Наука Под ред. Большакова В.П., Иконниковой С.Н. История культуры повседневности. Учебное пособие

История культуры повседневности. Учебное пособие

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Наука
Издательство: Проспект
Дата размещения: 13.09.2015
ISBN: 9785392195145
Язык:
Объем текста: 648 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Глава 1. Повседневность как объект и предмет изучения

Глава 2. Ценности и ценностные ориентации повседневности

Глава 3. Изучение культуры повседневности в историческом краеведении и микроистории

Глава 4. Особенности повседневности первобытных культур

Глава 5. Специфика повседневной жизни скотоводов

Глава 6. Культура повседневности древних земледельческих цивилизаций

Глава 7. Особенности культуры повседневности традиционной Японии

Глава 8. Своеобразие повседневности населения доколумбовой Америки и индейцев Северной Америки

Глава 9. Культура повседневности античного мира

Глава 10. Культура повседневности Византии

Глава 11. Культура повседневности европейских Средневековья, Возрождения и Реформации

Глава 12. Развитие культуры повседневности в Европе Нового времени (XVII–XVIII вв.)

Глава 13. Повседневность населения Центральной и Южной Америки в Новое время

Глава 14. Специфика повседневности жителей мусульманского Востока, Средней Азии и Кавказа

Глава 15. Своеобразие культуры повседневности в дореволюционной России

Глава 16. Развитие культуры повседневности в XIX в.: Европа и остальной мир

Глава 17. Своеобразие развития культуры повседневности в XX в.

Глава 18. Некоторые особенности культуры повседневности в США

Глава 19. Культура повседневности в советской и постсоветской России

Заключение

Словарь. Некоторые понятия и термины

Примерные вопросы для контроля знаний



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 5.
Специфика повседневной жизни скотоводов


Виды скотоводческих сообществ и особенности их хозяйства. Исторические судьбы народов мира неразрывно связаны. Народы, а вместе с ними и культуры занимают разные места в общем всемирном историческом процессе, но все они заслуживают внимания исследователя. В соответствии с хозяйственным укладом жизни выделяют культуры охотников и собирателей, огородников и садоводов, земледельцев и скотоводов. Скотоводами традиционно считают общества, в которых доминирующим видом деятельности является содержание и уход, а также улучшение породы животных, преимущественно крупных и мелких парнокопытных.


Большинство современных классификаций скотоводства сводится к двум основным характеристикам организации: кочевое (или кочевое и полукочевое) скотоводство как преимущественно скотоводческая ориентация в хозяйстве в соединении с особым образом жизни — передвижением всего населения со стадами; пастушество, предполагающее передвижение со стадами только пастухов, в то время как основная масса скотоводов-земледельцев живут оседло. Последнее существует во всем мире и до сих пор играет одну из главных ролей в экономике многих стран, например Аргентины, Бразилии, Индии, Китая, России, США и др.


Исходя из региональных особенностей природно-ландшафтных характеристик, современные исследователи номадизма выделяют четыре хозяйственно-культурных типа: кочевые скотоводы степей и полупустынь; кочевники-скотоводы высокогорных плато; охотники-оленеводы тайги; оленеводы тундры.


Зарождение и развитие скотоводства в истории человечества относят к раннему палеолиту (VII–IV тыс. до н. э.). Практически все основные виды существующих домашних животных были одомашнены еще в первобытную эпоху. Хронология доместикации, по утверждению археологов и антропологов, выглядит следующим образом: собака — мезолит; свинья и коза — ранний неолит; крупный рогатый скот (бык, корова) — поздний неолит. «Люди переходили от охоты и собирательства к доместикации, к возделыванию полей и выращиванию скота вовсе не от сознательного стремления к прогрессу. Они сделали это только тогда и только там, когда и где эффективность фермерства превысила эффективность собирательства». Отметим, что процесс приручения животных зависел от освоения человеком мест их естественного пребывания и целей, с которыми эти животные использовались людьми. Особенности природного ландшафта, природно-климатические условия определяли и состав стада, и характер образа жизни и кочевания, и особенности разделения труда, и формы дополнительных хозяйственных занятий. В зависимости от среды обитания скотоводы занимаются разведением различных животных: коров, овец, коз, верблюдов или лошадей, оленей в северных широтах.


Переход от присваивающего к производящему труду изменил и отношения внутри кочевых родов. Если дикий воин и охотник довольствовался в доме вторым местом после женщины, то теперь «более кроткий» пастух, кичась своим богатством, выдвинулся на первое место, а женщину оттеснил на второе. Теперь «до восхода солнца женщины доят скотину и отправляют ее “на пашу”. Затем подростки обоих полов идут к скоту вместе с мужчинами, чтобы напоить скот, который пасется в открытой степи целый день. Подростки-пастухи пригоняют стадо к ночи домой. Так день за днем монотонно протекала жизнь».


По мнению Н. Н. Вавилова (1887–1943), автора теории географических центров происхождения растений, существовали центры доместикации животных: африканский, переднеазиатский, южноазиатский и центральноазиатский. Сегодня исследователи выделяют шесть основных центров одомашнивания животных:


1) китайско-малайский (территории современных Вьетнама, Лаоса, Кампучии, Таиланда, восточного Китая). Здесь были одомашнены южнокитайская, или индийская, свинья, северокитайская свинья, курица, утка, китайский гусь, тутовый шелкопряд, дубовый шелкопряд, медоносная пчела, золотая рыбка, собака;


2) индийский (Индия, Северный Пакистан, Бирма, Непал). Одомашнены зебу, гаял, буйвол, азиатский павлин, курица, индийская кошка, собака, медоносная пчела;


3) юго-западноазиатский (северо-восток Турции, северо-восток Сирии, Иран, Ирак, Кавказ, Афганистан). Одомашнены крупный рогатый скот, лошадь восточного типа, овца, коза, свинья, одногорбый верблюд, голубь, пчела;


4) средиземноморский (побережье Средиземного моря, северо-восток Испании, юго-восток Франции, Италия, Швейцария, Югославия, Болгария, Греция, Албания, юго-запад Сирии, Иордания, Египет). Одомашнены крупный рогатый скот, лошадь западного типа, лошадь мясного типа, овца, коза, свинья, утка, гусь нильский, антилопа, газель, кролики и др.;


5) андийский (северные Анды, Южная Америка, Эквадор, Перу, юго-запад Боливии). Одомашнены лама, альпака, мускатная утка, морская свинка, индейка;


6) африканский (северо-восточная Африка). Несмотря на то что материк богат дикими видами животных, одомашнены только шесть видов: страус, цесарка, кошка, собака, осел, свинья.


Развитие скотоводства в лесной, лесостепной и степной зонах подвергалось влиянию ряда фундаментальных факторов, и определяющим, кардинально влияющим на характер его развития, являлись природно-климатические условия. Отсутствие просторов для беспривязной и безнадзорной пастьбы крупных скоплений скота обусловило развитие скотоводства на протяжении ряда столетий как чисто вспомогательной отрасли земледелия. Лесная зона была крайне неблагоприятной для развития скотоводства в сколько-нибудь крупных масштабах и потому, что порождала условия, способствующие постоянному возникновению эпизоотий самой различной этиологии. Это систематически подрывало базу для расширенного, а часто даже простого воспроизводства скота.


Одновременно действовал еще и социальный фактор — общинный характер владения сенокосами и пастбищами. Более того, в подавляющем большинстве случаев это владение превращалось в совместное использование угодий и общиной, и феодалом-помещиком. Обильные укосы для каждого крестьянина — дело случая. При необходимости заготовки кормов почти в семь месяцев это играло весьма существенную отрицательную роль. Численность в крестьянском хозяйстве домашнего скота определялась главным образом кормовыми ресурсами: летними пастбищами, сенокосами и гуменным кормом. Тем не менее основная цель скотоводства лесной, лесостепной зоны — удобрение полей.


Кочевников-скотоводов еще называют номадами. История культуры и лингвистические исследования языка свидетельствуют о том, что через стадию кочевников-скотоводов прошли многие народы, которые впоследствии стали оседлыми и земледельческими. Эти процессы перехода происходят и в современных культурах, например у арабов Сирии, племен Африки (хамитические племена), народов Средней Азии (киргизы, монголы).


Научный интерес к скотоводам-кочевникам насчитывает не одно столетие, однако однозначных мнений и оценок относительно их общественного строя и культуры пока нет. Так, еще немецкий философ Иоганн Готфрид Гердер в конце XVIII в. писал: «Взгляните… на калмыков и монголов — где им жить, если не в своих степях… На своей маленькой лошадке легкий человечек пролетает огромные пространства, целые пустыни — он умеет придать силы коню, если тот валится с ног, а если конь изнемогает, он открывает вену на шее коня, и это придает ему последние силы. В некоторых из этих областей никогда не бывает дождя, и только роса живит землю, только неисчерпаемое плодородие почвы одевает ее весенней зеленью. И вот дикие племена, но между собой они соблюдают строжайший порядок, едут по высокой траве и кормят свои стада, лошади, разделяющие с ними их образ жизни, знают их голоса и живут в мире, как люди. Бездумно и равнодушно калмык сидит и озирает свое вечно ясное небо над головой и слышит всю насквозь необозримую окружающую его пустыню. Во всякой другой области земли монголы вырождаются или облагораживаются, а на своей земле они остаются тем, чем были тысячелетиями, и останутся такими, пока земля не будет изменена природой или искусством».


Сегодня кочевые скотоводческие народы (например, бедуины или монголоязычные народы) — это сезонно перегоняющие скот с одного пастбища на другие приблизительно в одни и те же места. Необходимо заметить, что кочевой образ жизни испытал упадок в XX в. Упадок главным образом связан с экономическими причинами: индустриализация или прогресс в сельском хозяйстве; различные условия землевладения. Кроме того, существуют и политические причины, например образование национальных государств, которые не поощряют свободное движение населения без границ. Один из ведущих исследователей кочевников-скотоводов А. М. Хазанов выделяет пять признаков кочевого скотоводства: 1) преобладание данной формы хозяйственной деятельности; 2) круглогодичный выпас скота; 3) периодический характер подвижности на определенных пастбищных территориях; 4) передвижение со скотом всего населения; 5) ориентация производства на непосредственные потребности в противоположность капиталистическому хозяйству.




История культуры повседневности. Учебное пособие

В данном учебном пособии изложены современные представления о культуре повседневности в ее историческом развитии: от первобытности до ХХ века включительно. Достаточно подробно описаны особенности повседневной жизни человеческих сообществ (обыденных верований, пространств повседневности, жилищ, гигиены, семейной жизни, быта и досуга, питания, одежды и т.д.) в разных частях света, регионах, странах, социальных слоях, в разные исторические периоды.<br /> Учебное пособие полностью соответствует Государственному образовательному стандарту и предназначено для студентов, обучающихся по дисциплинам «История культуры повседневности», «История повседневности», «Культура повседневности Европы», «Культура повседневности России», «Культура повседневности Востока» и целому ряду других по направлению «Культурология» (квалификации «бакалавр», «магистр»), и для преподавателей культурологических дисциплин. Написанное ярко и доходчиво, оно будет интересно также историкам, искусствоведам и всем тем, кого привлекают проблемы исторического развития культуры.

319
Наука Под ред. Большакова В.П., Иконниковой С.Н. История культуры повседневности. Учебное пособие

Наука Под ред. Большакова В.П., Иконниковой С.Н. История культуры повседневности. Учебное пособие

Наука Под ред. Большакова В.П., Иконниковой С.Н. История культуры повседневности. Учебное пособие

В данном учебном пособии изложены современные представления о культуре повседневности в ее историческом развитии: от первобытности до ХХ века включительно. Достаточно подробно описаны особенности повседневной жизни человеческих сообществ (обыденных верований, пространств повседневности, жилищ, гигиены, семейной жизни, быта и досуга, питания, одежды и т.д.) в разных частях света, регионах, странах, социальных слоях, в разные исторические периоды.<br /> Учебное пособие полностью соответствует Государственному образовательному стандарту и предназначено для студентов, обучающихся по дисциплинам «История культуры повседневности», «История повседневности», «Культура повседневности Европы», «Культура повседневности России», «Культура повседневности Востока» и целому ряду других по направлению «Культурология» (квалификации «бакалавр», «магистр»), и для преподавателей культурологических дисциплин. Написанное ярко и доходчиво, оно будет интересно также историкам, искусствоведам и всем тем, кого привлекают проблемы исторического развития культуры.

Внимание! Авторские права на книгу "История культуры повседневности. Учебное пособие" (Под ред. Большакова В.П., Иконниковой С.Н.) охраняются законодательством!