Наука Под ред. Большакова В.П., Иконниковой С.Н. История культуры повседневности. Учебное пособие

История культуры повседневности. Учебное пособие

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Наука
Издательство: Проспект
Дата размещения: 13.09.2015
ISBN: 9785392195145
Язык:
Объем текста: 648 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Глава 1. Повседневность как объект и предмет изучения

Глава 2. Ценности и ценностные ориентации повседневности

Глава 3. Изучение культуры повседневности в историческом краеведении и микроистории

Глава 4. Особенности повседневности первобытных культур

Глава 5. Специфика повседневной жизни скотоводов

Глава 6. Культура повседневности древних земледельческих цивилизаций

Глава 7. Особенности культуры повседневности традиционной Японии

Глава 8. Своеобразие повседневности населения доколумбовой Америки и индейцев Северной Америки

Глава 9. Культура повседневности античного мира

Глава 10. Культура повседневности Византии

Глава 11. Культура повседневности европейских Средневековья, Возрождения и Реформации

Глава 12. Развитие культуры повседневности в Европе Нового времени (XVII–XVIII вв.)

Глава 13. Повседневность населения Центральной и Южной Америки в Новое время

Глава 14. Специфика повседневности жителей мусульманского Востока, Средней Азии и Кавказа

Глава 15. Своеобразие культуры повседневности в дореволюционной России

Глава 16. Развитие культуры повседневности в XIX в.: Европа и остальной мир

Глава 17. Своеобразие развития культуры повседневности в XX в.

Глава 18. Некоторые особенности культуры повседневности в США

Глава 19. Культура повседневности в советской и постсоветской России

Заключение

Словарь. Некоторые понятия и термины

Примерные вопросы для контроля знаний



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 12.
Развитие культуры повседневности в Европе Нового времени (XVII–XVIII вв.)


Период Нового времени датируют по-разному. Иногда в него включают Ренессанс и движение Реформации, иногда и XIX в. Но в чистом виде специфика нововременной европейской цивилизации обнаруживается в XVII–XVIII вв. А культура XIX в., тоже нововременная, все-таки требует отдельного рассмотрения.


Ценности жизни и достижения цивилизации в Европе Нового времени. Кардинальные изменения в европейской цивилизации и культуре происходили в пору становления национальных государств, нескольких социальных и промышленных революций, межгосударственных и гражданских войн, преобразований состава и иерархии социальных слоев населения Европы. Изменения эти шли неравномерно: раньше и быстрее всего в Англии, Нидерландах, Голландии; позже во Франции, затем в Германии и на юге Европы. Но процесс при всей его сложности был единонаправленным. В Европе рождался и утверждался капитализм и «дух капитализма», воплощавший в себе новые ценности, новое содержание, даже если оно поначалу и отливалось в старые формы.


Основой для этого стали сдвиги в хозяйственной жизни, революционные изменения в характере и средствах производства, в технике и технологиях, связанные с высвобождением практической и мыслительной активности, с открытиями в разных областях знания, с развитием изобретательства. Человеческий разум стал цениться как инструмент непосредственного практического совершенствования жизни людей. Наука начала ориентироваться на опыт, становилась экспериментальной. Обоснование этому дала философия эмпириков Ф. Бэкона. Т. Гоббса, Дж. Локка, утверждавших, что человек тем больше может, чем больше знает. Это вовсе не означало приземления науки. Ученые-естественники и философы Нового времени, иногда как Декарт и Паскаль, исследовали весь мир, окружающий человека, и самого человека, открывая законы природы и ее познания. Высокая теория становилась необходимой для жизненной практики. А жизненная практика продуцировала дальнейшее развитие теоретического знания. Научные достижения Нового времени — это и развитие Кеплером учения Коперника о строении Вселенной, и результаты деятельности Исаака Ньютона, создателя классической физики. Англичанин У. Харви открыл кровообращение в теле человека, голландец Левенгук — микроорганизмы. Изобретаются оптические приборы, ртутный барометр. Декарт и Паскаль совершают ряд открытий в математике. Наука, разум, познание выступают в качестве высочайших ценностей жизни. И не только наука, но и техника.


Цивилизация Нового времени возникает и формируется на основе машин (прежде всего паровой машины Дж. Уатта) и механизмов. Применение новой техники, новых технологий, пооперационного разделения труда многократно повышают эффективность производства. Это ведет и к изменениям в социальном составе, появлению слоя рабочих, инженерно-технических работников и изменению статуса «третьего сословия», буржуазии. Положение буржуазии в обществе постепенно становится доминирующим.


У буржуазии и работников промышленного производства формируются иные ценности, нежели у крестьян и дворянства. Появление этих новых установок, помимо всего прочего, по мнению М. Вебера, определилось особенностями протестантской веры с ее своеобразной этикой. Недаром промышленная революция и сопровождавшие ее социальные изменения начались в странах, в которых протестантизм занял ведущие позиции.


В христианской Европе высшей ценностью считался Бог, а труд считался проклятием Божьим. В протестантском мировоззрении отношение к Богу осталось неизменным, но на труд стали смотреть как на дело Божие, обязанность человека перед Богом. Главным стал любой честный труд, труд рабочего, банкира, фабриканта, ученого, торговца. Ценностью оказывалась и собственность, нажитая честным трудом, но не богатство ради роскошной жизни. М. Вебер отметил, что «капиталистическим можно назвать такое ведение хозяйства, которое основано на ожидании прибыли посредством использования возможностей обмена, то есть, мирного (формально) приобретательства. Безудержная алчность в делах наживы не тождественна капитализму и еще менее его духу».


Бог протестантов стимулировал человека на наилучшее выполнение им мирских обязанностей. В мировоззрении людей развивающегося буржуазного общества эта ценностная установка связывалась с разумностью, рациональностью ведения хозяйства и устройства жизни, политики, правовых отношений, морали.


Развитие ценностного содержания политики и права в Европе Нового времени. Становление нового ценностного содержания политики и права определяется многими условиями и факторами. Политическая и правовая составляющие жизни общества изменяются в пору образования и укрепления европейских национальных государств, а также нового государства на американском континенте, создаваемом представителями разных наций Европы.


Очевидны два направления политических и правовых изменений. Во-первых, движение к преодолению феодальной раздробленности, утверждению единовластного управления государством и обществом. Эта тенденция реализовалась в развитии монархий к рациональному и впоследствии к просвещенному абсолютизму. Такая форма властного управления осуществляет подавление внутриполитических страстей, ставит под общий и повседневный контроль хозяйственную и другие сферы жизнедеятельности, упорядочивает отношения между людьми и их группами. Наиболее развитый французский вариант абсолютизма воспринимался всеми слоями общества как фактор стабильности, мира и покоя.


Происходит и подавление индивидуума, ограничение прав и свобод личности. Но при этом обуздывается стихия индивидуализма и произвол отдельных социальных групп. Абсолютизм не только закрепощал общество, но и подготавливал основу для развития новых форм взаимоотношений человека и государства. Рыцарская верность, рыцарское служение были вассальными. Дворянин служит не столько лицу (монарху), сколько стране и государству, как и сам монарх, стоящий во главе их. Конечно, самодержцы Европы отличались порой и дурным нравом, и безразличием к судьбам подданных. Но у них не было такой абсолютной власти, как у фараонов и деспотов древности. Даже французский король-солнце Людовик ХIV должен был считаться с дворянским сословием, к которому и сам принадлежал.


Постепенно власть монархов ограничивалась конституциями, парламентами, проводились реформы законодательств, предполагавшие некоторые гарантии защиты от прямого насилия власти и ее вмешательства в частную жизнь. Власть монархов теряла божественный статус. А под влиянием Великой французской революции светское законодательство укрепилось даже в странах, сохранивших атрибуты традиционной монархической власти.


Вторым направлением изменения политики и права, привнесения культуры в эти институты стало развитие политического либерализма и стремления к образованию правового государства. Широко распространяются идеи естественного права человека, идеи общественного договора. Наряду с этим возникают новые институты политики, определяемые притязанием разных групп населения на участие в управлении (парламенты, партии, конституции). Государство начинает представляться не божественным, а человеческим установлением. При этом люди имеют неотъемлемые права. Новая трактовка взаимоотношений народа, общества и государства ярко выражена в Декларации независимости Соединенных Штатов Америки, принятой 4 июля 1776 г. В ней записано: «Мы считаем очевидными следующие истины: все люди сотворены равными и все они одарены своим Создателем некоторыми неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежат: жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав учреждены среди людей правительства, заимствующие свою справедливую власть из согласия управляемых. Если же данная форма правительства становится гибельной для этой цели, то народ имеет право изменить или уничтожить ее и учредить новое правительство, основанное на таких принципах и с такой организацией власти, какие по мнению этого народа всего более могут способствовать его безопасности и счастью».


Равенство в правах, свобода каждого утверждаются и в Декларации прав человека и гражданина, принятой в результате Великой французской революции 26 августа 1789 г. В Декларации определено, что «цель каждого государственного союза составляет обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека. Таковы свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению». И далее дана трактовка основных правовых принципов. Утверждается, что закон воспрещает действия, вредные для общества, что он есть выражение общей воли, и что все граждане равны перед законом.


Основой для государственных, правовых установлений оказываются такие ценности, как человеческая жизнь, свобода (в том числе и свобода выражать свое мнение), равенство, собственность, безопасность, счастье. От государства требовалось, чтобы оно содействовало реализации этих ценностей. И чтобы власть не скатывалась к произволу немногих, предлагалось разделение ее на законодательную, исполнительную и судебную.


В Новое время появляются суды присяжных, регулярная армия, полиция, исправительные учреждения (тюрьмы). Упрочение этих организаций, правовых норм, идеальных установок — все это происходило в ходе социальных потрясений, крушения и восстановления монархических режимов, революций, гражданских и религиозных войн. Новые ценностные установки требовали нового обоснования, а не просто ссылки на божью волю.


Политическое и правовое принуждение стало обосновываться убежденностью в его разумной справедливости и целесообразности. Либерализм утверждал ценность человеческой личности, веру в существование высших истин разума, в соответствии с которыми и может обеспечиваться социальный прогресс. Такая установка была направлена на согласование между личностью, обществом и государством и в идеале вела к развитию политической и правовой культуры.


Но процесс утверждения либерально-демократических ценностей в политике и правовых отношениях шел противоречиво — в борьбе с традициями и установками абсолютизма. Кроме того, рационализация политики привела к нарастанию политического лицемерия, политической демагогии, продажности политиков, роста бюрократии и т. д. Вышеуказанные установки, проникая в политическую практику постепенно, только к середине XX в. начнут доминировать в политической жизни Запада, да и то с существенными издержками. Но как бы то ни было, неоднозначно реализуемые либерально-демократические тенденции в политической и правовой жизни были связаны с существенными изменениями в религиозной сфере и сфере европейской морали, нравственных ценностей.


Изменения в сфере европейских верований и нравственной жизни. Верования в Европе Нового времени, очевидно, становятся все более рациональными. Ибо стало насущным разумное оправдание активности человеческой деятельности. При этом протестанты развили понимание необходимости добрых дел как непосредственного проявления любви к Богу. Католическая церковь пошла по пути отказа от монополии на решение «земных» дел. Появилась тенденция отделения проблем веры от социальных и политических проблем. Эта тенденция нашла свое выражение в идеологии европейского Просвещения: «Сторонники Просвещения возвышали роль разума по отношению к вере, выступали против церкви, абсолютизма, за свободу научного и философского мышления, художественного творчества». Причем речь идет не об отказе от веры в Бога, а об отказе от владычества церкви. Французский философ-просветитель Вольтер о церкви писал: «Раздавите гадину!». Но при этом считал, что идея Бога необходима для сдерживания произвола и беззакония самовластных правителей и для того, чтобы внушать бедным и неимущим мысль о недозволенности посягательств на собственность и жизнь состоятельных людей.




История культуры повседневности. Учебное пособие

В данном учебном пособии изложены современные представления о культуре повседневности в ее историческом развитии: от первобытности до ХХ века включительно. Достаточно подробно описаны особенности повседневной жизни человеческих сообществ (обыденных верований, пространств повседневности, жилищ, гигиены, семейной жизни, быта и досуга, питания, одежды и т.д.) в разных частях света, регионах, странах, социальных слоях, в разные исторические периоды.<br /> Учебное пособие полностью соответствует Государственному образовательному стандарту и предназначено для студентов, обучающихся по дисциплинам «История культуры повседневности», «История повседневности», «Культура повседневности Европы», «Культура повседневности России», «Культура повседневности Востока» и целому ряду других по направлению «Культурология» (квалификации «бакалавр», «магистр»), и для преподавателей культурологических дисциплин. Написанное ярко и доходчиво, оно будет интересно также историкам, искусствоведам и всем тем, кого привлекают проблемы исторического развития культуры.

319
Наука Под ред. Большакова В.П., Иконниковой С.Н. История культуры повседневности. Учебное пособие

Наука Под ред. Большакова В.П., Иконниковой С.Н. История культуры повседневности. Учебное пособие

Наука Под ред. Большакова В.П., Иконниковой С.Н. История культуры повседневности. Учебное пособие

В данном учебном пособии изложены современные представления о культуре повседневности в ее историческом развитии: от первобытности до ХХ века включительно. Достаточно подробно описаны особенности повседневной жизни человеческих сообществ (обыденных верований, пространств повседневности, жилищ, гигиены, семейной жизни, быта и досуга, питания, одежды и т.д.) в разных частях света, регионах, странах, социальных слоях, в разные исторические периоды.<br /> Учебное пособие полностью соответствует Государственному образовательному стандарту и предназначено для студентов, обучающихся по дисциплинам «История культуры повседневности», «История повседневности», «Культура повседневности Европы», «Культура повседневности России», «Культура повседневности Востока» и целому ряду других по направлению «Культурология» (квалификации «бакалавр», «магистр»), и для преподавателей культурологических дисциплин. Написанное ярко и доходчиво, оно будет интересно также историкам, искусствоведам и всем тем, кого привлекают проблемы исторического развития культуры.

Внимание! Авторские права на книгу "История культуры повседневности. Учебное пособие" (Под ред. Большакова В.П., Иконниковой С.Н.) охраняются законодательством!