Философия Ветошкин А.П., Некрасов С.И., Некрасова Н.А. Философия. Учебник

Философия. Учебник

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Философия
Издательство: Проспект
Дата размещения: 13.09.2015
ISBN: 9785392199846
Язык:
Объем текста: 700 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Раздел I. Введение в философию. Глава 1. Что изучает философия?

Глава 2. Философия в жизни общества и человека

Раздел II. Исторические типы философии. Глава 3. Философия Древнего мира

Глава 4. Античная философия. Формирование древнегреческой философии

Глава 5. Средневековая философия

Глава 6. Философия эпохи Возрождения

Глава 7. Рационализм и эмпиризм философии Нового времени

Глава 8. Немецкая классическая философия

Глава 9. Неклассическая философия

Глава 10. Феномен русской философии

Раздел III. Основы теоретической философии. Бытие. Сознание. Познание. Глава 11. Философское понимание мира и человека

Глава 12. Вопросы диалектики и теории познания в философии

Раздел IV. Основы социальной философии и философии истории. Глава 13. Общество как предмет философского анализа

Глава 14. Философия экономики

Глава 15. Социальная сфера общественной жизни

Глава 16. Философия политики

Глава 17. Духовная жизнь общества и человека

Глава 18. Личность и общество

Глава 19. Человек в мире культуры и цивилизации

Глава 20. О смысле истории и жизни человека

Заключение: философия в духовном самоопределении человека



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 18.
ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО


1. Социально-философское понимание личности


2. Ценностная основа самоопределения личности


3. Проблема субъектности, отчуждения и свободы человека


4. Социализация, образование и воспитание личности


1. Социально-философское понимание личности


Вопрос о соотношении личности и общества может быть решен путем осмысления их диалектического взаимодействия. На формирование и становление личности человека решающее воздействие оказывают сложившиеся общественные отношения и условия социальной жизни. Отсюда и вывод о том, что невозможно жить в обществе и быть свободным от него. В этом убеждает не только повседневная жизнь каждого человека, но и экстраординарные обстоятельства людей, ставших Маугли или Робинзонами ввиду драматических обстоятельств. Известны случаи добровольного отшельничества и т. п. Но и на них лежит печать общества, его устоев и принципов, дух определенной культуры и своего времени. Человек — существо общественное, поэтому и все проявления его жизни так или иначе происходят под воздействием и в связи с обществом. Личность — есть индивидуализированное бытие общественных свойств человека.


Само общество состоит из конкретных людей, из различных индивидов. Каждый из них обладает своим неповторимым духовным миром, социальным обликом, волей и представлениями. На основе своих глубинных потребностей, интересов и конкретных побуждений люди совершают поступки и действия, вступают в разнообразные связи и взаимоотношения. Так образуется, поддерживается и постоянно возобновляется социальная ткань общественной жизни, вершится человеческая история.


Личность в своей целостности и уникальности является органической и автономно реализующейся системой с неповторимой комбинацией разнообразных элементов общественных отношений и ценностей.


Личность и общество невозможно разорвать и абсолютно противопоставить друг другу. Они предстают как взаимосвязанные, взаимообусловленные и взаимодополняемые сферы человеческого бытия. Становление человека как личности происходит в обществе, в определенных социальных условиях макросреды и непосредственной микросреды его жизнедеятельности. В широком социально-историческом плане нельзя разорвать и противопоставлять личность и общество. Это не изолированные, не разновременные и не параллельные процессы, а одновременный и взаимообусловленный антропо-био-социо-психо-генез человеческого становления. Нельзя не согласиться с глубоким замечанием Маркса о том, что сущность особой личности составляет не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная физическая природа, а ее социальное качество.


Глубокую диалектическую трактовку личности и общества в историческом процессе дает В. С. Соловьев в статье «Личность», подготовленной для словаря Брокгауза и Эфрона.


Личность, по Соловьеву, имеет в принципе безусловное достоинство, на чем основаны ее неотъемлемые права, все более и более за нею признаваемые по мере исторического прогресса. Бесконечное содержание, потенциально заключающееся в личности, действительно осуществляется в обществе, которое есть расширенная или восполненная личность, так же как личность есть сосредоточенное или сжатое общество. Личность в истории есть начало движения (динамический элемент), тогда как данная общественная среда представляет консервативную (статическую) сторону человеческой жизни. Когда личность чувствует данное общественное состояние в его консерватизме как внешнее ограничение своих положительных стремлений, тогда она становится носительницею высшего общественного сознания, которое рано или поздно упраздняет данные ограничения и воплощается в новых формах жизни, более ему соответствующих.


Что такое личность? Каждый ли человек является таковой? Правомерна ли постановка вопроса о том, существует или не существует личность вообще? Такой вопрос аналогичен вопросам о существовании человека вообще, общества вообще и других более абстрактных вопросов типа «материи вообще». Тем более что в реальной жизни мы чаще, нагляднее и предметнее оперируем конкретными понятиями. Мы говорим «студент», «рабочий», «врач», «предприниматель», «гражданин» и т. д. Но редко кто скажет: «Я — человеческая личность».


Из множества подходов к определению личности наиболее распространенными стали нормативный и социологический подходы. Нормативный подход к личности заключается в ее определении с позиций подбора положительных ценностей, характеристик и черт. Личность определяется здесь через общее родовое понятие «человек» и характеризуется через такие основные признаки, как социальность, сознательность, деятельность, активность, нравственность, чувства, эмоции и т. д. В качестве отличительных принципов при этом называются самостоятельность мысли, т. е. не наличие вообще сознания, разума, а именно самостоятельность (!) мысли, определенность оценок и взглядов, оригинальность чувств, сила воли, внутренняя собранность, страстность, умение управлять собой и властвовать над своими чувствами и страстями. Перечень таких положительных качеств можно продолжать до бесконечности. Нормативность рассматривается в положительном и созидательном ключе, которым личность открывается только в таком человеке, который обладает самосознанием и четким мировоззрением, пониманием своих социальных функций, своего места в мире, осмыслением себя в качестве субъекта исторического творчества, своих прав и обязанностей, эстетических и этических норм познания и преобразования мира. В данном ракурсе речь идет уже об оценке и характеристике уровня развития индивидуальности, особенностях личности, степени приближения к определенному образцу и идеалу.


Если же говорить о личности, ее понимании в строгом социально-философском смысле, то это понятие неправомерно связывать только с положительными чертами и устремлениями. Есть немало людей, которым трудно ответить на вопросы, имеются ли у них самостоятельность мысли, определенность оценок, сила воли, осмысление себя в качестве субъекта исторического творчества, каково их личностное отношение к обществу, человеку и т. п.


Социологический подход к личности основан на выявлении социально-ролевой, функциональной и статусной определенности личности. Понятие личности всегда наполнено социальным смыслом, оно отвечает императивам гуманизма (человечности) и демократизма. Под социальным углом зрения личность рассматривается как ядро и носитель всего спектра общественных отношений. В ней, как в фокусе, преломляются и проявляются социальные условия макро- и микросреды жизнедеятельности людей. Личность конкретного человека всегда выступает в диалектическом взаимодействии общего, особенного и единичного. Каждый человек как личность обладает определенными социальными чертами, присущими всем людям без исключения, — способностью трудиться, мыслить и говорить, отправлять физиологические функции и т. д.


Вместе с тем каждый конкретный человек обладает и особенными чертами, общими с другими людьми, но уже только с людьми как членами данной социальной общности (группы, слоя, класса, нации, конфессии, конкретного социального окружения). И, наконец, человеку как личности свойственны свои специфические, только ему присущие черты, которые характеризуют его индивидуальность (производственная квалификация, образование, культура, семейное положение, особенности психики и т. д.).


У каждого человека есть своя индивидуальная история как социального, биологического и духовно-нравственного существа. Своя автобиография в ее полноте, которая пишется всегда набело и переписи не подлежит. Даже телесность человека выступает не только как объект собственного интереса, но в известном смысле и как социальная проблема (физическая привлекательность или уродство, смена пола, бисексуальность и т. д.). Поэтому необходим учет биологических и психологических факторов, но главным в социологическом подходе остается социальность. Она проявляется, с одной стороны, в детерминированности личности данной социальной средой, а с другой — как конкретная социальная жизнедеятельность личности.


Понятие социального статуса размежевывает научно-философское понимание личности с ролевой концепцией личности, которая сводит положение личности к ситуации актера, которому заранее предписан ход действий. В одной из своих пьес У. Шекспир писал: Весь мир — театр. В нем женщины, мужчины — все актеры. У них есть выходы, уходы. И каждый не одну играет роль. Семь действий в пьесе той. Младенец, школьник, юноша, любовник, солдат, судья, старик… Личностное, субъективное выражается здесь только в способе исполнения ролевых предписаний и форме получения соответствующих социальных экспектаций (ожидаемых результатов). Однако люди не только актеры и зрители на представлении социальной жизни. Они и режиссеры, авторы и действующие лица их собственной человеческой драмы.


Социальный статус личности, конечно, зависит во многом от материальных, социокультурных и духовных условий, созданных в обществе на различных уровнях его социальной организации. Вместе с тем, какими бы благоприятными ни были условия, от самого человека зависит, как они освоены. От самосознания, культуры, активности, желания и умения трудиться, работать как следует, волевых и нравственных начал самой личности зависит ее становление. Личностью не рождаются, ею становятся, зачастую не благодаря, а вопреки существующим обстоятельствам, путем их преодоления. Ссылкой на объективные условия нередко оправдывается пассивность, равнодушие, бездеятельность, а то и просто лень.


2. Ценностная основа самоопределения личности


Важнейшим компонентом и социокультурным регулятором устойчивого и целенаправленного развития личности и общества выступает ценностно-нормативная система. Совокупность сложившихся и устоявшихся ценностей образует своего рода духовно-нравственную ось внутреннего мира личности и является признаком зрелости, социального здоровья общества, его состояния и самой будущности. Что есть благо (добро)? — вот основной вопрос общей теории ценностей, поставленный мудрым Сократом в пору кризиса афинской демократии.


Философское учение о природе ценностей, их месте и роли в общей структуре бытия мира и человека, об иерархии ценностных ориентаций в их соотнесенности с реальными коллизиями жизни человека и общества составляет предмет и проблематику аксиологии.


На пороге XXI в. происходит глубокая ломка и переоценка ценностей. И главное состоит в том, на каких ценностях зиждется человеческое самостояние и жизнь общества. Американский футуролог А. Тоффлер в предисловии к своей книге «Ценности и будущее» справедливо отмечает, что перед человечеством сегодня открыты богатые и разнообразные возможности дальнейшего развития. Но какое будущее оно выберет, будет зависеть, в частности и в конечном счете, от ценностей, которые определят процесс принятия им решений.


Ценности следует рассматривать как объектно-субъектный социокультурный феномен. Сами по себе вещи, предметы, события и явления в их безотносительности к человеку, к жизни социума не имеют ценностного измерения. Они обретают его в оценках, нормах, ценностных установках и ориентациях, в позициях значимости, полезности, пригодности, практичности того, что нас трогает, привлекает, волнует. Однако не всякая значимость может быть отнесена в разряд ценностей (допустим, болезнь, несчастный случай, те или иные природные и социальные катаклизмы). То, что играет отрицательную роль в жизни общества и человека, следует интерпретировать как отрицательные значимости.


Перед человеком открыто безбрежное богатство ценностей, созданное всемирной и отечественной историей, а также несметные ценности природы. Но все же первейшей и безусловной ценностью, целью и самоцелью общественного бытия выступает сам человек. Классификация ценностного мира может быть проведена по содержательно предметному основанию и включать в себя материально-экономические, социальные и духовные ценности.


Материальные блага выступают при этом в качестве лишь средства приближения к подлинным ценностям — счастью человека, его душевному покою и свободной воле, добру и справедливости. И в этом плане следует различать утилитарные и витальные ценности жизнеобеспечения (в одежде, пище, жилище и т. п.) и ценности духовно-нравственного порядка, определяющие перспективы, конечные цели, идеалы и смысл самой жизни. По своей субъектной характеристике ценности могут быть личностно-индивидуальными и надындивидуальными (групповыми, семейными, сословными, общенародными, общечеловеческими).


Ценности формируются в результате осознания социальным субъектов своих потребностей, их соотнесении с предметами окружающего мира. Они реализуются в актах оценки. В систему ценностей социального субъекта входят:


– смысложизненные (представления о добре и зле, счастье, цели и смысле жизни);


– универсальные (жизнь, здоровье, личная безопасность, благосостояние, семья, родственники, образование, квалификация, правопорядок);


– общественного признания (трудолюбие, социальное положение, престиж);


– межличностного общения (честность, бескорыстие, доброжелательность);


– демократические (свобода слова, совести, деятельности партий, национальный суверенитет).


Ценностное отношение выступает необходимым компонентом в формировании ценностной ориентации, деятельности и отношений, которые выражаются в ценностной установке. Ценностная установка является своеобразной предваряющей программой деятельности и общения, связанной с возможностью выбора вариантов поведения. Ценностные установки вырабатываются обществом в процессе общественно-исторической деятельности и передаются индивидам и последующим поколениям в процессе социализации, обучения, воспитания.


Ценностные установки ориентируют человека в социальной действительности, направляют и стимулируют его деятельность. Осознание индивидами содержания ценностных установок образует мотив деятельности. Мотив — это фактор, ведущий к превращению установок в активную деятельность. Он позволяет социальному субъекту соотносить конкретные ситуации, в которых он действует, с системой ценностей, которыми он руководствуется.


Ближайший побудительный мотив человеческой деятельности, определяющий способ и характер последней, выступает в качестве цели. Цель деятельности как идеальный прообраз будущего формируется на основе интересов социального субъекта. Она выражает основание, решимость усовершенствовать или переделать окружающий мир, приспособить его к своим потребностям. Правомерно говорить о ближайших и дальнейших целях. В целом же по шкале социального времени цели могут быть рассмотрены как ближайшие, долгосрочные, перспективные, конечные и другие. Конечная цель является самоцелью всей деятельности субъекта, пронизывает эту деятельность во всей ее полноте и сводит все остальные цели к роли средств ее достижения. Субъект видит в достижении конечной цели смысл своей деятельности, а иногда и всей жизни.


Для выделения конечных целей из многообразия целей употребляется понятие «идеал». Он принадлежит к формам опережающего отражения действительности. Сама возможность возникновения идеала содержится в целеполагающей способности человеческого сознания. Отдельный человек, социальная группа, общество в целом, прежде чем что-то создать, вырабатывают в своем сознании модель будущего объекта, определенную цель, достижению которой подчиняют всю свою деятельность. С одной стороны, идеал можно рассматривать как отражение наиболее существенных и значимых сторон общественной практики определенных социальных групп, классов, отражение коренных тенденций, закономерностей и возможностей, а с другой — как главную оценочную категорию, определяющую сознательные стимулы, доминирующий мотив. Идеал выступает образцом, прообразом, понятием и приятием совершенства, высшей целью стремлений, мышления, чувств и деятельности человека.


Ценностное отношение фиксируется в виде социальной нормы. В определенном смысле социальную норму следует рассматривать как следствие устойчивой, повторяющейся оценки. Нормы являются тем средством, определенной ступенью, которая сближает ценностно-значимое, необходимое, должное с жизнью, с практикой человека. В них в большей мере, чем в ценностях, присутствует приказной момент, требование поступить определенным образом. Одной из важнейших особенностей воздействия социальных норм на деятельность и общественные отношения состоит в том, что их исполнение и предписание обеспечивается различными формами принуждения, начиная от общественного мнения и кончая государственными институтами.




Философия. Учебник

Настоящий учебник предназначен для студентов технических и экономических специальностей. В доступной форме дается систематизированное изложение философии в структурной целостности ее истории и теории. Проблемное поле и ценностные ориентации философского постижения мира и человека осмыслены в духе русской традиции, конкретизированы применительно к хозяйственно-экономической жизнедеятельности общества, образования и воспитания личности.<br /> Учебник написан в соответствии с требованиями общеобразовательного государственного стандарта и рассчитан на студентов, аспирантов и преподавателей.

139
Философия Ветошкин А.П., Некрасов С.И., Некрасова Н.А. Философия. Учебник

Философия Ветошкин А.П., Некрасов С.И., Некрасова Н.А. Философия. Учебник

Философия Ветошкин А.П., Некрасов С.И., Некрасова Н.А. Философия. Учебник

Настоящий учебник предназначен для студентов технических и экономических специальностей. В доступной форме дается систематизированное изложение философии в структурной целостности ее истории и теории. Проблемное поле и ценностные ориентации философского постижения мира и человека осмыслены в духе русской традиции, конкретизированы применительно к хозяйственно-экономической жизнедеятельности общества, образования и воспитания личности.<br /> Учебник написан в соответствии с требованиями общеобразовательного государственного стандарта и рассчитан на студентов, аспирантов и преподавателей.

Внимание! Авторские права на книгу "Философия. Учебник" (Ветошкин А.П., Некрасов С.И., Некрасова Н.А.) охраняются законодательством!