Философия Ветошкин А.П., Некрасов С.И., Некрасова Н.А. Философия. Учебник

Философия. Учебник

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Философия
Издательство: Проспект
Дата размещения: 13.09.2015
ISBN: 9785392199846
Язык:
Объем текста: 700 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Раздел I. Введение в философию. Глава 1. Что изучает философия?

Глава 2. Философия в жизни общества и человека

Раздел II. Исторические типы философии. Глава 3. Философия Древнего мира

Глава 4. Античная философия. Формирование древнегреческой философии

Глава 5. Средневековая философия

Глава 6. Философия эпохи Возрождения

Глава 7. Рационализм и эмпиризм философии Нового времени

Глава 8. Немецкая классическая философия

Глава 9. Неклассическая философия

Глава 10. Феномен русской философии

Раздел III. Основы теоретической философии. Бытие. Сознание. Познание. Глава 11. Философское понимание мира и человека

Глава 12. Вопросы диалектики и теории познания в философии

Раздел IV. Основы социальной философии и философии истории. Глава 13. Общество как предмет философского анализа

Глава 14. Философия экономики

Глава 15. Социальная сфера общественной жизни

Глава 16. Философия политики

Глава 17. Духовная жизнь общества и человека

Глава 18. Личность и общество

Глава 19. Человек в мире культуры и цивилизации

Глава 20. О смысле истории и жизни человека

Заключение: философия в духовном самоопределении человека



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 7.
РАЦИОНАЛИЗМ И ЭМПИРИЗМ ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ


1. Философский, научный и социальный запрос Нового времени


2. Онтологизм индуктивной гносеологии Ф. Бэкона


3. Сенсуализм и эмпиризм в познании субстанциональной основы мира


4. Рационализм Рене Декарта: метафизика и метод


5. Философия государства и человека Т. Гоббса


6. Учение о субстанции в философии Спинозы


7. Сенсуализм Локка. Скептицизм Беркли. Агностицизм Юма


8. Социально-философские воззрения эпохи Просвещения


1. Философский, научный и социальный запрос Нового времени


Непросто, да и нецелесообразно искать четкую границу между философией Возрождения и философией Нового времени. Социально-экономические и духовно-идеологические изменения принципиального характера знаменуют собой новую эпоху в общественном развитии, характеризуются появлением новых философских систем — рационализма и эмпиризма. Параллельно и одновременно с ними в Италии и во многих европейских государствах продолжали волновать умы людей идеи завершающегося Ренессанса. В центре внимания философии Нового времени оказались проблемы познания, поиска и обоснования самого метода познания, непосредственно обращенного к анализу реального мира и практической жизни людей, их производственно-экономической деятельности. Новые философские подходы были обусловлены потребностями и социальными запросами, изменившимися умонастроениями и духовной атмосферой общественной жизни.


Рационализм и эмпиризм, индивидуализм, новое понимание свободы вырастали из кризиса и процесса разложения феодальных отношений и сословных разграничений. Рушились основы крепостнической зависимости крестьянина от помещика, отвергались вековые сословные привилегии родового меньшинства.


Кризис не просто углублялся, но все больше приобретал необратимый характер. Дальнейшее развитие мануфактурного производства, построенного на основе разделения труда и кооперации производственных процессов, неуклонно вело к росту производительности общественного труда. Их обобщающим социальным итогом явилось формирование так называемого третьего сословия. Его основу составил новый общественный класс — буржуазия.


Новое время является в экономическом отношении эпохой первоначального накопления капитала. А в политическом плане оно характеризуется первыми крупными самостоятельными выступлениями во многом еще не созревших новых общественных классов, к которым следует в первую очередь отнести как буржуазию, так и предшественников современных рабочих.


В международно-политическом плане взаимоотношения европейских государств в новую эпоху знаменуются смещением центра экономического и социального развития в Англию. Она становится промышленной мастерской мира и владычицей морей. Разгром так называемой «Великой Армады» (почти тысячи судов, направленных Испанией против Англии в 1588 г.) означал поражение могущественной тогда Испании и постепенное возвышение Англии. Следствием этого стала первая буржуазная революция в Нидерландах в последней трети XVI столетия — начале XVII в., вылившаяся в национально-освободительную борьбу за свою независимость от испанской короны. Затем последовала английская буржуазная революция 1640–1688 гг. И, наконец, самая решительная в своей социально-политической последовательности Французская буржуазная революция 1789 г., сокрушившая основы феодально-монархического абсолютизма во Франции и всколыхнувшая впоследствии всю Европу.


Однако следует подчеркнуть, что политическим и социально-экономическим переворотам в общественной жизни, предшествуя и предваряя их, способствовали «революции в головах» самих людей. Отторжение феодальных отношений и соответствующего им средневекового религиозно-философского мышления сопровождалось активным формированием нового способа и нового содержания философствования.


Необходимость новых знаний и методов их открытия усиленно диктовалась потребностями и интересами в сфере экономики, политики, военного дела, мореплавания и торговли. Шло интенсивное завоевание и освоение земель Нового света. Характер и масштаб новых потребностей можно проиллюстрировать одним выразительным примером. Чтобы снарядить в плавание один лишь корабль, требовалось 10 тыс. м2 парусной ткани. А сколько нужно было овец, чтобы выработать такой объем шерсти? Как тут не вспомнить пророческие слова великого английского социалиста-утописта Томаса Мора: Овцы поели людей.


С эпохи Возрождения начинается, а в Новое время особенно усиливается процесс десакрализации (отрицание священного) и секуляризации (вытеснение религии) в различных сферах общественной жизни и самого человеческого существования. Происходит вытеснение религии и ослабление церкви в их влиянии на государство, науку, культуру и образование.


С Просвещения, являющегося не самостоятельным периодом, а завершающим этапом Нового времени, светскость становится доминирующей чертой общественного сознания. Религия и церковь подвергаются беспощадной критике и атеистическому отрицанию, а схоластическая философия считается уже реликтом ушедшей эпохи. Она исчерпала свои эвристические возможности, и потому требовались новый философский подход и новый способ мышления, основанные на науке и на положительных знаниях, полученных рациональным и опытным методом.


Рационализм и практицизм задали исходные параметры всему общественному сознанию и познанию, в том числе и современному экономическому сознанию, хозяйственному мышлению и самой экономической науке. Для хозяйственного духа раннего капитализма характерным становится меркантилизм, оформившийся, по сути дела, в первое самостоятельное экономическое учение, выражавшее экономическую политику и интересы нарождающейся буржуазии. Его сущность заключалась в определении и выработке законодательства по регулированию сферы обращения в первую очередь денежного хозяйства и внешней торговли.


Важнейшим фактором изменения общественного сознания становится впервые наука в ее подлинном смысле и назначении. Зачатки научных знаний с глубокой древности сопровождали человечество в его поступательном развитии. Но только с Нового времени наука оформляется и функционирует как особый социально-профессиональный институт, создаются организованные общности ученых по воспроизводству научных знаний. Особого расцвета вXVI–XVII вв. достигли экспериментально-математическое естествознание и механика. Их законы давали представление о строгой механической обусловленности всех физических и природных (и, казалось, даже социальных) явлений. Достаточно сослаться на открытия Исаака Ньютона (1643–1727) и глубокое математическое обоснование им механической причинности, классических законов механики.


Другие науки — химия, биология и тем более социальные науки — еще находились в зародышевом состоянии. Математика и механика оказались на переднем фланге науки, а их методы наиболее разработанными и результативными в познании физического мира. В законах движения и развития, понятых с механистических позиций и осмысленных метафизически, виделся ключ к тайнам всего мироздания. Мир в целом представлялся грандиозной машиной, тем более его отдельные части, будь то камень, растение, животное и даже сам человек. Такие взгляды были характерны не только на заре рационализма, но и на его исходе — в XVIII столетии. Механизмами, машинами представлялись Вселенная, Солнечная система, если посмотреть на них глазами физика, инженера. Ведь они вращаются по своим орбитам как подшипник, когда он крутится вокруг своего центра. Машинность мира, машинность человека, машинность общества и государства буквально захватывали воображение сциентистски мыслящих философов и ученых. Даже великий Декарт считал, что человек есть своеобразная машина. А французский философ-материалист XVIII в. Ж. О. Ламетри написал специальный труд под названием «Человек — машина». Отголоски механистического, технократического подхода к человеку дают о себе знать до нашего времени. Сциентизм как упование на силу и всемогущество науки перешагнул века и распространился за пределы отдельных отраслей знания, пытаясь подчинить себе и собственно философию.


2. Онтологизм индуктивной гносеологии Ф. Бэкона


Фрэнсис Бэкон (1561–1626) — родоначальник опытной науки и экспериментального метода познания. Жил и творил в эпоху мощного экономического и культурного подъема Англии, был современником Шекспира. Выходец из знатной семьи, он уже в 12 лет поступил учиться в Кембридж. Но схоластическое обучение явно не удовлетворяло молодого мыслителя. С дипломатической миссией выезжал в Париж, что послужило ему хорошей школой политического мышления. Был избран в парламент, стал лорд-канцлером и пэром Англии. Но эти высокие должности не охладили неуемную натуру одаренного естествоиспытателя и оригинального философа.


Бэкон задался целью создания величественного проекта под названием «Великое восстановление наук». Наиболее значительное из его реализации получило название «Новый Органон» (в противоположность аристотелевскому «Органону»). И именно в нем Ф. Бэкон изложил свое учение о методе. Другая важная работа «Новая Атлантида» излагала социально-философские, социально-утопические воззрения мыслителя.


Предметом философии Бэкона становится действительность, постигаемая в чувственном познании и практическом опыте. По оценке Гегеля, Бэкон полностью отверг схоластический способ рассуждения на основе совсем отвлеченных абстракций, слепоту по отношению ко всему, что мы имеем перед глазами. Чувственно воспринимаемое явление в том виде, как с ним сталкивается образованный человек и о нем размышляет, является сущностью позиции Бэкона. Это же находится в согласии с принципом принятия конечного и мирского как такового. Сам Бэкон категорически отвергает доказательства силлогизмом-дедукцией, т. е. выводом частного знания из общего. Ибо это создает лишь неразбериху, а природа уходит из рук исследователя. По его мнению, силлогизм состоит из суждений, суждения — из слов, а слова являются лишь знаками понятий, т. е. здесь напрямую слышатся отзвуки средневекового номинализма как своеобразной предтечи естественно-научного материализма. Бэкон утверждает онтологизм своей гносеологической позиции: Именно та философия является настоящей, которая самым тщательнейшим и верным образом передает слова самого мира и сама как бы написана под его диктовку; она есть не что иное, как его подобие и отражение, она ничего не прибавляет от себя, но только повторяет произнесенное им.


Цель науки видится не в том, чтобы вещи были согласны с принципами, но сами принципы отвечали порядку вещей. Речь должна вестись не об отдельных правдоподобных отношениях и упорядочивании, но о прямом изображении и описании тел. Бэкон дает оригинальную трактовку существующим способам познания. Первый он называет путем муравья. Он, несомненно, имеет свои плюсы в науке и практике. Второй путь ему представляется в виде паука, в котором он саркастически усматривает аристотелевский, спекулятивный, схоластический и бесплодный метод: сачком понятий ухватить реальный мир. Но природа мудрее и хитрее, она выскальзывает из хитроумно расставленных ловушек. Наиболее продуктивным является путь пчелы: в нем наличествует и сбор материала, наблюдения и установление связей между явлениями, определенные обобщения, выводы и т. д.


Бэкон отвергает философию как простое созерцание и представляет ее как науку о реальном мире, основанную на опытном знании. И в этом плане он резко оппонирует схоластике, которая зиждется на препарированном аристотелизме. По его мнению, плохо то, что современное человеческое познание вытекает из того, что является общепризнанным. Как правило, постулируется, что знать истину — значит знать причину. Не является правильным то, что есть четыре причины: материя, форма, движущая причина и цель. Из них целевая причина наукам не только не способствует, но даже вредит, в частности когда речь идет о человеческом поведении. Движущая причина и материя, так как они исследуются и обычно признаются, являются причинами отдаленными, не связанными со скрытым процессом, ведущим к форме. Эти причины внешние и приобретенные, а для подлинной и действительной науки они не означают почти никакого вклада. В этом суждении Бэкона явно просматривается отрицание аристотелевского понимания видов и причин, отрицание целевой причины. Констатация взаимосвязи между материальной и движущей причиной и открытым процессом, ведущим к возникновению формы, — все это является выразительным предвестником современного подхода к пониманию проблемы причинности.


Ф. Бэкону принадлежит основательная разработка метода индукции (букв. — наведения). Под индукцией он понимает форму доказательства, которая присматривается к чувствам, стремится постичь естественный характер вещей, стремится к делам и почти с ними сливается. Но он отвергает индукцию как простое перечисление тел, свойств, признаков и т. п., так как это ведет к неопределенным заключениям и тривиальным выводам. Для Бэкона важна не простая регистрация фактов, а их переработка; классификация; анализ фактов и опыта; их различение и исключение; достоверность выводов. Бэкон руководствуется таким правилом: идти надо от природы, опыта, фактов. Тонкость природы во многом превышает тонкость наших аргументов. И потому принципы должны отвечать реальности, а никак не наоборот. Бэконовская концепция индукции выступает средством для познания формы; познание же формы образует собственно предмет метафизики (философии). Исследование же скрытых процессов, структуры, исследование движения и материальных причин — все это образует предмет самой физики. При этом подчеркивается особое значение математики: Исследование природы происходит лучше всего тогда, когда физика (природа) завершается математикой.


Свою задачу Бэкон видел в том, чтобы правильно описать природу фактов, опытов и экспериментов. В этих целях он советует составлять соответствующие таблицы с описанием единичных случаев, чтобы разум мог с ними оперировать. Так, таблица позитивных инстанций (тех или иных сущностей, их присутствия) позволит получить наглядный обзор всех случаев того иного рода, а таблица негативных инстанций (отклонений и отсутствия-наличия) — обзор случаев, в которых данное естественное свойство не присутствует; на положительные случаи даются также встречающиеся отрицательные случаи. Интерес представляет таблица степеней и сравнений, которая строится в зависимости от убывания или увеличения различных свойств и признаков в тех или иных предметах. Получается некое подобие «закона перехода количественных изменений в качественные». Свой метод индукции Бэкон иллюстрировал изучением свойств тепла.




Философия. Учебник

Настоящий учебник предназначен для студентов технических и экономических специальностей. В доступной форме дается систематизированное изложение философии в структурной целостности ее истории и теории. Проблемное поле и ценностные ориентации философского постижения мира и человека осмыслены в духе русской традиции, конкретизированы применительно к хозяйственно-экономической жизнедеятельности общества, образования и воспитания личности.<br /> Учебник написан в соответствии с требованиями общеобразовательного государственного стандарта и рассчитан на студентов, аспирантов и преподавателей.

139
Философия Ветошкин А.П., Некрасов С.И., Некрасова Н.А. Философия. Учебник

Философия Ветошкин А.П., Некрасов С.И., Некрасова Н.А. Философия. Учебник

Философия Ветошкин А.П., Некрасов С.И., Некрасова Н.А. Философия. Учебник

Настоящий учебник предназначен для студентов технических и экономических специальностей. В доступной форме дается систематизированное изложение философии в структурной целостности ее истории и теории. Проблемное поле и ценностные ориентации философского постижения мира и человека осмыслены в духе русской традиции, конкретизированы применительно к хозяйственно-экономической жизнедеятельности общества, образования и воспитания личности.<br /> Учебник написан в соответствии с требованиями общеобразовательного государственного стандарта и рассчитан на студентов, аспирантов и преподавателей.

Внимание! Авторские права на книгу "Философия. Учебник" (Ветошкин А.П., Некрасов С.И., Некрасова Н.А.) охраняются законодательством!