извержения вулканов, и сильные землетрясения, и гигантские волны цунами, и наводнения, и тайфуны, сопровождающиеся жестокими ливнями и наводнениями, и оползни, и пожары. Частые природные потрясения определили специфические национальные особенности японского характера. Это и стойкость, и психологическая готовность к самым неблагоприятным сценариям, и определенный фатализм, и отмечаемая «эсхатологичность» сознания, и выработанная веками способность к коллективным действиям (корпоративность) ради общего выживания, и высокая готовность к самопожертвованию.


Мощь стихий для японцев всегда была наглядным доказательством существования грозных ками — природных божеств, с одной стороны, несущих гибель людям, с другой — способных защитить Японию от внешних врагов. Два жестоких тайфуна, уничтоживших монголо-китайские армады в 1274 и 1281 гг., получили название камикадзэ — «божественный ветер».


Вулканическая активность является не только причиной стихийных бедствий, но имеет и свои положительные стороны: в Японии очень много целебных термальных источников онсэн, многие из которых стали популярными курортами и природными лечебницами. Традиция купания в онсэн очень древняя, она стала частью национальной культуры.


Ландшафт Японии — гористый; большая часть территории — высокие, до 3 тыс. м, горы с крутыми склонами и узкими извилистыми долинами. Самая высокая гора — вулкан Фудзисан (3776 м) с кратером диаметром 800 м и глубиной 200 м является объектом национального поклонения и служит главным символом Японии.


Крутые горы невозможны ни для обитания, ни для хозяйственной деятельности. Для жизни пригодна лишь пятая часть территории Японии. Все районы, где возможно заливное рисоводство, были освоены и полностью заселены японцами еще в древности. Поэтому для Японии характерна компактность и высокая плотность населения. По этой причине на каждого жителя приходилось несравненно меньше «свободного пространства», нежели в Европе, и особенно России.


Междоусобные войны за обладание землей были типичным явлением в феодальной Японии. Жизнь же в условиях тесноты и повышенной скученности привела к острой необходимости развития коллективных форм поведения, в том числе многочисленных и жестких правил общественного поведения. Один из ярких примеров этого — существующие жесткие регламенты выноса бытового мусора, ставшие специфической чертой японского коммунального хозяйства. По той же причине японцы привыкли учитывать и уважать интересы окружающих, что отразилось на развитии этикета и подчеркнутой японской вежливости. Более того, сакрализация и ритуализации межличностных отношений стала основой японской «корпоративной» культуры, существующей по сей день. Сюда же относится и ярко выраженная традиционная чистоплотность японцев, удивляющая иностранцев.


Важнейшие историко-культурные периоды. Дзёмон (XV–III вв. до н. э.); Яёи (III в. до н. э. — III в.); Кофун (III — VI вв); Асука — (592–710 гг.); Нара (710–794 гг.); Хэйан (794–1185 гг.); Камакура (1185–1333 гг.); Муромати (1333–1568 гг.); Адзути-Момояма (1568–1600 гг.); Эдо (1600–1868 гг.); Мэйдзи (1868–1912 гг.); Тайсё (1912–1926 гг.); Сёва (1926–1989 гг.); Хэйсэй (с 1989 г.). Еще в начале ХХ в. историческое сознание японцев строилось на мифе об основании японской государственности легендарным императором Дзимму-тэнно (VIII в. до н. э.). На самом деле и появление самого понятие «Япония» (Нихон), и институализация государственной власти во главе с императором (тэнно) относятся к периоду Асука (VII в.). С этого времени и начинается история японской культуры.


Японские острова были освоены человеком еще в период палеолита — свыше 30 тыс. лет назад. Энеолитическая цивилизация на территории Японского архипелага появилась в период Дзёмон (XIII тыс. — III в. до н. э.), представленная малочисленными племенами аустронезийского происхождения, знакомыми с технологией производства примитивной керамики и ткачества. Развитие заливного рисоводства как основы традиционного хозяйствование было связано с заселением островов в период III в. до н. э. — III в. переселенцами с Корейского полуострова, создавших так называемую культуру Яёи. В III–VI вв. (период Кофун) в центральной Японии сформировался союз племен Ямато, ставший центром консолидации протояпонской культурной традиции. В VII в. (период Асука) правители Ямато ввели китайскую модель государственной системы (известную как рицурё — наказание и управление), которая сменила прежнюю патриархальную систему удзи-кабанэ (букв. удзи — род, клан, кабанэ — титул, определяющий место рода в государственной иерархии). Тогда же были приняты буддизм, китайский календарь и китайская иероглифическая письменность. К началу VIII в. было создано мощное централизованное государство, основанное на государственном (императорском) землевладении и многоуровневом аппарате чиновников. В 710 г. строится первая императорская столица — город Нара, давший название периоду с 710 по 794 гг. В 794 г. основывается новая столица Хэйанкё (Киото), и период Хэйан (794–1185 гг.) становится временем создания классической японской культуры, характерными чертами которой считаются изысканная придворная поэзия вака, проза в жанре моногатари и живопись в стиле ямато-э. Ко второй половине XII в. реальная власть перешла от императорcкого двора в руки крупных самурайских родов, соперничество которых завершилось созданием сёгуната Камакура, который в 1338 г. сменил сёгунат Асикага. Периоды Камакура (1185–1333) и Муромати (1333–1568) считаются эпохой японского феодализма; вторая половина периода Муромати является периодом феодальной раздробленности, когда, несмотря на формальное наличие таких властных институтов, как сёгун и император, центральной власти де-факто не существовало, и Япония представляла конгломерат независимых феодальных владений, ведших друг с другом постоянные междоусобные войны.




История культуры повседневности. Учебное пособие

В данном учебном пособии изложены современные представления о культуре повседневности в ее историческом развитии: от первобытности до ХХ века включительно. Достаточно подробно описаны особенности повседневной жизни человеческих сообществ (обыденных верований, пространств повседневности, жилищ, гигиены, семейной жизни, быта и досуга, питания, одежды и т.д.) в разных частях света, регионах, странах, социальных слоях, в разные исторические периоды.<br /> Учебное пособие полностью соответствует Государственному образовательному стандарту и предназначено для студентов, обучающихся по дисциплинам «История культуры повседневности», «История повседневности», «Культура повседневности Европы», «Культура повседневности России», «Культура повседневности Востока» и целому ряду других по направлению «Культурология» (квалификации «бакалавр», «магистр»), и для преподавателей культурологических дисциплин. Написанное ярко и доходчиво, оно будет интересно также историкам, искусствоведам и всем тем, кого привлекают проблемы исторического развития культуры.

319
Наука Под ред. Большакова В.П., Иконниковой С.Н. История культуры повседневности. Учебное пособие

Наука Под ред. Большакова В.П., Иконниковой С.Н. История культуры повседневности. Учебное пособие

Наука Под ред. Большакова В.П., Иконниковой С.Н. История культуры повседневности. Учебное пособие

В данном учебном пособии изложены современные представления о культуре повседневности в ее историческом развитии: от первобытности до ХХ века включительно. Достаточно подробно описаны особенности повседневной жизни человеческих сообществ (обыденных верований, пространств повседневности, жилищ, гигиены, семейной жизни, быта и досуга, питания, одежды и т.д.) в разных частях света, регионах, странах, социальных слоях, в разные исторические периоды.<br /> Учебное пособие полностью соответствует Государственному образовательному стандарту и предназначено для студентов, обучающихся по дисциплинам «История культуры повседневности», «История повседневности», «Культура повседневности Европы», «Культура повседневности России», «Культура повседневности Востока» и целому ряду других по направлению «Культурология» (квалификации «бакалавр», «магистр»), и для преподавателей культурологических дисциплин. Написанное ярко и доходчиво, оно будет интересно также историкам, искусствоведам и всем тем, кого привлекают проблемы исторического развития культуры.

Внимание! Авторские права на книгу "История культуры повседневности. Учебное пособие" (Под ред. Большакова В.П., Иконниковой С.Н.) охраняются законодательством!