Философия Ветошкин А.П., Некрасов С.И., Некрасова Н.А. Философия. Учебник

Философия. Учебник

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Философия
Издательство: Проспект
Дата размещения: 13.09.2015
ISBN: 9785392199846
Язык:
Объем текста: 700 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Раздел I. Введение в философию. Глава 1. Что изучает философия?

Глава 2. Философия в жизни общества и человека

Раздел II. Исторические типы философии. Глава 3. Философия Древнего мира

Глава 4. Античная философия. Формирование древнегреческой философии

Глава 5. Средневековая философия

Глава 6. Философия эпохи Возрождения

Глава 7. Рационализм и эмпиризм философии Нового времени

Глава 8. Немецкая классическая философия

Глава 9. Неклассическая философия

Глава 10. Феномен русской философии

Раздел III. Основы теоретической философии. Бытие. Сознание. Познание. Глава 11. Философское понимание мира и человека

Глава 12. Вопросы диалектики и теории познания в философии

Раздел IV. Основы социальной философии и философии истории. Глава 13. Общество как предмет философского анализа

Глава 14. Философия экономики

Глава 15. Социальная сфера общественной жизни

Глава 16. Философия политики

Глава 17. Духовная жизнь общества и человека

Глава 18. Личность и общество

Глава 19. Человек в мире культуры и цивилизации

Глава 20. О смысле истории и жизни человека

Заключение: философия в духовном самоопределении человека



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 8.
НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ


1. Место классической философии в мировом философском процессе: проблематика, особенности и характерные черты


2. Философия Канта: гносеологизм и априоризм


3. Философия Фихте как учение о достижении свободы


4. Философия Шеллинга


5. Абсолютный идеализм Гегеля. Диалектика как логика саморазвития абсолютной идеи


6. Антропологический материализм Л. Фейербаха


1. Место классической философии в мировом философском процессе: проблематика, особенности и характерные черты


Исторически период немецкой классической философии приходится на 80-е годы XVIII в. — первую половину XIX столетия. Под классикой в философии следует понимать вершину, высшую степень разработки основополагающих философских вопросов и их системное изложение в некоей завершенной форме. Подобно тому, как во Франции философская революция, революция «в головах» предшествовала буржуазной революции 1789 г., так и взлет философской мысли в Германии намного опередил будущие политические и государственные преобразования. Германия рубежа XVIII–XIX вв. являла собой экономически и политически отсталую, феодально-раздробленную страну. Но, как и в других странах Европы, на этапе излета феодализма возникает немецкое Просвещение, развиваются науки, распространяются идеи свободы, права, равенства, гуманизма. В общественной атмосфере царят настроения исторического оптимизма и прогресса.


Важную роль в формировании немецкой философии сыграли достижения естественных наук в изучении органической природы, растительного и животного мира, открытия в области астрономии, геологии и эмбриологии. Но особо значимое место получило в этот период историческое знание: история всеобщая (гражданская), история литературы, искусства, языка, мифологии, история науки, история философии, религии, история хозяйства, государства, права и т. д. История стала рассматриваться как способ бытия субъекта (человека и человечества) в развивающихся формах культуры. Именно отсюда проистекают особенности и характерные черты классической философии.


Произошло смещение акцентов с натурфилософии, с философского анализа природы на философское постижение человека, исследование человеческого мира и истории. Произошло осознание того, что человек не просто природное и одушевленное существо, но то, что он живет в мире культуры, он есть продукт, результат и мера развития культуры. В противоположность прежней онтологической позиции древней и средневековой философии начинается интенсивная разработка проблемы субъекта (S) в философии, его активной, творческой природы в процессе познания, конструктивно-созидательной и деятельностной сущности субъекта, самой структуры познающего субъекта и характера познания.


Утверждается идея развития как теория и метод познания, чего не знала и не принимала предшествующая эпоха, будучи метафизической в своей основе. Астрономия, геология, эмбриология, теория и история развития человеческого общества, результаты научных исследований в различных областях познания и общественной практики со всей остротой и неизбежностью выдвигал на передний план идею развития в ее глубоком и всестороннем, диалектическом развороте.


Активная и глубокая разработка проблем диалектики с лихвой наверстала упущенное прежними метафизическими представлениями. Разработка диалектики в этот период осуществлялась на духовной, идеалистической основе. Разработка духовного начала ведется вначале с позиций субъективного идеализма (Кант, Фихте), а затем на объективно-идеалистической основе (Шеллинг, Гегель).


Начиная с Гердера (1744–1803) историзм как принцип исследования общества отвергает неисторические, механистические концепции развития. Человек есть продукт, результат развития культуры, а не только и не столько природное существо. Культура стала рассматриваться как мир человека и как мера его развития. Мир культуры выводится из деятельности человеческого духа, мыслящего субъекта. Деятельность людей трактуется прежде всего как духовная, разумная и мыслящая деятельность с соответствующим принижением и третированием производственной, хозяйственно-экономической и даже социальной практики.


В немецкой классической философии в соответствии с духом времени и традиции глубоко осмысливалась в теоретическом плане проблема свободы, прав и достоинства, равенства людей, гражданского общества и правового государства. Если французская революция решала эти проблемы в действительности, в общественной, социальной и политической жизни, то в Германии такая революция свершалась в умах ее достойнейших представителей (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Фейербах).


Нельзя обойти вниманием и такую черту немецкой классики, когда философия теряет уровень популярности и доступности. По верному замечанию Гегеля, теперь у многих опустились крылья. Все попытки принудить к пониманию философии как серьезной науки со сложными приемами дедукции, диалектики, абстракции отпугивали и не робкого читателя. Упрощение и популяризаторство вели в ущерб и содержанию, и форме философии как науки. Неслучайно Фихте в целях ясного и глубокого изложения своего «Наукоучения» и его переиздания в разных вариантах в 1801 г. дает ему броское и претенциозное название — «Ясное, как солнце, сообщение широкой публике о подлинной сущности новейшей философии». Но понимания Фихте так и не добился: «ясным, как солнце» «Наукоучение» не стало. «Критику чистого разума» Канта или «Науку логики» Гегеля большинство изучающих философию откладывают до лучших времен или даже навсегда со слабодушным оправданием — этого понять невозможно. Но нам с вами не остается другого пути, как взойти на этот высокий философский перевал, чтобы понять и по достоинству оценить философское наследие классики, подведшей не только итог мирового философского процесса, но и давшей мощные импульсы, направляющие развитие философии вплоть до наших дней. И, как говорится, дорогу осилит идущий.


2. Философия Канта: гносеологизм и априоризм Основоположником классической немецкой философии в ее субъективно-идеалистической направленности, возродившим идеи диалектики, антропологии, этики и эстетики, был Иммануил Кант (1724–1804). Канта по праву сравнивают с Сократом, ибо его философия человечна, проблема человека стоит у него на первом месте. Он размышляет о законах бытия и сознания с одной только целью: чтобы человек стал человечнее, чтобы ему жилось лучше, дышалось легче. Удивительная и поразительная жизнь духа и творческая лаборатория его пытливой мысли изложена нашим отечественным философом Арсением Гулыгой в одноименной книге «Кант» в серии «Жизнь замечательных людей. Кант родился в Кенигсберге (нынешнем Калининграде), окончил тамошний университет, преподавал в нем с 1755 г. и практически не покидал его пределы.


Давайте вспомним еще раз и вдумаемся в смысл четырех великих кантовских вопросов: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? Что есть человек? Сам Кант высказывается по поводу этих вопросов также вполне определенно: На первый вопрос отвечает метафизика; на второй — мораль; на третий — религия; на четвертый — антропология. Но в основе можно все это отнести к антропологии поскольку три первых вопроса относятся к последнему. Развернутые ответы на эти основополагающие философские проблемы даны Кантом в его классических работах критического периода — в «Критике чистого разума» (где излагается его теория мышления); в «Критике практического разума» (в которой дается учение о нравственности); в «Критике способности суждения» (где представлено эстетическое учение) и в «Антропологии с прагматической точки зрения» (в которой дается постижение человека и его свободы). Кант убежден в том, что философские знания должны быть применены к жизни, а самый главный предмет в мире, к которому познания могут быть применены, — это человек, ибо он для себя последняя цель.


В чем суть кантовского переворота в философии? Неслучайно Гегель начинает свою «Науку логики» констатацией того, что с Кантом произошла полная перемена философского способа мышления… То, что до этого времени называлось метафизикой, было, как говорится, уничтожено на корню.


Впервые преодолевается онтологическое обоснование теории познания. Согласно Канту, не характер и предметная структура познаваемой субстанции (т. е. не сущность, не основа бытия как объективная реальность материального или духовного порядка), а специфика самого познающего субъекта определяет способ познания и конструирует предмет знания. Как известно, проблемы познания стояли в центре внимания предшествующей философии Нового времени. Однако гносеология в тот период не оторвана от своего онтологического корня. Неслучайно проблема субстанции была главной в учениях Декарта, Спинозы, Лейбница. Не только рационалисты, но и сенсуалисты-эмпирики (Бэкон, Гоббс, Локк) разделяли эту позицию — онтологического обоснования теории познания. Мышление определяется не субъективным устройством ума, а структурой предмета, самим бытием: если мышление истинно, то это есть мышление бытия.


По Канту, главным должно быть не изучение самих по себе вещей (природы, мира, человека), а исследование познавательной деятельности и установление законов, границ человеческого разума. Гносеологию Кант возвел в ранг основного и первого элемента теоретической философии. Он делает принципиальный переход в философии: от анализа бытия — к анализу деятельности; от философии субстанции — к философии деятельного субъекта; от онтологии — к гносеологии; от необходимости — к свободе.


Кантовское понимание субъекта познания. Кант рассматривает деятельность субъекта как основание нашего знания, а предмет исследования — как его следствие. Если мы последуем за Кантом, то увидим, что основу научного познания он усматривает не в созерцании умопостигаемой сущности предмета или вещи, а в деятельности по их конструированию, которая и порождает идеализированные объекты. Философы XVII в. вскрывали источники заблуждений, искали пути преодоления препятствий и искажений в достижении истинного знания (вспомните, у Бэкона это призраки пещеры, рода, идолы рынка, театра; у Декарта — устранение сомнений и помех в познании достоверной очевидности, действительного положения вещей и процессов). Кант ставит задачу по-иному: установить различие субъективных и объективных моментов знания исходя из самого познающего субъекта и его структуры.


В самом субъекте познания он различает два уровня — слоя: субъект эмпирический и субъект трансцендентальный. Что такое эмпирический уровень субъективности? Это конкретный индивид. Отдельный человек со всеми своими психологическими особенностями. Сложнее обстоит дело с пониманием и выделением трансцендентального уровня субъективности. Здесь речь идет о родовых, всеобщих определениях, составляющих принадлежность человека как такового. Кант исследует объективные, общезначимые, надындивидуальные, всеобщие схемы работы человеческого интеллекта: чувственность, воображение, рассудок, разум, волю. Именно они обеспечивают объективность знания. Эти трансцендентальные схемы как всеобщие определения означают гениальную догадку Канта о том, что человек осваивает и познает мир в формах культуры, которые складываются в коллективной деятельности людей. И эти формы являются объективными по отношению к отдельному человеку, и они действительно организуют работу его сознания.




Философия. Учебник

Настоящий учебник предназначен для студентов технических и экономических специальностей. В доступной форме дается систематизированное изложение философии в структурной целостности ее истории и теории. Проблемное поле и ценностные ориентации философского постижения мира и человека осмыслены в духе русской традиции, конкретизированы применительно к хозяйственно-экономической жизнедеятельности общества, образования и воспитания личности.<br /> Учебник написан в соответствии с требованиями общеобразовательного государственного стандарта и рассчитан на студентов, аспирантов и преподавателей.

139
Философия Ветошкин А.П., Некрасов С.И., Некрасова Н.А. Философия. Учебник

Философия Ветошкин А.П., Некрасов С.И., Некрасова Н.А. Философия. Учебник

Философия Ветошкин А.П., Некрасов С.И., Некрасова Н.А. Философия. Учебник

Настоящий учебник предназначен для студентов технических и экономических специальностей. В доступной форме дается систематизированное изложение философии в структурной целостности ее истории и теории. Проблемное поле и ценностные ориентации философского постижения мира и человека осмыслены в духе русской традиции, конкретизированы применительно к хозяйственно-экономической жизнедеятельности общества, образования и воспитания личности.<br /> Учебник написан в соответствии с требованиями общеобразовательного государственного стандарта и рассчитан на студентов, аспирантов и преподавателей.

Внимание! Авторские права на книгу "Философия. Учебник" (Ветошкин А.П., Некрасов С.И., Некрасова Н.А.) охраняются законодательством!