Философия Ветошкин А.П., Некрасов С.И., Некрасова Н.А. Философия. Учебник

Философия. Учебник

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Философия
Издательство: Проспект
Дата размещения: 13.09.2015
ISBN: 9785392199846
Язык:
Объем текста: 700 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Раздел I. Введение в философию. Глава 1. Что изучает философия?

Глава 2. Философия в жизни общества и человека

Раздел II. Исторические типы философии. Глава 3. Философия Древнего мира

Глава 4. Античная философия. Формирование древнегреческой философии

Глава 5. Средневековая философия

Глава 6. Философия эпохи Возрождения

Глава 7. Рационализм и эмпиризм философии Нового времени

Глава 8. Немецкая классическая философия

Глава 9. Неклассическая философия

Глава 10. Феномен русской философии

Раздел III. Основы теоретической философии. Бытие. Сознание. Познание. Глава 11. Философское понимание мира и человека

Глава 12. Вопросы диалектики и теории познания в философии

Раздел IV. Основы социальной философии и философии истории. Глава 13. Общество как предмет философского анализа

Глава 14. Философия экономики

Глава 15. Социальная сфера общественной жизни

Глава 16. Философия политики

Глава 17. Духовная жизнь общества и человека

Глава 18. Личность и общество

Глава 19. Человек в мире культуры и цивилизации

Глава 20. О смысле истории и жизни человека

Заключение: философия в духовном самоопределении человека



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 20.
О СМЫСЛЕ ИСТОРИИ И ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА


1. Есть ли у истории цель?


2. Смысл жизни человека


1. Есть ли у истории цель?


Один из самых волнующих вопросов для человека — это вопрос о смысле его жизни и смысле самой истории. Если мы пришли в этот мир, то не означает ли это какую-то необходимость, какое-то предназначение? Омар Хайям поэтически вопрошал:


Кто мы? Откуда мы?
Зачем мы в этот мир пришли?
В чем нашей жизни смысл?
Увы!.. Он нам непостижим.


Но вряд ли сможем удовлетвориться такой агностической метафорой. Давайте обратимся к размышлениям по этому сокровенному вопросу выдающихся русских мыслителей и зарубежных философов. Период с 1892 по 1925 г. называют серебряным веком русской философии и культуры вообще. Невиданный всплеск гениальных творений русских мыслителей во всех областях человеческого духа как будто прозвучал заключительным аккордом в великолепном реквиеме могущественной империи.


Проблема смысла жизни на исходе XIX в. буквально витала во всей напряженной духовно-религиозной жизни российского общества. Статья В. В. Розанова (1856–1918) «Цель человеческой жизни», опубликованная в 1892 г., положила начало серии выступлений русских философов. С оригинальными работами выступили В. С. Соловьев, В. И. Несмелов, А. И. Введенский, М. М. Тареев, Е. Н. Трубецкой, С. Л. Франк. В своей совокупности философские размышления о смысле человеческой жизни названных авторов по праву можно назвать «русской философской симфонией», что представляется весьма символичным. Как утверждается в Библии: Премудрость построила себе храм, вытесала семь столпов его…


Под смыслом следует понимать идеальное и целостное содержание, выражающее предназначение и конечную цель человеческой жизни и исторического процесса. Смысл не стоит сводить к значениям отдельных составляющих сторон жизни человека и истории. Его необходимо усматривать в качестве общего, определяющего и регулирующего значения всего строя жизни общества и человека. Смысл дает обоснование, оправдание и истолкование воспринимаемых идеалов, целей, ценностей и норм, предписывающих главное назначение и направленность человеческой жизнедеятельности в целом.


При характеристике общества как развивающейся системы нами была дана типология и периодизация общественного развития как исторического процесса в его линейно-прогрессистском и циклическом вариантах, цивилизационных и формационных моделях, культурно-историческом и технико-технологическом аспектах.


Для понимания смысла истории весьма важным представляется принцип триады (трех стадий) исторического развития народов и в целом мировой истории. Уже Блаженный Августин (354–430) с христианско-теологических позиций осмысляет начало, середину и конец истории в своем учении о «Двух градах». В начале XVIII в. итальянский философ Джованни Батиста Вико (1668–1744) излагает всеобщую теорию исторического круговорота, состоящую из трех эпох с соответствующими циклами — божественной, героической и человеческой. Огюст Конт (1798–1857) выделяет в поступательной интеллектуальной эволюции человечества (равно как и отдельного индивида) также три стадии: теологическую, метафизическую и позитивную (научно-положительную). У Гегеля идея триады пронизывает всю его философскую систему, особенно в ее философско-исторической части. В марксистском учении об общественно-экономической формации можно выделить большую триаду. Она включает в себя первобытный общинный строй без частной собственности, его антитезу — антагонистический строй частной собственности рабовладения, крепостничества и капитализма; и, наконец, бесклассовый общественный строй коммунистической формации.


На исходе XX в. заявила о себе концепция конца истории, сформулированная современным американским философом-футурологом Фр. Фукуяма. Он считает, что история исчерпала весь возможный арсенал форм общественного устройства и остановилась на либерально-демократической модели. Либеральные социальные принципы являются окончательной истиной истории, которой не могут противостоять ни коммунизм, ни фашизм, ни национализм, ни другие какие-либо идеологии.


В связи с этим напомним проницательное замечание Ф. Энгельса: История так же, как и познание, не может получить окончательного завершения в каком-то совершенном, идеальном состоянии человечества. Все общественные порядки, сменяющие друг друга в ходе истории, представляют собой лишь преходящие ступени бесконечного развития человеческого общества от низшей ступени к высшей. Каждая ступень необходима и, таким образом, имеет свое оправдание для того времени и для тех условий, которым она обязана своим происхождением. Но она становится непрочной и лишается своего оправдания перед лицом новых, более высоких условий, постепенно развивающихся в ее собственных недрах. Согласно марксизму, все предшествующее развитие общества — только его предыстория и царство необходимости. В царство свободы человечество вступает только с коммунизма, с установления общества социальной справедливости и равенства в целях всестороннего и гармоничного развития человека.


В философском постижении смысла истории эвристичны идеи провиденциализма и прогресса. Провиденциализм (от слова «провидение» — судьба, божественный план) в историософии усматривает в истории человечества внутренне закономерный процесс, развивающийся по определенному плану и ведущий к некоей конечной цели.


В качестве такой цели Гегель понимает «царство свободы», которая будет свободой для всех. Смысловой стержень мировой истории и ее явно выраженная цель заключается по Гегелю в нарастающем прогрессе в осознании свободы. Нарастание степени свободы в сменяющих друг друга этапах истории у различных народов Гегель усматривал в том, что дух или мировой разум неуклонно движется к своей цели, воплощаясь в конкретном духе того или иного народа, в его национальном характере, государственном строе, искусстве, религии, философии.


Идея прогресса была выдвинута в философии Возрождения и окончательно сложилась в эпоху Просвещения в учениях Д. Вико, Руссо, Кондорсе, Гердера и Канта. Гегель понятие прогресса связывает с развитием человеческого духа, идеей свободы. Прогресс виделся в возрастании человеческого разума, достижениях науки и техники, развитии производительных сил. Комплексным критерием прогресса выступает развитие и совершенствование самого человека, его самостояние в истине, добре и красоте как деятеля и сотворца в различных сферах жизнедеятельности.


Все общества находятся в постоянном процессе изменения и перехода из одного состояния в другое. Рассмотрим суть прогрессивного и регрессивного направлений в общественном развитии. Прогресс (от лат. progressus — «движение вперед, успех») означает развитие с восходящей тенденцией, движение от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Он ведет к позитивным изменениям в обществе и проявляется, например, в совершенствовании средств производства, в развитии общественного разделения труда и росте его производительности, в новых достижениях науки и культуры, улучшении условий жизни людей, их всестороннем развитии и т. д. Регресс (от лат. regressus — «обратное движение»), напротив, предполагает развитие с нисходящей тенденцией, движение вспять, переход от высшего к низшему, что ведет к негативным последствиям. Он может проявляться, скажем, в снижении эффективности производства и уровня благосостояния людей, в распространении в обществе курения, пьянства, наркомании, ухудшении здоровья населения, увеличении смертности, падении уровня духовности и нравственности людей и т. д.




Философия. Учебник

Настоящий учебник предназначен для студентов технических и экономических специальностей. В доступной форме дается систематизированное изложение философии в структурной целостности ее истории и теории. Проблемное поле и ценностные ориентации философского постижения мира и человека осмыслены в духе русской традиции, конкретизированы применительно к хозяйственно-экономической жизнедеятельности общества, образования и воспитания личности.<br /> Учебник написан в соответствии с требованиями общеобразовательного государственного стандарта и рассчитан на студентов, аспирантов и преподавателей.

139
Философия Ветошкин А.П., Некрасов С.И., Некрасова Н.А. Философия. Учебник

Философия Ветошкин А.П., Некрасов С.И., Некрасова Н.А. Философия. Учебник

Философия Ветошкин А.П., Некрасов С.И., Некрасова Н.А. Философия. Учебник

Настоящий учебник предназначен для студентов технических и экономических специальностей. В доступной форме дается систематизированное изложение философии в структурной целостности ее истории и теории. Проблемное поле и ценностные ориентации философского постижения мира и человека осмыслены в духе русской традиции, конкретизированы применительно к хозяйственно-экономической жизнедеятельности общества, образования и воспитания личности.<br /> Учебник написан в соответствии с требованиями общеобразовательного государственного стандарта и рассчитан на студентов, аспирантов и преподавателей.

Внимание! Авторские права на книгу "Философия. Учебник" (Ветошкин А.П., Некрасов С.И., Некрасова Н.А.) охраняются законодательством!