Философия Ветошкин А.П., Некрасов С.И., Некрасова Н.А. Философия. Учебник

Философия. Учебник

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Философия
Издательство: Проспект
Дата размещения: 13.09.2015
ISBN: 9785392199846
Язык:
Объем текста: 700 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Раздел I. Введение в философию. Глава 1. Что изучает философия?

Глава 2. Философия в жизни общества и человека

Раздел II. Исторические типы философии. Глава 3. Философия Древнего мира

Глава 4. Античная философия. Формирование древнегреческой философии

Глава 5. Средневековая философия

Глава 6. Философия эпохи Возрождения

Глава 7. Рационализм и эмпиризм философии Нового времени

Глава 8. Немецкая классическая философия

Глава 9. Неклассическая философия

Глава 10. Феномен русской философии

Раздел III. Основы теоретической философии. Бытие. Сознание. Познание. Глава 11. Философское понимание мира и человека

Глава 12. Вопросы диалектики и теории познания в философии

Раздел IV. Основы социальной философии и философии истории. Глава 13. Общество как предмет философского анализа

Глава 14. Философия экономики

Глава 15. Социальная сфера общественной жизни

Глава 16. Философия политики

Глава 17. Духовная жизнь общества и человека

Глава 18. Личность и общество

Глава 19. Человек в мире культуры и цивилизации

Глава 20. О смысле истории и жизни человека

Заключение: философия в духовном самоопределении человека



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 10.
ФЕНОМЕН РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ


1. Истоки и основные вехи развития русской философии


2. Проблемное поле и ценностные ориентации русской философии


3. Философия всеединства и Богочеловечества В. С. Соловьева


4. Идеал-реализм в русской философии


5. Русская идея в духовном самоопределении России


1. Истоки и основные вехи развития русской философии


Что такое русская философия? Можно ли говорить о феномене и специфике именно русской философии, а не только о философии в России? Каковы истоки и какие этапы она прошла в своем развитии? Каково содержание проблемного поля и ценностных ориентаций? И кто из выдающихся русских мыслителей составил ее золотой фонд и принес русской философии мировую славу? На все эти и многие другие вопросы есть вполне убедительные ответы. Русская философия является неотъемлемой органической частью всемирной истории философии. Основные проблемы мировой философской мысли являются и ее проблемами, но подходы и способы их постановки, освоения и осмысления глубоко национальны, самобытны. Мы можем и должны рассматривать русскую философию как теоретически рефлексивное выражение национального самосознания русского народа, его характера, духа, менталитета, способа мышления и миросозерцания. Как и всякая философская мысль русская философия нуждается в самом пристальном контекстуальном, социокультурном рассмотрении: в общемировом, европейском, общероссийском, социально-историческом и конфессионально — религиозном аспектах.


Со стороны недобросовестных оппонентов можно услышать заявления о несамостоятельности, заимствовании, не оригинальности философии, о запоздалом историческом старте и прерывности развития России. Конечно, если мерить по европейским меркам, то наш исторический отсчет идет с европейской эпохи Средневековья, с IX в. Не только древнерусские летописи, но и многие западные хроники и документы свидетельствуют, что 21 сентября 862 г. можно считать исторической датой основания единого древнерусского государства. Почтенный и достойный самого серьезного внимания возраст русского государства! Поэтому никак нельзя согласиться с утверждением Гегеля, что народами, «воплотившими» в своем «национальном духе» философские богатства «абсолютного духа», были лишь западноевропейские народы: греки, римляне и особенно немцы. Он утверждал, что «философия в собственном смысле начинается на Западе. Лишь на Западе восходит… свобода самосознания». К числу «неисторических народов» Гегель относил и славян.


Но ведь у любого народа имеется и далекая многовековая мифологическая предыстория, и длительная языческая история. Ряд современных исследований отодвигают начало этногенеза славян с V в. на двадцать с лишним веков назад. Об этом говорят не только мифы, легенды и народные сказания, но и документальные источники. Так, в 1908 г. в итальянском городе Фест был обнаружен знаменитый диск, самый таинственный памятник письменности на нашей планете. Его датируют XVIII в. до н. э., т. е. периодом крито-микенской культуры. В диаметре этот диск 16 см, на одной стороне он содержит 123 знака, на другой — 119. Это слоговое письмо, эквивалентное 500–600 знакам современного текста. Длительные филологические, лингвистические и компьютерные изыскания привели к тому, что найденный текст отозвался на праславянский (протославянский) язык!


Нельзя обойти вниманием и так называемую «Велесову книгу», своеобразную языческую летопись, охватывающую огромный исторический пласт в полторы тысячи лет, приблизительно от 650 г. до н. э. до последней четверти IX в. До сих пор наша история, начинавшаяся с IX в. являлась как бы повисшей в воздухе, без начала. Вдруг возникал народ, о котором начинала говорить история. В действительности же объединение Олегом Новгородского и Киевского государств под именем Русь в конце IX в. явилось завершением долгого и естественного исторического развития славянских племен на востоке Европы. «Велесова книга», по сути дела, проливает свет на историю в полторы тысячи лет. Все это убедительно подтверждает, что у русского народа был мощный языческий пласт. С философско-религиозных позиций можно говорить о нерасторжимости в нем общественных начал жизни с естественно-природным циклом. Политеистическое поклонение стихиям (солнцу, дождю, ветру, земле и т. д.) сочеталось, по сути дела, с монотеизмом, близким к христианству единобожием в его трех ипостасях.


Бог древних руссов назывался Триглав, представлялся единым Богом в трех лицах: Сварог, Перун и Световид. Религиозные верования носили пантеистический характер, руссы не отделяли богов от сил природы. Всякая сила природы была для них проявлением Бога, он был повсюду: в свете и тепле, молнии и дожде, реке и роднике, в растениях и плодородии земли — во всем, что давало жизнь. Славяне жили в природе, считали себя ее частью, сливались с ней. Это была солнечная, живая, реалистическая религия, религия радости и восхищения перед силой и красотой природы. Боги Руси не берут жертвы людской или животной. Единая жертва — плоды, овощи, цветы, зерно, молоко, мед. Обряд человеческих жертв страшит и отталкивает руссов, они понимают, что не должно следовать по чужим стопам. В русских былинах, сказках, пословицах нет и малейших отзвуков обычаев кровавых жертвоприношений. Высоко уважительное и почтительное отношение к предкам, своеобразный культ пращуров пронизывает всю «Велесову книгу». В славянском пантеоне богов особо выделялись бог грозы Перун, бог Солнца Даждьбог, бог огня Сварог, бог животворящих сил Ярило, бог скота Велес. Следует отметить и такую характерную философскую особенность — неразличимость духовных и материальных аспектов их бытия.


Более развитая и системная философская мысль на Руси появляется с момента ее вхождения в орбиту влияния христианства в его православной форме. Христианизация Руси, которая имела немало эпизодов в VIII–IX вв., завершилась крещением киевского князя Владимира в 988 г. и постепенным внедрением христианства по всей Руси. Это обеспечило теснейшую связь Руси с Византией, а следовательно, и со всей античностью, но в христианизированном виде. Принятие христианства и его освоение проходило на своем родном, собственном письменном языке. Равноапостольные просветители Кирилл и Мефодий были создателями древнеславянской письменности. Философская проблематика изначально получила свое художественно-образное, живое очарование родного слова, лишенного унылой латинизации. Преобладающее место в философии заняли вопросы историософии, социальная и антропологическая проблематика. Философия получила нравственно-этическую и религиозную направленность. Первым древнерусским философом по праву можно считать киевского митрополита Илариона (XI в.). В его работах «Слово о законе и благодати», «Молитва», «Исповедание веры» дано философско-символическое толкование Ветхого и Нового Завета. В них развернута богословско-историческая концепция включенности Руси в общемировой процесс, торжества божественного «света» над «тьмой» язычества. Мир предстает как творение Бога, а человеческая история — как арена борьбы Божественной благодати и дьявольских козней, добра и зла, души и плоти. Человек рассматривается как двойственное существо, состоящее из бренной плоти и бессмертной души. С философских позиций бытие мира и человека пронизаны напряженным противостоянием духа и материи. Вместо идеи вечного круговорота вырабатывается концепция линейного развития эсхатологического (финалистского, конечного) типа от сотворения мира до грядущего Страшного суда.


Уже с XI в. о древнерусской философской мысли можно говорить как о сложившемся явлении. Мироздание предстает перед человеком озаренным и пронизанным светом Божиим. Неслучайно праздник Пасхи воспринимается как торжество торжеств, как победа света над тьмой, жизни над смертью. Восприятие мира в лучах пасхальных переживаний лежит в самом нерве русского религиозного сознания. В соответствии с историческим развитием России можно выделить и кратко охарактеризовать следующие основные этапы развития русской философии.


Первый период — языческий, датировать начало которого не представляется возможным, ибо он уходит своими корнями в толщу тысячелетий. Но завершение языческого этапа зафиксировано многими историческими документами и связано с образованием Древнерусского государства в 862 г.


Второй период приходится на последнюю треть IX в. и продолжается до 40-х годов XIII в. Ключевым событием социокультурного развития стало принятие христианства в 988 г. и последующее крещение Руси. В качестве выдающихся творений социально-философской и общественной мысли назовем «Повесть временных лет» монаха Нестора, ряд летописей, «Русскую правду» Ярослава Мудрого, «Поучение» Владимира Мономаха и «Слово о полку Игореве».


Третий период можно датировать с 40-х годов XVIII в. вплоть до конца XV столетия. Он характеризуется феодальной раздробленностью и татаро-монгольским завоеванием Руси, формированием национального самосознания, глубоким внутренним духовным сосредоточием народа.


Четвертый период — Московская Русь XVI–XVII вв.


Пятый период охватывает XVIII в. и первую четверть XIX в. и его можно характеризовать как ренессансный и просвещенческий этапы в становлении русской философии.


Шестой период охватывает с 30-х годов весь XIX в., который по праву может быть назван русским философским веком. Именно в этот период формируется целый ряд оригинальных философских направлений и создаются первые философские системы.


Седьмой период в развитии русской философии образно и справедливо можно назвать серебряным веком — с конца XIX в. и до 1922 г. В этот сжатый и насыщенный этап, охватывающий предреволюционные годы, философия в России развивается с удивительной активностью и достигает небывалого прежде уровня. «Впервые создается самобытная метафизика, подвергающая осмыслению исторический, религиозный, культурный опыт российского бытия. Начатки ее были уже у славянофилов, но теперь, в трудах последователей Вл. Соловьева, это зрелое философское течение, заметное и важное в мировом масштабе. Рядом с этим течением развивались и другие, общие с западной мыслью; и в целом такой насыщенной философской жизни, такого круга больших мыслителей в России не было еще никогда. Бердяев, Флоренский, Булгаков, Е. Трубецкой, Вяч. Иванов, Шестов, Новгородцев, Струве, Франк, Лосский, Шпет в период революции уже были крупными сложившимися философами; целый ряд других успешно входили в философию — Ильин, Карсавин, Степун, Лосев — всех назвать невозможно». Высылка большинства из них в 1922 г. так называемым философским пароходом значительно обеднила поле философских изысканий, сведя его только к марксистско-ленинской философии.


Восьмой период (1917–1991) можно характеризовать как этап трагического перерыва, вернее, перерыва в развитии русской философии. Ее честь и достоинство во многом было спасено русским зарубежьем и отдельными философами, творившими на Родине.


С 90-х годов прошедшего века начинается постсоветский, современный этап в тысячелетней истории русской философии.


Уже в ранних церковных поучениях и светских рукописных книгах довольно часто используется термин «философия» или «любомудрие». Приходят на Русь и становятся известными труды Платона, Аристотеля, Демокрита, Эпикура, Гомера, Гиппократа, сочинения византийских и средневековых мыслителей. Но эти произведения подвергались таким изменениям и переработке, что они приобретали вполне самостоятельное значение. Философские идеи и мысли о мироздании, о человеке и его назначении, вопросы морали сливались с православным вероучением, облекались в религиозную форму. Наряду с религиозной проблематикой ставился вопрос о человеке, о местонахождении его души, о разуме и чувствах как источниках человеческого познания. Так, киевский митрополит Никифор (XII в.) доказывал, что человек создан Богом, состоит из духовного и телесного начал. Между душой и телом существует постоянная вражда. Плоть противится духу, а дух — плоти. Душа сотворена божественным вдохновениям, она бессмертна и обладает тремя силами: «словесной» (ум), «яростной» (чувство) и «желанной» (воля). Первое место среди них занимает «словесная» сила (ум), «которая старее есть и выше всех». Она отличает человека от всех других живых существ, при ее помощи человек познает окружающий мир и Бога. Но она же ведет людей к гордыне, идолопоклонству. Чувства — зрение, слух, обоняние, осязание, вкус, — это «яростная» сила, слуги души.


В отличие от западноевропейской схоластики, языком которой была мертвая латынь, отечественная философия изначально выражалась на родном своем старославянском языке. Славянские первоучителя Кирилл и Мефодий создали азбуку, положили начало переводов Библии и святоотеческой литературы. Наш язык — это дивное орудие мысли, высокой духовности, живая душа русского народа, наше драгоценное духовное достояние. Действительно, в русском языке что ни звук, то и подарок, что ни слово, то и кладезь мысли. Они в состоянии выразить как гармонию научных понятий, так и молитвенный полет души. Возьмем, к примеру, своеобразие и глубину русского слова «правда». Всякий раз, когда мне приходит в голову слово «правда», — писал Н. К. Михайловский — я не могу не восхищаться его поразительной внутренней красотой… Кажется, только по-русски истина и справедливость называются одним и тем же словом и как бы сливаются в одно великое целое. Правда — в этом огромном смысле слова — всегда составляла цель моих исканий…


Церковь и монастыри стали центрами культуры, очагами письменности и книжности, грамоты и просвещения на Руси. И следует им благодарно поклониться в пояс за их беззаветно самоотверженный духовный труд и высокое подвижничество. Достаточно привести лишь один пример: чтобы подготовить рукопись только одного экземпляра Библии, требовалось целое стадо крупного рогатого скота для изготовления из кожи пергамента, на который необходимо было четким каллиграфическим уставом (письмом) перенести священный текст. Русское иночество давало недосягаемые образцы духовной чистоты сердца и свободы от плена миру. Жития святых земли русской постоянно напоминали людям о той небесной правде, которая должна быть изнутри соединена с миром. Мир же должен быть очищен и освящен, чтобы в преображении стать Царством Божиим, как говорится в Христовой молитве: «Да приидет Царствие Твое, яко на небеси и на земли».


Сквозной философской проблемой для русских мыслителей изначально становится диалектика божественного и человеческого во всей своей глубине и масштабности. Ставятся и освещаются вопросы соотношения души с телом, о Боге, мире и человеке. В XIII–XIV вв. появляются переработанные и дополненные византийские философские труды «Толковая Палея», «Диоптра».


Главным назначением философской мудрости считалось научение человека добродетельной жизни и осознанию им высшего смысла своего существования. Не позднее XIII в. появилась древнерусская «Пчела». Это философский сборник афоризмов, составленный из тематических отрывков трудов Платона, Аристотеля, Анаксагора, Ксенофонта, Демосфена, Эпикура, Пифагора, Сократа, Эсхила, Эврипида, Софокла и других античных мыслителей и богословов. «Пчела» состоит из отдельных слов, посвященных различным философско-этическим проблемам: добродетели, мудрости, правде, дружбе, вере, закону и т. д.


Русская икона, это удивительное «умозрение в красках», наглядно свидетельствует о сложности, глубине, о подлинном изяществе древнерусского духовного опыта. Иконопочитание на Руси стало своеобразной формой богомыслия.


Уже с первых самостоятельных философских выступлений характерно углубленное стремление постигнуть исторический процесс, его смысл. Русская мысль, по определению В. В. Зеньковского, сплошь историософична. Она постоянно обращена к вопросам направленности общественного развития, о смысле истории, ее начальности и конечности. С этим связано и самое пристальное внимание к социальной проблематике. Передовую общественную мысль Руси особенно волновали судьбы страны, вопросы о том, как покончить с удельной раздробленностью и враждой княжеств, как отстоять самостоятельность и независимость русской земли и приумножить ее силы и могущество. В русских летописях, поучениях, житиях святых прослеживается историческая общность славянских народов, определяется историческое место и судьбы Руси среди других народов мира.


В начале XVI в. складывается одна из важнейших доктрин отечественной философии истории — «Москва — третий Рим», — сформулированная в посланиях старца Филофея. Национально-государственная идеология выражена здесь с такой пронзительной религиозно-исторической силой, что она по праву может быть названа философской поэмой.


В 1687 г. в Москве открылась славяно-греко-латинская академия, сыгравшая значительную роль в развитии отечественной культуры и философии. Философия постепенно выделяется в особую форму общественного сознания и специфическую сферу духовной деятельности.


В Московском университете с момента его образования был создан философский факультет.


Россия всегда отвечала живым эхом на творческие свершения и высоты философской мысли и культуры Запада. Тем самым русские мыслители как бы сокращали путь собственного философского восхождения.


Достойно удивления, с какой быстротой они оказывались на высоте современности (например, М. В. Ломоносов в середине XVIII в., Лобачевский в первой трети XIX в. и многие другие).


Мощь русского гения проявилась вначале в сфере литературы: через эпоху Державина, Жуковского в нее приходит Пушкин, в творчестве которого русская поэзия стала на собственный путь, не чуждаясь Запада, даже откликаясь на его жизнь, но уже связав себя в свободе и вдохновении самыми глубинами русского духа с русской «стихией».


За литературой последовали другие формы искусства (театр, живопись, позднее — музыка), но скоро и философия в России уже нашла свои пути — тоже не чуждаясь Запада, даже учась у него постоянно и прилежно, но все же живя своими вдохновениями, своими проблемами. XIX в. окрылил философское дарование русских людей. Россия вышла на путь самостоятельной философской мысли.


2. Проблемное поле и ценностные ориентации русской философии


Уже изначально русская философия предстает как философия мыслящего сердца, философия любящего и благословляющего жизнь человека, философия, говорящая «да» сотворенному Богом миру. Мир предстает перед русским мыслителем как творение Бога, а человеческая история — как арена борьбы Божественной благодати и дьявольских козней. Человек рассматривается как двойственное существо, состоящее из бренной плоти и бессмертной души.


Русская философия изначально специфична, глубоко православна. Размышления о Боге, мире и человеке погружены в контекст исторического движения — истории вообще, русской национальной истории особенно. Тысячелетний путь творческих исканий, гениальных озарений и прозрений русских мыслителей дал величественный итог — философию XIX–XX вв. И перед всем миром русская философия предстала своеобразной неповторимостью, как по форме, так и по богатству своего содержания.




Философия. Учебник

Настоящий учебник предназначен для студентов технических и экономических специальностей. В доступной форме дается систематизированное изложение философии в структурной целостности ее истории и теории. Проблемное поле и ценностные ориентации философского постижения мира и человека осмыслены в духе русской традиции, конкретизированы применительно к хозяйственно-экономической жизнедеятельности общества, образования и воспитания личности.<br /> Учебник написан в соответствии с требованиями общеобразовательного государственного стандарта и рассчитан на студентов, аспирантов и преподавателей.

139
Философия Ветошкин А.П., Некрасов С.И., Некрасова Н.А. Философия. Учебник

Философия Ветошкин А.П., Некрасов С.И., Некрасова Н.А. Философия. Учебник

Философия Ветошкин А.П., Некрасов С.И., Некрасова Н.А. Философия. Учебник

Настоящий учебник предназначен для студентов технических и экономических специальностей. В доступной форме дается систематизированное изложение философии в структурной целостности ее истории и теории. Проблемное поле и ценностные ориентации философского постижения мира и человека осмыслены в духе русской традиции, конкретизированы применительно к хозяйственно-экономической жизнедеятельности общества, образования и воспитания личности.<br /> Учебник написан в соответствии с требованиями общеобразовательного государственного стандарта и рассчитан на студентов, аспирантов и преподавателей.

Внимание! Авторские права на книгу "Философия. Учебник" (Ветошкин А.П., Некрасов С.И., Некрасова Н.А.) охраняются законодательством!