Наука Под ред. Большакова В.П., Иконниковой С.Н. История культуры повседневности. Учебное пособие

История культуры повседневности. Учебное пособие

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Наука
Издательство: Проспект
Дата размещения: 13.09.2015
ISBN: 9785392195145
Язык:
Объем текста: 648 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Глава 1. Повседневность как объект и предмет изучения

Глава 2. Ценности и ценностные ориентации повседневности

Глава 3. Изучение культуры повседневности в историческом краеведении и микроистории

Глава 4. Особенности повседневности первобытных культур

Глава 5. Специфика повседневной жизни скотоводов

Глава 6. Культура повседневности древних земледельческих цивилизаций

Глава 7. Особенности культуры повседневности традиционной Японии

Глава 8. Своеобразие повседневности населения доколумбовой Америки и индейцев Северной Америки

Глава 9. Культура повседневности античного мира

Глава 10. Культура повседневности Византии

Глава 11. Культура повседневности европейских Средневековья, Возрождения и Реформации

Глава 12. Развитие культуры повседневности в Европе Нового времени (XVII–XVIII вв.)

Глава 13. Повседневность населения Центральной и Южной Америки в Новое время

Глава 14. Специфика повседневности жителей мусульманского Востока, Средней Азии и Кавказа

Глава 15. Своеобразие культуры повседневности в дореволюционной России

Глава 16. Развитие культуры повседневности в XIX в.: Европа и остальной мир

Глава 17. Своеобразие развития культуры повседневности в XX в.

Глава 18. Некоторые особенности культуры повседневности в США

Глава 19. Культура повседневности в советской и постсоветской России

Заключение

Словарь. Некоторые понятия и термины

Примерные вопросы для контроля знаний



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 10.
Культура повседневности Византии


Византия занимает исключительное место среди европейских стран Средневековья. Своеобразна и неповторима ее историческая судьба, ее культура. Империя сталкивалась с мощными внешними культурными влияниями стран, находившихся на близкой ей стадии развития: Ирана, Египта, Сирии, Закавказья. Взаимопроникновение европейской и восточной культур придает византийской цивилизации весьма специфический колорит. Византия располагалась на стыке трех континентов: Европы, Азии и Африки.


Стремясь познать Византию в качестве конкретного культурно-исторического типа, необходимо иметь ясное представление, во-первых, о формообразующих принципах, определяющих ее самобытность, сущностное отличие от греко-римской античности; во-вторых, о различных элементах культуры: о народном образовании и семье, о жизни византийского города и села, о нравах и обычаях, вкусах и взглядах общества, добродетелях и пороках византийцев, о самых мелких будничных подробностях их быта.


Повседневная культура византийцев — органичная часть сложного, прекрасного и противоречивого византийского мира, о котором «мечтали среди холодных туманов Норвегии, на берегах русских рек, в крепких замках Запада, в банках жадной Венеции». Связь с Византией — «это связь с мировой культурой в самом ответственном значении этого слова, ибо Константинополь был именно “миром”, целой культурной ойкуменой, постепенно сжавшейся и уместившейся в стенах одного города… То, что сообразно с нормами, принятыми в Константинополе, сообразно с тем, что мы назвали бы на нашем языке “мировыми стандартами”».


Наше воображение стремится оживить культуру прошлого, погрузиться в ауру ее жизни, услышать интонационную самобытность разговорного греческого языка (округлого, словно обкатанного многовековым употреблением представителями разных племен и народов); высокий слог ученого филологического диспута (участники которого говорили и писали на языке античных греков, ревностно сохраняя верность классической традиции); шум улиц, благоговейную тишину и молитвенные песнопения храмов; увидеть мимику лиц и силуэты, облаченных в туники фигур, стремящихся укрыться в портиках и тенистых садах от палящего средиземноморского солнца; созерцать тщательно выверенную церемониальную помпезность дворцовых ритуалов; ощутить южный накал эмоций «венедов», «прасинов», «русинов», «левков» во время ристаний на ипподроме…


Культура Византии во многом удивительна. Например, в отличие от других, она не проходила периода ученичества, накопления сил и выбора пути. С самого начала византийская культура предстает в некотором смысле слова уже существенно готовой. Можно сказать, что история византийской литературы и искусства явилась раскрытием ее «возможностей, великолепных, как павлиний хвост (византиец не обиделся бы на такое сравнение — для него, любителя праздничной роскоши, павлин символизировал не порок тщеславия, а нетление святости)». Возможности эти накапливались и шлифовались веками, совершенствовались многими народами, чтобы именно в Византии раскрыть свой глубинный духовный потенциал.


Византия занимала огромную территорию, достигшую максимальных размеров в «золотой век» Юстиниана Великого (527–565): Средиземное море стало ее внутренним озером. Империю населяли многие народы: греки, сирийцы, римляне, славяне, македонцы, армяне, копты, фракийцы, евреи, киликийцы, каппадокийцы, исавры, составляющие этническую мозаику. Но стержень ее культуры составлял греческий гений.


Явившись органичным продолжением античности, прежде всего традиций греческой культуры и римской государственности, Византия вошла в историю как новый, самобытный культурный тип — первая христианская держава, открывшая эру европейского Средневековья. Будучи неразрывно связана с Римской империей (характерно само название византийцев — ромеи (ρωμαίοι), римляне в греческом выговоре), византийская культура обрела качественно иной, христианский духовный идеал жизни. Божественная литургия стала центром ее культуры, а священной целью жизни византийца сделалась верность православию. Возникшие исторически почти одновременно две силы — православие и имперская государственность «Когда Август на земле воцарился, истребляется народов многовластие; когда Бог от Пречистой воплотился, упраздняется кумиров многобожие», — писала поэтесса IX в. Кассия. Христианство и цезаристская идея священной державы встретились в эпоху Константина Великого. 1 сентября 313 г. этот император издал Миланский эдикт, даровавший христианам свободу вероисповедания. Был заключен союз империи и христианства, царства и церкви, стоявших прежде друг против друга три века во враждебных отношениях. В историко-культурном смысле это был знак (наряду с перенесением столицы из Рима на берега Босфора, на место древнего города Византия, и крещением его в Константинополь) начала новой эпохи в жизни человечества — эпохи христианcкой культуры. В память об этом событии уже в IV в. святыми отцами I Вселенского собора (325 г.) установлен праздник церковного Новолетия: было определено начинать исчисление церковного года 1 сентября. Союз царства и церкви в VI в. получил благодаря императору Юстиниану Великому название «симфония» (συμφωνία — согласие, гармония). В современной науке говорят о «византийской симфонии» как единстве двух сил: православной веры и римской государственной идеи; единстве, являющем собой формообразующий принцип византийской культуры.


Фундаментальными основами византийской культуры являются православная вера, римская имперская государственность и греко-римское культурное наследие. В русской византинистике существует формула: «Византия родилась с Константинополем и умерла вместе с ним».


Культуру Византии принято делить на три периода: ранневизантийский (IV в. — первая половина VII в.); средневизантийский (вторая половина VII в. — начало XIII в.); поздневизантийский (конец XIII в.— 1453 г.). Отметим объективные трудности постижения византийской повседневности. Для повседневной культуры Византии характерно наличие различных, даже противоречивых элементов, которые сложно сочетаются друг с другом. Наличие этих элементов связано с полиэтничностью империи, различием быта городского и сельского населения, разрывом между богатыми и малообеспеченными слоями, наконец, между жизнью блестящего Константинополя и остальными частями государства. Наконец, Империя ромеев (Βασιλεία των ρωμαίων) существовала более тысячи лет и, разумеется, многие черты ее быта претерпевали изменения, обновлялись.




История культуры повседневности. Учебное пособие

В данном учебном пособии изложены современные представления о культуре повседневности в ее историческом развитии: от первобытности до ХХ века включительно. Достаточно подробно описаны особенности повседневной жизни человеческих сообществ (обыденных верований, пространств повседневности, жилищ, гигиены, семейной жизни, быта и досуга, питания, одежды и т.д.) в разных частях света, регионах, странах, социальных слоях, в разные исторические периоды.<br /> Учебное пособие полностью соответствует Государственному образовательному стандарту и предназначено для студентов, обучающихся по дисциплинам «История культуры повседневности», «История повседневности», «Культура повседневности Европы», «Культура повседневности России», «Культура повседневности Востока» и целому ряду других по направлению «Культурология» (квалификации «бакалавр», «магистр»), и для преподавателей культурологических дисциплин. Написанное ярко и доходчиво, оно будет интересно также историкам, искусствоведам и всем тем, кого привлекают проблемы исторического развития культуры.

319
Наука Под ред. Большакова В.П., Иконниковой С.Н. История культуры повседневности. Учебное пособие

Наука Под ред. Большакова В.П., Иконниковой С.Н. История культуры повседневности. Учебное пособие

Наука Под ред. Большакова В.П., Иконниковой С.Н. История культуры повседневности. Учебное пособие

В данном учебном пособии изложены современные представления о культуре повседневности в ее историческом развитии: от первобытности до ХХ века включительно. Достаточно подробно описаны особенности повседневной жизни человеческих сообществ (обыденных верований, пространств повседневности, жилищ, гигиены, семейной жизни, быта и досуга, питания, одежды и т.д.) в разных частях света, регионах, странах, социальных слоях, в разные исторические периоды.<br /> Учебное пособие полностью соответствует Государственному образовательному стандарту и предназначено для студентов, обучающихся по дисциплинам «История культуры повседневности», «История повседневности», «Культура повседневности Европы», «Культура повседневности России», «Культура повседневности Востока» и целому ряду других по направлению «Культурология» (квалификации «бакалавр», «магистр»), и для преподавателей культурологических дисциплин. Написанное ярко и доходчиво, оно будет интересно также историкам, искусствоведам и всем тем, кого привлекают проблемы исторического развития культуры.

Внимание! Авторские права на книгу "История культуры повседневности. Учебное пособие" (Под ред. Большакова В.П., Иконниковой С.Н.) охраняются законодательством!