Наука Под ред. Большакова В.П., Иконниковой С.Н. История культуры повседневности. Учебное пособие

История культуры повседневности. Учебное пособие

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Наука
Издательство: Проспект
Дата размещения: 13.09.2015
ISBN: 9785392195145
Язык:
Объем текста: 648 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Глава 1. Повседневность как объект и предмет изучения

Глава 2. Ценности и ценностные ориентации повседневности

Глава 3. Изучение культуры повседневности в историческом краеведении и микроистории

Глава 4. Особенности повседневности первобытных культур

Глава 5. Специфика повседневной жизни скотоводов

Глава 6. Культура повседневности древних земледельческих цивилизаций

Глава 7. Особенности культуры повседневности традиционной Японии

Глава 8. Своеобразие повседневности населения доколумбовой Америки и индейцев Северной Америки

Глава 9. Культура повседневности античного мира

Глава 10. Культура повседневности Византии

Глава 11. Культура повседневности европейских Средневековья, Возрождения и Реформации

Глава 12. Развитие культуры повседневности в Европе Нового времени (XVII–XVIII вв.)

Глава 13. Повседневность населения Центральной и Южной Америки в Новое время

Глава 14. Специфика повседневности жителей мусульманского Востока, Средней Азии и Кавказа

Глава 15. Своеобразие культуры повседневности в дореволюционной России

Глава 16. Развитие культуры повседневности в XIX в.: Европа и остальной мир

Глава 17. Своеобразие развития культуры повседневности в XX в.

Глава 18. Некоторые особенности культуры повседневности в США

Глава 19. Культура повседневности в советской и постсоветской России

Заключение

Словарь. Некоторые понятия и термины

Примерные вопросы для контроля знаний



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 9.
Культура повседневности античного мира


9.1. Повседневная жизнь и культура древних греков


Культуру Древней Греции и Рима во всем многообразии ее исторических форм принято называть античностью. Античная Греция была хорошо знакома с достижениями культуры народов Востока, но, усвоив культурный опыт Египта и Вавилона, она определила собственный путь социокультурного развития.


Крито-микенская (минойская) культура. Огромное влияние на генезис древнегреческой цивилизации оказала крито-микенская (минойская) культура (ок. 2600–1450 гг. до н. э.), когда создавались замечательные произведения искусства, велась активная морская торговля с восточными соседями — Египтом и государствами Сиро-Финикийского побережья. С Критом связано появление первых памятников письменности на территории Европы. Герои и события минойской культуры послужили основой для мифотворчества греков, создавших легенды о могущественном критском царе Миносе, подвигах Геракла и Тесея, трагической судьбе Эдипа, плаваний аргонавтов и Троянской войне.


Центром критской державы был Кносский дворец, где только на первом этаже насчитывалось более 300 помещений. Дворцы на Крите служили экономическими, политическими и религиозными центрами областей с поселениями городского и деревенского типа, были снабжены водопроводом и канализацией, а парадные залы, жилые комнаты, коридоры, лестницы образовывали сложнейшую систему помещений.


К концу XVI в. до н. э. Крит утратил свое экономическое и политическое влияние в результате извержения вулкана на о. Фера (Санторин), что привело к массовым разрушениями и гибели людей. От такого потрясения Крит не оправился, а к середине XV в. до н. э. остров оказался под властью ахейцев, пришедших с континентальной Греции. Окончательный закат Крита датируется примерно 1450 г. до н. э., когда сгорел последний из больших дворцов. Греки заимствовали многие достижения критян (мифологические сюжеты, письменность, принципы градостроительства, гончарное производство, мореплаванье и т. д.), именно поэтому эпоху развития крито-микенской культуры называют протогреческой.


Образование собственно древнегреческой цивилизации относится к XII–V вв. до н. э. В наиболее общем виде в исторической науке принято выделять следующие этапы истории Древней Греции: гомеровский период (XI–IX вв. до н. э.), архаический (VIII–VI вв. до н. э.), классический (V–IV вв. до н. э.), эллинистический (IV–I вв. до н. э.). Древнегреческая цивилизация развивалась на юге Балканского полуострова (Балканская, или материковая, Греция), а также прилегающих к нему островах Эгейского и Ионического морей и в прибрежных регионах Малой Азии.


Полис, семья и отношения между полами в древней Греции. Античная Греция в географическом и социально-политическом плане не представляла собой единого политического образования, а состояла из множества вполне самостоятельных, обособленных, нередко враждовавших городов-государств — полисов, чьи рубежи чаще всего определялись природными границами. Между собой полисы различались во многом: в диалектах, денежных знаках, культах богов и героев. Но, несмотря на существенные социокультурные различия греческих полисов, существовала единая греческая культура, проявившаяся в общности интересов и необходимости объединения против общих врагов, в единстве мировоззрения — политеизме (представление о всеобщей одушевленности природы), схожести религиозных традиций, общегреческих святилищ и празднеств.


Условия жизни в полисе породили потребность в общепринятых и обязательных нормах поведения, а следовательно, в механизмах власти и поддержания правопорядка. В Греции гражданами полиса являлись главы входивших в него патриархальных семей. Каждая семья представляла экономически самостоятельную единицу, что и определяло их политическое равенство. Свободный гражданин обязан был всецело посвящать себя заботам о гармоничном существовании тела и духа и уделять время государственным делам.


Собственно греческая семья была моногамной и патриархальной по своей сути. Отец имел неограниченную власть над домочадцами, в первую очередь над детьми, которые должные были подчиняться ему беспрекословно. Все греки считали, что в супружестве главная задача — рождение детей, которое преследует две цели. Первая — приумножение числа граждан, которые будут с честью выполнять свой долг — служить отечеству, охраняя его рубежи и приумножая его богатства. Вторая цель считалась сугубо личной: в старости дети должны были стать опорой своей семье. В Греции общественное мнение было настроено весьма критично к неженатым и бездетным гражданам. Считалось, что они не выполняют свой долг перед государством, родом и семьей. В Спарте холостого человека строго наказывали: безбрачие приводило к выплате солидного штрафа и публичным унижениям.


В Греции можно выделить два бытовавших типа брака: афинский (общегреческий) и спартанский. Обычный брачный возраст для женщин был 15 лет, хотя дочерей могли выдавать замуж уже с 12 лет. Для мужчин оптимальным возрастом вступления в брак считался возраст 25–30 лет.


Отец обладал полнотой власти над дочерями, именно поэтому он лично выбирал для них будущих мужей. В доклассический период претендентом на руку девушки мог стать любой молодой человек. Чтобы осуществить выбор достойного жениха, отец на долгое время поселял претендента в доме, наблюдая за его манерами, характером. Если же женихов было несколько, то отец мог устроить состязания между ними, чтобы выявить лучшего. Со своей стороны будущий муж должен был привезти потенциальной невесте и хозяину дома дорогие подарки, обильные запасы еды и вина. В классическую эпоху сохранились те же формы выбора мужа отцом для своей дочери. Единственная разница заключалась в том, что будущий тесть должен был знать жениха заранее.


После принятия решения о заключении брака происходило формальное обручение — обещание жениху от имени дочери давал отец невесты, если она была сиротой, то от ее имени выступал родной брат, или ближайший родственник, или же назначенный ей опекун. После улаживания всех формальностей отец назначал дочери приданое, которое переходило в руки мужа в его полное распоряжение. Процедура развода для мужчины была проста: муж мог в любое время отослать жену из своего дома, вернув полученное приданое, если только развод не был вызван изменой жены. Для женщины же развод превращался в утомительный процесс: она должна была обосновать причину разрыва; если муж соглашался на развод, то проблем не было, а если нет, то женщину ожидала длительная судебная тяжба.


В Греции бытовало мнение, что женщины финансово и юридически должны зависеть от отцов или мужей в целях экономического благосостояния семьи, занимая подчиненное, приниженное положение. В действительности семья была моногамной лишь для женщины, связи мужчин с другими женщинами, кроме своей жены, не порождали никаких юридических последствий, однако муж имел право убить жену, если она ему изменила.


Женщина не принимала самостоятельных решений относительно собственного имущества, не имела свободы передвижения, выходила на улицу в сопровождении служанки или старшей родственницы. В женские обязанности входил уход за детьми, пока они были маленькими, а также содержание в чистоте семейного дома. Именно поэтому почти все дни женщина проводила на своей женской половине, занимаясь домашним хозяйством, шитьем, ткачеством. Единственное, что было разрешено греческим женщинам — это принимать участие в религиозных праздниках и обрядах, присоединяясь в дни их проведения ко всем остальным гражданам.


Однако семья в общеполисном целом тоже не являлась доминирующей ценностью, как и количество детей, хотя домашнее хозяйство велось и требовало активного участия женщин. Но семья как ценность была все же второстепенной в отношении к социальному слою, тем более к полису. Положение женщин отличалось от их положения в древневосточных цивилизациях: оно подчиненное, но не столь зависимое. Положение женщины в древнегреческом обществе зависело от ее социального статуса. В речи, приписываемой афинскому оратору Демосфену, говорится: у нас есть куртизанки для развлечения, любовницы, чтобы о нас заботиться, и жены, чтобы рожать законных детей. Участие жен в обыденной жизни было ограничено кругом домашних обязанностей и задачами воспитания детей до семилетнего возраста. Из политической жизни женщины были практически исключены. В остальных сферах жизнедеятельности проявляли себя женщины, не состоявшие в обычных брачно-семейных отношениях. Это как раз те самые «куртизанки», гетеры, о которых говорил Демосфен. Но характерно, что именно в Древней Греции ее культуру представляли несколько выдающихся женщин, занимавшихся поэзией (например, поэтесса Сафо) или философией, прославившихся своей красотой. Женская красота, очарование ценились высоко. Троянская война, эпизод которой послужил основой «Илиады» Гомера, по преданию началась из-за стремления Париса (сына троянского царя Приама) соединиться с Еленой, прекраснейшей из женщин (дочерью Зевса и Леды). Кроме красоты, в женщинах особенно ценились супружеская любовь и верность. Два женских образа олицетворяли эти ценности: образ Андромахи (жены Гектора — героя «Илиады») и Пенелопы — жены Одиссея.


Своеобразие отношений между полами в греческой античности заключалось и в том, что физическая и душевная близость могла реализоваться и между мужчинами (и в дружбе, и в любви), и между женщинами (лесбийская любовь), и между мужчинами и женщинами. Предосудительным не считалось ни то, ни другое, ни третье. Причем телесная красота ценилась равно: и в женщине, и в мужчине. Впрочем, и душевная тоже.


В отличие от афинян, спартанцы не сватались, а выкрадывали невесту из отчего дома и привозили в свой. Тогда женщина сразу считалась замужней, хотя в большинстве случаев кража невесты происходила по обоюдному согласию будущих супругов и родителей невесты, но случалось и без оного.


После свадьбы, жениху разрешалось оставаться дома двое-трое суток, после чего он обязан был вернуться на военную службу. Спартанские женщины в браке имели большую свободу по сравнению с другими греческими женами. Так, с разрешения властей, если в браке не было детей, каждый из супругов мог иметь внебрачные связи. Хозяйством у спартанок в доме занимались рабыни, а еду они получали вместе с мужьями из общего солдатского котла. Потому основным занятиям женщин в Спарте было укрепление собственного здоровья и в первую очередь физическая закалка всего организма, чтобы женщина могла иметь крепкое и выносливое потомство. Также в обязанности женщин входило воспитание малолетних детей.


Как уже отмечалось, рождение детей было главной целью греческого брачного союза, поэтому появление на свет ребенка было для семьи событием торжественным. Если рождался мальчик, то двери дома украшали оливковыми ветвями, если девочка, то шерстяными нитями. В Афинах малыша купали в воде с добавлением оливкового масла, в Спарте с добавлением вина.


Детство и воспитание в древнегреческой повседневности. Если отец признавал ребенка своим, он становился его воспитателем и должен был совершить обряд амфидромии (обход по кругу): на пятый, седьмой или десятый день после рождения ребенка отец брал его на руки и обходил домашний очаг, вокруг которого уже были рассыпаны зерна злаков. Это делалось для того, чтобы новорожденный получил покровительство семейных духов, которые в будущем будут беречь его, при этом же младенцу давали имя, причем произвольное, а иногда даже придумывая новое. В науке дискутируется вопрос о том, что не признанного законнорожденным ребенка отец приказывал выбросить из дома, обрекая на смерть. В Спарте участь новорожденного определял не отец, а старейшины города, которые решали, достаточно ли малыш здоров, чтобы его можно было воспитывать и готовить к военной службе. Если выяснилось, что ребенок имеет какие-либо врожденные физические изъяны, то родителям предлагали его умертвить.


Дети с рождения находились под опекой матери, которой помогала следить за ними няня, чаще всего рабыня. Главной задачей воспитания было вырастить здорового и крепкого малыша, привить ему гражданские добродетели, не допустить, чтобы ребенок был избалованным и изнеженным. Игрушки маленьких греков были весьма разнообразны. Они были изготовлены из различных материалов: глины, слоновой кости, металла. Среди них были фигурки зверей, кубики, волчки, куклы, которые могли двигать руками и ногами. Существовала миниатюрная кукольная мебель и утварь.


В более старшем возрасте дети сами создавали себе игрушки, вылепливая их из глины, воска или хлебных мякишей. Они играли в разные подвижные игры, среди которых наибольшей популярностью пользовалась игра «бронзовая муха» (современный ей аналог жмурки). Очень любили маленькие эллины качаться на качелях, запускать воздушных змеев, играть в мяч. У греческих детей встречались такие игры как сферинда — игра в мяч, гелкюстинда — перетягивание веревки, стрептинда — игра в бабки, басилинда — царь горы, также известна забава эфедрисм — когда победитель в беге катался на спине проигравшего.


Начиная с семилетнего возраста мальчик поступал под опеку отца и раба-педагога (с греч. «педагог» — сопровождающий ребенка), который следил за воспитанием мальчика и сопровождал его в школу, а девочка оставалась под наблюдением матери и нянек. В результате из мальчика должен был вырасти достойный, хорошо образованный гражданин, знающий религиозные обряды, умеющий вести хозяйство, а также смелый и решительный защитника отечества. Девочку же готовили как добродетельную домашнюю хозяйку.


Существовавшие в Греции порядки вынуждали граждан заниматься обучением и воспитанием своих детей. Так, к концу V в. до н. э. в Афинах не было ни одного гражданина, который бы не умел писать и читать. В это же время стали складываться общественные школы, хотя юридически обязательным обучение не было. За учебу в школах надо было платить. Хотя в Афинах эта плата была небольшой, сыновья небогатых родителей не могли себе позволить пройти полный курс обучения. Афиняне считали своим долгом дать ребенку обязательное интеллектуальное, физическое и музыкальное образование, полагая важным полное всестороннее раскрытие способностей человека, воспитание в духе идеала — калокагатии — слитых в человеке воедино красоты и добра.


Главной стимулирующей силой при воспитании молодежи были благородные состязания — агон, которые стали ведущим принципом жизни в Греции. Агонистика была органически свойственна греческому характеру, а любовь к играм, к честной бескорыстной борьбе стала основой частной и публичной жизни. Неудивительно, что именно Греция стала родиной Олимпийских игр, во время проведения которых прекращались войны и заключалось перемирие — экехерия, а представители враждующих полисов проводили в Олимпии мирные переговоры с целью уладить конфликты. Слава спортсмена, принесшего победу родному полису, была равна славе воина, защитившего родной город.


В соответствии с задачами воспитания мальчикам в Древней Греции полагалось иметь трех учителей: грамматиста, кифариста и педотриба. Грамматист — учитель грамоты, обучал детей чтению и письму, давал им основные понятия о счете. В качестве тетрадей служили деревянные таблички — диптихи — две скрепленные с одной стороны дощечки, раскрывавшиеся как книга, внутренняя поверхность которых была покрыта воском. На ней дети острой палочкой — стилем чертили буквы и фразы. Острым концом стиля писали, а тупым — стирали и сглаживали воск. Позже стали писать на папирусе чернилами с помощью тростниковой палочки. Края дощечек выступали, их можно было завязать веревкой с другой стороны. Считать учились на камешках, а сложные арифметические действия производили на специальной счетной доске — абаке (аналог счет).


Когда дети овладевали искусством чтения, письма и счета, то переходили к изучению произведений классиков, среди которых важное место занимали поэмы Гомера. В них содержалось много сведений по географии и истории, но самое важное, они учили нравственному поведению — доблести, героизму, стойкости в борьбе с трудностями. Помимо этого ученики заучивали стихотворения законодателя Солона, басни Эзопа, знакомились с сочинениями Феогнида, Гесиода.


Важное место в системе образования занимала подготовка к участию в религиозных празднествах, в которых должны были участвовать все свободные жители греческих городов. Мальчиков обучали обрядовым песням и торжественным гимнам, которые распевали хором или соло. Исполнение гимнов проходило под обязательный аккомпанемент струнных инструментов: лиры или кифары, а прививал детям навыки игры на этих инструментах кифарист. Музыка сопровождала греков в течение всей жизни: во время тренировок спортсменов, в бою, на праздниках и в театре.


Так как семья и государство особенно заботились о том, чтобы мальчики выросли ловкими, сильными, гибкими и выносливыми — хорошо подготовленными к военной службе, то с 12 лет дети в течение пяти лет занимались физической подготовкой в Палестре — специально оборудованной гимнастической школе Древней Греции, которая имела открытые площадки, беговые дорожки, гимнастические залы, бассейны. Руководил такими занятиями педотриб (тренирующий ребенка), который объяснял и показывал детям, как правильно метать копье и диск, тренировал их в беге и прыжках, занимался с ними борьбой, верховой ездой, плаванием, готовил к предстоящим состязаниям. Часто уроки приводились под аккомпанемент флейты. В древнегреческих школах применяли телесные наказания для шалунов и лентяев, используя для этого розги и палку.


В 16 лет юноши заканчивали обучения в школе. Но дети состоятельных родителей еще в течение двух лет могли продолжать свое образование в гимнасии: заниматься спортом, изучать политику, философию, литературу под руководством философов. В Афинах таких гимнасий было три, самая известная — Ликей (отсюда — лицей) и Академия.


Основной целью физического воспитания была подготовка юноши к военной службе. В IV в. до н. э. сформировался институт эфебии — обязательной для всех граждан военной службы, которая длились четыре года, с 18 лет. После года специальной подготовки, где учились ходить строем, владеть оружием, стрелять из лука, метать дротики и обращаться с катапультой, военнослужащие (эфебы) несли службу в пограничных районах Греции. Через год службы в торжественной обстановке эфебам вручали щит и меч как настоящим воинам, а они давали присягу, что не опозорят доверенного им оружия, не бросят своих товарищей в беде и будут защищать домашние алтари и границы державы. После утраты Грецией независимости, в эпоху эллинизма, эфебия была ограничена одним годом службы и стала добровольной для всех в возрасте от 18 до 20 лет.


В Греции не было сложившейся системы высшего образования, а значит, не существовало специальных институтов и университетов, однако существовали риторские школы, выступавшие аналогом современного высшего гуманитарного образования, где обучались молодые люди, желавшие посвятить себя общественно-политической деятельности. В этих школах учащиеся овладевали ораторским искусством — искусством письменного и устного слова, изучали элементы права и философии (логику и этику). Также богатые граждане могли брать уроки философии в специальных философских школах, которые различались по направлениям (платонические, перипатетические, стоические, эпикурейские), но обучение в них было довольно дорогим. Под открытым небом или в тени портиков вели беседы с учениками знаменитые, славившиеся на всю Грецию, философы. Жаркие споры и поучительные, длившиеся часами, беседы можно было слышать на афинских площадях и улицах.


В Спарте интеллектуальная подготовка мальчиков ограничивалась умением читать и писать, знанием религиозных и военных песен, истории и традиций спартанцев. Основной упор делался на физическую подготовку детей — их закалку, воспитание выносливости и смелости. С 7 до 20 лет мальчики находились в государственных лагерях, постоянно упражнялись физически. Главным достоинством считалось приобретенное умение переносить любые тяготы и лишения — голод, холод, боль. Особой суровостью отличались «выпускные» экзамены, которые юноши должны были выдержать, прежде чем их будут считать настоящими мужчинами: перед алтарем богини Артемиды мальчиков секли розгами. Выдержавшими испытания считались юноши, которые во время порки не издали ни звука. Но главная проверка на зрелость ждала их в конце обучения: юноша должен был отправиться странствовать по стране в одиночестве и в течение года умело скрываться так, чтобы никто не смог его обнаружить. Прошедших и это испытание допускали к совместной трапезе со взрослыми мужчинами — фидитии.


В Греции девочки под наблюдением матери постепенно приобщались к домашнему женскому труду: рукоделию, прядению, ткачеству, но их также обучали письму, грамоте и счету. Много внимания уделялось обучению пению и танцам, для того чтобы в дальнейшем женщины могли участвовать в ритуальных праздниках.


В Спарте, помимо основных форм обучения и подготовки девочек к семейной жизни, в программу обязательного образования входила физическая подготовка, где будущие хозяйки наравне с мальчиками занимались спортом и участвовали в различных состязаниях. В VII в. до н. э. в некоторых областях Греции стали открываться женские школы, где девушки обучались музыке, пению, танцам и поэзии.


Жилище как пространство повседневности в древней Греции. Об устройстве греческих домов мы узнаем из произведений античных авторов, а археологические находки позволяют представить, как выглядел дом снаружи и внутри. Обстановка средиземноморского жилища практически не менялась на протяжении веков.


В течение долгого времени в греческих городах роскошными были только общественные постройки — храмы, портики, гимнасии. Улицы в Афинах были кривые, немощеные и замусоренные, в большинстве узкие, так что по ним с трудом могла проехать только одна повозка. Частные жилища были очень скромны и невзрачны с виду, но необходимо отметить, что в зависимости от конкретного исторического периода и богатства хозяина дома выглядели они по-разному, хотя и имели общие характерные для всех греческих жилых домов черты. Также они отличаются от современных прежде всего большей простотой, меньшим количеством мебели, отсутствием привычных для нас удобств и т. п.


Традиционный жилой греческий дом был построен на каменном фундаменте, стены сложены из сырцового кирпича, покрыты штукатуркой и окрашены. Крыша была из глиняной черепицы, окон было немного и стёкол в них не было, а прикрывались они деревянными ставнями. Обычно южная часть дома была одноэтажной, а северная — двухэтажной, что обеспечивало мягкий микроклимат в помещении: летом дом был защищен от палящих лучей солнца, а зимой, наоборот, лучи глубоко проникали вглубь жилища. Входные двери делали из дерева, они имели внушительного размера замки, которые запирали на ночь. Дверь с улицы вела во двор через коридор, с одной стороны которого находилось небольшое помещение для привратника. Гость, пришедший в дом, должен был постучать висевшим у притолоки металлическим молотком в дверь или громко закричать, возвестив о своем приходе. Тогда за дверями раздавался лай цепной собаки, и на пороге появлялся раб-привратник. Направо и налево от входа шли нежилые помещения — конюшни, лавки, кладовые.


Для всех греческих жилищ характерна замкнутость пространства: все помещения обращены к внутреннему дворику, который становился ядром дома. Сюда выходили двери из парадных и жилых комнат — через них дом освещался и проветривался. Двор был вымощен каменными плитами. С северной стороны дома устраивался крытый, поддерживаемый деревянными опорами на столбах проход (пастада), в который выходили главные жилые помещения. Комнаты первого этажа окон не имели, что способствовало сохранению прохлады в помещениях в жаркие дни, и на улицу они выходили глухой стеной, на которой не было никаких украшений, отчего улицы выглядели несколько мрачно. Если в доме был второй этаж, то там обычно устраивали небольшие окна. В IV в. до н. э. и в эпоху эллинизма греческий дом сохраняет присущий ему планировочный принцип — группирование помещений вокруг открытого дворика, но пастада заменяется перистилем — прямоугольным двором, окруженным со всех сторон колоннадой. Иногда в домах со стороны улицы стали устраивать магазины и лавки, которые иногда сдавали в наем.


Дом разделялся на две части: андрон — мужскую половину, предназначенную для приема гостей и пиров — симпосиев, и гинекей — женскую половину, которая размещалась, как правило, на втором этаже: входить сюда было позволено только членам семьи и домашним рабам, никто из посторонних сюда не заходил. Андроны были самыми роскошными помещениями в доме: их украшали мозаика, фрески и статуи. В андроне находился клинэ — ложе, на котором древние греки ели и пили.




История культуры повседневности. Учебное пособие

В данном учебном пособии изложены современные представления о культуре повседневности в ее историческом развитии: от первобытности до ХХ века включительно. Достаточно подробно описаны особенности повседневной жизни человеческих сообществ (обыденных верований, пространств повседневности, жилищ, гигиены, семейной жизни, быта и досуга, питания, одежды и т.д.) в разных частях света, регионах, странах, социальных слоях, в разные исторические периоды.<br /> Учебное пособие полностью соответствует Государственному образовательному стандарту и предназначено для студентов, обучающихся по дисциплинам «История культуры повседневности», «История повседневности», «Культура повседневности Европы», «Культура повседневности России», «Культура повседневности Востока» и целому ряду других по направлению «Культурология» (квалификации «бакалавр», «магистр»), и для преподавателей культурологических дисциплин. Написанное ярко и доходчиво, оно будет интересно также историкам, искусствоведам и всем тем, кого привлекают проблемы исторического развития культуры.

319
Наука Под ред. Большакова В.П., Иконниковой С.Н. История культуры повседневности. Учебное пособие

Наука Под ред. Большакова В.П., Иконниковой С.Н. История культуры повседневности. Учебное пособие

Наука Под ред. Большакова В.П., Иконниковой С.Н. История культуры повседневности. Учебное пособие

В данном учебном пособии изложены современные представления о культуре повседневности в ее историческом развитии: от первобытности до ХХ века включительно. Достаточно подробно описаны особенности повседневной жизни человеческих сообществ (обыденных верований, пространств повседневности, жилищ, гигиены, семейной жизни, быта и досуга, питания, одежды и т.д.) в разных частях света, регионах, странах, социальных слоях, в разные исторические периоды.<br /> Учебное пособие полностью соответствует Государственному образовательному стандарту и предназначено для студентов, обучающихся по дисциплинам «История культуры повседневности», «История повседневности», «Культура повседневности Европы», «Культура повседневности России», «Культура повседневности Востока» и целому ряду других по направлению «Культурология» (квалификации «бакалавр», «магистр»), и для преподавателей культурологических дисциплин. Написанное ярко и доходчиво, оно будет интересно также историкам, искусствоведам и всем тем, кого привлекают проблемы исторического развития культуры.

Внимание! Авторские права на книгу "История культуры повседневности. Учебное пособие" (Под ред. Большакова В.П., Иконниковой С.Н.) охраняются законодательством!