Наука Под ред. Большакова В.П., Иконниковой С.Н. История культуры повседневности. Учебное пособие

История культуры повседневности. Учебное пособие

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Наука
Издательство: Проспект
Дата размещения: 13.09.2015
ISBN: 9785392195145
Язык:
Объем текста: 648 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Глава 1. Повседневность как объект и предмет изучения

Глава 2. Ценности и ценностные ориентации повседневности

Глава 3. Изучение культуры повседневности в историческом краеведении и микроистории

Глава 4. Особенности повседневности первобытных культур

Глава 5. Специфика повседневной жизни скотоводов

Глава 6. Культура повседневности древних земледельческих цивилизаций

Глава 7. Особенности культуры повседневности традиционной Японии

Глава 8. Своеобразие повседневности населения доколумбовой Америки и индейцев Северной Америки

Глава 9. Культура повседневности античного мира

Глава 10. Культура повседневности Византии

Глава 11. Культура повседневности европейских Средневековья, Возрождения и Реформации

Глава 12. Развитие культуры повседневности в Европе Нового времени (XVII–XVIII вв.)

Глава 13. Повседневность населения Центральной и Южной Америки в Новое время

Глава 14. Специфика повседневности жителей мусульманского Востока, Средней Азии и Кавказа

Глава 15. Своеобразие культуры повседневности в дореволюционной России

Глава 16. Развитие культуры повседневности в XIX в.: Европа и остальной мир

Глава 17. Своеобразие развития культуры повседневности в XX в.

Глава 18. Некоторые особенности культуры повседневности в США

Глава 19. Культура повседневности в советской и постсоветской России

Заключение

Словарь. Некоторые понятия и термины

Примерные вопросы для контроля знаний



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 15.
Своеобразие культуры повседневности в дореволюционной России


15.1. Культура повседневности российского крестьянства


Культура повседневности России является составной частью общей культуры и включает весь образ жизни русского человека: манеру одеваться, своеобразие национальных праздников, ключевые календарные даты, сложный комплекс взаимоотношений, идеалов, правил, форм коммуникации и ценностных ориентаций. Рассмотрение классических тем, репрезентирующих бытовой уклад народа: основных и подсобных занятий, ремесел, устройства жилища, одежды, семейно-родовых и общественных отношений — дает представление о предметных, вещественных носителях культуры этноса.


В течение очень длительного времени Россия представляла собой аграрную страну с преимущественно сельским населением. Согласно статистическим данным даже в начале XIX в. в российских городах проживало только около 5% всего населения. Традиционное сознание русского крестьянина XIX — начала ХХ вв. было пронизано многочисленными верованиями и мифопоэтическими представлениями, связанными в первую очередь с основным хозяйственным занятием земледелием.


В результате расселения славян, чья прародина, вероятно, относится к землям на Дунае, сформировались три ветви славян: южные, западные и восточные. Восточные славяне расселились на территории современной России к VIII–IX вв., достигнув на севере Ладожского озера, на востоке — среднего течения Оки и верхнего течения Дона, постепенно ассимилировав часть местных балтийских и финно-угорских племен.


Расселение славян совпало с распадом родоплеменного строя: в результате ассимиляции различных племен складывались новые общности, которые носили уже не кровно-родственный, а территориально-политический характер. Структуру славянского общества этого периода можно представить в виде нескольких расширяющихся кругов: большая семья — большесемейная община — племя, которые были объединены под властью одного старейшины (вождя). Таким образом, статус индивида прямо пропорционально зависел от статуса родственной группы, к которой он принадлежал. Именно родственные связи являлись «несущей конструкцией социальных связей». Из такой структуры возникала трактовка окружающего мира, которая сводилась, в основном, к оппозиции «свой–чужой», «свободный–несвободный».


Хозяйство, определявшее характер повседневности. Для восточных славян основной хозяйственной деятельностью было земледелие, которое формировало на раннем этапе исторического развития всю мировоззренческую систему. В лесной полосе у славян практиковалось подсечно-огневое земледелие: зола сожженных деревьев служила удобрением для почвы. Такой тип удобрений быстро истощал почву, поэтому приходилось часто менять место проживания. Степную землю осваивали путем переполоха: с помощью плуга переворачивая пласт плодородной земли. Но по причине резко-континентального климата урожайность все равно была низкая.


Летом начиналась самая трудная трудовая крестьянская пора — сенокос. Косить начинали по окончании праздника Ивана Купалы, т. е. в конце июня. В сенокосе участвовали все члены семьи. В конце лета созревал хлеб, и наступало время жатвы: сначала жали рожь, затем ячмень, потом пшеницу. В большинстве мест начинали убирать рожь после Ильина дня (20 июля) или дня Бориса и Глеба (24 июля), на севере — с праздника Преображения (6 августа). Овес собирали еще позже — с третьего Спаса (16 августа). По окончании жатвы начиналась молотьба — выделение семян (или плодов) из колосьев. Далее зерно делили: часть оставляли на семена, часть на прокорм семьи, нецелое зерно и мякина шли на корм скотине; в зависимости от назначения хранили зерно раздельно. Солому использовали как на корм скоту, а также применяли в хозяйстве: застилали пол хлева, набивали тюфяки для сна, крыли крышу дома и хозяйственных построек.


В хозяйстве русского крестьянина обязательным был скот: славяне разводили лошадей, коров, свиней, коз, овец и птицу. Домашние животные обеспечивали семью многими полезными продуктами: из коровьего молока делали масло, сметану, творог. Из коровьего, овечьего или свиного мяса готовили засолы для щей и т. д. Два раза в год овцы давали шерсть, из которой вязали носки и варежки, изготавливали сукно, а из овечьей шкуры шили тулупы. Куры и гуси обеспечивали крестьян яйцами и мясом, а также пухом, которым набивали подушки.


Еще одной отраслью крестьян хозяйства было рыболовство. Рыбы в реках было множество, славяне ловили ее удочкой (слав. pda, pdica), острыми гарпуном (ость) с одним или несколькими зубьями или различными плетеными из веревки сетями: неводью, влокью, мрежой, сетью или корзинами: ершой (вершой), которые практически не отличались от сетей, используемых в настоящее время.


С древних времен охота на Руси считалась свободным промыслом, служила источником мясной пищи и имела большее значение на севере, чем на юге. Охотились главным образом на лося, косулю, медведя, зайца, а также на пушных зверей: бобра, рысь, лисицу и выдру. Помощниками на охоте были собаки и специально обученные птицы. Упоминания об охотничьих собаках (в том числе и о «выжлях») неоднократно встречаются в источниках: собак использовали для травли зайцев, при охоте на белок и медведей. Такая охота изображена на миниатюре XVI в. «Охота с соколами и собаками».


Пушная продукция высоко ценилась, была эквивалентом денег, служила для уплаты государственных податей. Шкурки зверей обрабатывали и в дальнейшем изготавливали из них одежду: рукавицы, шубы, шапки или обменивали на муку, крупу, сахар, масло, ткани. Охотничий промысел снабжал крестьян мясом, жиром, шкурой, костями, волосом и другим сырьем.


Важной отраслью хозяйства и формой культурного пчеловодства Древней Руси было бортничество, основанное на содержании и разведении пчел в бортях, т. е. естественных и специально выдолбленных искусственных дуплах лесных деревьев — сосны, липы, дуба, осины. Данный промысел развился из дикого пчеловодства, при котором мед добывали из гнезда, случайно найденного в дупле дерева. Мед применяли в различных целях — кулинарных, медицинских и т. д.


Еще одним занятием русских крестьян было ремесло, среди которого можно выделить кузнечное, гончарное, деревообрабатывающее, обработку кости, прядение и ткачество, обработку кожи, ювелирное дело Изготовление ремесленной продукции напрямую зависело от места проживания крестьян. Так, в Олонецкой губернии повсеместно в деревнях встречались столярные, экипажные, смолодегтярные промыслы. В Каргопольском и Вытегорском уездах крестьяне были известны как хорошие гончары, но занимались также портняжеством, сапожным и кузнечным промыслами. Пермские крестьяне в Верхотурском уезеде занимались изготовлением мебели, а в Красноуфимском — производством сельскохозяйственных орудий. В Шенкурском уезеде Архангельской губубернии — кожевенно-овчинным промыслом, в Новоладожском уезеде. Петербургской губернии — выделкой деревянной посуды, а также изготовление рыболовных снастей и судовых принадлежностей. В Вятской губернии — столярными поделками, изготовлением игрушек, славящихся на всю Россию, ткачеством. В Центральной России, ближе к Волге, в частности в Нижегородской губернии, крестьяне занимались ложкарным, гвоздарным и валяльным промыслами. В Симбирской губернии — выделкой изделий из лесных материалов, в Саратовской — колесным, экипажным и сапожным делом, а также работали с гончарным кругом. В Оренбургской губернии выделывали многочисленные изделия из козьего пуха, прежде всего знаменитые оренбургские платки, шали, шарфы. Кроме того, вырабатывали кожу, валяли валенки, ткали ковры. Ткачество было развито широко среди всех российских крестьянских семей.


Кузнецы изготавливали различные орудия труда и инструменты для хозяйственных нужд: косы, серпы, ножи, пилы, замки, а также ковали оружие: мечи, наконечники стрел, кольчуги, шлемы. Основной продукцией гончаров была разнообразная посуда и детские игрушки. Достижения русского керамического искусства связано с производством поливной керамики, цветной декоративной строительной плитки, поливных игрушек и муравленой (глазурованной) посуды.


Особой отраслью у славян было ювелирное «златокузнечное» дело. Мастера изготавливали ювелирные изделия из бронзы, меди, серебра — амулеты и украшения: колты, ожерелья, подвески, пряжки, серьги.


Дерево было главным материалом русских крестьян, из него строили жилища, разнообразные хозяйственные и производственные постройки, изготавливали большинство орудий труда, мебель, домашнюю утварь, транспортные средств (сани, повозки, суда), а также применяли при строительстве мостов, гатей и др. Из мочала и лыка вили веревки, плели лапти, делали дешевую сбрую.


Жилище крестьяне отапливали дровами, которые также применяли в производственных целях: доменном и кузнечном деле, солеварении. Из деревянных щепок изготавливали лучину, которую использовали для освещения избы.


Традиционным занятием русских крестьянок являлось ткачество, сохранившееся в русской деревне вплоть до ХХ в. Большая часть тканей, необходимых в хозяйстве, производилась в домашних условиях. Основным видом сырья, из которого изготавливали полотно для различных целей, были лен и шерсть. Ассортимент тканей был очень разнообразен по назначению и включал ткани для одежды, хозяйственных нужд, для постельного белья, скатертей и др.


Русские крестьяне изготавливали различные костяные изделия: навершия посохов, шкатулки и рукоятки ножей и т. д. В косторезном домашнем ремесле задействовали кости крупных домашних и промысловых животных.


Пространство, жилище. В ценностном плане русское пространство как целое предстает в оппозиции «свое–чужое» или в традиционной культуре как «дом–лес», разделяющей мир на понятный, освоенный круг, принадлежащий дому, культуре, и непонятный, опасный, внешний, не принадлежащий культуре. В традиционной русской культуре пространство реализуется в обрядах жизненного и календарного циклов, обеспечивающих безопасность и жизнеспособность жилища, хозяйственных угодий, сопровождающих человека в пути.


Так возникает категория границы и предела: в своем пространстве мир упорядочен и понятен, в чужом загадочен и неясен, поэтому в нем может существовать что угодно, чего нет в родном круге. Осваивая пространство вокруг — лес, поле, реку, человек постепенно включает его в свое, культурное пространство. Это означает, что оно перестает быть опасным, становится родным, но при этом оно сохраняет независимость от человека, являясь чужой вотчиной. Возникает понятие соседства. Граница отодвигается и уже заграничное пространство выступает в качестве опасного и чужого. Таким образом, принцип своего и чужого лежит в основе понимания окружающей действительности и в зависимости от того, куда человек помещает себя — вовнутрь или вовне, он по-разному оценивает окружающий мир.


Мерой пространства выступает человек, его круг (община, семья, т. е. свое); второй круг — соседство и далее в зависимости от степени удаленности возрастает число кругов — понятия центра и периферии. Свое это всегда упорядоченное — космос, а чужое всегда непонятное — хаос. В процессе освоения территория, выбранная для проживания, трансформируется из чужой в свою, превращается из хаоса в космос, из дикой в культурную, что отражается в строгих ритуалах поэтапного строительства. Первое — это время начала работ и выбор места, далее подготовка строительных материалов и в конце собственно возведение жилища.


К числу базовых, глубинных пространственных структур принадлежит категория дом. Являясь культурным феноменом и семиотическим текстом, повествующем о географических, хозяйственных, религиозных, национальных аспектах жизни коллектива, дом соотносится со всеми основными категориями картины мира, определяет бинарную позицию освоенного/неосвоенного пространства. Дом для человека служил своеобразной точкой отсчета в пространственной ориентации, которая стала отправной по отношению к иным системам ориентации — государственной, социальной, хозяйственной. Дом, образуя независимое замкнутое пространство в мире, воспринимается как пространство внутри пространства, и становится моделью мироздания, микрокосма, где каждый элемент его отражение: пол отождествляется с землей, крыша с небом, стены со странами света.


Выбор места для жизни не был случаен: поселения обычно возникали рядом с лесом, вдоль берегов рек и озер на возвышенности при ключах, так как водные пути были естественными дорогами, связывавшими многочисленные города Древней Руси. Лес обеспечивал различными продуктами питания и материалами: зверьем, птицей, ягодами, грибами, медом, а также деревом и смолой. На Руси говорили: «Возле леса жить — голодному не быть».


Новое место для жизни общины подразумевало определение ряда качеств: оно должно быть счастливым, т. е. обжитым, прошедшим проверку временем, безопасным для людей. Поэтому в выборе места помогали животные: если конь остановится или молодая корова спокойно уляжется, то место благополучное для жизни, таким образом, воплощалась, имеющая большое значение для спокойного существования, ценность мира и устойчивости.


При строительстве дома необходимо было соблюсти ряд важных сакральных правил: жилье должно быть ориентировано по сторонам света: окна располагали с солнечной стороны, что давало естественное тепло и освещение дому. Крыльцо строили так, чтобы был хороший подход к дому, был виден двор, откуда открывался самый широкий обзор обрабатываемых угодий.


Запрещалось строить дом на месте сгоревшей или разрушенной стихийным бедствием избы. Строжайший запрет был на строительство «на крови» или «на костях», т. е. там, где пролилась человеческая кровь, кто-то погиб. Неудачным, плохим считалось место, где однажды опрокинулся воз, когда-то проходила дорога или росло кривое дерево — все это сулило неудачу и бедность. Плохим для строительства дома считали место, где стояла баня. Баня была местом пограничным, где происходило очищение от грязи и болезней, где человек как бы рождался вновь, поэтому с ней было связно множество поверий и примет. В бане рожали детей, сюда приходили хворать, здесь обитал дух-банник. Это место никогда не было освещено, там не было икон, что давало возможность нечистой силе навредить человеку.


Строительство было делом долгим и трудным: славянам приходилось тщательно готовить облюбованный участок для жизни. В начале они расчищали территорию для поселения, где впоследствии и появлялась деревня (слово «деревня» образовано от «дервь», «дърати» — выдирать с корнем), для чего вырубали и корчевали лес. Возникла заимка (от «занимать»), а первые постройки назывались починками (от «почин» — начало), затем готовили землю под пашню. Рядом селились родственники и соседи.


Строгие требования предъявляли к строительному материалу: крестьяне предпочитали рубить избу из ели, лиственницы или сосны, так как эти породы деревьев отличались нужными свойствами: были высокими и ровными, не рассыхались и не гнились, удерживали внутреннее тепло, что обеспечивало качество и долговечность постройки. Молодые, старые деревья и сухостой считались непригодными для строительства дома. Рубили зимой, в мороз — древесина в это время суше, также полагали, что в это время дерево мертвое, и не будет причинен вред живому существу. Зимой заготавливали бревна, а весной с них снимали кору, собирали в небольшие срубы и оставляли сушиться до осени или до следующей весны.


И вот спустя почти год приступали к выбору места для строительства дома. Прежде чем возвести стены и построить дом, на предназначенном для жилья месте внутри бревенчатого сруба сажали деревце, если оно приживалось, то выбор места и время строительства считали добрым, благополучным, если дерево не приживалось, то полагали, что творится что-то неладное и жить в таком месте не следует.


Возведение дома сопровождалось множеством обрядов: первым шел обряд закладки первого венца, который делил все пространство на внутреннее и внешнее его возведение начинали с жертвоприношения курицы и барана. Под углы будущего сруба клали символы богатства и достатка: под передний угол монеты, под другой клок шерсти, под порог — горсть муки, а также, принесенные из леса, гнезда, символизировавшие плодородие. Дальше возводили стены, число венцов в срубе всегда было нечетным, 19–21. Последней клали крышу. Считалось, что дом, становится «своим», безопасным, только будучи покрытым. По окончании строительства всех участвовавших в работе обязательно обильно угощали и одаривали, чтобы работники были довольны и желали хозяевам благополучия. На Севере для плотников и родственников устраивали торжественный семейный обед — саламатник.


Также тщательно выбирали время для строительства: наиболее благоприятным считалось время, приходящееся на стык старого и нового года, который в дохристианскую эпоху отмечали весной. Крестьяне полагали, что семье будет сопутствовать удача, если начать ставить дом под Великий пост, в новолуние. Наилучшим временем считалось строительство избы, приходящееся по срокам на Троицу. Это представление отразилось в поговорке «Без Троицы дом не строится».


После постройки дома обязательным были обряды новоселья. Считалось, что в каждом доме имеется свой хранитель и хозяин дома — домовой, который может по-разному вести себя в отношении будущих хозяев: может помогать, а может и пакостничать. По поверьям, тому, кто первым вошел в дом грозит немалая опасность. Если в семье были глубокие «уставшие от жизни» старики, они старались войти в избу первыми, вперед молодых. «Кто первым в новый дом войдёт, тот первым и умрет в нем».


В других случаях, принося жертву домовому, хозяину дома, на пороге рубили голову курице. Позже в новый дом, для благополучной жизни в нем, первой стали пускать кошку. Полагали, что кошка имеет девять жизней и спасает хозяев от гнева домового, отдавая одну из них.


Существовали обряды, связанные с входом в дом остальных членов семейства: внутрь бросали символ судьбы — клубок ниток, держась за который первым вступал в дом глава семьи, а потом за эту нитку как бы втаскивал прочих новоселов. Иногда вместо ниток использовали хозяйский пояс или длинные обувные завязки — оборы.


Обязательно переносили из старой избы горстку сора, которую клали в красном углу, остальной сор из старой избы выметали, чтобы «не оставить в нем Долю». Существовал обряд доваривания каши, символизировавший преемственность старого и нового очага: хозяйка в покидаемом доме топила старую печь в последний раз и варила горшок каши до полуготовности, потом снимала и в чистом полотенце несла доваривать кашу в новый дом.


Первым гостем в новой избе должен был быть хозяйственный, добрый и щедрый человек, а не лиходей и горе-хозяин, который не умеет вести хозяйство. За этим строго следили родственники и соседи новоселов. Приходя в новый дом с подарками, приносили хлеб-соль, чтобы в доме он всегда был, чтобы не оскудевала «Божья ладонь», т. е. хозяйский стол.


Изба стала русским национальным жилищем, широко распространенным еще в конце XIX — начале XX вв. Она представляла собой небольшое, 3 на 2 м сооружение из дерева без оконных проемов — клеть (прямоугольный крытый однокомнатный простой бревенчатый дом без пристроек (сруб), или хибара) построенную по срубной или каркасной технологии. Высота клети была в 11–13 бревен, покрывалась соломой.


В древности избы в зависимости от способа отопления делились на «черные» (курные) без дымохода и белокурные, т. е с дымоходом. Дым при топке в «черной» избе выходил через окно, дверь или дымницу в кровле. Первые белокурные избы появились на Руси лишь в XII в.


Жилая часть дома была трехчастной и структурирована с помощью пола, потолка и крыши, которые соответствовали космологической вертикали: крыша отождествлялась с небом как граница между верхом (миром богов) и низом (миром людей); непосредственно пространство дома ассоциировалось с окружающим живым миром; подполье, первый, часто нежилой этаж — с подземельем. Между потолком и кровлей располагался чердак (иставка), где хранили отслужившие старые вещи: утварь, посуду, мебель, веники, пучки травы и пр.


Фундамента в современном понимании в первых древнерусских избах не было: перед строительством по углам ставились четыре толстых пня, а уже на них избу. Во многих домах был подпол, где хранили соленья и овощи. Важным элементом избы была потолочная балка матицы (матки, матрицы), укладка которой означала конец строительства сруба. Она имела как конструктивное (поперечный брус), так и символическое значение: «Худая матка всему дому смятка». С семиотической точки зрения матица обозначала двойную границу: между верхом и низом, а также между внутренним помещением и внешним — входом-выходом. Матица выполняла функцию внутреннего членения пространства дома: гость, войдя в избу, садился у входа на лавку, не заходя за матицу без приглашения хозяев. Место под центром матицы считалось серединой избы, где происходило большинство обрядов: под матицей принимали благословение родителей молодожены. Матица защищала новорожденных от неприятностей и бед. Для этого в нее вбивали крюк, на который крепили люльку, где потом и спал ребенок.


К жилой избе пристраивали сени и крыльцо. Сени служили своеобразным коридором, предохранявшим избу от холода, дополнительным жилым помещением летом. Также здесь держали различную утварь и запасы продовольствия. На севере сени были соединены с хлевом, так как все хозяйственные и жилые постройки ввиду сурового климата находились под одной крышей.


Русские избы были богато украшены резьбой и росписью, в которых отражались региональные традиции, художественный вкус и мастерство русского крестьянина. Внешний декор избы языком узора рассказывал об устройстве мира, где властвовали четыре стихии: солнце, огонь, земля и вода.


Центральным украшением дома был солярный знак, служивший оберегом от сил мрака. Солнце изображали в виде круга с шестью радиусам (розетками), круга с крестом внутри или круга с восемью лучами. Конек, конь, князек, князь — в русском деревянном зодчестве был скульптурным завершением, венчающим центральное бревно крышы — охлупня. Его изображали в виде коня или птицы. Фронтон украшали резные причелины и полотенца, а окна наличники. Остальные элементы в доме: потолок, дверь, стены, печь, реже наружный фронтон расписывали цветными узорами.


Внутреннее убранство избы имело также символический характер и отражало ценностные представления о мире. Главное и самое почетное место в русской избе — красный угол (красный кут, передний угол), который первым видел входящий в избу. Он располагался с восточной стороны между боковой и фасадной стенами по диагонали от печи. В красном углу висели иконы, под ним стоял большой стол и лавка, которые назывались большим местом, так как оно было предназначено для главы семьи и важных гостей. В большой семье к столу приставляли перпендикулярно еще один стол, который называли кривым. Члены семьи рассаживались за столом в порядке старшинства, начиная с главы семьи, место за кривым столом считалось непочетным.


Расположение печи в доме определяло его планировку: печь занимала около четверти крестьянской избы, что отражено в поговорке «плясать от печки». Обычно, печь ставили справа или слева от входа. Печь была полностью приспособлена к приготовлению пищи: над печкой под потолком располагались полавочники, где ставили утварь для приготовление пищи, около печи укрепляли деревянный настил — полати: там спали самые маленькие и пожилые члены дома.


Рядом с устьем печи находились необходимые для хозяйки железные ухваты, которыми она ставила и доставала горшки из печи. Рядом с печью висели полотенце и глиняный кувшин с двумя сливными носиками по сторонам — рукомойник, под которым стояла деревянная лохань для грязной воды. На печи располагался шесток — толстая широкая доска, где размещали горшки и чугунки. В самом низу было подпечье, здесь хранили лопаты для выпечки хлеба, кочергу и помело. Подпечье, по представлениям крестьянина, было входом в жилище домового.


Печной угол крестьяне стремились отделить от остального пространства избы занавесом или деревянной переборкой, так как он считался нечистым местом. Благодаря этому в доме образовывалась дополнительная маленькая комнатка — чулан, или прилуб. Она являлся сугубо женским пространством, где женщина занималась домашними делами, и мужчины без особой надобности не заходили в эту часть избы.


Угол напротив печи считался рабочим местом хозяина дома, так как он использовался сугубо для мужских занятий в доме в холодное время года: плетение лаптей, лукошек, коробов; резание ложек; починка сетей и т. д. Здесь же располагалась лавка, на которой он спал.


Окон древние славяне не прорубали, и единственным отверстием в доме была дверь, которая была обращена на юг. Начиная с Х в. у славян начала формироваться ставшая впоследствии традиционной планировка избы, в частности, печь клали только в северной части дома. В это же время славяне стали делать окна и надобность южной ориентации двери отпала, но тем не менее в традиции вплоть до в ХIХ в. сохранилась ориентация дверей на юг или восток.


Мебель в доме по большей части была деревянная самодельная, простой конструкции: в красном углу ставили стол размером по числу едоков, вдоль стен были лавки, служившие ночью кроватью, также были переносные скамьи, закрывавшиеся на замки сундуки для хранения одежды и всякого добра.


Утварь. В русском крестьянском доме была многочисленная утварь для разных надобностей. Популярна была различная бондарная утварь, которую изготавливали из деревянных дощечек-клепок, стягивали обручами, по форме напоминающих усеченный конус или цилиндр. Жидкости, сыпучие хозяйственные припасы хранили в разной величины и объема емкостях: бочках. До появления в обиходе сундуков в русской деревне была распространена деревянная и гончарная утварь, такая как бодня, где хранили одежду и мелкие предметы. В обиходе были кадки, которые предназначались для хранения и заготовок солений, квашенных и моченых продуктов, кваса и воды.


В ушате, имевшем с двух сторон «ушки» с дырочками, чтобы продевать палку, носили воду. Шайки были с одной ручкой. Сыпучие продукты — муку, крупу, хранили в деревянных поставцах с крышками, в берестяных туесах и бураках, другие продукты в плетеных изделиях из лыка и прутьев: корзинах, коробах, лукошках.


Бытовым, утилитарным предметом был горшок, который в обрядовой и бытовой жизни русского народа приобрел дополнительные повседневные и ритуальные функции. В частности, на Руси у мужчин бытовала прическа «под горшок», которую с помощью горшка и создавали: горшок одевали на голову по размеру, все что торчало из-под ободка обрезали.


Для подачи кушаний на стол использовали деревянное неглубокое блюдо круглой или овальной формы. Для праздничной подачи брали блюдо, украшенное росписью с геометрическим, зооморфным или растительным орнаментом. Крестьяне также использовали тарелку, миску, ставец (обеденная посуда, состоявшая из двух равновеликих чаш, покрывавших одна другую), ендову. Для питья служили чаши, которые нередко по венцу украшали орнаментом. В зависимости от назначения чаши изготавливали различной величины: большие, весом от 800 г и более, применяли в обрядах жизненного цикла и в календарных обрядах; средние — для праздников, малые для личного пользования.


До появления в обиходе вилок, единственным приспособлением для еды служили деревянные ложки, украшенные росписью или резьбой. Строго соблюдались различные правила и приметы, связанные с ложками. Ложка не должна опираться черенком на стол, а другим концом на тарелку, так как по ложке, как по мосту, в миску может проникнуть нечистая сила. Запрещалось стучать ложками по столу, так как от этого «лукавый радуется» и «скликаются на обед злыдни», олицетворявшие бедность и несчастье.


Самовар считается исконно русским изобретением, но на самом деле это не верно. Промышленный подъем Урала начался в период царствования Петра I, в результате появились металлургические и медеплавильные заводы, где стали осваивать технологию изготовления медной бытовой посуды. В 30-е гг. XVIII в. на уральских заводах научили изготавливать чайники с ручкой. Позднее стали выпускать казаны и винокуренные кубки с трубами. Первый документ, в котором упоминается самовар, относится только к 1746 г., т. е. только к концу XVIII в. сложилось устройство самовара, принцип работы которого остается неизменным и по сей день.


Гигиена. Во многом санитарное состояние дома зависело от покрытия пола: значительно чище было в избе с деревянными полами. Дом же с земляными полами застилали соломой. Чистота избы также зависела от регулярности и качества уборки: пол в доме крестьянки подметали несколько раз в день, но обязательно утром и вечером. Мытье пола было обычно приурочено к двунадесятым или престольным праздника, т. е. намывали его два раз в месяц. Генеральную уборку дома делали перед Пасхой, приводя избу в порядок: скребли полы, очищали стены и потолок, мыли столы и лавки. Главным средством для уборки дома был речной песок.


Отхожее место в средней полосе и на юге строили во дворе; в северных деревнях делали его в хлеву, соединенном с избой одной крышей. Отхожие продукты бросали в специальную яму вместе с навозом, который использовали на удобрения.


Матрасом служил мешок набитый ржаной или яровой соломой — «соломенник». Постельное белье было редкостью, в качестве простыни использовали рядно, одеяло было без пододеяльников, часто сшитое из лоскутков и начиненное шерстью, а вот на подушки надевались наволочки.


Деревенские жители обязательно умывались рано утром перед работой, а также в течение дня в зависимости от сезона или если перепачкаются на работе. В качестве моющегося средства традиционно использовали щелок, который готовили в домашних условиях: в чугуне золу заливали водой, затем туда опускали раскаленные на огне камни. После того как полученный раствор остывал и отстаивался, получившийся щелок использовали для мытья тела и волос. Промышленное производство мыла было налажено при Петре I, но вплоть до середины XIX в. им пользовалась только знать.


В русской деревне средством поддержания чистоты тела традиционно являлась еженедельная баня, которая была обязательна для всех членов семьи. В народе говорили: «Баня парит, баня правит. Баня все поправит». У славян баня была в обиходе уже в V–VI вв. и ее использовали в быту все сословия. Баня была многофункциональным средством: помимо мытья, сюда отселяли больных членов семь, здесь принимали роды. Баня играла большую роль в различных обрядах: например, посещение бани было обязательным накануне венчания и на другой день свадьбы, причем посещение бани сопровождалось особым церемониалом.




История культуры повседневности. Учебное пособие

В данном учебном пособии изложены современные представления о культуре повседневности в ее историческом развитии: от первобытности до ХХ века включительно. Достаточно подробно описаны особенности повседневной жизни человеческих сообществ (обыденных верований, пространств повседневности, жилищ, гигиены, семейной жизни, быта и досуга, питания, одежды и т.д.) в разных частях света, регионах, странах, социальных слоях, в разные исторические периоды.<br /> Учебное пособие полностью соответствует Государственному образовательному стандарту и предназначено для студентов, обучающихся по дисциплинам «История культуры повседневности», «История повседневности», «Культура повседневности Европы», «Культура повседневности России», «Культура повседневности Востока» и целому ряду других по направлению «Культурология» (квалификации «бакалавр», «магистр»), и для преподавателей культурологических дисциплин. Написанное ярко и доходчиво, оно будет интересно также историкам, искусствоведам и всем тем, кого привлекают проблемы исторического развития культуры.

319
Наука Под ред. Большакова В.П., Иконниковой С.Н. История культуры повседневности. Учебное пособие

Наука Под ред. Большакова В.П., Иконниковой С.Н. История культуры повседневности. Учебное пособие

Наука Под ред. Большакова В.П., Иконниковой С.Н. История культуры повседневности. Учебное пособие

В данном учебном пособии изложены современные представления о культуре повседневности в ее историческом развитии: от первобытности до ХХ века включительно. Достаточно подробно описаны особенности повседневной жизни человеческих сообществ (обыденных верований, пространств повседневности, жилищ, гигиены, семейной жизни, быта и досуга, питания, одежды и т.д.) в разных частях света, регионах, странах, социальных слоях, в разные исторические периоды.<br /> Учебное пособие полностью соответствует Государственному образовательному стандарту и предназначено для студентов, обучающихся по дисциплинам «История культуры повседневности», «История повседневности», «Культура повседневности Европы», «Культура повседневности России», «Культура повседневности Востока» и целому ряду других по направлению «Культурология» (квалификации «бакалавр», «магистр»), и для преподавателей культурологических дисциплин. Написанное ярко и доходчиво, оно будет интересно также историкам, искусствоведам и всем тем, кого привлекают проблемы исторического развития культуры.

Внимание! Авторские права на книгу "История культуры повседневности. Учебное пособие" (Под ред. Большакова В.П., Иконниковой С.Н.) охраняются законодательством!