Наука Под ред. Большакова В.П., Иконниковой С.Н. История культуры повседневности. Учебное пособие

История культуры повседневности. Учебное пособие

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Наука
Издательство: Проспект
Дата размещения: 13.09.2015
ISBN: 9785392195145
Язык:
Объем текста: 648 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Глава 1. Повседневность как объект и предмет изучения

Глава 2. Ценности и ценностные ориентации повседневности

Глава 3. Изучение культуры повседневности в историческом краеведении и микроистории

Глава 4. Особенности повседневности первобытных культур

Глава 5. Специфика повседневной жизни скотоводов

Глава 6. Культура повседневности древних земледельческих цивилизаций

Глава 7. Особенности культуры повседневности традиционной Японии

Глава 8. Своеобразие повседневности населения доколумбовой Америки и индейцев Северной Америки

Глава 9. Культура повседневности античного мира

Глава 10. Культура повседневности Византии

Глава 11. Культура повседневности европейских Средневековья, Возрождения и Реформации

Глава 12. Развитие культуры повседневности в Европе Нового времени (XVII–XVIII вв.)

Глава 13. Повседневность населения Центральной и Южной Америки в Новое время

Глава 14. Специфика повседневности жителей мусульманского Востока, Средней Азии и Кавказа

Глава 15. Своеобразие культуры повседневности в дореволюционной России

Глава 16. Развитие культуры повседневности в XIX в.: Европа и остальной мир

Глава 17. Своеобразие развития культуры повседневности в XX в.

Глава 18. Некоторые особенности культуры повседневности в США

Глава 19. Культура повседневности в советской и постсоветской России

Заключение

Словарь. Некоторые понятия и термины

Примерные вопросы для контроля знаний



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 14.
Специфика повседневности жителей мусульманского Востока, Средней Азии и Кавказа


14.1. Повседневность населения мусульманского Востока


Мусульманскую веру исповедуют разные народы. Зарождение и расцвет ислама связывают с населением Аравийского полуострова и поэтому чаще всего говорят об арабо-мусульманской культуре. Однако мусульманские верования получили широчайшее распространение. В культурах мусульман, живущих в разных странах мира, есть обычно то, что отличало данный этнос в домусульманский период. В большинстве случаев это наследие племен Западной Азии и северной Африки, занимавшихся плужным земледелием и кочевым скотоводством в близких, но не одинаковых географических и климатических условиях. Поэтому в каждой из этих культур есть нечто своеобразное, что определилось вдобавок особенностями исторических путей и событий. Турки, скажем, не слишком похожи на арабов, а те и другие на татар. Тем не менее у всех мусульман есть немало общего, в их жизни и культуре. Ислам в гораздо большей мере повлиял на всю жизнедеятельность людей, исповедующих эту веру, чем христианство и цивилизационные достижения.


Подавляющее большинство населения исламских стран вплоть до XX в. было занято в сельском хозяйстве, хотя города Востока уже в Средние века множились, богатели за счет прежде всего торговли и в меньшей степени ремесел (а также за счет завоеваний!). И эти города становились центрами взаимосвязанных религиозной и повседневной культуры.


Мусульманские верования и мусульманская повседневность. Ислам (с араб. — покорность) — это прежде всего вера в Аллаха — бога всемогущего и непостижимого, и в пророчества Мухаммеда (Магомета), рассказавшего людям о Боге и Мире. Жизнь в здешнем мире рассматривается как обманчивая утеха. Главное не в ней, а в том, что будет с человеком после смерти. Это определится сопоставлением на божьем суде плохих и хороших поступков. Причем судьба каждого записана в книге судеб и это проявление воли Аллаха. С этим связан известный восточный фатализм. Свобода воли человека только в одном — следовать во всем воле Аллаха. А о ней что-то знать могут только святые и религиозные деятели. Они поэтому имеют непосредственное отношение и к государственной власти и к трактовке моральных и правовых установлений. Для мусульманства естественно нерасторжимое единство веры, государственно-правовых установлений и культуры. В связи с этим вся повседневная жизнь во многом, но далеко не во всем, определена религиозными установками.


Поведение правоверного мусульманина регулируется шариатом (от араб. шариа — надлежащий путь). При этом различаются обязательные поступки: чтение молитв, соблюдение поста и ритуалов ислама; поступки желательные: дополнительные посты и молитвы, а также благотворительность. В шариате специально не оговаривается, но в практике развито представление не просто о благотворительности, но о джихаде: при необходимости отдавать все силы и средства на укрепление веры. К поступкам безразличным относятся сон, еда и вступление в брак. И, наконец, поступки неодобряемые — все, что вызваны желанием насладиться чувственными благами. Поступки запрещенные: пить вино, есть свинину, играть в азартные игры и заниматься ростовщичеством.


Далеко не все это действительно соблюдается в повседневной жизни. Однако салят (с араб. — молитва), или намаз (с перс. — молитва) ежедневная пятиразовая молитва должна соблюдаться, независимо от условий. То же относится и к сауму (с араб. — пост) — месячному посту рамадан, когда с восхода до заката солнца нельзя пить, есть, вдыхать приятные запахи, принимать лекарства, веселиться. Все это может происходить только ночью. И, наконец, мусульманину непременно следует совершить хадж (паломничество) в Мекку.


Интересно отметить, что в странах арабского мира рядом с мусульманами жило множество христиан и иудеев. И в отношении к ним мусульмане проявляли веротерпимость. Более того, они праздновали все праздники христианского церковного года (ибо в них были отражены древние языческие доисламские традиции арабов). Особенно на пасху имела место общая для мусульман и христиан праздничная попойка.


В повседневной жизни мусульман большое значение имели представления о джинах, добрых или злых существах, которые подстерегали человека на каждом шагу. Надо было остерегаться их, используя амулеты для защиты. Мусульмане верили в вещие сны и гадания. И прибегали к последним, чтобы все же узнать нечто о своей судьбе.


Пространства мусульманской повседневности. Мусульмане в основном заселяют местности пустынные, полупустынные, степные — все обычно засушливые. Поселения различаются в зависимости от природных условий и местных традиций. Селения кочевников, например бедуинов — временные, сезонные. Иногда эти селения могут насчитывать несколько сотен или даже тысяч кочевых жилищ, группирующихся вокруг источника воды. Типы жилищ разнообразны: шатры или что-то вроде них (палатки), у кочевников; у остальных — дома глинобитные, из сырцового кирпича; в горных местностях — из обломков камня, скрепленных глиняным раствором; у бедняков — однокамерные постройки; у богачей — многокамерные, при том что передняя часть дома считается мужской, а задняя — женской.


Внутреннее убранство чаще всего ограничивается войлочными подстилками, коврами на полу, топчанами-кроватями, сундуками с имуществом. Шкафы и кровати неизвестны долго. Столы без ножек вносили на время еды.


Традиционная утварь в основном состоит из глиняной и металлической посуды. Повсеместны металлические медные сосуды с длинным носиком для хранения воды, умывания. Но используются сосуды и из дерева и из высушенных тыкв. Кочевники пользуются кожаными бурдюками для молока и воды. Конечно, в XX в., особенно в городах и вблизи к крупным городским центрам, все большее распространение получают фабричные изделия, вытесняющие традиционные вещи.


Количество городов у мусульман сравнительно с Европой невелико. Как правило, в центре каждого из них находится базарная площадь, соборная мечеть, кофейня, чайная, административные постройки. Нередко это единый комплекс: мечеть, медресе и мавзолей. От центра тянутся улочки, обычно кривые, узкие, образованные глухими стенами домов. Водопроводы имелись только в самых крупных городах. В этих же городах сконцентрированы современные здания, заасфальтированные улицы, имеется электрическое освещение. Мусульманские города, конечно, не одинаковы. Но все они южные города, города из множества белых зданий в зелени оазиса. На европейцев, особенно северных, они производили впечатление великолепия в их буйной игре красок. А. Белый, во время путешествия в Тунисе, пишет домой: «Тунис — весь белый, ослепительно белый, особенно арабская часть города… арабский город, бесконечность узких путаных улиц с плоскими крышами, резными воротами и пестрыми изразцами…». Каир на поэта произвел несколько иное впечатление: еще более значительного, внушительного, поразительного города.


Гораздо ранее, чем А. Белый, итальянский путешественник XVI в. с восторгом описывает Дамаск с крытыми рынками, где идет бойкая торговля разнообразными товарами, тканями и продуктами ремесленного труда, его оживленные улицы и и дома богачей. Описывая Дамаск XVI в., другой итальянский путешественник отмечает «прекрасные и великие домостроения», «прекрасные и великие сады», где устраиваются увеселения и празднества, оживленную торговлю.


В начале XX в. певец А. Вертинский, прибывший морем в Константинополь в вынужденную эмиграцию, был очарован великолепием города: «Сказочный город сверкнул перед моими глазами. Тонкие иглы минаретов. Белосахарные дворцы. Какая-то башня, с которой будто бы сбрасывали в Босфор неверных жен, маленькие лодочки- каики. Красные фески. Море красных фесок. Люди в белом. Гортанный говор. И флаги, флаги, флаги. Без конца. Как на параде. Как в праздник». Об Александрии Вертинский писал: «Такие же шумные пестрые базары, такие же примитивные кафе прямо на тротуарах, лавки ковров, ярких, много цветных и нежно-пастельных, бледно-розовых с серым, бледно-голубых. Такие же мудрые бородатые старики в зеленых тюрбанах, с сухими строгими лицами».


В другой раз в Яффе Вертинский обращает внимание на бедность и грязь в арабских кварталах с довольно грязными кафе. Вообще, проблемы ассенизации и водоснабжения — характерные проблемы арабских городов. Во времена арабского халифата возникают прекрасные мечети и дворцы знати. Но водостоки были примитивны. Бедные носили воду сами, прямо из реки. В дома обеспеченных арабов воду носили в бурдюках водоносы. Были попытки собирать воду в специальных цистернах и оттуда доставлять по свинцовым трубам. Но эта вода на вкус становилась горькой.


В жаркое время кое-где расстилали грубый войлок и по нему пускали воду (испаряясь, она давала прохладу). Фонтаны Востока — это позднее завоевание, и их не так много, как в Риме. В летние месяцы, спасаясь от жары, жители Багдада спали на крышах домов.


Быт и нравы, семья и дети мусульман. Особенности быта и обыденной морали у мусульман определяются обычаями, действовавшими еще в доисламский период (в основном у кочевников), заимствованными у соседей и собственно исламскими религиозно-правовыми установлениями. Причем последние нередко остаются провозглашаемыми, но не действенными. Например, кастрация даже животных запрещена Кораном. А институт евнухов был широко распространен. Правда, сама операция кастрации производилась для мусульман христианами или иудеями.


В Х в. в арабском обществе распространились проституция и гомосексуализм. В обязательный «инвентарь» кабачков на берегах Тигра входили, кроме вина, девушки и мальчики для развлечений посетителей. Запреты на такие развлечения, на пение рабынь-певиц, на винопитие, запрещенное Кораном, то и дело возникали. Однако и халифы, и визири, и священнослужители (в том числе и авторы запретов) не просто пили, многие из них пьянствовали.


Мусульманское право допускает полигамию, но постепенно на практике многоженство продолжает быть распространенным только в некоторых социальных слоях (обеспеченных), придерживающихся старинных обычаев. В домах мусульманских правителей и знати выделялась специальная территория — гарем, место повседневной жизни жен и наложниц хозяина, порой весьма многочисленных. Для этих женщин создавался роскошный быт, при том что мужчины (кроме хозяина и евнуха) не допускались в гарем и женщины его практически не покидали.


Распространен был брак-покупка с выплатой калыма не только у кочевников и сельских жителей, но и в городах. Наилучшим считается брак между двоюродными братьями и сестрами по мужской линии.


Положение женщин в большей части мусульманских стран — неполноправное. Мужчина — абсолютный лидер. Божье благословление — на сыновьях, счет родства ведется по мужской линии. Мужчина при этом должен заботиться о семье, о старших и младших.


В женщине ценятся скромность, покорность, религиозность. Мусульмане говорят, что лучшая женщина та, которая не видит мужчин, и они ее не видят. Высоко ценится верность, супружеская и любовная, при том что в любви допускается безрассудность.


Эдвард Лейн отмечает, что у мусульман, в частности арабского Востока, развился свой идеал женской привлекательности. Красивая женщина должна быть стройной, хотя не худой, иметь черные миндалевидные глаза, длинные шелковистые ресницы. Белыми должны быть кожа, белки глаз, зубы, красными — язык, губы, середина щек. Ногти женщины подкрашивали хной.


К детям на Востоке относятся с большой любовью. Считается, что родители ответственны за ребенка перед Аллахом. Отец должен, помимо прочего, научить ребенка есть культурно, не объедаться, не быть жадным, вести себя прилично. О детях заботятся, во всяком случае, до школьного возраста их пестуют. Воспитывают их в уважении к отцу и матери. Несмотря на подчиненное положение женщины вообще, женщина-мать пользуется особым уважением.


В арабском обществе характерны были знаки, выражающие почтение, особое уважение. Чтобы выразить последнее помещают руку на груди, прикасаются губами ко лбу или к чалме (правой рукой). То же самое выполняется, но с полупоклоном или поклоном. Сейчас не распространено, но ранее обычным было целование рук, рукавов одежды, ног, края одежды, особенно у матери, учителя, хозяина, мужа.


Обычное приветствие при встрече: «Мир Вам!» И ответ: «И Вам мир, милость Аллаха и его благословение».


Особенности застолья и развлечений мусульманского Востока. Своеобразие арабского застолья и некоторых развлечений описывает в частности Э. Лейн в уже упомянутой книге. Он отмечает, что мусульмане обычно скудно завтракают, а обедают после дневной молитвы. Главная трапеза — ужин. Причем знатный мусульманин ест обычно один. Дети едят после, часто вместе с женщинами. Во время еды в Средние века, да порой и в Новое время сидели на полу, на подушках, на коврах, позже на невысоком диване. Еда располагалась на подносах. Посуда серебряная, фарфоровая и латунная. Руки перед едой омывали, тем более, что пищу часто брали пальцами или обрывками лаваша.


Основная пища во всяком случае зажиточных мусульман — хлеб мясо, чаще всего баранина; ни в коем случае не свинина. Баранина готовится с овощами и фруктами. Далеко не сразу ее стали готовить и с вареным рисом. Употребляется и рыба (в арабском халифате осетры и тунцы) и морепродукты (кроме моллюсков). Молочные продукты. Конечно, еда готовится и подается с разнообразными специями. Десерт — это арбуз, дыня, фрукты: финики, бананы, гранаты. Все это запивается водой или щербетом (сильно подслащенной водой). Пьют также и кофе. Но кофе и тем более чай распространились поздно. Гораздо приятнее было пить чистую воду со льдом.


Обычай воздерживаться от вина развился еще в доисламский период. Но и тогда и когда винопитие было фактически запрещено в исламе, в ходу были тайные попойки с приглашением поэтов и музыкантов.




История культуры повседневности. Учебное пособие

В данном учебном пособии изложены современные представления о культуре повседневности в ее историческом развитии: от первобытности до ХХ века включительно. Достаточно подробно описаны особенности повседневной жизни человеческих сообществ (обыденных верований, пространств повседневности, жилищ, гигиены, семейной жизни, быта и досуга, питания, одежды и т.д.) в разных частях света, регионах, странах, социальных слоях, в разные исторические периоды.<br /> Учебное пособие полностью соответствует Государственному образовательному стандарту и предназначено для студентов, обучающихся по дисциплинам «История культуры повседневности», «История повседневности», «Культура повседневности Европы», «Культура повседневности России», «Культура повседневности Востока» и целому ряду других по направлению «Культурология» (квалификации «бакалавр», «магистр»), и для преподавателей культурологических дисциплин. Написанное ярко и доходчиво, оно будет интересно также историкам, искусствоведам и всем тем, кого привлекают проблемы исторического развития культуры.

319
Наука Под ред. Большакова В.П., Иконниковой С.Н. История культуры повседневности. Учебное пособие

Наука Под ред. Большакова В.П., Иконниковой С.Н. История культуры повседневности. Учебное пособие

Наука Под ред. Большакова В.П., Иконниковой С.Н. История культуры повседневности. Учебное пособие

В данном учебном пособии изложены современные представления о культуре повседневности в ее историческом развитии: от первобытности до ХХ века включительно. Достаточно подробно описаны особенности повседневной жизни человеческих сообществ (обыденных верований, пространств повседневности, жилищ, гигиены, семейной жизни, быта и досуга, питания, одежды и т.д.) в разных частях света, регионах, странах, социальных слоях, в разные исторические периоды.<br /> Учебное пособие полностью соответствует Государственному образовательному стандарту и предназначено для студентов, обучающихся по дисциплинам «История культуры повседневности», «История повседневности», «Культура повседневности Европы», «Культура повседневности России», «Культура повседневности Востока» и целому ряду других по направлению «Культурология» (квалификации «бакалавр», «магистр»), и для преподавателей культурологических дисциплин. Написанное ярко и доходчиво, оно будет интересно также историкам, искусствоведам и всем тем, кого привлекают проблемы исторического развития культуры.

Внимание! Авторские права на книгу "История культуры повседневности. Учебное пособие" (Под ред. Большакова В.П., Иконниковой С.Н.) охраняются законодательством!