Философия Ветошкин А.П., Некрасов С.И., Некрасова Н.А. Философия. Учебник

Философия. Учебник

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Философия
Издательство: Проспект
Дата размещения: 13.09.2015
ISBN: 9785392199846
Язык:
Объем текста: 700 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Раздел I. Введение в философию. Глава 1. Что изучает философия?

Глава 2. Философия в жизни общества и человека

Раздел II. Исторические типы философии. Глава 3. Философия Древнего мира

Глава 4. Античная философия. Формирование древнегреческой философии

Глава 5. Средневековая философия

Глава 6. Философия эпохи Возрождения

Глава 7. Рационализм и эмпиризм философии Нового времени

Глава 8. Немецкая классическая философия

Глава 9. Неклассическая философия

Глава 10. Феномен русской философии

Раздел III. Основы теоретической философии. Бытие. Сознание. Познание. Глава 11. Философское понимание мира и человека

Глава 12. Вопросы диалектики и теории познания в философии

Раздел IV. Основы социальной философии и философии истории. Глава 13. Общество как предмет философского анализа

Глава 14. Философия экономики

Глава 15. Социальная сфера общественной жизни

Глава 16. Философия политики

Глава 17. Духовная жизнь общества и человека

Глава 18. Личность и общество

Глава 19. Человек в мире культуры и цивилизации

Глава 20. О смысле истории и жизни человека

Заключение: философия в духовном самоопределении человека



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 5.
СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ


1. Исторические и социокультурные истоки средневековой философско-религиозной мысли


2. Специфика средневековой философии


3. Апологетика


4. Патристика. Августин Блаженный


5. Бог, человек и история в средневековой философии


6. Схоластика. Номинализм и реализм о природе универсалий


1. Исторические и социокультурные истоки средневековой философско-религиозной мысли


По большому историческому счету Средневековье занимает длительную эпоху — от распада Римской империи до периода Возрождения, т. е. целое тысячелетие. Однако переломные границы любой эпохи, в том числе и средневековой, определить весьма непросто. Еще не отзвучали многоголосые аккорды разнообразных философских течений эллинистической и римской поры, когда вместе с ними все более весомым и доминантным становится новое — философско-религиозное мировоззрение эпохи Средневековья (VI–XV вв.).


Прежде чем приступить к анализу собственно философских систем новой эпохи, их идейно-духовному содержанию и кругу основных проблем, следует выявить истоки и предпосылки, социокультурный контекст становления нового исторического типа философии. В содержательном плане формирование средневекового типа культуры и миропонимания необходимо связать с зарождением и распространением мировых религий, в рамках которых осуществлялось духовное развитие народов средневекового мира (буддизма, христианства и ислама). Соответственно, господствующим видам религии, согласно их принципам, определяются и главные линии философского развития.


Философия европейского Средневековья рождалась в лоне античности, синтезируя в своем духовном облике ее творческое наследие с новым религиозным вероучением христианства, на почве народной жизни германских и славянских племен с их молодыми жизненными силами. Именно их варварство, родовой строй, их личные способности и храбрость, свободолюбие и демократический инстинкт, утраченные римлянами, способствовали образованию из «тины» римского мира новых государств и новых национальностей. Из такой оценки Маркса следует и его вывод, что только варвары способны были омолодить дряхлый мир гибнущей цивилизации.


Философия эпохи Средневековья выразила духовные умонастроения своего времени. Она предвосхищала и отражала в своих идейных устремлениях, способах и формах философского постижения бытия мира и мира самого человека новые реалии. Более того, основные философские системы Средневековья предшествовали новому — феодальному — укладу общественной жизни. Они сложились в недрах разлагающегося рабовладельческого общества, в условиях острого и всеобъемлющего духовного и социально-экономического кризиса Римской империи накануне и в период ее окончательного краха. В Риме этот кризис с конца I в. до н. э. практически становится перманентным. В обществе, во всех его слоях, царят настроения полного отчаяния, перерастая в апокалипсические ожидания. Потребительство и эгоизм, разочарование в общественных делах и жизни государства, потеря смысла человеческого существования стали доминировать в социальных настроениях (точнее, нестроениях), духовно-нравственном мироощущении и миросозерцании людей. Античный мир погибал, несмотря ни на огромную армию, которой располагал Рим, ни на несметные богатства, награбленные со всего тогдашнего рабовладельческого мира, ни на все достижения цивилизации. Оказался как бы вынутым тот духовно-нравственный стержень жизни, которым все скреплялось и на котором все держалось.


Идея спасения (а она характерна для всех религий), спасения и личного, и общечеловеческого, буквально витала в напряженной духовной атмосфере. И это понятно. Стремление к избавлению от страданий и спасению через веру становится тем сильней, чем бессмысленнее и тяжелее жизнь людей, беспомощнее существование человека. С момента своего рождения христианство в основных религиозно-нравственных позициях противопоставило себя иудаизму, существовавшему уже за тысячу лет до Рождества Христова, а также языческим культам, господствующим в тогдашних рабовладельческих государствах. Вместо внешней обрядности и формального законничества, «богоизбранности» отдельного народа, затвержденных официальным иудаизмом и вместо старого союза (Ветхого Завета) с Богом христианство провозглашает новый союз, или Новый Завет. Учение Иисуса Христа изложено апостолами в Новом Завете в форме Евангелия, что в переводе с греческого означает «благая весть», «благовествование». В отличие от других вероучений оно являет собой:


– открытость всему человеческому миру (вселенскость, полнота, универсализм);


– призыв к духовному очищению и внутреннему покаянию человека;


– путь к спасению через веру и деяния добра;


– органичный сплав веры и разума, откровения и логики.


В борьбе с христианством была использована вся политическая, военная, административная и интеллектуальная мощь Римской империи. И только в 313 г. христианам была предоставлена свобода вероисповедания, а I Вселенский Никейский собор 325 г. проходил уже под руководством императора Константина.


После завоевания германцами и вандалами Западной Европы приходит в упадок культура. В то время даже короли варваров не умели написать свое имя. Европа погружается во мглу безмолвия. Однако эпоху Средневековья нельзя представлять себе только пустыней и беспросветной ночью, озаряемой лишь всполохами костров инквизиции. Как говорится, «крот истории» роет глубоко и без остановки. И первое, что необходимо отметить, это тот глоток свободы, прежде всего хозяйственно-трудовой, который получил работник — крестьянин и ремесленник — в новых общественных условиях становления и утверждения феодализма. Средневековье преодолело как тупики античного способа производства, основанного на рабстве, так и дикость варварских племен, вызволив их из тупиков родового строя. На историческую сцену вышли новые европейские народы, сформировались новые государственные образования — империи, королевства, княжества. Состоялась историческая встреча, драматический диалог и новый синтез культур, религий, народов.


Античное культурное и философское наследие было одухотворено христианским вероучением и укоренено в почве народной жизни. Это была эпоха взлета материальной и духовной культуры, формирования сильной и яркой личности. Это был период становления универсального типа работника, вдохновенного систематического труда крестьянина и ремесленника. Отцы и учителя церкви были людьми подлинного движения духа. Средневековый город развивался как административный, культурно-религиозный, торгово-ремесленный и научно-просветительский центр своего времени. В европейских городах возводились костелы, рвущиеся своими шпилями прямо в небо. Русскую землю украшали православные храмы с величественными купольными шатрами и маковками церквей.


Вглубь веков уходит род студенческий, и наша память бережно хранит неунывающий гимн средневекового студенчества «Гаудемаус». Современный тип университета и высшей школы зарождался в средневековой Европе, в монастырях Киевской и Московской Руси. Первый университет был основан в Париже, а к XV в. в Европе насчитывалось уже пятьдесят университетов. Ставились научные эксперименты, велись эмпирические (опытные) исследования. Были сделаны первые крупные открытия и изобретения — вплоть до печатного станка и типографского дела. Все это знаменовало новый подъем в общественном развитии, обеспечивало сохранение и продолжение традиции, преемственности. Король франков Карл I провозгласил себя даже императором Священной Римской империи. А Московское Царство с Ивана III считало себя законным наследником Восточной Римской империи, после захвата турками Константинополя в 1453 г. иноком Псковско-Печерского монастыря Филофеем была сформулирована самобытная философско-историческая концепция «Москва — третий Рим, а четвертому — не быти!».


В великой битве за души людей язычество и связанное с ним многобожие (политеизм) проиграли и медленно отступали. Неоплатонизм был одной из последних попыток восстановления язычества в качестве государственной религии. Безличное Единое неоплатоников противопоставлялось христианскому Богу в его личностной форме. Однако сама разработка проблемы идеального и способов воплощения идеального начала в мире, а также глубокое обоснование бессмертия души способствовали утверждению христианского богословия как основы средневековой философии. Климент Александрийский считал, что эллинская философия вела человечество к христианству, хотя и окольным путем. Поэтому философия не может быть просто отброшена. Она должна служить богопознанию. В свою очередь, геометрия, астрономия и музыка должны быть служанками философии.


В самой человеческой природе сокрыта возможность нравственной бесконечности и стремление к ее осуществлению. В человеке никогда не угаснет потребность священного, безусловного, вечного, абсолютного. И внутренняя работа мысли двигает человеческое сознание к более совершенному идеалу личностного и общественного универсализма, к необходимости восприятия и усвоения абсолютной полноты бытия. Но принципиальной и сущностной чертой христианства как религии стали не только пророки и Священное Писание, но и явление самого Бога в лице своего единосущного Сына — Христа.


Но вначале несколько замечаний о пророках и пророчествах. Пророк выступает как посланник Бога, его избранник. Он слышит и принимает глас Божий, обладает даром слова-истины для ее провозглашения. В качестве некоего аналога такой дар можно сравнить с творческим и художественным прозрением большого поэта, писателя или ученого. Пророк обладает историческим слухом, он всегда острый социальный критик и выдающийся политический деятель. Его отличает могучая железная воля и твердый характер. Он проходит свой крестный путь всегда до конца. Пророк не может отказаться от своего творения, подобно Оппенгеймеру, проклявшему свое ядерное создание, или Гоголю, сжегшему продолжение своих «Мертвых душ».


Пророк — это голос нравственного самосознания в пору глухого безвременья. «Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые», — писал Ф. И. Тютчев, на творчестве которого лежала пророческая печать. Жизнь пророка — всегда драма, личный подвиг. Его убивает не власть, а толпа. «Распни его, распни!» — кричала Пилату яростная толпа, возбужденная фарисеями.


В своем чистом и полном виде новая идея не может быть воспринята большинством, так как она отвергает прошлое, тот духовный уклад жизни, который освящает и оберегает господствующая идеологическая и духовная элита, тесно связанная с самой властью. Драматизм перелома в духовной ситуации проявляется также и в том, что с пророком всегда идут рядом и сопутствуют ему лжепророки. Поэтому утверждение и реализация новой идеи — всегда удел молодых.




Философия. Учебник

Настоящий учебник предназначен для студентов технических и экономических специальностей. В доступной форме дается систематизированное изложение философии в структурной целостности ее истории и теории. Проблемное поле и ценностные ориентации философского постижения мира и человека осмыслены в духе русской традиции, конкретизированы применительно к хозяйственно-экономической жизнедеятельности общества, образования и воспитания личности.<br /> Учебник написан в соответствии с требованиями общеобразовательного государственного стандарта и рассчитан на студентов, аспирантов и преподавателей.

139
Философия Ветошкин А.П., Некрасов С.И., Некрасова Н.А. Философия. Учебник

Философия Ветошкин А.П., Некрасов С.И., Некрасова Н.А. Философия. Учебник

Философия Ветошкин А.П., Некрасов С.И., Некрасова Н.А. Философия. Учебник

Настоящий учебник предназначен для студентов технических и экономических специальностей. В доступной форме дается систематизированное изложение философии в структурной целостности ее истории и теории. Проблемное поле и ценностные ориентации философского постижения мира и человека осмыслены в духе русской традиции, конкретизированы применительно к хозяйственно-экономической жизнедеятельности общества, образования и воспитания личности.<br /> Учебник написан в соответствии с требованиями общеобразовательного государственного стандарта и рассчитан на студентов, аспирантов и преподавателей.

Внимание! Авторские права на книгу "Философия. Учебник" (Ветошкин А.П., Некрасов С.И., Некрасова Н.А.) охраняются законодательством!