Наука Под ред. Большакова В.П., Иконниковой С.Н. История культуры повседневности. Учебное пособие

История культуры повседневности. Учебное пособие

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Наука
Издательство: Проспект
Дата размещения: 13.09.2015
ISBN: 9785392195145
Язык:
Объем текста: 648 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Глава 1. Повседневность как объект и предмет изучения

Глава 2. Ценности и ценностные ориентации повседневности

Глава 3. Изучение культуры повседневности в историческом краеведении и микроистории

Глава 4. Особенности повседневности первобытных культур

Глава 5. Специфика повседневной жизни скотоводов

Глава 6. Культура повседневности древних земледельческих цивилизаций

Глава 7. Особенности культуры повседневности традиционной Японии

Глава 8. Своеобразие повседневности населения доколумбовой Америки и индейцев Северной Америки

Глава 9. Культура повседневности античного мира

Глава 10. Культура повседневности Византии

Глава 11. Культура повседневности европейских Средневековья, Возрождения и Реформации

Глава 12. Развитие культуры повседневности в Европе Нового времени (XVII–XVIII вв.)

Глава 13. Повседневность населения Центральной и Южной Америки в Новое время

Глава 14. Специфика повседневности жителей мусульманского Востока, Средней Азии и Кавказа

Глава 15. Своеобразие культуры повседневности в дореволюционной России

Глава 16. Развитие культуры повседневности в XIX в.: Европа и остальной мир

Глава 17. Своеобразие развития культуры повседневности в XX в.

Глава 18. Некоторые особенности культуры повседневности в США

Глава 19. Культура повседневности в советской и постсоветской России

Заключение

Словарь. Некоторые понятия и термины

Примерные вопросы для контроля знаний



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 6.
Культура повседневности древних земледельческих цивилизаций


Время становления древнейших архаических культур немецкий философ К. Ясперс считал временем «доистории»: «Доистория — это время, когда произошло становление человеческой природы» и основ человеческой культуры и цивилизации. Как было ранее показано, в первобытную эпоху и у ранних скотоводов появились и развились верования, знаковые системы, необходимые для общения и совместной деятельности, формы сохранения и передачи опыта и знаний, первичные воспитательные системы, зачатки эстетического освоения мира и т. д. Реальность появившейся духовной активности, правда, была вплетена в практику жизнедеятельности и может считаться одной из основ цивилизованности.


Характеризуя период «доистории», К. Ясперс считал существенным: использование огня и орудий, появление норм отношений с окружающим миром и между людьми (табу), образование групп и сообществ. Во всяком случае, начальные периоды, да и вся история культуры — это достаточно сложное единство процессов развития собственно культуры и цивилизации. То и другое начинает, очевидно, различаться, обособляться в эпоху так называемых великих древних цивилизаций, когда духовная активность обретает специфические формы своего существования, такие как религия, наука, искусство, мораль, политика, право. И когда осознаются ценностные смыслы этой активности, тогда она становится высоко ценимой и прогрессирующей.


При изучении культуры существенными оказываются проблемы прогресса культуры, меры, степени ее развитости, уровней культурности. По степени цивилизованности современное общество, использующее информационные технологии, конечно, значительно выше предшествующих обществ. Сложнее в данном контексте выглядит проблема высоты духовного развития и личности и общества. И все-таки мы владеем критериями отличия человека малокультурного от культурного в высокой степени. Да и человеческие сообщества находятся на разных уровнях культуры, которые могут повышаться в периоды расцвета и снижаться в периоды кризисов культуры. Уровень культуры — это показатель достигнутой высоты ее реального развития.


Для того чтобы характеризовать разные степени культурности, уровни культуры, надо иметь достаточно ясный критерий. Профессор В. В. Селиванов считает таким критерием доминирование (в жизни человека, социальной группы, социума) определенных жизненных интересов, базовых потребностей и выделяет три уровня культуры. Когда человек переходил от биологического состояния к социальному, первой из насущных потребностей, определивших этот переход, стала витальная (от лат. vita — «жизнь»), потребность в собственной жизни, стремление человека рода, племени жить, выжить. Жизнь людей обеспечивается питанием, размножением, одеждой, жилищем, элементарным комфортом. Витальные потребности, хотя исходны в отношении к другим потребностям (ибо заботой о красоте сыт не будешь и голодного не насытишь), но в ходе исторического развития они и сами усложнились. Они были важны не только в начале человеческой истории, но и сейчас существенны. Они представляют собой основу культуры, прежде всего повседневности, на уровне, который условно и называют витальным.


Этот уровень первичен, необходим, но ограничен. Человек в любую эпоху, в любом возрасте может оставаться на этом уровне культуры. При этом все элементы действительности и культуры, все интересы и страсти существуют для него лишь в смысле, значимом для удовлетворения витальных потребностей. Во всем доминирует прагматизм. Достижения культуры используются для удовлетворения своих простейших жизненных интересов.


Второй, более высокий, возможно обозначить как уровень самопроявления, самореализации, потребность в которой, интерес к которой существеннее, чем само по себе выживание. Люди удовлетворяют эту потребность в интересе к чему-то. В увлеченности каким-то делом, мастерством, профессией или даже хобби. Во имя дела, страсти к нему, человек может идти на жертвы и даже на самопожертвование. На этом уровне находятся многие люди и некоторые их группы, для которых сама культура и ее ценности не безразличны, вызывают живой интерес. Однако, дело само по себе, собственное самовыражение нередко оказывается ценным само по себе, ценнее любых людей, стоящих вне этого дела, а тем более мешающих ему.


Третий, высший уровень характеризуется тем, что доминантная базовая потребность человека — потребность в другом человеке. Ярчайшее проявление выхода на этот уровень культуры — настоящая любовь, когда хочется приносить радость и счастье другому человеку. Но подобное отношение (близкое к нему) может реализоваться и через профессию, и через иные стороны жизни. В нравственности, например, это направленность «на другого», даже в самооценках; это обостренная совестливость, тактичность, деликатность, терпимость.


В любом обществе культура существует на всех трех уровнях. Но первичен, и у человека и в истории культуры человеческих сообществ — витальный. В первобытных сообществах его доминирование неизбежно и очевидно. Изменение этой доминанты, развитие и обогащение мира культуры начинается и получает развитие в так называемых великих цивилизациях древности. Они стали появляться в разных регионах Земли не ранее, чем 10 тыс. лет назад. Примерно с этого времени в истории человечества наметились три русла развития. Часть племен продолжает традиции древнекаменного века, некоторые — вплоть до XX столетия (бушмены, аборигены Австралии, многие жители Океании, бассейна Амазонки и т. д.). Они остаются в основном собирателями, охотниками, рыболовами. Но в ряде регионов происходит стихийное открытие возможностей активного скотоводства и целенаправленного земледелия. На той и на другой основах возникают более или менее устойчивые крупные объединения племен, начинается формирование этносов и становление (хотя бы в зачаточном виде) принципиально новой организации общественной жизни — государственных устройств. И скотоводы, и земледельцы для своего специфического производства и для организации образа жизни, отличного от родоплеменных общностей, нуждаются (хотя и в разной степени) в развитии ремесел. Скотоводческие объединения (о которых подробнее сказано в главе 5), по необходимости кочевые, исходно менее устойчивы, чем земледельческие.


6.1. Особенности древних земледельческих цивилизаций, определившие специфику повседневной жизни их населения


Все объединения людей, которые получили название древних культур или древних цивилизаций, были главным образом земледельческими, хотя они испытывали воздействия скотоводов и сами занимались ограниченным скотоводством, наряду с земледелием. Все они не случайно появились в достаточно теплом климатическом поясе и в долинах крупных рек или лощинах межгорий. Солнце, вода и природный речной ил или минеральные удобрения (в горных районах) давали возможность при определенной технологии земледелия получать урожаи зерновых до двухсот, а то и до трехсот зерен на одно посаженное зерно.


На базе земледельческого производства с такими немалыми возможностями развились все особенности и достижения древних цивилизаций, которые также вполне оправданно именуют и древними культурами. Достижения ранних цивилизаций, основанных в том числе на открытиях людей первобытных, — все это выступало не только в собственно цивилизующей функции, но и в окультуривающей, хотя бы на витальном уровне. Это давало возможности для порождения и развития собственно культуры, культуры духовной, возможности для хранения и передачи обогащавшегося духовного опыта.


Развитие цивилизаций было связано с отдалением от природы, с созданием искусственной среды обитания, с появлением в обществе разных социальных слоев, социального разделения труда, насилия, осуществляемого одними группами людей в отношении к другим, рабовладения. Зато в организованном обществе появились возможности использования и накопления разнообразных ресурсов, для повышения комфортности повседневной жизни, ее окультуривания, развития знания, возможности духовного роста, расцвета строительства и архитектуры, становления художественной деятельности.


Вместе взятые взаимосвязанные цивилизационные и культурообразующие процессы реализовались там, где сложились сообщества оседлых земледельцев. Это произошло в долинах великих рек с мощными разливами: Тигр и Евфрат (Древняя Месопотамия), Нил (Древний Египет), Инд и Ганг (Древняя Индия), Хуанхэ (Древний Китай). Недаром, рассматривая эти культуры, русский ученый Л. И. Мечников в книге «Цивилизация и великие исторические реки» их характерные особенности связывал с местом развития. И с тех пор эти культуры нередко именуют земледельческими речными. Несколько позже подобные цивилизации сложились в лощинах гор Мезоамерики.


Процесс становления каждой из этих цивилизаций был, по сути, постепенным переходом от присваивающего, охотничье-собирательского типа хозяйствования к хозяйству производящему, к земледелию и ограниченному скотоводству; переходом от полукочевой жизни, к оседлому существованию в городах и селениях; от жизни родами и племенами к зарождению этнических общностей, организованных теми или иными формами государственности.


Древняя Месопотамия. Формирование культуры Месопотамии, Междуречья относят к периоду с VII до III тыс. до н. э. Эту культуру именуют шумерской (от «шумеры» — народа, поселившегося около 5 тыс. лет назад в низовьях реки Евфрат), шумерско-аккадской, так как жители города и государства Аккад к середине III тыс. до н. э. соединились с шумерами. Иногда эту культуру называют вавилонской, поскольку Вавилон в начале II тыс. до н. э. подчинил себе весь Шумер, Аккад, а также Ханаан, примыкавший к Месопотамии. Месопотамия была регионом господствующих попеременно городов-государств. И каждый из них не прерывал, а развивал во многом общую культурную традицию вплоть до Ассирии с центром в городе Ниневия. Ассирия отодвинула Вавилон на второй план, но испытала влияние шумеро-аккадской культуры. И после разгрома Ассирии в VII в. до н. э. культура Междуречья продолжила свое развитие в пределах так называемой нововавилонской державы, которая пережила период расцвета при царе Навуходоносоре II, но не выдержала конкуренции с Персией и окончательно прекратила свое существование в 482 г. до н. э.


Древний Египет. Развитие цивилизации и культуры Древнего Египта датируется VI–V тыс. до н. э. При этом исследователями выделяются следующие исторические периоды:


– два так называемых додинастических (с первой половины IV тыс. до н. э. до создания Верхнеегипетского и Нижнеегипетского царств);


– первая и вторая общеегипетские династии. Раннее царство. Образование единого общеегипетского государства (XXXI–XXIX вв. до н. э.);


– третья-шестая династии. Древнее царство. Расцвет Египта (XXVIII–XXIII вв. до н. э.);


– 7–10-я династии. Переходный период. Распад единого государства на отдельные образования (номы) (XXIII–XXI вв. до н. э.);


– 11–13-я династии. Среднее царство. Возрождение единого государства (XXI–XVIII вв. до н. э.);


– 14–17-я династии. Переходный период. Ослабление и захват Египта гиксосами (XVIII–XVI вв. до н. э.);


– 18–20-я династии. Новое царство. Расцвет египетской цивилизации. Создание империи (XVI–XI вв. до н. э.);


– 21-я династия. Переходный период. Упадок Египта (XI–X вв. до н. э.);


– позднее царство. Египет под властью иноземцев, в составе Персидской державы (IV–IV вв. до н. э.).


Древняя Индия. Третьей по времени возникновения считается цивилизация Древней Индии, которая называется Индской, так как она возникла в районе реки Инд. Хронологически древнейшими этапами ее развития считаются хараппская культура с центрами в городах Мохенджо-Даро и Хараппа (2500–1700 гг. до н. э.), ведическая культура (1700–600 гг. до н. э.), название которого произведено от корпуса священных текстов — Вед, и буддийская культура (VI–III вв. до н. э.). Что касается следующих этапов развития культуры Индии, они при сохранении традиций древности, все же относятся скорее к традиционным культурам восточного Средневековья.


Древний Китай. Первое известное по источникам государство — династия Шань-Инь (XVI–XI вв. до н. э.). Древнее государство Чжоу (XI–III вв. до н. э.) появилось тогда, когда народность, известная как чжоусы, покорила Шань-Инь. Чжоусы использовали и развили достижения культуры Инь.


Следующий период (позднее Чжоу) считается классическим в культуре Китая: империя Цинь (221–206 гг. до н. э.) и империя Хань (206 г. до н. э.— 220 г. н. э.). В продолжение этого периода сохраняются и развиваются традиции Древнего Китая, но само это время скорее относится не столько к древней, сколько к традиционной китайской культуре.


Ранние древние цивилизации (шумерская и египетская) по разным причинам прекратили свое существование. Индийская и китайская цивилизации и культуры сформировались в качестве традиционных, донеся многое из духовного наследия древности до современности.


Излагая далее историю повседневности древних цивилизаций, отметим общее для всех четырех вышеназванных. Все названные и некоторые другие древние цивилизации своеобразны, во многом не похожи одна на другую. И все они в плане цивилизационного и культурного развития явно сходны, однотипны, имеют общие черты.


Занятия ирригационным, поливным земледелием требовало объединения усилий многих людей, населявших долину одной реки (или одну местность в лощине гор). Ирригационные устройства обеспечивали полив земельных участков, распределение воды, ее сохранение в засушливые времена (специальные водохранилища). Такие сооружения на больших площадях сложны, требуют постоянного ухода, четкого властного управления. Одна река — одна власть. Развитие ирригационного земледелия предопределило процессы централизации, объединения разрозненных племен и их союзов. Появились центры управления, возникали города. Они становились средоточием управленческих структур, концентрировали богатства, торговлю, ремесло, армию. Сельская местность решала вопросы производства сельскохозяйственных продуктов. Сельские и городские поселения связывались водными и сухопутными путями передвижения.


В древних цивилизациях передвижение ограничивалось в основном своей замкнутой территорией. Одна из общих черт всех древних культур — их относительная замкнутость. В связи с этим наблюдается доминирование вертикали над горизонталью и в устройстве общества, и в мышлении. Можно сказать, что древние культуры — это культуры земледельческие, речные и «вертикальные».


Их месторазвитие — более или менее узкая полоса вдоль великой реки (или в межгорье). Это, а также в отдельных случаях поначалу море или океан ограничивало передвижения по горизонтали. И человеческая мысль устремлялась вверх и вниз.


Все мировоззрение жителей древних цивилизаций космогонично. Весь мир запредельного существования располагался по вертикали. Боги жили в небесном мире. И само небо (как в Древнем Китае) оказывалось божественным. Главное божество в Древнем Египте отождествлялось с солнцем. От неба с дождями и от солнца зависели урожаи. Солнце давало тепло и свет, но могло и сжечь посевы.


Столь же важна и земля. Зерно сеется в землю и произрастает из земли. Человек после смерти уходит в землю. И если боги — наверху, то предки (и некоторые боги) существуют в подземном мире или проходят через него, прежде чем попасть на небо.


Вертикальность древних культур выразилась и в тенденции к строительству все более высоких сооружений, храмов и пирамид и в устройстве жизни общества, в организации взаимоотношений между людьми по вертикали, в иерархичности общества, в его структурировании от низшего к высшему. Это вносило в жизнь порядок, имевший внешний и авторитарный характер. Все древнейшие государственные образования были преимущественно деспотическими. Управление было устремлено к единовластию, власти обожествлявшегося царя, фараона или императора. И от верховного владыки власть действовала «вниз» в строгой соподчиненности низших — высшим, младших — старшим. Одной из причин такой организации было то, что для древнего человека чрезвычайно важен был авторитет некоего высшего в отношении к нему порядка. Без упорядоченности жизни он чувствовал себя потерянным, все было «не так». У китайцев есть поговорка: «Ни старшего, ни младшего». Смысл ее в том, что в таком случае все перемешалось и портилось, разрушились структурирующие общество нормы и традиции. Именно поэтому во всех древних цивилизациях устанавливалась четкая иерархия и в осуществлении власти, и в положении слоев населения в отношении друг к другу.


Социальное расслоение населения, деление его на богатых и бедных, на профессиональные группы, выявлявшие процесс разделения труда, впервые появилось в древних цивилизациях. Социальные слои и группы существовали в системной организации, в определенной соподчиненности. Деление на варны или касты в Древней Индии только самый выразительный пример иерархии сословий. Их соподчиненность должна была сохраняться, ибо иначе рушилась упорядоченность жизни, основанная на общих закономерностях вселенной. Поэтому несправедливости в том, что были высшие и низшие слои, не ощущалось. Наоборот, как это выражено в одном из древнеегипетских текстов, несправедливо, если в жалкое рубище одет царевич, а сын бедняка и голодранца облачен в роскошные одежды. Жители древних государств знали, что нарушения порядка ведут к страшным бедствиям. Ведь при этом обычно разрушались, переставали действовать ирригационные сооружения, рвались торговые связи. В стране начинались опустошения и голод.


С этим связано и тяготение к достаточно жесткому нормированию жизни, к возникновению правовых установлений, к появлению законов. Известен свод законов древневавилонского царя Хаммураппи, в котором упорядочивались имущественные отношения между социальными слоями, права собственников, обязанности разных слоев в отношении к оросительным сооружениям, отношения в семьях, права и обязанности воинов и т. д. Развитие права и судебной системы в древних цивилизациях диктовалось стремлением к упорядоченности жизни, гарантирующей ее устойчивость.


В общем, в ходе развития древних цивилизаций жизнь людей по-новому упорядочивалась, оформлялась. Появлялось все больше искусственных, неприродных форм и результатов жизнедеятельности. Достижениями того, что мы именуем цивилизацией, являлась и сама по себе упорядоченность жизни на основах традиции и права. А вместе с тем развитие разнообразных технологий. Технологий эффективного сельскохозяйственного производства, поливного земледелия, выращивания различных сельскохозяйственных культур, их сохранения и обработки. Технологий строительства различных сооружений: храмов, жилищ, гробниц. Нас и сегодня восхищает умение древних строителей сооружать огромные строения из камня и владение мастерством тончайшей резьбы по камню. В древних цивилизациях появились колесо, гончарный круг, развилась керамика. Древние шумеры, египтяне, индийцы, китайцы научились добывать и плавить металлы. Из металлов создавались и оружие и орудия труда, определявшие высокое развитие ремесел. В цивилизациях древности возникла такая область человеческой жизнедеятельности, как торговля. Необходимые передвижения обеспечивались транспортными средствами: лодками и кораблями с веслами и парусами, а на суше — повозками, колесницами с использованием мускульной силы животных.


На этой основе создавалась вторая искусственная среда обитания, существенно преобразовывалась естественная среда и вырабатывалось деятельное отношение к природе. В долине и дельте Нила, например, фактически создался «большой дом», искусственный оазис. Это были возделанные поля, ухоженные луга, сады с водоемами с деревьями по берегам, виноградники. Древние города были великолепны, храмовые сооружения величественны. Быт состоятельных людей становился все более комфортным: дома с ванными, гардеробными, уборными, с красивой мебелью, складами для вещей и продуктов. Всеми этими достижениями обеспечивался витальный уровень культуры.


Искусственная среда, конечно, функциональна, вещи служат людям, но и человек стал испытывать потребность в новых вещах, в удобстве, комфорте. Изменялись собственно жизненные потребности, появилось стремление к хорошей, богатой жизни. Разумеется, не у всех. Труд рабов, ремесленников, зависимых общинников-земледельцев давал небольшому слою знати, жречества, чиновничества, торговцев, зажиточных мастеров возможности для отдыха и для «интеллектуального» труда, для духовного развития. В жизни людей стали появляться ценностные ориентиры, ценности жизни и формирующейся культуры. Ценности, с которыми уже жизнь начала соотноситься, в соответствии с которыми она стала оцениваться как хорошая или плохая.


6.2. Жизненные ценности людей древности


Выше уже было отмечено, что в древних цивилизациях сама жизнь начала ощущаться и осознаваться в качестве ценности или, может быть, точнее — значимости. Правда, значимость ее была различной, в зависимости от того, как в данной цивилизации люди представляли себе загробную жизнь, например как в Древней Месопотамии в качестве ухудшенного, мучительного аналога земного существования или как в Древней Индии: виделась возможность и ухудшения и улучшения существования в новой (загробной) жизни. Однако и в том и в другом случае жизнь должна была быть прожита хорошо. В ней виделись возможные удовольствия, радости, блага, ценности.


Главной ценностью жизни во всех древних цивилизациях, в отличие от первобытности, оказалось имущество, богатство. Слово «богатство» в русском языке производно от слова «бог». В древности богатство — это то, что дано богами. Недаром долгое время в истории человечества держится убеждение, что богатые люди — люди хорошие, им бог дал, а бедным не дал, чем-то они ему не угодны.


Богатство, очевидно, измерялось материальным благосостоянием, владением вещами, имуществом. Неимущий для древности вообще не вполне человек. Материальное благосостояние создавало ощущение укорененности, незыблемости пребывания на земле и обеспечивало (скажем, по древнеегипетским представлениям) правильное погребение, а значит и хорошую жизнь после смерти.


Обладание вещами — землей, скотом, домом — имело еще один смысл, почти исчезнувший сейчас. Владение вещью означало и владение качествами, присущими этой вещи. Отношение к вещи носило личностный характер. Хорошая вещь могла быть и изготовлена только хорошим человеком, и принадлежать только хорошему человеку. В книге, посвященной Месопотамии, И. С. Клочков утверждал, что имущество являлось одной из важнейших величин, конституирующих человеческую личность, своеобразным «продолжением человека за пределы тела». В одном из древнеегипетских текстов отец писал сыну: «Ничто в мире не сравнится, сынок, с хорошо устроенным имуществом».


В разных цивилизациях сформировалось некое особое отношение к вещам. Чем лучше вещь, тем благороднее человек, ею владеющий. При этом устанавливалась специфическая роль золота, серебра, драгоценных камней. Золотое имя фараона, золотая маска мумии фараона в Египте. Желтый цвет, цвет золота — принадлежность императора Поднебесной в Древнем Китае. Нефритовое (цвета плевка, который считался самым благородным) надгробие Будды. Многочисленные статуэтки богов из драгоценных камней, украшения из благородных металлов и самоцветов во всех древних культурах. Причем и самые простые вещи: глиняная посуда, деревянная мебель, да и все остальное, что использовали в быту, должно было делаться очень хорошо. «Положительность» (по терминологии И. П. Вейнберга) вещи была свидетельством положительности человека. При этом важно было не только качество вещей, но и их количество; была прямая зависимость «между статусом человека и количеством вещей, его окружающих; количество вещей воспринималось как показатель положительных качеств человека».


Из вещей, обрабатываемых и создаваемых человеком, выделялись земля и жилище. Земля — кормилица, рождающая урожай, для древнего человека почти интимная и в то же время великая ценность. Французский исследователь Древнего Египта П. Монтэ отмечал, что при посевах египтянин акцентировал свое внимание не на моменте зарождения жизни, а на уходе семени под землю, что означало захоронение, погребение. А это вело к мысли о боге Осирисе, боге производительных сил природы и подземного царства, символизировавшем возрождение после смерти. Согласно одному из мифов, Осирис, убитый из зависти своим братом, был оживлен женой Исидой, точнее, сыном Исиды Гором. Миф повествует о том, как из неживого возможно произойти живому, что выступало очевидной аналогией возрождения всего на земле весной после зимнего анабиоза природы. И из зерна, семени в земле возрождалась жизнь.


Естественно, огромную ценность для людей древности имело жилище, будь это дворец или обыкновенный дом. Иметь свое жилище, обеспечивающее ту или иную степень комфортности жизни, наполненное необходимыми вещами, означало быть в полном смысле слова человеком, которым не могло считаться существо бездомное.


В жилище человек не был одинок. Там жила семья, к которой он принадлежал. Семья, пришедшая на смену роду, также была ценностью и для члена семьи, и для общества, и для государства. Уважение к семье, клану было характерным для всех государств древности. Но и ответственность у семьи за ее членов была высока. В Китае семья преступника отвечала за его действия полностью. Для древневосточного человека семья была важнейшим условием достойного человеческого существования. «Вхождение в семью есть один из водоразделов, отличающих человека от “недочеловека”, свободного от несвободного».


В семейной жизни большой ценностью считались дети. Семья важна для того, чтобы продолжался род. Поэтому чем больше детей, тем счастливее семья. У китайцев существует поговорка «Лучше быть многодетным и бедным, чем богатым и бездетным». Вообще, особо значимыми в древних цивилизациях были бол ьшое потомство, здоровье и долголетие. С ценностью здоровья связывалась забота о теле человека, сохранение которого в надлежащем виде, по мнению древних египтян, необходимо не только для земной жизни, но и для загробной. Ведь она представлялась неким подобием земной.


Высочайшей ценностью была вообще жизнь в ее противопоставленности смерти. Поэтому древних волновала проблема бессмертия. В Месопотамии развилось несколько вариантов мифов, легенд, согласно которым один из людей (Утнапиштим) в связи со своим благочестием достиг бессмертия, а царь Урука, герой шумерского эпоса Гильгамеш, пытался его достичь, но неудачно. Проблемы смерти и бессмертия тела и души отражались в религиозных представлениях, культах, обрядах. Жители Месопотамии посмертное существование представляли унылым и мрачным. Они мечтали о бессмертии и специально не готовились к загробной жизни.


Древние египтяне, напротив, огромное значение придавали жизни после физической смерти. По их верованиям в момент умирания жизненная сила ка улетала, покидая тело. Но ка со временем должна была вернуться, одушевить тело, успокоить душу человека ба, заново вселившись в тело. Поэтому тело надлежало сохранить. Отсюда развился обычай и обряд мумификации, бальзамирования. Для сохранения тела строилось жилище, гробница, в которую клали все, что необходимо для жизни тела и души. А чтобы ка не ошиблась, узнала свое тело, создавался скульптурный «двойник» умершего человека.


В древней Индии проблема связи жизни и смерти осмыслялась по-иному. В мировоззрении древних индийцев развилось учение о переселении душ (реинкарнации). Каждый человек проходит множество перерождений. И каждое следующее, то, какова будет новая жизнь, зависит от поведения, деяний человека в предыдущей жизни.


Все вышеупомянутые ценности жизни людей древних обществ связаны с развитием их духовного мира. Духовное содержание так или иначе воплощается в навыках и технологиях, в вещах, в формах совместного существования и т. д. И это свидетельство тесной взаимосвязи цивилизации и культуры. То, что мы называем цивилизацией, создает возможности возвышения, сохранения, трансляции культуры. То, что называется собственно культурой (духовный опыт), облагораживает цивилизационные достижения и процессы, направляет их к совершенствованию людей, их духовного бытия.


В древних цивилизациях происходит движение культуры от ее витального уровня (на котором духовное вплетено в практику жизнедеятельности) к более высоким уровням. При этом достаточно четко обозначаются сферы духовной активности: религии, сферы нравственности, познания, эстетической и художественной культуры, культуры повседневности. Создаются, умножаются ценности вещные и ценности духа, передаваемые от поколения к поколению.


6.3. Культура повседневности в Древней Месопотамии и Древнем Египте


Месопотамия. Древний Шумер. Шумеры заложили основы культуры Месопотамии. Они развили храмовое и жилищное строительство, используя для строительства дома сырцовый кирпич. Использовали они и обожженный кирпич. Впервые они применили в строительстве известь. Это было очень прогрессивно для того времени, так как для обжига кирпича требуется топливо, а в Месопотамии оно было в дефиците. Они также впервые в строительстве применили арку. Так как не было лесов, они додумались устраивать вместо балочного перекрытия арочное или сводчатое. Как и в Египте, жилые дома в Шумере составляли сплошную застройку. Комнаты также группировались вокруг двориков. Строения глухими стенами были обращены к улице (обычно очень узкой, шириной 2–4 м). «Жилой дом обносился массивной глинобитной оградой в защиту от нападения врагов. Жилище стояло у южной стены, вдоль остальных трех стен лепились хозяйственные пристройки. Таким образом, в центре ограды возникал внутренний двор, на который выходили двери, как жилых хижин, так и хозяйственные помещений. Часто около построек устраивался еще навес в защиту от палящих лучей солнца».


Так как не было дерева, перекрытия устраивались из тонких пальмовых стволов, поэтому помещения были узкими и удлиненными. Окон в домах не было. Наверху стены имелись небольшие щелевидные отверстия, которые забирались деревянными решетками. Освещение поэтому осуществлялось через дверные проемы. Дверей не делали (дерево было дорогим). Их заменяли циновки. Вдоль стен устраивали глинобитные лежанки, на полу был очаг. В жилом помещении или хозяйственной комнате делали небольшую сводчатую печь для выпечки хлебных лепешек. Такие комнаты хозяйственного назначения перекрывались сводами из сырцовых кирпичей, которые позже стали перекрываться куполами, что получило впоследствии распространение в безлесных районах Сирии, Ирака, других стран Передней Азии. Обстановка была скудной — не было ни шкафов, ни сундуков. Их заменяли глиняные сосуды. В таких жилищах и сейчас обитает простой люд в Ираке и других странах Ближнего Востока.


«Очень трудно говорить и читать о людях какой-либо исторической эпохи, не представляя себе, как они выглядели. Физический тип жителей Двуречья был тот же, что и по сей день: это были смуглые люди с курчавыми или волнистыми черными волосами, с выпуклым или прямым носом и обильной растительностью на лице и теле». Собственно нижнего белья не носили ни мужчины, ни женщины. Но до самой смерти не снимали магический двойной шнурок с талии, надевавшийся в день совершеннолетия — в 8 лет. Основная одежда — туника — рубашка-безрукавка и набедренная повязка. Туника была с короткими рукавами, из овечьей шерсти. У мужчин она была выше колен. Основной материал, из которого готовилась одежда, овечья шерсть. Полотняная льняная одежда была роскошью.


Мужская одежда шумеров состояла из юбки, сделанной из плотной ткани или кожи, обшитой понизу широкой полосой шерстяной бахромы или меха. Это могла быть просто меховая юбка, расширенная книзу. Однако в протописьменный период истории Двуречья (начало III тыс. до н. э.)«мужчины на войне, на охоте и на работе часто, — вероятно, почти всегда — ходили нагими». Зато разнообразными были головные уборы — войлочные шапки, шляпы, колпаки.


Женщины носили кроеную длинную одежду, облегавшую фигуру до бедер. Рукава были пышными вверху, внизу — узкими. Юбка была из полос шириной около полметра, доходила до пола. Знатная женщина поверх туники носила покрывало — плащ.


Ассиро-Вавилония. И. М. Дьяконов, один из тонких знатоков культуры древнего Вавилона, писал: «…изучая вавилонскую бытовую культуру, приходится часто убеждаться в том, как не правы те исследователи, которые механически переносят в древность обычаи позднейшего мусульманского Востока». Так, в старовавилонских городах «не было многолюдных базаров типа мусульманских и мало было лавочных рядов, в домах сидели на стульях, а не на полу, грамотность отнюдь не была прерогативой духовенства — и нет причин, почему нам и в других случаях нужно было бы подравнивать древность под средневековье». Действительно, бытовая культура здесь была высоко развита. Однако во многом она была предопределена, как это обычно и бывает, климатическими, географическими, экономическими условиями. Мыло в это время еще не было изобретено. Для омовения и стирки применяли мылящиеся растения. Одежду мужчины стирали на реке песком или золой. Воду расходовали экономно, ибо вода доставалась сложно. В древнем городе Уре вода была лишь в нескольких колодцах: «Чистая и холодная вода была настоящим деликатесом».


План дома зависел от того, какие формы можно было выкроить между уже построенными домами. Дом состоятельного человека имел обязательные части: дверь с улицы вела в «сени». Здесь обязательно стоял сосуд с водой для омовения ног. Здесь же могли находиться предметы хозяйственного инвентаря. Во всех домах без исключения напротив входных дверей в сенях была дверь, которая вела в парадную комнату — гостевую. Она обязательно была шириной в два метра. Длина ее определялась в зависимости от возможностей владельца дома. Только в очень редких домах рядом находилась комната-кладовка, где хранились постельные принадлежности, и была умывальная. Чаще мылись во дворе.


Наискосок от входной двери находилась другая дверь, которая вела во внутренний дворик. Со стороны дворика на этой двери висел оберег от злого духа. Это могло быть, например, изображение головки демона. Двор мог быть площадью метров до двадцати. Часть этого двора была крыта навесом, где находился домашний алтарь с местом для сожжения частей жертвы, приносимой божеству. Изображение божества помещалось на стене. Здесь же стоял стол, на котором разделывалась жертва. Было это и местом погребения умерших родичей. Если была возможность, сооружали небольшую подземную гробницу.




История культуры повседневности. Учебное пособие

В данном учебном пособии изложены современные представления о культуре повседневности в ее историческом развитии: от первобытности до ХХ века включительно. Достаточно подробно описаны особенности повседневной жизни человеческих сообществ (обыденных верований, пространств повседневности, жилищ, гигиены, семейной жизни, быта и досуга, питания, одежды и т.д.) в разных частях света, регионах, странах, социальных слоях, в разные исторические периоды.<br /> Учебное пособие полностью соответствует Государственному образовательному стандарту и предназначено для студентов, обучающихся по дисциплинам «История культуры повседневности», «История повседневности», «Культура повседневности Европы», «Культура повседневности России», «Культура повседневности Востока» и целому ряду других по направлению «Культурология» (квалификации «бакалавр», «магистр»), и для преподавателей культурологических дисциплин. Написанное ярко и доходчиво, оно будет интересно также историкам, искусствоведам и всем тем, кого привлекают проблемы исторического развития культуры.

319
Наука Под ред. Большакова В.П., Иконниковой С.Н. История культуры повседневности. Учебное пособие

Наука Под ред. Большакова В.П., Иконниковой С.Н. История культуры повседневности. Учебное пособие

Наука Под ред. Большакова В.П., Иконниковой С.Н. История культуры повседневности. Учебное пособие

В данном учебном пособии изложены современные представления о культуре повседневности в ее историческом развитии: от первобытности до ХХ века включительно. Достаточно подробно описаны особенности повседневной жизни человеческих сообществ (обыденных верований, пространств повседневности, жилищ, гигиены, семейной жизни, быта и досуга, питания, одежды и т.д.) в разных частях света, регионах, странах, социальных слоях, в разные исторические периоды.<br /> Учебное пособие полностью соответствует Государственному образовательному стандарту и предназначено для студентов, обучающихся по дисциплинам «История культуры повседневности», «История повседневности», «Культура повседневности Европы», «Культура повседневности России», «Культура повседневности Востока» и целому ряду других по направлению «Культурология» (квалификации «бакалавр», «магистр»), и для преподавателей культурологических дисциплин. Написанное ярко и доходчиво, оно будет интересно также историкам, искусствоведам и всем тем, кого привлекают проблемы исторического развития культуры.

Внимание! Авторские права на книгу "История культуры повседневности. Учебное пособие" (Под ред. Большакова В.П., Иконниковой С.Н.) охраняются законодательством!