Философия Ветошкин А.П., Некрасов С.И., Некрасова Н.А. Философия. Учебник

Философия. Учебник

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Философия
Издательство: Проспект
Дата размещения: 13.09.2015
ISBN: 9785392199846
Язык:
Объем текста: 700 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Раздел I. Введение в философию. Глава 1. Что изучает философия?

Глава 2. Философия в жизни общества и человека

Раздел II. Исторические типы философии. Глава 3. Философия Древнего мира

Глава 4. Античная философия. Формирование древнегреческой философии

Глава 5. Средневековая философия

Глава 6. Философия эпохи Возрождения

Глава 7. Рационализм и эмпиризм философии Нового времени

Глава 8. Немецкая классическая философия

Глава 9. Неклассическая философия

Глава 10. Феномен русской философии

Раздел III. Основы теоретической философии. Бытие. Сознание. Познание. Глава 11. Философское понимание мира и человека

Глава 12. Вопросы диалектики и теории познания в философии

Раздел IV. Основы социальной философии и философии истории. Глава 13. Общество как предмет философского анализа

Глава 14. Философия экономики

Глава 15. Социальная сфера общественной жизни

Глава 16. Философия политики

Глава 17. Духовная жизнь общества и человека

Глава 18. Личность и общество

Глава 19. Человек в мире культуры и цивилизации

Глава 20. О смысле истории и жизни человека

Заключение: философия в духовном самоопределении человека



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 9.
НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ


1. Социально-историческая обусловленность и специфика неклассической философии


2. Философия марксизма


3. Философия жизни


4. Философия психоанализа


5. Позитивизм и его эволюция


6. Герменевтика и прагматизм


7. Феноменология


8. Философия экзистенциализма


9. Философская антропология. Неотомизм и религиозные школы


10. Структурализм и постмодернизм


1. Социально-историческая обусловленность и специфика неклассической философии


Зададимся вопросом: в чем причины изменения способов восприятия и ощущения жизни, духовных умонастроений людей? История народов и государств изобилует примерами невиданного взлета и прорыва в глубины человеческого духа. И философия несет в себе удивительные прозренья, моменты истины, рождает чувства вдохновенья и подъема душевных сил. Но бывают и весьма долговременные периоды упадка, истощения духовной зоркости философии. Духовная атмосфера жизни общества и человека пронизана пессимизмом, страхом и отчаянием или, в лучшем случае, просто прозаическим и утилитарным подходом к жизни. Говоря словами великого Данте, «здесь изнемог высокий духа взлет».


Причины философских поворотов и изменений коренятся и в самом развитии философской мысли, но главным образом в самой жизни. Философия, как чуткий барометр способа и формы функционирования общественного и индивидуального сознания, тонко улавливает и предвосхищает такие изменения. На больших переломах исторического развития с глубокими и качественными переменами в общественной жизни всегда возникают новые типы философии, оригинальные способы и формы философской ориентации, философского постижения вековечных проблем бытия мира и самого человека.


Канувший в историю XX в., бурный и драматический в своих значимых проявлениях, стал безжалостным экзаменом на жизнеспособность различных философских направлений, школ, течений, теорий и концепций. Несмотря на всю мощь человеческого разума и мирского прогресса, нельзя не видеть, что прошедший век не только расщепил атом, но и самую душу человека. Он не только не разрешил старые проблемы, но и породил новые социальные коллизии, наглядно продемонстрировал не только великие свершения, но и невиданные ранее опустошения, ввергал мир в чудовищные катастрофы. Не раз ставил его на грань существования. Лучшие умы человечества задолго до наших дней почувствовали всю глубину вселенского неблагополучия, прозорливо вскрыли причины, суть и последствия наступающего кризиса сознания, кризиса духа, кризиса самого человека.


Философское постижение кризиса как определяющей доминанты общественного и человеческого бытия проявилось уже к 50-м годам XIX в. К этому времени относится формирование неклассической, современной философии. Начинается переосмысление традиционных классических философских ориентаций, основополагающих принципов, идей, норм и образцов философского мышления. Происходит кардинальная переоценка ценностей, своеобразная инвентаризация всего теоретического арсенала философского знания.


В наибольшей степени характер и дух неклассической философии выразили такие направления, как марксизм, философия жизни, психоанализ, позитивизм, прагматизм, экзистенциализм, герменевтика, феноменология, структурализм, постмодернизм, философская антропология, современные разновидности религиозной философии и философия науки. Самые значительные отличия новых форм философствования видны в их сопоставлении с традиционной или классической философией. Сам термин «неклассическая» заимствован (и, думается, по праву) из опыта и практики классификации естественных наук по мере их интенсивного развития и обновления ведущих принципов и основополагающих идей. Справедливо говорят о классической геометрии Евклида и неклассической геометрии Лобачевского — Римана, о классической физике Ньютона и неклассической теории Эйнштейна. Можно выделить классические этапы в развитии литературы, искусства и, соответственно, пост классические направления (авангард, модернизм, сюрреализм).


Историко-философский экскурс предыдущих разделов исторически и логически завершился высоким признанием и широким распространением в XIX в. философских учений, получивших вполне закономерно статус классической философии. Немецкая классическая философии Канта и Фихте, Шеллинга, Гегеля и Фейербаха стала не просто продолжением, а в определенной мере завершением духовного переворота, начавшегося в эпоху Возрождения и получившего мощные импульсы развития в новоевропейское время. На рубеже XVIII и XIX вв. — эпохи Просвещения и великой философской классики — исторически и логически наибольшую и плодотворную разработку получили проблемы разума, рассудка, познания, интеллекта, идеи просвещения и прогресса. Культ разума, прославление разума, отождествление мышления и бытия, понимание разума как синонима закономерности и целесообразности, восходящего движения человечества рождали оптимистические и прогрессистские умонастроения. По Гегелю получалось, что законы разума суть законы самого мира и поэтому, сделав предметом познания наш разум, мы тем самым познаем реальный мир. Нужно исследовать процесс самопознания мирового разума, духа, и тогда перед нашим взором предстанет процесс развития действительного мира. С позиций разума проверялось все — и общественное устройство, и мораль, и религия, и конкретная жизнь человека. Считалось, что философия уже достигла таких истин, которые требуют лишь своего непосредственного осуществления. Рационально познанные идеалы, принципы и ценности свободы человека должны были найти практическое воплощение в экономической жизни, в структурах гражданского общества и правового государства, в сфере науки, образования, воспитания и культуры. Философии оставалось лишь выстроить все в систему, дать технологию, своеобразную социальную инженерию общественного переустройства. И, по большому счету, философам уже не оставалось ничего делать, как искать другое поприще приложения своих дел. Примерно так обрисовал ситуацию в философии глубокий знаток гегелевского учения русский философ XX века А. Кожев, бывший, кстати, учителем Ж.-П. Сартра. И… ушел работать в управленческие структуры ЕЭС.


Философия как духовная квинтэссенция наступающей новой эпохи не только выражала, но и предвосхищала, во многом формировала те значащие перемены, которые явственно проступали в общественно-историческом бытии. Отметим наиболее крупные и знаковые из них. Если во Франции в 1789–1793 гг. свершилась наиболее радикальная буржуазная революция в самих основах общественного строя, то в Англии с конца XVIII в. и в первой половине XIX в. происходила первая промышленная революция. Социальная революция меняла общественно-политический строй, промышленная революция — сам технико-технологический уклад производства. В 1861 г. была пущена в эксплуатацию первая очередь Лондонского метрополитена. Экономические свободы и частное предпринимательство вели к повсеместному утверждению во все более чистом виде товарно-денежных рыночных отношений. В качестве ведущих классов на авансцене социально-политической жизни выступали буржуазия и рабочий класс, взаимоотношения которых сплетались в сложный и противоречивый общественный узел. В первой трети XIX в. со все большей активностью происходят самостоятельные выступления (восстания, революции) рабочего класса.


К середине XIX в. классическая наука приобрела свой окончательный облик в основных отраслях естественно-научного и гуманитарного знания. Были осуществлены важнейшие научные открытия: законы сохранения и превращения энергии, клеточного строения, эволюционного развития природы и человека. В проблемном поле классической философии ключевое место занимали размышления о природе всеобщего, вопросы целостности и единства мира, о сущности человека и общества, об общезначимых принципах и методах познания, о всеобщих нормах нравственности и т. д. Конечно, ставились и проблемы единичного, отдельного и конкретного, но они, как правило, были подчиненными по отношению ко всеобщему и сущности. Исследования же конкретных проявлений таких феноменов как жизнь, воля, эмоции, инстинкты, бессознательные, иррациональные и мистические пласты человеческого существования, были, как говорится, на задворках и периферии философского знания, не составляли в нем главного предмета изучения.


2. Философия марксизма


Марксизм — одна из первых и наиболее развитых форм неклассической, критически переосмысленной философской классики. Для нас вопрос о судьбах марксизма имеет особую значимость и актуальность. Три четверти XX в., да практически и все столетие прошло под его знаменем. И требуется понять, что из марксизма осталось в пределах прошедшего времени, а какие идеи сохраняют свою силу и действенность в настоящем и будущем. Карл Маркс (1818–1883) и Фридрих Энгельс (1820–1895) разработали новую философскую концепцию мира и человека, познания и науки, общества и исторического развития.


Марксизм обосновывает и утверждает ориентацию практического решения этих ключевых вопросов во всемирно-историческом масштабе. Маркс в «Тезисах о Фейербахе» пишет о том, что философы до настоящего времени лишь объясняли мир. Задача же состоит в его изменении и революционном преобразовании. Философия до сих пор рассматривалась лишь как духовное оружие. Но «оружие критики» должно быть заменено «критикой оружия». Встает вопрос: стоит ли философии брать на себя такую миссию? А если нет, то кто же тогда возьмет на себя эту задачу? Люди, лишенные знания общих основ, люди без нравственных начал в экономике, без совести в политике? Как говорится, вопрос открыт и поныне. Отличительной чертой марксизма является органическое единство философских идей с научно-экономической теорией и социально-политическим учением. Целостность и универсализм марксизма, практическая направленность на освобождение человечества с позиций рабочего класса создали широкую социальную базу, способствовали быстрому распространению и превращению марксистского учения в самую влиятельную идейно-политическую силу в мире, особенно после победы социалистической революции в России и Китае. Маркс разработал диалектико-материалистическую концепцию природы и общества, экономическую и социально-политическую теорию, вошедшую в историю интеллектуальной мысли человечества под названием марксизм.


Формирование философии марксизма происходило в 40-е годы XIX в. Вначале своей теоретической деятельности К. Маркс был последователем Гегеля, но затем пересмотрел его учение с материалистических позиций. На место логического самодвижения понятий он поставил объективный процесс развития материи. Мышление он рассматривал не как пассивное отражение внешнего мира, а как преобразование материального в сознании мыслящего субъекта. Идеальный образ не совпадает полностью с материальным предметом и рассматривается К. Марксом с точки зрения практически действующего конкретно-исторического человека с его потребностями. Если у Гегеля действующим началом был мировой разум, то у К. Маркса — человек, для которого разумная действительность является только этапом в бесконечном совершенствовании мира и человека. Более того, чтобы изменить мир, человек должен изменить себя. Такое качественное совпадение прогрессивного развития человека и мира К. Маркс назвал революционной практикой. Поэтому К. Маркс и Ф. Энгельс создают свою философию, которую называют «новой философией», «новым материализмом», хотя в советской литературе укрепилось представление, что философия К. Маркса и Ф. Энгельса — это диалектический и исторический материализм. Но теоретики марксизма так не рассматривали свою философию, а говорили только о «теории исторического процесса», т. е. об историческом материализме (терминология Ф. Энгельса из писем 90-х годов, данная в противовес «экономическому материализму»). Они к анализу общественной жизни применили материалистическую диалектику. Противопоставление диалектического и исторического материализма было надуманным и не соответствовало подлинному пониманию марксистской философии в целостности ее онтологии, диалектики, гносеологии, социальной философии, философской антропологии, аксиологии, этики, эстетики и других разделов.


Теоретические предпосылки. Марксизм вырос из предшествующих ему философских, экономических и социально-политических идей, созданных во второй половине XVIII — первой половине XIX в. Каждой из его составных частей соответствует свой источник. Источником философских построений марксизма прежде всего была немецкая классическая философия. У Гегеля основатели марксизма заимствовали диалектику, а у Фейербаха — материализм.


1. Немецкая классическая философия. Из философии Гегеля К. Маркс и Ф. Энгельс использовали и творчески переработали его диалектику. В идеалистической диалектике Гегеля они выявили идею исторического развития и принципы противоречия как его движущую силу, а из философии Л. Фейербаха К. Маркс и Ф. Энгельс использовали материализм, который был метафизическим (Фейербах отбросил диалектику Гегеля вместе с его идеалистической системой) и антропологическим. Поэтому марксистская философии называется диалектическим материализмом (или материалистической диалектикой). Объяснению же общества и истории посвящена вторая часть марксистской философии, которая называется историческим материализмом. В произведении «Диалектика природы» Энгельс, определяя философию, говорит, что она представляет собой науку о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Если природе и мышлению посвящен такой диалектический материализм, то обществу и истории — исторический материализм, которые в единстве и составляют марксистскую философию.


2. Английская политическая экономия в лице Адама Смита и Давида Рикардо всесторонне рассмотрела закон прибавочной стоимости и закономерности развития капитализма.


3. Французский утопический социализм Сен-Симона, Шарля Фурье и Роберта Оуэна, критикуя капитализм, сформулировали основные идеи социализма. Но их социализм Маркс и Энгельс называли утопическим (как и предшествующую ему социально-философскую традицию, начиная с учения Платона об идеальном обществе), т. е. несбыточным, а свой — научным, т. е. вполне осуществимым. Одно из произведений Энгельса так и называется — «Развитие социализма от утопии к науке».


Социально-экономические предпосылки были связаны с утверждением капитализма как общественного строя и выходом пролетариата как самостоятельной силы на историческую арену. Первыми революционными выступлениями пролетариата были восстание лионских ткачей в 1831 и 1834 гг. во Франции; восстание силезских ткачей в 1844 г. в Германии; чартистское движение рабочих в Англии (30–40-е годы XIX в.). Эти выступления носили стихийный характер, но показали, что появилась политическая сила, способная вести борьбу против буржуазии.


Естественно-научные предпосылки формирования марксизма были связаны с промышленным переворотом первой половины XIX в. и бурным развитием естествознания. Возникает ряд новых наук — геология, органическая химия, палеонтология и др., дальнейшее развитие получили физика, биология, математика. В этот период происходит значительное число научных открытий. Важнейшие из них следующие:


– открытие закона сохранения и превращения энергии;


– создание Дарвином эволюционной теории (в работе «Происхождение видов», доказавшей, что все организмы возникли в результате длительного развития из немногих одноклеточных зародышей);


– открытие клеточной структуры живых организмов, что утверждало материальное единство органического мира.


В философии марксизма можно выделить следующие периоды.


1. Собственно марксистский период (т. е. философия К. Маркса и Ф. Энгельса), где различают три этапа:


а) начало политической и научной деятельности К. Маркса и Ф. Энгельса до революции 1848 г., период характеризуется их переходом от идеализма к материализму и завершением формирования философии марксизма;


б) развитие марксистской философии от буржуазной революции 1848 г. до Парижской коммуны 1871 г.;


в) от Парижской коммуны до смерти К. Маркса и Ф. Энгельса.


2. Ленинский период, где получили развитие следующие идеи марксистской философии: основной вопрос философии — вопрос об отношении материи и сознания; учение о материи и сознании, анализ понятий «материя» и «сознание»; теория познания; проблема истины и ее значении в познании. В. И. Ленин развивал диалектику, раскрывал сущность закона отрицания, подвергал критике идею эволюции, получившую в конце XIX в. широкое распространение, сформулировал принцип партийности в философии, определил необходимость связи философии с естествознанием для построения научной картины мира.


3. Сталинский период. После смерти Ленина главным стало изучение и разработка проблем ленинского этапа. В 20-х годах сложился формализм, сторонником которого был A. M. Деборин. Он представлял марксистскую философию как синтез гегелевской диалектики и материализма Фейербаха, не заметил и потому недооценил качественный скачок, происшедший в философии марксизма. Со второй половины 30-х — начала 50-х годов со складывающимся культом личности И. В. Сталина все философские проблемы рассматривались в свете его работы «О диалектическом и историческом материализме» (1938). В работе было много правильного. Вместе с тем она страдала схематизмом, содержала некоторые ошибочные положения. В частности, И. В. Сталин противопоставлял диалектический материализм историческому, нарушая основную идею философии марксизма о едином диалектико-материалистическом подходе к природе, обществу и человеческому мышлению. Не раскрывая диалектику как общую теорию развития, он рассматривал ее как метод выработки тактики и стратегии партии пролетариата. Была обойдена проблема единства диалектики, теории познания и логики. В советский период шла разработка коренных вопросов диалектического материализма: о противоположности диалектики и софистики, материи и сознании, законах диалектики, практике как критерии истины и т. д. Большое значение имели исследования Тодора Павлова («Теория отрицания»), Е. П. Ситковского («Категории материалистической диалектики», «Материя и сознание»), П. В. Копнина («О количественных и качественных изменениях в природе») и др.


4. 4.Неомарксизм (современный) и его разновидности. Период начинается с развития теории и философии марксизма-ленинизма Г. Димитровым (Болгария), Б. Куном и Г. Лукачом (Венгрия), К. Цеткин (Германия), Д. Ибаррури (Испания), А. Грамши и П. Тольятти (Италия) и продолжается в построениях фрейдо-марксизма, структурализма и других теориях.


Основные идеи философии марксизма. В собственно философском плане принципиальной новизной марксизма является критическое переосмысление идеалистического основания гегелевской диалектики и преодоление метафизического материализма Фейербаха. Материалистическая диалектика и философский материализм с позиций достижений науки и всей общественно-исторической практики суть универсальные исходные принципы марксистской философии. Взятые в единстве и взаимосвязи, они позволяют ей выполнять свои мировоззренческие, методологические и теоретические функции. Маркс не оставил специальных работ по диалектике. Однако сознательно и полно он применил ее в своем главном труде — «Капитале». Именно здесь он раскрыл основные законы внутренней жизни, «анатомию и физиологию» развития капиталистического общества, выяснив природу товара, денег, труда и капитала, образования прибавочной стоимости, сущности эксплуатации и специфики рабочей силы как товара, влияния машинной индустрии, законов капитализма, его исторических тенденций, ведущих к неизбежному превращению частного собственнического производства в общественное. Все это дало основание Марксу сделать такой вывод: Мой диалектический метод по своей основе не только отличен от гегелевского, но и является его прямой противоположностью. Для Гегеля процесс мышления, который он превращает даже под именем идеи в самостоятельный субъект, есть демиург действительного, которое составляет лишь его внешнее проявление. У меня, же наоборот, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней.




Философия. Учебник

Настоящий учебник предназначен для студентов технических и экономических специальностей. В доступной форме дается систематизированное изложение философии в структурной целостности ее истории и теории. Проблемное поле и ценностные ориентации философского постижения мира и человека осмыслены в духе русской традиции, конкретизированы применительно к хозяйственно-экономической жизнедеятельности общества, образования и воспитания личности.<br /> Учебник написан в соответствии с требованиями общеобразовательного государственного стандарта и рассчитан на студентов, аспирантов и преподавателей.

139
Философия Ветошкин А.П., Некрасов С.И., Некрасова Н.А. Философия. Учебник

Философия Ветошкин А.П., Некрасов С.И., Некрасова Н.А. Философия. Учебник

Философия Ветошкин А.П., Некрасов С.И., Некрасова Н.А. Философия. Учебник

Настоящий учебник предназначен для студентов технических и экономических специальностей. В доступной форме дается систематизированное изложение философии в структурной целостности ее истории и теории. Проблемное поле и ценностные ориентации философского постижения мира и человека осмыслены в духе русской традиции, конкретизированы применительно к хозяйственно-экономической жизнедеятельности общества, образования и воспитания личности.<br /> Учебник написан в соответствии с требованиями общеобразовательного государственного стандарта и рассчитан на студентов, аспирантов и преподавателей.

Внимание! Авторские права на книгу "Философия. Учебник" (Ветошкин А.П., Некрасов С.И., Некрасова Н.А.) охраняются законодательством!