Философия Ветошкин А.П., Некрасов С.И., Некрасова Н.А. Философия. Учебник

Философия. Учебник

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Философия
Издательство: Проспект
Дата размещения: 13.09.2015
ISBN: 9785392199846
Язык:
Объем текста: 700 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Раздел I. Введение в философию. Глава 1. Что изучает философия?

Глава 2. Философия в жизни общества и человека

Раздел II. Исторические типы философии. Глава 3. Философия Древнего мира

Глава 4. Античная философия. Формирование древнегреческой философии

Глава 5. Средневековая философия

Глава 6. Философия эпохи Возрождения

Глава 7. Рационализм и эмпиризм философии Нового времени

Глава 8. Немецкая классическая философия

Глава 9. Неклассическая философия

Глава 10. Феномен русской философии

Раздел III. Основы теоретической философии. Бытие. Сознание. Познание. Глава 11. Философское понимание мира и человека

Глава 12. Вопросы диалектики и теории познания в философии

Раздел IV. Основы социальной философии и философии истории. Глава 13. Общество как предмет философского анализа

Глава 14. Философия экономики

Глава 15. Социальная сфера общественной жизни

Глава 16. Философия политики

Глава 17. Духовная жизнь общества и человека

Глава 18. Личность и общество

Глава 19. Человек в мире культуры и цивилизации

Глава 20. О смысле истории и жизни человека

Заключение: философия в духовном самоопределении человека



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 2.
ФИЛОСОФИЯ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА И ЧЕЛОВЕКА


1. Философское мировоззрение: смысл, структура, типология


2. Структура современного философского знания


3. Язык и метод философии


4. Философия в системе культуры, науки и религии


1. Философское мировоззрение: смысл, структура, типология


Понятие мировоззрения. Мировоззрение следует считать системным и качественным показателем духовной, нравственной и социокультурной зрелости его носителя — субъекта. И таковым выступает прежде всего конкретный человек, отдельный индивид, личность. В качестве субъекта мировоззрения может быть рассмотрена также та или иная социальная, этническая, религиозно-конфессиональная, социально-профессиональная, социально-политическая группа, та или иная общность людей или социум в целом. Удивительно, поразительно и одновременно поучительно многообразие взглядов, подходов и воззрений людей как на отдельные события и явления социальной и природной жизни, так и на мир в целом и свое место в нем. Зададимся серьезным вопросом: почему так происходит и в чем коренятся причины такого многообразия взглядов? Вряд ли мы удовлетворимся грубо материалистической, почти физиологической трактовкой Людвига Фейербаха (1804–1871): Во дворцах мыслят иначе, чем в хижинах. Если у тебя от голода и по бедности нет питательных веществ в теле, то и в голове твоей, в твоих чувствах и в твоем сердце нет пищи для морали.


Взгляды на одни и те же давние исторические события, а тем более на современные, болезненные и острые общественные вопросы порой диаметрально противоположны.


Выдающийся русский философ и писатель К. Н. Леонтьев (1831–1891) в своей работе «Византизм и славянство» приводит на сей счет весьма интересные и знакомые нам примеры: … школа, и стихи, и множество статей и романов приучили всех нас с ранних лет с содроганием восторга читать о Марафоне, Саламине и Палатее и, отдавая все сочувствие наше эллинским республиканцам, смотреть на персов почти с ненавистью и презрением. И в то же время в морском сражении у Саламина, когда разыгралась буря, персидские вельможи бросались сами в море, чтобы облегчить корабль и спасти Ксеркса… они поочередно подходили к царю и склонялись перед ним, прежде чем кинуться за борт… <…>Герцен справедливо зовет это персидскими Фермопилами. Это страшнее и гораздо величавее Фермопил! Это доказываетсилу идеи, силу убеждения, большую, чем у самих сподвижников Леонида; ибо гораздо легче положить свою голову в пылу битвы, чем обдуманно и холодно, без всякого принуждения решаться на самоубийство из-за религиозно-государственной идеи!


На великую роль идей, их значимость в выработке жизненного мировоззрения указывал материалист К. Маркс в одной из своих ранних статей «Коммунизм и аугсбургская Allgemeine Zeitung»: … идеи же, которые овладевают нашей мыслью, подчиняют себе наши убеждения и к которым разум приковывает нашу совесть, — это узы, из которых нельзя вырваться, не разорвав своего сердца, это демоны, которых человек может победить, лишь подчинившись им. Конечно, такие муки человек испытывает в экстремальных общественных и личных жизненных обстоятельствах, когда субъективные желания человека восстают против объективных воззрений его собственного ума, собственных убеждений, собственной совести.


Мировоззрение — это сложное, системное и интегральное духовное образование общественного и индивидуального мировидения, миросозерцания, миро отношения и миропереживания. В своем содержательном аспекте мировоззренческие позиции представляют собой совокупность принципов, обобщенных знаний и взглядов; ценностей, норм и идеалов; убеждений и верований; настроений, стремлений и надежд. Ключевое значение в мировоззрении имеет поиск и обретение смысла жизни человека, постижение смысла истории, судьбы своего народа и человечества в целом. Тем самым мировоззрение определяет исходные параметры программы поведения и ориентиры действия людей. В мировоззренческой структуре следует выделить несколько взаимосвязанных блоков.


Познавательный блок, базирующийся на обобщенных знаниях повседневно-обыденного характера, профессиональных и специальных знаниях и знаниях научного, теоретического уровня. Знания — не только фундамент мировоззрения, но и крылья творческого, активного миро отношения человека, практического умения соотнести каждый значимый фрагмент бытия с целостной и универсальной картиной мира.


Ценностно-нормативный блок выполняет оценочную, регулятивную, ориентационную и направляющую роль в мировоззрении. Ценностные ориентации выражают помыслы, поступки и взаимоотношения людей по поводу значимости и оценки (положительной, абсолютной или относительной, нейтральной или отрицательной) тех или иных явлений и предметов духовного и материального порядка в жизнедеятельности человека.


Спектр ценностей человека необозрим и имеет устойчивую тенденцию к расширению и возвышению. В качестве базовых ценностей выступает сама жизнь человека, его безопасность, качество и уровень жизни. Ценностное основание и значение для человека имеют все стороны и грани его жизнедеятельности. Ценностное отношение человека к миру и самому себе формируется в определенную иерархию ценностей. Ее вершину венчают высшие устремления человека, ценности абсолютного характера — добро, красота, истина и любовь, как их связующая нить. Ценностная структура фиксируется в идеях, идеалах и представлениях о добре и зле, счастье и несчастье, цели и смысле жизни, свободе человека и справедливом общественном устроении. Социальные нормы и установления придают им силу нравственного, религиозного и правового повеления.


Мировоззрение — это не только мировосприятие и мировидение, познавательный и ценностный способы освоения мира, но и мироощущение человека. Человеческое отношение к миру и себе самому не только рационально, но всегда образно-эмоционально, чувственно-созерцательно. По своей сути это не только проживание, а всегда переживание, глубокое или слабое постижение всеобщего, универсального и целостного в чувствах, эмоциях. Известно, что Софокл скончался под грохот аплодисментов и приветствий, венчавших его драматургический гений. А упомянутый выше персидский царь Ксеркс умер… от безудержного смеха. Глубокие переживания свойственны и братьям нашим меньшим, животным. Так, в Лондонском королевском зоопарке царь зверей — лев — скончался… при виде подходящего к нему ветеринара с огромным шприцем для инъекций. Вскрытие обнаружило обширный инфаркт миокарда. Можно представить себе, каким ранимым и хрупким является внутренний строй душевно-духовной жизни человека. Каким испытаниям он подвергается, особенно в периоды общественных потрясений, крушения личных планов и надежд. Неслучайно Блез Паскаль назвал человека «тонким мыслящим тростником».


Завершающим компонентом мировоззрения является практическое, деятельное, активное отношение человека к миру, реализующееся в различных сферах жизнедеятельности. Как говорится, вера без дел мертва, а убеждения, существующие только на «кончике языка», являются простым сотрясением воздуха. Без практической составляющей мировоззрение обречено на абстрактный, отвлеченный и созерцательный тип поведения человека.


Философия и мировоззрение. Философия самым тесным образом связана с мировоззрением. Выражая миро отношение человека, она выступает не только базовым и глубинным основанием определенного типа, уровня и любой формы мировоззрения. Философия сама является наиболее зрелой и адекватной, интеллектуальной формой мировоззрения. В определенной мере в философии находит свое завершение целостность духовности. В отличие от других типов и форм философское мировоззрение характеризуется целостностью, широтой и обоснованностью взглядов, оценок и принципов видения и понимания человеком мира и своего места в нем. Философское мировоззрение претендует на теоретическую обоснованность не только содержания, но и самих способов достижения обобщенных знаний о мире в единстве интеллектуально-познавательного, ценностного, образно-эмоционального и духовно-практического опыта людей. Философия дает возможность прояснить характер и специфику мировоззренческих структур, которые определяют человеческий образ мира, образ человека и образ жизни людей в ту или иную историческую эпоху. Вместе с тем философия выполняет свою генеральную функцию рефлексии (осознания и самопознания) над их глубинными, предельными, абсолютными основаниями, в системе которых человек осознает, оценивает, осмысливает, переживает, приводит в целостность явления действительности, попадающие в сферу его опыта. Философское мировоззрение определяет восприятие мира, его понимание и переживание с помощью универсальных категорий как предельно общих понятий. Философские категории аккумулируют исторически накопленный и социально осмысленный человеческий опыт познания и практики. Они фиксируют наиболее общие характеристики как субъектно-объектных, так и субъектно-субъектных отношений человеческой деятельности, поведения и общения. В мировоззренческом плане философия выступает системным видением и отражением мира в законах, основополагающих принципах, мысли — образах, идеях, понятиях, категориальном и концептуальном постижении бытия мира и человека. Тем самым она является наукой и искусством мышления, формой культуры, методологией и логикой познания субъектом мира. Философия в своем устремлении к истине всегда предстает как особый, идеальный настрой духа, души, чувств и ума человека. В философском отношении к жизни научно-теоретический компонент познания органично связан с эмоционально-ценностным переживанием человеком себя и мира, предстает особым духовно-практическим способом освоения реальности. Философия являет собой поистине уникальный сплав всех компонентов духовного мира человека в его целостном, смысловом, ценностном, эмоционально-волевом, познавательном и духовно-практическом выражении.


Мировоззрение формируется и развивается под воздействием многообразных факторов и условий. Вследствие этого личность каждого человека и его мировоззрение уникальны, неповторимы. Поэтому нет возможности, да и необходимости охарактеризовать все разнообразие мировоззренческой ориентации. В философском плане следует сформулировать наиболее устойчивые и выверенные историческим опытом основные типы мировоззрения, миро отношения человека как субъекта к бытийной реальности.


Первый тип мировоззрения — назовем его материалистическим — характеризует отношение субъекта к миру как объективной реальности, воздействующей на сознание и поведение человека и определяющей их. Сама материя природной и социальной жизни, условия макро- и микросреды жизнедеятельности человека оказывают решающее влияние на его формирование. Все в мире есть порождение вечной и бесконечной в своих взаимопревращениях, неуничтожимой и несотворимой материи. И сам человек, и его сознание — лишь «высший цвет» материи. Данный тип мировоззрения в различных формах и разновидностях является наиболее распространенным и характерным. По насмешливому определению В. И. Ленина, приводимому им в работе «Материализм и эмпириокритицизм», философский материализм является самой верной и ясной «формой мировоззрения для каждого человека, не побывавшего на выучке у идеализма или… в сумасшедшем доме».


Второй тип мировоззрения можно определить как восприятие субъектом данности мира как субъективной реальности, реальности собственных мыслей, образов, ощущений, восприятий. Человек как бы живет в скорлупе собственного сознания, а мир предстает перед ним миром собственных представлений и собственной воли, проекцией самого себя. Данный тип является по своему существу субъективно-идеалистическим. Cogito ergo sum — «я мыслю, следовательно, существую». Так выразил его основную установку французский философ-рационалист XVII в. Рене Декарт. В своей крайней форме субъективно-идеалистический тип мировоззрения доходит до формулы солипсизма, когда реально признается существование только своего собственного «я». Некоторые остряки иногда подшучивали над великим немецким философом И. Г. Фихте (1762–1814), спрашивая, признает ли он реальное существование… своей жены.


И, наконец, можно выделить третий, пожалуй, самый сложный и интригующий тип мировоззрения, который является объективно-идеалистическим, религиозно-философским в своем основании. Субъект, человек воспринимает мир не столько в его феноменальной бытийственности, таким как он представляется, сколько и прежде всего как трансцендентную реальность.


В объективном идеализме мир идей (разума, духа) порождает мир вещей (Платон, Гегель). В религиозно-философской трактовке трансцендентное рассматривается как онтологическая сверх категория сущего, как то, что лежит за всеми родами бытия, как сверх бытие. В таком понимании схватывается полнота бытия в его единстве, истинности и благе, как подлинный божественный лик, в котором Бог «возвещает о себе», а природная, социальная и человеческая сущность предстает как проекция или творение божественного.


В философском разрезе мировоззрение можно классифицировать также по различным основаниям, которые положены в его фундамент. Обычно выделяют природоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм, социоцентризм и сциентизм. Мировоззренческие ориентации центрируются в них через природу, Бога, человека, общество или различные типы знания в виде научной рациональности. Формы мировоззрения исторически, генетически, по своему содержанию и уровню, по сферам жизнедеятельности человека многообразны и весьма специфичны.




Философия. Учебник

Настоящий учебник предназначен для студентов технических и экономических специальностей. В доступной форме дается систематизированное изложение философии в структурной целостности ее истории и теории. Проблемное поле и ценностные ориентации философского постижения мира и человека осмыслены в духе русской традиции, конкретизированы применительно к хозяйственно-экономической жизнедеятельности общества, образования и воспитания личности.<br /> Учебник написан в соответствии с требованиями общеобразовательного государственного стандарта и рассчитан на студентов, аспирантов и преподавателей.

139
Философия Ветошкин А.П., Некрасов С.И., Некрасова Н.А. Философия. Учебник

Философия Ветошкин А.П., Некрасов С.И., Некрасова Н.А. Философия. Учебник

Философия Ветошкин А.П., Некрасов С.И., Некрасова Н.А. Философия. Учебник

Настоящий учебник предназначен для студентов технических и экономических специальностей. В доступной форме дается систематизированное изложение философии в структурной целостности ее истории и теории. Проблемное поле и ценностные ориентации философского постижения мира и человека осмыслены в духе русской традиции, конкретизированы применительно к хозяйственно-экономической жизнедеятельности общества, образования и воспитания личности.<br /> Учебник написан в соответствии с требованиями общеобразовательного государственного стандарта и рассчитан на студентов, аспирантов и преподавателей.

Внимание! Авторские права на книгу "Философия. Учебник" (Ветошкин А.П., Некрасов С.И., Некрасова Н.А.) охраняются законодательством!