Философия Ветошкин А.П., Некрасов С.И., Некрасова Н.А. Философия. Учебник

Философия. Учебник

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Философия
Издательство: Проспект
Дата размещения: 13.09.2015
ISBN: 9785392199846
Язык:
Объем текста: 700 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Раздел I. Введение в философию. Глава 1. Что изучает философия?

Глава 2. Философия в жизни общества и человека

Раздел II. Исторические типы философии. Глава 3. Философия Древнего мира

Глава 4. Античная философия. Формирование древнегреческой философии

Глава 5. Средневековая философия

Глава 6. Философия эпохи Возрождения

Глава 7. Рационализм и эмпиризм философии Нового времени

Глава 8. Немецкая классическая философия

Глава 9. Неклассическая философия

Глава 10. Феномен русской философии

Раздел III. Основы теоретической философии. Бытие. Сознание. Познание. Глава 11. Философское понимание мира и человека

Глава 12. Вопросы диалектики и теории познания в философии

Раздел IV. Основы социальной философии и философии истории. Глава 13. Общество как предмет философского анализа

Глава 14. Философия экономики

Глава 15. Социальная сфера общественной жизни

Глава 16. Философия политики

Глава 17. Духовная жизнь общества и человека

Глава 18. Личность и общество

Глава 19. Человек в мире культуры и цивилизации

Глава 20. О смысле истории и жизни человека

Заключение: философия в духовном самоопределении человека



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 4.
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ. ФОРМИРОВАНИЕ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ


1. Смысл поиска архэ


2. Натурфилософия космоцентризма и атомизма. Гераклит и Демокрит


3. Бытие как бестелесная идея. Парменид. Пифагор


4. Софистика. Сократовский поворот в философии


5. Философия Платона


6. Универсализм философии Аристотеля


7. Эллинистическо-римская философия. Эпикурейство. Кинизм. Стоицизм. Скептицизм. Эклектицизм. Неоплатонизм


1. Формирование древнегреческой философии. Смысл поиска архэ


Греция, Эллада — эти названия известны во всем мире как синонимы слов православие, искусство, культура, философия, демократия, олимпийские игры. История Греции измеряется тысячелетиями. Греки внесли большой вклад в развитие мировой культуры и науки. Гомер — автор известнейших произведений «Илиада» и «Одиссея». Русскому читателю они известны по замечательным переводам В. А. Жуковского и П. П. Гнедича. Геродот считается признанным отцом истории. Эсхил, Софокл, Еврипид — авторы знаменитых трагедий. И, конечно, славу греческой и мировой философии представляют выдающиеся мыслители Аристотель, Демокрит, Сократ, Платон и многие другие философы.


Греция — это страна, ставшая опорой для распространения православной веры, в том числе и в России. На территории современной Греции расположена единственная в мире монашеская республика — святая гора Афон, где действуют 20 монастырей и служат 1700 монахов.


Древнюю Грецию справедливо называют колыбелью современной европейской философии и культуры. Античная философия зародилась на Ионийском побережье Малой Азии в греческих городах-колониях Милете и Эфесе. Другим важным центром философской мысли стала древнегреческая философская школа в городе Элея (Южная Италия). По остроумному замечанию Цицерона (106–43 гг. до н. э.), римского философа поздней античности, греки расселились по берегам Средиземного моря, как любопытные лягушки возле пруда. И действительно, греки активно осваивали не только акваторию, но и все побережье Средиземного моря, которое они считали своим внутренним морем. Походы за золотым руном в Колхиду, основание многочисленных греческих колоний — полисов (городов-государств), война за Трою, проникновение в Северное Причерноморье и утверждением там собственных поселений (Ольвия — нынешняя Одесса, Херсонес — возле современного Севастополя), установление торгово-хозяйственных и культурных связей с многочисленными народами Древнего мира — таков далеко не полный диапазон исторических деяний греков в их героический период.


Античная философия охватывает собой последовательно развивающуюся философскую мысль в период свыше тысячи лет — с конца VII в. до н. э. и вплоть до VI в. н. э. История донесла до нас свыше четырехсот имен греческих и римских античных философов, начиная с семи первых мудрецов (Фалеса, Солона, Клеандра, Клобула, Хилона, Бианта, Питтака) и завершая последним философом античности и первым философом Средневековья — Северином Боэцием (480–524).


Выдающейся заслугой первых античных мыслителей является то, что центр тяжести своих философских размышлений они переносят с внешней стороны явлений на внутреннюю, сущностную. Речь идет о рациональном постижении субстанционального начала бытия, поиске первоначала (архэ) как источника порождения всех явлений и вещей мира. Формулируются и обосновываются проницательные идеи о всепроникающем, всеобщем единстве и взаимосвязи различных явлений бесконечно многообразного мира.


Поиск абсолютного начала, лежащего в основе всех вещей, приводил философов к различным выводам. Одни из них пытались обосновать первосущность в чем-либо материальном, определенно-телесном и чувственно воспринимаемом. Другие видели первоначало в духовно-идеальном, психическом, воспринимаемом лишь духом и разумом человека. Но и те и другие прокладывали путь к естественному объяснению природы.


На рациональном языке логики и логического анализа выяснялась основа бытия мира и человека, вскрывались причинно-следственные связи. Логос бросает вызов мифу как основному способу миропонимания. Возрастает сила обобщающего и аналитического мышления, возникают понятия и категории собственно философии как науки.


2. Натурфилософия космоцентризма и атомизма. Гераклит и Демокрит


На Ионийском побережье в городе Милете сформировалась философская школа, к которой принадлежали Фалес (ок. 625–547 гг. до н. э.), Анаксимандр (ок. 610–547 гг. до н. э.), Анаксимен (ок. 585 — ок. 525 гг. до н. э.). К ним следует отнести и Гераклита из Эфеса (ок. 520–460 гг. до н. э.). Ранних греческих философов называют фисиологами, поскольку главный предмет их размышлений — природа (по-гречески — «фюсис»), а философия мыслится как учение о причинах и началах всего сущего. Для античной философии изначально характерными чертами являются объективизм и онтологизм (понятие «онтология» означает учение о бытии).


Поиск и обоснование первоначала (по-гречески — архэ), являющегося единой основой всего многообразия мира, носителем всех изменений и превращений, особенно занимал первых философов. Так, Фалес высказал идею о том, что все происходит из воды и в воду же превращается. Анаксимен полагал первоначалом всего воздух, путем сгущения и разрежения которого образуются конкретные вещи. «Беспредельный» воздух Анаксимена — источник дыхания и всей жизни. Преемник Фалеса Анаксимандр первоначало всего сущего усматривал не в каком-либо конкретном веществе, а в первовеществе — апейроне (что означает беспредельное). Подобно древневосточным мыслителям античные философы в качестве основных элементов, составляющих первооснову мира, брали землю, воду, огонь, воздух. Сочетание этих стихий движущими силами притяжения и отталкивания дает начало развитию и состоянию конкретных вещей, явлений и процессов.


Эмпедокл (ок. 490–430 гг. до н. э.) считал, что эти природные стихии образуют корни вещей, они заполняют все пространство, находятся в постоянном движении, перемещаясь, смешиваясь и разъединяясь. Они неизменны и вечны. Источником развития в природе, соединения и разделения элементов служат не сами корни, а движущие силы мироздания, которые представлены противоборствующими сторонами — любовью и враждой. Если в циклическом возобновлении господствует любовь, то преобладают силы притяжения, единства, уподобления. Вражда приводит к отталкиванию, разъединению элементов и проявлению их качественного своеобразия. Преобладание сил любви или сил вражды определяет различные циклические стадии мирового процесса. В мире существует не одновременное, а последовательно повторяющееся единство и множество различных элементов и их состояний. Подобные идеи несколько раньше были высказаны Анаксагором из Клазомены в Малой Азии (ок. 500–428 гг. до н. э.). Он признавал бесконечное качественное многообразие бесконечно делимых первичных элементов материи. Это как бы семена вещей, из различных сочетаний которых и образуются все существующие вещи. Движущей силой соединения и разделения этих семян, элементарных частиц он считал нус (ум), как легчайшее и тончайшее вещество. Но ум следует интерпретировать и как духовную силу, определяющую основу мировой упорядоченности.


Выдающимся философом античного мира является Гераклит (ок. 544–460). Он славился глубокомыслием и загадочностью изложения, за что получил прозвище Темный. Гераклит считал первоначалом всего сущего, первовеществом природы вечно живой огонь, из которого произошел мир в целом, отдельные вещи и даже души. Согласно Гераклиту, истина или мудрость совпадает с логосом как неким вселенским порядком и необходимостью, в соответствии с которыми осуществляется циклический мировой процесс. В его сочинении «О природе», дошедшем до нас лишь в отрывках, можно прочесть: Этот космос, один и тот же для всего существующего, не создал никакой Бог и никакой человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим. С его именем связано введение в философский оборот такого основополагающего понятия, как мера, выступающая собственно внутренней границей любой вещи или процесса.


Его понимание сложнейшей философской категории становление, выражающей спонтанную изменчивость вещей и явлений, их непрерывный переход и превращение в другое, отчеканено такими известными каждому словами: «Все течет, все изменяется», «в одну и ту же реку нельзя войти дважды». Однако Гераклит понимает, что текущая река «изменяясь, покоится». Он не допускает разрыва и абсолютизации состояний покоя и изменчивости, а рассматривает их в единстве и процессе перехода из одного состояния в другое через борьбу противоположностей.


В жизни природы, тем более в человеческой жизни, эта борьба выступает вечным законом, «всеобщим логосом». Она всеобща, «отец всего, царь всего». Тем самым к Гераклиту восходит разработка многих содержательных аспектов диалектики как учения о всеобщей связи, изменении и развитии.


Процесс познания, по Гераклиту, идет через ощущения. Однако только мышление ведет к мудрости, так как свет разума проникает в тайники, скрытые от восприятия чувствами.


Атомистическая трактовка бытия. Вершиной древнегреческой натурфилософии явился атомизм Демокрита (ок. 460–370 гг. до н. э.). По мнению Маркса, он был «первым энциклопедическим умом среди греков». Диоген Лаэрций (первая половина III в. н. э.) называет семьдесят его сочинений. В них были освещены вопросы философии, логики, математики, космологии, физики, биологии, общественной жизни, психологии, этики, педагогики, искусства, техники и др. Аристотель полагал, что, вообще, кроме поверхностных изысканий, никто ничего не установил, исключая Демокрита. Что же касается его, то получается такое впечатление, что он предусмотрел все, да и в методе вычислений он выгодно отличается от других. Демокрит исходит из способности выяснения причин явлений. Ему принадлежит высказывание, что одно причинное объяснение он предпочитает обладанию персидским престолом. Его прозвали «смеющимся философом», ибо со слов римского философа Сенеки этот смех был вызван несерьезностью всего того, что люди делают вполне серьезно.


Вводной частью философской системы Демокрита была «Каноника». В ней сформулированы и обоснованы принципы атомизма (от греч. «неделимый»). Затем следовала физика (природа) как наука о различных проявлениях бытия. Из них следовала этика, которая строилась как порождение физики. Демокрит устанавливает различие между «подлинно сущим» и тем, что существует только в «общем мнении». Таким водоразделом является различение «знаний по мнению», являющихся уделом многих людей, и «знаний по истине», добытых методом причинного объяснения и достающихся только серьезным людям. Подлинно сущим Демокрит считает лишь атомы и пустоту. Атомы — это неделимые частицы. Они соединяются между собой и образуют вещи. Атомы различаются формой, порядком и положением, они едины, неделимы, неизменны и неуничтожимы. Как подлинно сущее, пустота (небытие) есть такая же реальность, как атомы (бытие). «Великая пустота» безгранична и заключает в себе все существующее. Без нее не было бы возможности перемещения, уплотнения и сгущения. Атомам самим по себе свойственно непрестанное движение. Его разнообразие определяется бесконечным разнообразием форм и множеством атомов. Демокрит признает вечность мира во времени и бесконечность его в пространстве.


Вслед за своими великими предшественниками Демокрит полагал, что ничто не возникает из ничего. Одновременно он утверждает, что ничто не возникает без причины. Для него не существует случайности. Все необходимо в силу определенных причин. Демокрита можно считать первым последовательным детерминистом. Согласно детерминизму (от лат. «определять»), все происходящее в мире определяется какими-то причинами. В теории познания Демокрит отдает приоритет чувствам. Духовные явления он объясняет исходя из своей атомистической позиции. Душа состоит из атомов наиболее подвижных, шарообразных, из которых, кстати, состоит и огонь.


Он выдвинул теорию истечения для объяснения восприятия окружающих нас предметов внешнего мира. Из самих предметов истекают так называемые образы, как бы подобия этих предметов. Подлинной формой познания является лишь разум, рассуждение, с их помощью можно постигнуть то, что находится на до вещественном, до чувственном уровне бытия.


Этика Демокрита основана на принципе индивидуализма, достижении доброй мысли: Человек добродетельной (благочестивой) мысли стремится к справедливым и законным действиям, во бдении и во сне весел, здрав и спокоен.


Главным средством этического воспитания он считал убеждение. Идеи Демокрита развивали философы более поздней античности — Эпикур (341–270 гг. до н. э.), Лукреций Кар (ок. 99–55 гг. до н. э.) — римский поэт и философ-материалист. Атомистическая теория не теряет своей актуальности и на пороге XXI в.


3. Бытие как бестелесная идея. Парменид. Пифагор


Элейская философская школа (VI–V вв. до н. э.) сформировалась в Южной Италии. К элеатам относят Ксенофана (ок. 656–478 гг. до н. э.), Парменида (ок. 540–470 гг. до н. э.), Зенона (ок. 490–430 гг. до н. э.). Элейская школа примечательна тем, что ее представителями активно и творчески разрабатывался иной подход к философствованию. В его основе лежит первопринцип духовного, идеального начала и метафизическое, умопостигаемое понимание окружающего мира, природы и космоса в целом. В отличие от Гераклита с его акцентацией изменчивости и одновременного существования двух противоположностей и их взаимопереходе, Парменид дает другую трактовку бытия. Его философская аргументация заключается в следующем. Если следовать не показаниям ощущений и не путем мнений, а логическим, рациональным путем истины, то основой мира оказывается бытие. Поиск предельно общего, что присуще всему и вся в мироздании, приводит к заключению, что им оказывается само существование. Первая посылка всего, чем бы оно ни было, — существование, наличествование, бытийствование. Имеются различные системы миропонимания: есть только бытие, небытия нет; существует не только бытие, но и небытие; бытие и небытие тождественны.




Философия. Учебник

Настоящий учебник предназначен для студентов технических и экономических специальностей. В доступной форме дается систематизированное изложение философии в структурной целостности ее истории и теории. Проблемное поле и ценностные ориентации философского постижения мира и человека осмыслены в духе русской традиции, конкретизированы применительно к хозяйственно-экономической жизнедеятельности общества, образования и воспитания личности.<br /> Учебник написан в соответствии с требованиями общеобразовательного государственного стандарта и рассчитан на студентов, аспирантов и преподавателей.

139
Философия Ветошкин А.П., Некрасов С.И., Некрасова Н.А. Философия. Учебник

Философия Ветошкин А.П., Некрасов С.И., Некрасова Н.А. Философия. Учебник

Философия Ветошкин А.П., Некрасов С.И., Некрасова Н.А. Философия. Учебник

Настоящий учебник предназначен для студентов технических и экономических специальностей. В доступной форме дается систематизированное изложение философии в структурной целостности ее истории и теории. Проблемное поле и ценностные ориентации философского постижения мира и человека осмыслены в духе русской традиции, конкретизированы применительно к хозяйственно-экономической жизнедеятельности общества, образования и воспитания личности.<br /> Учебник написан в соответствии с требованиями общеобразовательного государственного стандарта и рассчитан на студентов, аспирантов и преподавателей.

Внимание! Авторские права на книгу "Философия. Учебник" (Ветошкин А.П., Некрасов С.И., Некрасова Н.А.) охраняются законодательством!