Философия Ветошкин А.П., Некрасов С.И., Некрасова Н.А. Философия. Учебник

Философия. Учебник

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Философия
Издательство: Проспект
Дата размещения: 13.09.2015
ISBN: 9785392199846
Язык:
Объем текста: 700 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Раздел I. Введение в философию. Глава 1. Что изучает философия?

Глава 2. Философия в жизни общества и человека

Раздел II. Исторические типы философии. Глава 3. Философия Древнего мира

Глава 4. Античная философия. Формирование древнегреческой философии

Глава 5. Средневековая философия

Глава 6. Философия эпохи Возрождения

Глава 7. Рационализм и эмпиризм философии Нового времени

Глава 8. Немецкая классическая философия

Глава 9. Неклассическая философия

Глава 10. Феномен русской философии

Раздел III. Основы теоретической философии. Бытие. Сознание. Познание. Глава 11. Философское понимание мира и человека

Глава 12. Вопросы диалектики и теории познания в философии

Раздел IV. Основы социальной философии и философии истории. Глава 13. Общество как предмет философского анализа

Глава 14. Философия экономики

Глава 15. Социальная сфера общественной жизни

Глава 16. Философия политики

Глава 17. Духовная жизнь общества и человека

Глава 18. Личность и общество

Глава 19. Человек в мире культуры и цивилизации

Глава 20. О смысле истории и жизни человека

Заключение: философия в духовном самоопределении человека



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 19.
ЧЕЛОВЕК В МИРЕ КУЛЬТУРЫ И ЦИВИЛИЗАЦИИ


1. Культура как мир человека и мера его развития


2. Социально-историческая динамика культуры. Потенциал русской культуры


3. Соотношение цивилизации и культуры


4. Глобальные проблемы современного мира. Феномен глобализма


1. Культура как мир человека и мера его развития


Понятие «культура» является фундаментальной, общеисторической и общефилософской категорией. Поэтому даже в обыденной жизни смысл и значение феномена культуры связывается, как правило, с уровнем образованности и воспитанности человека, его развитости и устремленности на высшее, почитаемое, священное.


Поистине неисчерпаем и необозрим созданный человеком мир культуры, разнообразны и разнородны формы и средства его проявления. Культура — это не только художественные ценности и знания, не только книги, музеи, библиотеки, театры. Это и богатство языка, обычаев и традиций. Это технический уровень вооруженности труда, качество продукции, облик городов и сел. Есть культура поведения и быта, культура производства и обслуживания. Особое значение имеет культура человеческих отношений, культура нравственная и правовая, экономическая и политическая, эстетическая и экологическая. Культурой ума называл философию уже Цицерон. Таким образом, культура выражает многообразие человеческого бытия. Она охватывает собой экономическую, политическую, правовую, философскую, художественную, научную, религиозную, образовательную сферы, домашнее хозяйство и быт, межличностное общение, межнациональные отношения, средства массовой информации.


Философский взгляд на культуру связан с анализом ее сущности, происхождения, структуры и функций, места и роли в жизни общества и человека, развертыванием творческой деятельности, поиском и обретением смысла бытия. В философском плане понятие «культура» позволяет осознать, что обнаруживаемое в человеке и обществе не может быть сведено лишь к природному порядку или к божественному началу. Мир культуры — мир человека, от начала и до конца создаваемый человеком, определяемый его способностями и творческими возможностями. Для того чтобы создавать культуру и жить в ее пространстве, человек должен был обрести дар творить то, что не закреплено в его видовой программе, выйти за границы инстинктов, преодолеть органическую предопределенность своего вида. Не всякая деятельность порождает культуру, а только та ее часть, которая носит божественный характер. Газовую камеру или электрический стул вряд ли можно отнести к разряду культуры. Между башенным краном и храмом, как говорится, две большие разницы. В храме воплощена иерархичность бытия, нечто стоящее над человеком, над его мирскими потребностями. Строительный кран — простое техническое сооружение.


В современном понимании феномен культуры стал предметом философского анализа с эпохи Просвещения, хотя более ранние аналоги культуры имеются и в предшествующих исторических типах философии. Отметим наиболее характерные черты культуры. Культура как человеческое творение надстраивается над природой, в чем-то ее преступает и даже превосходит, но природа была и остается источником, исходным материалом человеческой жизнедеятельности. В таком качестве культура выступает связующим звеном между природой и обществом. Поэтому в самом общем виде культуру часто определяют как «вторую природу», мир рукотворных, человеческих созданий. Человек формулирует себя в процессе своей деятельности как культурно-историческое существо. Культура охватывает собой все стороны жизни общества и человека. Она предстает как процесс воспроизводства человека во всем богатстве его сущностных сил и способностей, как жизненное пространство проявление свободы и творчества, выраженные универсальности человека.


Культура понимается как порожденное людьми содержание общественной жизни. При таком многомерном и многозначном подходе к культуре в нее включаются:


– объекты и предметы, созданные людьми в виде разнообразных артефактов материального, социального и духовного назначения, различные теории, художественные образы, обыденные представления;


– природные объекты, включенные в хозяйственно-экономическую и социальную жизнь (земля, пашня, водохозяйственные сооружения, парки, заповедники и т. д.);


– способы деятельности и поведения людей, содержание и формы различных типов социальных коммуникаций и общественного взаимодействия (знания и навыки, нормативные представления, общественное разделение труда, социальные институты, общественные объединения и т. д.).


Но в таком расширительном толковании культура растворяется и сливается с обществом в целом. Мир культуры как многомерное общественное явление в совокупность своих духовных и материальных ценностей, способов и форм их достижения, использования и дальнейшего совершенствования характеризует масштаб и уровень творческих сил человека, меру становления в нем собственно человеческого и возможности его свободы. Понятие культуры во многом близко по своему содержанию к понятиям общества и человека. Однако она не сводима к ним. Культура представляет собой особый атрибут общества и человека, специфический срез их функционирования. Культуру, общество и человека можно представить в виде определенных подсистем, которые как бы наслаиваются друг на друга, пронизывают друг друга, переходят друг в друга и могут быть вычленены лишь в результате абстрагирования от двух других.


В современной науке сложилось множество определений культуры. Они фиксируют ее сущностные свойства, характерные принципы и черты. И тем самым выражают специфический способ производства, сохранения, трансляции и освоения ее ценностей, смыслов, символов, образцов и норм жизнедеятельности людей в системе общественных институтов, структуре межчеловеческих взаимоотношений и во взаимодействии человека с природой. Важным при этом представляется сохранение и восстановление изначального, подлинного и глубинного смысла культуры как взращивания человеческого в человеке, воспитания, образования, развития личности. При всех многообразных значениях культуры такой подход обеспечивает востребованность ее сущностного понимания — культуры как возделывания и улучшения, культуры как культа, т. е. почитания, устремленности на совершенные ценности и образцы мышления и воления, чувствования и веры, созидания и творчества. Культура — это сам мир человека и мера его развития. Она есть объектирование человека в виде совершенных образцов мышления и чувствования, воли и веры. Культура есть только положительная ценность, человекотворческая по своей сути, она всегда творчество, ценностное отношение к себе и другим по законам истины, красоты, добра и любви. Следует также различать специализированный и обыденный уровни порождения и трансляции культурных ценностей.


Культурогенез определяется воздействием целого ряда культурообразующих факторов. Среди них обычно называют орудийно-трудовую деятельность (марксизм), инстинктивно-психическую, заложенную в поступательном развертывании живого (психоанализ). Культура просматривается как проявление игры и подражания в любой сфере человеческой деятельности (Й. Хейзинга 1872–1945). Им высказана также очень важная идея о необходимости равновесия между духовными и материальными ценностями культуры. Эрнст Кассирер (1845–1945) в своем капитальном труде «Философия символических форм» предпринял масштабную попытку проанализировать различные области культуры как «формы представления» через совокупность определяемых символов, образов и знаков как актов творческой активности человека.


В понимании сущностных и смысловых компонентов содержания культуры сложились несколько подходов — аксиологический (ценностный), деятельностно-творческий, семиотический (знаково-символический), социологический и антропологический. Все они заслуживают внимания, так как делают акцент на важнейшие стороны и грани феномена культуры и, взаимодополняя друг друга, позволяют дать системное представление о ней.


Живая субстанция культуры — продуктивно-творческие силы и способности человека. Ее пространственно-временной ареал — бытие человека в мире культуры с момента его рождения и до последнего мига жизни с их ритуально-культовым обрядом. Культура есть детище всеобщего труда и в широком смысле она может быть понята как само социальное содержание жизни, взятое в ее ценностном и смысловом наполнении.


Стремление к совершенному есть абсолютная основа культуры, положительных ценностей и развитого чувства качества — мастерства и художества, нравственности и любви. Вне этого духовно возвышающего и облагораживающего начала ни о каком культурном развитии личности не может быть и речи. Именно в нем коренится живой нерв культуры, ее характерная субстанция, направляющая человека на постижение истинного, сотворение добра и следование по законам красоты на всей траектории своего жизненного пути. Культура воспитывает духовно-ценностную основу самоидентификации личности, ее внутреннего мира, развивает всеобщие по значению творческие способности человека. От того, что человек считает для себя важным, достойным и священным, чему он служит, ради чего живет, зависит его личностное самоопределение и сама судьба.


2. Социально-историческая динамика культуры. Потенциал русской культуры


В своем реальном историческом развертывании культура представляет собой многосоставную и разно уровневую структуру духовных и материальных воплощений, традиций, идеалов и норм, ценностей. Культура обеспечивает органическую целостность и придает смысл всей человеческой жизнедеятельности. Культура — это направляющая и центрирующая сила, живая душа общества, народа, человека.


Культура каждой эпохи, того или иного социума и народа обладает своим своеобразием, относительной целостностью, но и известной неоднородностью. Она демонстрирует и проявляет себя в сложном переплетении различных субкультурных элементов, стилей и форм, традиций и новаторства. Духовная культура в ее высших достижениях представлена в виде идеализированной, эталонной или классической части, которую можно назвать Культурой с большой буквы. Массовая, повседневная культура более подвержена изменениям, она более доступна, менее устойчива.


Особые черты несут в себе официальная и народная культура, городская и сельская. Весьма своеобразен феномен молодежной субкультуры. Существование параллельных, суб — и контр — культурных пластов, имеет длительную историю, достаточно указать на факт существования карнавальной, смеховой (скоморошной на Руси) культуры с ее противостоянием господствующей официальной культуре. Формирование различных протестных форм культуры получило особо широкое распространение в прошедшем столетии, которые связаны с поиском новых измерений жизни, идеалов и ценностей, с конфликтом поколений в условиях кризиса современной техногенной цивилизации.


Всегда ли культура сохраняет свой потенциал? Не увядает ли она? Отчего мощный взлет духа замещается порою духовным и художественным спадом? Эти вопросы всегда интересовали исследователей культуры. Наблюдая за судьбой отдельных культур, они видели, что процесс наращивания новых ценностей в культуре не продолжается вечно. Наступают длительные паузы, а иногда культура окостеневает. В ней нет уже больше плодоносных всходов. Так родилось предположение, что культурное развитие проходит отдельные фазы от рождения до гибели. Одним из первых последовательно выразил эту мысль русский философ Николай Яковлевич Данилевский (1822–1885). Он обосновал понятие культурно-исторического типа, который раскрывает свои возможности в конкретный исторический период.


Культуру следует рассматривать как вечный фермент жизни социума, нации и отдельного человека. Она есть постоянный процесс порождения и становления, возникающий из точки откровения. Ее рождение и бытие связано с творческим душевным напряжением, с преобразованием хаоса в космосе, с обозначением пока не названного, с выявлением смысла незримого через слово, язык, стиль, систему образов и символов. Культура есть результат чуда и творческого озарения. Человек видит в культуре свое подлинное лицо. Но культура переживает не только периоды взлета, но и упадка, деградации. Дух и смысл культуры истончаются, ее формы затвердевают и лишаются жизни. Современная рыночная коммерциализация культуры и искусства, поставленный на индустриальный поточный метод создания «культурного продукта» для массового читателя, слушателя и зрителя, всепроникающая реклама навязывают культ фальшивых чувств и пошлости, начисто лишенный внутреннего духовного наполнения. Социальный и имущественный водораздел ведет к своеобразному цензу на культуру. Для так называемой элиты общества — все высокое, утонченное, качественное, а для простого человека — масскультура (и чаще всего западного образца).




Философия. Учебник

Настоящий учебник предназначен для студентов технических и экономических специальностей. В доступной форме дается систематизированное изложение философии в структурной целостности ее истории и теории. Проблемное поле и ценностные ориентации философского постижения мира и человека осмыслены в духе русской традиции, конкретизированы применительно к хозяйственно-экономической жизнедеятельности общества, образования и воспитания личности.<br /> Учебник написан в соответствии с требованиями общеобразовательного государственного стандарта и рассчитан на студентов, аспирантов и преподавателей.

139
Философия Ветошкин А.П., Некрасов С.И., Некрасова Н.А. Философия. Учебник

Философия Ветошкин А.П., Некрасов С.И., Некрасова Н.А. Философия. Учебник

Философия Ветошкин А.П., Некрасов С.И., Некрасова Н.А. Философия. Учебник

Настоящий учебник предназначен для студентов технических и экономических специальностей. В доступной форме дается систематизированное изложение философии в структурной целостности ее истории и теории. Проблемное поле и ценностные ориентации философского постижения мира и человека осмыслены в духе русской традиции, конкретизированы применительно к хозяйственно-экономической жизнедеятельности общества, образования и воспитания личности.<br /> Учебник написан в соответствии с требованиями общеобразовательного государственного стандарта и рассчитан на студентов, аспирантов и преподавателей.

Внимание! Авторские права на книгу "Философия. Учебник" (Ветошкин А.П., Некрасов С.И., Некрасова Н.А.) охраняются законодательством!