Философия Ветошкин А.П., Некрасов С.И., Некрасова Н.А. Философия. Учебник

Философия. Учебник

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Философия
Издательство: Проспект
Дата размещения: 13.09.2015
ISBN: 9785392199846
Язык:
Объем текста: 700 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Раздел I. Введение в философию. Глава 1. Что изучает философия?

Глава 2. Философия в жизни общества и человека

Раздел II. Исторические типы философии. Глава 3. Философия Древнего мира

Глава 4. Античная философия. Формирование древнегреческой философии

Глава 5. Средневековая философия

Глава 6. Философия эпохи Возрождения

Глава 7. Рационализм и эмпиризм философии Нового времени

Глава 8. Немецкая классическая философия

Глава 9. Неклассическая философия

Глава 10. Феномен русской философии

Раздел III. Основы теоретической философии. Бытие. Сознание. Познание. Глава 11. Философское понимание мира и человека

Глава 12. Вопросы диалектики и теории познания в философии

Раздел IV. Основы социальной философии и философии истории. Глава 13. Общество как предмет философского анализа

Глава 14. Философия экономики

Глава 15. Социальная сфера общественной жизни

Глава 16. Философия политики

Глава 17. Духовная жизнь общества и человека

Глава 18. Личность и общество

Глава 19. Человек в мире культуры и цивилизации

Глава 20. О смысле истории и жизни человека

Заключение: философия в духовном самоопределении человека



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 6.
ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ


1. Социокультурный контекст новых философских ориентаций


2. Антропоцентризм, гуманизм и индивидуализм Ренессанса


3. Социально-философские воззрения Возрождения


4. Натурфилософия Возрождения: пантеизм и диалектика


1. Социокультурный контекст новых философских ориентаций


Возрождение (по-итальянски — ренессанс) охватывает собой период накануне буржуазных революций в Европе (XV–XVI вв.). Исторический процесс социокультурного развития и его философские построения в эту эпоху представляли собой, по сути, итог развития средневековой культуры.


По своей же форме он выразился в отрицании Средневековья и духовном повороте самосознания к ценностям Античности. Ориентация на античность, ее восстановление, возобновление, новое прочтение и освоение в искусстве, культуре, науке и социальной жизни — сущностная черта Возрождения. Общественный и личный идеал виделся не в будущем, а в прошлом — в античности, которая представлялась героическим периодом в развитии человека.


По своему содержанию новая эпоха является утверждением такого способа мышления и чувствования, в основе которого лежит устремленность к творческой свободе личности. Индивидуалистический гуманизм обосновывается с позиций разума, самоутверждения личности, с позиций самодостаточности человека, освобождения его сознания от пут схоластики, власти догм и иррациональной системы идей, застывших в социальных структурах церкви и монархического абсолютизма.


Первостепенное внимание к человеку, человечность и составляет главное содержание гуманизма эпохи Возрождения. Отсюда и вырастает новая духовная ориентация — на ценность и самодостаточность человека, формирование в сознании и самосознании людей достоинства личности, гордости, уверенности в своих собственных силах, способностях и талантах.


Эпоха Возрождения выдвинула идею всестороннего гармоничного развития человека и явила миру целую плеяду выдающихся личностей и ярких индивидуальностей. Утверждение идеала гармоничности человека и цельности мироздания как самодовлеющих сущностей, подчиняющихся законам разумности, — такова важнейшая особенность Возрождения.


Для мышления, идеологии и культуры Ренессанса характерным становится переход от теоцентризма к антропоцентристскому пониманию мира и человека.


Колыбелью Ренессанса явилась Италия. Почти весь первый период своего развития Ренессанс был «итальянским явлением», лишь в последующем он приобрел общеевропейский характер. Неправомерно, однако, ограничивать феномен Возрождения историческими и пространственными рамками только Европы. Возрождение как типологическое духовное явление следует рассматривать как повторяющееся в сходных социокультурных условиях на всем протяжении человеческой истории.


В определенном смысле о феномене Возрождении можно говорить и применительно к жизни отдельного человека, особенно его духовной биографии. Неслучайно говорится о новом духовном рождении или духовном перерождении человека в лучшем смысле этого слова. И, как правило, человек в своем самосознании соотносит себя с периодом юности, для которой характерна особая идеальность души, мыслей и чувств, благородных побуждений. Ведь юность — это не только подготовка к жизни, но и сама жизнь. Это время расцвета чувств, дружбы, любви, это пора духовно-нравственного самоопределения личности, поиска и обретения идеала и смысла жизни. В широком философском понимании феномен Возрождения предстает как развитие человеческого в человеке, утверждение гуманистического мышления, свободы чувствования личности и общества.


Образцы и нормы такого мировоззрения и самоутверждения человека видятся, как правило, в прошлом, в периоды взлета человеческого духа и расцвета культуры в классическую пору той или иной цивилизации. Так, вполне самостоятельным является китайское Возрождение VIII–XII вв. Виднейший представитель китайского Ренессанса Хань Юй (768–824) духовную суть своей эпохи выразил принципом возвращение к древности, смысл которого заключается в утверждении чувства человечности. Вдохновение в прошлом черпали мыслители мусульманского Ренессанса X в. и византийского Возрождения XII в. Свои особенности имел Ренессанс у других народов мира.


Ренессансные мотивы в истории нашей страны XVI–XVII вв. следует рассматривать как возрождение духовности и культуры ее золотого века — периода Древней Руси. Особую значимость и актуальность проблема Возрождения приобретает для современной России.


2. Антропоцентризм, гуманизм и индивидуализм Ренессанса


У истоков эпохи Возрождения возвышается колоссальная фигура Данте Алигъери (1265–1321), по выражению Ф. Энгельса, как последнего поэта Средневековья и вместе с тем поэта Нового времени. Он автор трактатов «Пир», «Монархия» и бессмертной «Комедии», названной уже современниками «Божественной». В своей «Божественной комедии» Данте совершает бесстрашное восхождение в глубины человеческого духа, которые он образно рисует девятью кругами ада:


Нельзя, чтоб страх повелевал уму;
Иначе мы отходим от свершений…
Бояться должно лишь того, в чем вред
Для ближнего таится сокровенный,
Иного, что страшило бы, и нет.


Обращение к античному наследию в качестве классического образца для разрешения собственных сомнений у Данте выразилось в том, что в качестве проводника «в стране теней» ему служит Вергилий (70–19 гг. до н. э.). Это знаменитый римский поэт, автор «Энеиды». Он пользовался в Средние века легендарной славой мудреца, чародея и провозвестника христианства. Именно он ведет Данте через Ад и Чистилище к Земному Раю — символу разума, направляющего людей к человеческому счастью:


Был правдою мой зодчий вдохновлен,
я высшей силой, полнотой всезнания
и первою любовью сотворен.


Данте дает новую диалектику божественного и человеческого в их соотношении. Он не противопоставляет эти начала, а рассматривает и видит их в органическом единстве. Бога нельзя противопоставлять творческим силам человека:


Отвага и ума пытливый склад,
Ученость, красота, сознанье чести,
Искусство, сила, доброта без лести,
Учтивость — далеко не полный ряд
Достоинств, что Амура победят.


Гуманизм Данте антиаскетичен, полон веры в силы человека, который сам ответственен за свое благо.


Человеческая природа, телесность, естественные чувства впервые после тысячелетней аскетической традиции осознаются не как носители греховности, а как высшая ценность и подлинная реальность. Поется восхищенный гимн женщине и земным радостям человека. По сути дела, состоялась реабилитация чувственности как своеобразного разума эпохи.


Но в моменты наивысшего духовного напряжения он навсегда подчиняет свое сердце и разум силе божественной любви, которая движет самим мирозданьем:


Здесь изнемог высокий духа взлет;
Но страсть и волю мне уже стремила
Как если колесу дан ровный ход,
Любовь, что движет солнце и светила.


В период Возрождения любовное чувство было доминирующей страстью человеческого сердца. Это высокое чувство основано на безусловном уважении личности женщины, о чем свидетельствует отношение Данте к Беатриче, Петрарки — к Лауре, Боккаччо — к Фьяманте, выраженное в блестящей литературной форме.


Ранние гуманисты итальянского Возрождения Франческо Петрарка (1304–1374), Дж. Боккаччо (1313–1375), Лоренцо Валла (1407–1457), Джованни Пико делла Мирандола (1463–1494) открыто провозглашают человека высшей ценностью, его личность — свободной и независимой. Не средневековый аскет, а гармонически развитая, полная сил личность, сочетающая богатство чувств, интеллекта и физического совершенства, становится идеалом новой эпохи.


Формулируется и утверждается духовная оппозиция сословной иерархии, родовому аристократизму и феодальному эгоизму. Так, Петрарка считал, что кровь, —— всегда одного цвета. Но если одна светлее другой, это создает не благородство, а телесное здоровье. Истинно благородный человек не рождается с великой душой, но сам себя делает таковым великолепными своими делами… Гораздо похвальнее начинать знатный род, чем найти его начатым другим. Достоинство не утрачивается от низкого происхождения человека.




Философия. Учебник

Настоящий учебник предназначен для студентов технических и экономических специальностей. В доступной форме дается систематизированное изложение философии в структурной целостности ее истории и теории. Проблемное поле и ценностные ориентации философского постижения мира и человека осмыслены в духе русской традиции, конкретизированы применительно к хозяйственно-экономической жизнедеятельности общества, образования и воспитания личности.<br /> Учебник написан в соответствии с требованиями общеобразовательного государственного стандарта и рассчитан на студентов, аспирантов и преподавателей.

139
Философия Ветошкин А.П., Некрасов С.И., Некрасова Н.А. Философия. Учебник

Философия Ветошкин А.П., Некрасов С.И., Некрасова Н.А. Философия. Учебник

Философия Ветошкин А.П., Некрасов С.И., Некрасова Н.А. Философия. Учебник

Настоящий учебник предназначен для студентов технических и экономических специальностей. В доступной форме дается систематизированное изложение философии в структурной целостности ее истории и теории. Проблемное поле и ценностные ориентации философского постижения мира и человека осмыслены в духе русской традиции, конкретизированы применительно к хозяйственно-экономической жизнедеятельности общества, образования и воспитания личности.<br /> Учебник написан в соответствии с требованиями общеобразовательного государственного стандарта и рассчитан на студентов, аспирантов и преподавателей.

Внимание! Авторские права на книгу "Философия. Учебник" (Ветошкин А.П., Некрасов С.И., Некрасова Н.А.) охраняются законодательством!