Философия Ветошкин А.П., Некрасов С.И., Некрасова Н.А. Философия. Учебник

Философия. Учебник

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Философия
Издательство: Проспект
Дата размещения: 13.09.2015
ISBN: 9785392199846
Язык:
Объем текста: 700 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Раздел I. Введение в философию. Глава 1. Что изучает философия?

Глава 2. Философия в жизни общества и человека

Раздел II. Исторические типы философии. Глава 3. Философия Древнего мира

Глава 4. Античная философия. Формирование древнегреческой философии

Глава 5. Средневековая философия

Глава 6. Философия эпохи Возрождения

Глава 7. Рационализм и эмпиризм философии Нового времени

Глава 8. Немецкая классическая философия

Глава 9. Неклассическая философия

Глава 10. Феномен русской философии

Раздел III. Основы теоретической философии. Бытие. Сознание. Познание. Глава 11. Философское понимание мира и человека

Глава 12. Вопросы диалектики и теории познания в философии

Раздел IV. Основы социальной философии и философии истории. Глава 13. Общество как предмет философского анализа

Глава 14. Философия экономики

Глава 15. Социальная сфера общественной жизни

Глава 16. Философия политики

Глава 17. Духовная жизнь общества и человека

Глава 18. Личность и общество

Глава 19. Человек в мире культуры и цивилизации

Глава 20. О смысле истории и жизни человека

Заключение: философия в духовном самоопределении человека



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 12.
ВОПРОСЫ ДИАЛЕКТИКИ И ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ


1. Диалектика как учение об универсальных связях и развитии


2. Законы и категории диалектики


3. Философия противоречия


4. Проблема познания в философии. Специфика познавательной ситуации


5. Диалектика чувственного и рационального в познании


6. Практика и опыт в познании


7. Что есть истина? Истина как процесс и ее критерии


1. Диалектика как учение об универсальных связях и развитии


Слово «диалектика» происходит от древнегреческого корня диалего — «веду беседу, рассуждаю». Первоначально под диалектикой понималось умение вести спор посредством вопросов и ответов, определять и классифицировать понятия, вскрывать противоречия в суждениях оппонента, искусство обнаружения истины путем сопоставления противоположных мнений. Так понимал диалектику Сократ. Платон писал свои труды в форме диалогов, запечатлевших в них замечательные образцы античной диалектики в ее духовно-идеалистической интерпретации. В своих диалогах «Софист», «Парменид» он обосновывает вывод о том, что высшие роды сущего могут мыслиться диалектически таким образом: каждый из них есть и не есть, равен самому себе и не равен, тождественен себе и переходит в иное. Поэтому бытие заключает в себя противоречие: оно едино и множественно, вечно и преходяще, неизменно и изменчиво, покоится и движется. Противоречие рассматривается при этом как необходимое условие для побуждения души к размышлению и познанию. И эта драгоценная нить понимания диалектики как способа мышления, метода и методологии познания была не только сохранена, но и значительно усилена и развита в знаменитых диспутах средневековых схоластов, в учениях Н. Кузанского и Дж. Бруно о совпадении противоположностей, в диалектическом методе определения категорий Кантом и Фихте, а затем была перенесена и на понимание природы как процесса ее саморазвития.


Но в стройном и завершенном виде теоретическая система диалектики впервые предстала в идеалистической философии Гегеля. Диалектика рассматривается Гегелем как движущая душа всякого научного развертывания мысли и представляет собой единственный принцип, который вносит в содержание науки имманентную связь и необходимость. Постоянное движение, изменение, переход из одного состояния в иное он находит в природе. Но подлинное развитие выявляется только в истории общества, прежде всего в духовной культуре. Порождение происходит лишь в лоне идеи, а не природы. Материя в силу необходимости косна, не знает развития, в ней происходит лишь повторение, упадок, распад, энтропия. Дух же свободен, активен, деятелен, он всегда находит себе дорогу и пробивает свой путь. Духовные процессы представлялись Гегелю наиболее важными, определяющими все остальные. Большой знаток и исследователь гегелевского творческого наследия русский философ И. А. Ильин считал, что самое главное — это найти духовное основание, нравственный, религиозный и философский смысл любого явления или предмета как внутреннего состояния человека. Если дорога не ведет к храму, зачем она?


Гегель диалектически выразил весь природный, исторический и духовный мир как процесс в его беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии. Он предпринял попытку раскрыть величественную картину развертывания абсолютной идеи в ее всеобщем содержании через внутреннюю связь движения и развития в виде системы категорий. Гегель начинает свой анализ логического развертывания абсолютной идеи от самых общих, а потому бедных содержанием определений (бытие, небытие, наличное бытие, качество, количество, мера и т. д.) и завершает его рассмотрением в конкретном многообразии определенных состояний действительности: химизма, организма (телеологии), познания. Через систему взаимосвязанных категорий Гегель обосновал принципы и сформулировал совокупность закономерностей, отражающих универсальные связи мира и смысловые узлы содержания научного познания. К числу таких фундаментальных принципов следует отнести принципы объективности, всеобщей связи, становления и развития. Основополагающий характер имеют основные диалектические законы развития: закон единства и борьбы противоположностей, вскрывающий корень и источник всякого движения и развития; закон перехода количественных изменений в качественные путем прерыва постепенности и осуществления скачка в новое состояние как своеобразной технологии развития; и закон отрицания отрицания, раскрывающий внутреннюю связь процесса развития через преодоление пройденного, преемственность и формирование качественно иного.


Маркс и Энгельс перевернули, по их словам, «поставили с головы на ноги» диалектику Гегеля, чтобы вскрыть под мистической оболочкой ее рациональное зерно. Диалектике они придали материалистический характер, синтезировав ее с философским материализмом. Отринув идеалистическую трактовку Гегеля, они построили диалектику на основе материалистического понимания природы, исторического процесса развития общества, самого мышления и познания. Местом встречи диалектики и материализма становится общественная жизнь как наиболее яркое и полное проявление диалектики.


Для диалектической философии нет ничего раз навсегда установленного, безусловного, святого, — пишет Ф. Энгельс в своей работе «Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии». На всем и во всем видит она печать неизбежного падения и ничто не может устоять перед ней, кроме непрерывного процесса возникновения и уничтожения, бесконечного восхождения от низшего к высшему. Она сама является лишь простым отражением этого процесса в мыслящем мозгу. И действительно, если диалектике придан такой всеобъемлющий, универсальный, поистине зловещий и дьявольский характер, то в таком качестве она может быть только материалистической по своему существу. Это вытекает из признания материальной основы единства и целостности мира, объективности общих связей и явлений, их развития и качественного изменения.


В соответствии с таким подходом выделяются объективная диалектика мира природы и общества, самих материальных объектов и процессов и как ее отражение и порождение в человеческом мышлении — субъективная диалектика, диалектика познания, движение понятий, мыслей в определенной системе законов и категорий. Ф. Энгельс в «Диалектике природы» отмечает: Так называемая объективная диалектика царит во всей природе, а так называемая субъективная диалектика, диалектическое мышление есть только отражение господствующего во всей природе движения в мышлении.


Объективная и субъективная диалектика соответствуют друг другу, т. е. совпадают по содержанию. Субъективная диалектика — это отражение объективной, но они различаются по форме. Если первая — это взаимосвязи и развитие самих вещей, то вторая как взаимоотношения понятий и мыслей существует только в головах людей, т. е. в идеальной форме. Гегелевское тождество мышления и бытия (законы разума — суть законы самого бытия) марксизм воспроизводит в иной формуле. Законы развития внешнего мира (т. е. законы объективной диалектики бытия и законы познания, т. е. законы субъективной диалектики) совпадают. Они тождественны по содержанию и различны по своей форме. Поэтому диалектика в марксистском понимании предстает как единство и совпадение диалектики с онтологией (законы бытия), гносеологией (логика мышления и способ познания) и праксиологией (руководство к практическому действию). И в целом диалектика как учение о развитии рассматривается как философская теория, метод, методология научного познания и творчества вообще.


Культура мышления — свободного, открытого, непредвзятого, анти догматического и внутренне полемичного — зиждется на диалектике. Потребность в диалектике особенно велика в познании общественных явлений, в деятельности специалиста любой отрасли знания и практики. И важно не просто заучить, затвердить, а понять ее суть, овладеть ее методом творческого и конкретного осмысления сложных проблем и острых граней своего социального и профессионального бытия как способом постижения мира и решения возникающих жизненных коллизий. Не следует уподобляться мольеровскому герою Журдену, который до конца своей жизни не знал, что разговаривает… прозой.


Чеканную и жизненно практическую формулировку диалектики Т. С. Мальцев (1895–1994), патриарх земледельческого цеха России, выразил так: «Завтрашний хлеб создает нынешний хлебороб. Чтобы успешно решать свою задачу молодому хлебопашцу и вообще молодому человеку, на мой взгляд, следует преодолеть четыре «надо»: надо знать, надо уметь, надо желать, надо действовать».


Философски образованный и культурный человек сумеет не только выразить, но и обоснованно различить позицию диалектика от метафизика, софиста, эклектика, преформиста или других альтернативных взглядов. Содержание диалектики достаточно полно выражается через систему ее основных принципов, законов и категорий. Давайте более предметно их раскроем. Первое, что бросается в глаза при рассмотрении доступной нам реальности окружающего мира, — все предметы, явления и процессы находятся в самых разнообразных связях, отношениях и взаимодействии друг с другом. Любые предметы и события суть звенья бесконечной цепи, объемлющей все существующее в мире. Мир не есть простое нагромождение тел и вещей; все они прямо или косвенно, опосредованно связаны между собой, находятся в той или иной зависимости друг от друга.


Все взаимодействует со всем. Этот универсальный диалектический принцип уже в древности был выражен словами «Все во всем». Лейбниц считал, что вселенная есть как бы океан, так что малейшее движение в нем отзывается на самом отдаленном расстоянии.


Ф. М. Достоевский представлял человечество как океан: тронь в одном месте, в другом отдастся. В абсолютной полноте взаимосвязей и взаимодействий получается так, что мы не можем пошевелить мизинцем, чтобы не побеспокоить все мироздание. В бесконечной паутине отношений и связей жизнь мира — это своего рода нити, которыми все скрепляется. Причем эти узы и скрепы имеют строго определенный характер. В физическом мире это так называемые константы, переход через которые чреват непредсказуемыми последствиями.


В человеческом, социальном и духовном мире существуют свои особые константы и пределы, выход за которые оборачивается общественной деградацией и мерзостью запустения. Таким образом, связь — это глубинное, атрибутивное свойство материальной и духовной реальности, выражающее всеобщую взаимозависимость процессов и явлений. Принцип взаимодействия уточняет и углубляет понимание всеобщей связи. Как философская категория, он отражает процессы воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность, изменение состояния, взаимопереход, а также порождение одним объектом другого. Те или иные признаки и свойства объекта могут проявиться и быть познанными только во взаимодействии с другими.


Все бытийствует как бы в двух ипостасях: существует само по себе и существует для другого, иного. Именно благодаря взаимодействию и через него осуществляется взаимная связь и взаимообусловленность всех структурных уровней бытия: начиная с мира элементарных частиц, неорганической природы, тем более в живой природе и особенно в социальном и духовном мире человека. Уже в первом приближении можно зафиксировать неисчерпаемое многообразие и разнообразие как самих связей, так и взаимодействий, имеющих универсальный всеобщий (философский) характер. Связи и взаимодействия бывают внутренние и внешние, необходимые и случайные, сущностные, глубинные и поверхностные, функциональные и генетические, односторонние и многосторонние и т. д. до бесконечности.


Более проницательный взгляд обнаружит во взаимосвязях и взаимодействиях отношения равенства и неравенства, субординации и координации, целого и части, сущности и явления, содержания, структуры и формы, причины и следствия, возможности и действительности и т. п. Не составит большого труда обнаружить и проиллюстрировать различные моменты связи и взаимодействия на многих примерах физических, природных, биологических и социальных явлений. Возьмите, к примеру, клетку. Ее внутреннее строение, типология энергетического и информационного взаимодействия, механизм функционирования намного сложнее и целесообразнее, чем какого-то гигантского завода, скажем, Уралмаша. Особенно сложны и многообразны проявления социальной и духовной жизни человека. Неслучайно говорят, что самая неприступная крепость — это голова человека, его внутренний духовный мир. И заглянуть в его самые потаенные уголки вряд ли кому удастся порой даже самому себе.


Взаимодействие противоположностей — противоречие — является самым глубоким источником, основой и конечной причиной возникновения, самодвижения и развития тех или иных явлений и процессов. Фундаментальным и универсальным принципом диалектики выступает развитие. В мире нет ничего окончательно завершенного, все находится на пути к иному. Развитие раскрывает сам результат применения принципа всеобщей связи и взаимодействия. В житейском смысле слово «развитие» означает развертывание — вить, развивать, т. е. двигаться в определенном направлении: сколько бы веревочке ни виться; первый шаг определяет последующие; во всем важно начало и т. п. В результате всегда просматривается и начальное. Древняя культура не знала развития в его подлинном и реальном смысле. Все события и явления воспринимались как повторение, движение по кругу, по предписаниям судьбы. Библейскими словами идея цикличности развития может быть передана так: Выходит и заходит солнце и спешит к месту своему. Дует ветер, кружится и кружится на ходу своем и возвращается на круги своя. Что было, то и будет. Что делалось, то и будет делаться. И нет ничего нового в подлунной.


Идея совершенного космоса, лежащая в основе античного мировоззрения, исключало даже постановку вопроса о направленности и необратимости времени, а также о качественных изменениях, которые бы порождали новые системы и связи.


Дефицит диалектики порождал абсолютизацию или изменчивости, или неподвижной устойчивости. Вспомним представления Гераклита о мире в образе «живого и вечного огня». Парменид же считал глубинный уровень бытия как неизменный, устойчивый и само тождественный. И лишь значительно позднее, с формированием опытной науки, прорывными открытиями в естествознании и становлением исторического мышления, представление о развитии приобрело современный вид, получило мировоззренческую и методологическую обоснованность.


С позиций диалектики развитие есть необратимое, определенно направленное и закономерное изменение явлений материальной и духовной реальности, приводящее к возникновению нового качества. Необратимость изменения в отличие от случаев циклического функционирования означает, что возврат к уже пройденным состояниям невозможен. Через одно и то же состояние все проходит лишь однажды. Как в убегающие воды реки нельзя войти дважды, по Гераклиту, так и невозможно повернуть движение организма от старости к юности, несмотря на извечное стремление обрести «эликсир молодости». Определенно направленное изменение выражает процесс одно качественного, преобладающего вектора развития. Например, можно задаться вопросами: какая линия в общественном развитии России сегодня является определяющей: западничество или славянофильство? Преобладает вектор капитализации или социализации, эгоизма или социальной солидарности? Закономерное изменение проистекает не из случайных и тупиковых направлений, а из самой сути явления, характера и типа его внутренних причин саморазвития и взаимодействия с внешним миром. Появление нового качества подводит как бы определенный итог предшествующему развитию и служит исходным моментом последующего поступательного развития, восхождения на новый уровень, обретение нового содержания.




Философия. Учебник

Настоящий учебник предназначен для студентов технических и экономических специальностей. В доступной форме дается систематизированное изложение философии в структурной целостности ее истории и теории. Проблемное поле и ценностные ориентации философского постижения мира и человека осмыслены в духе русской традиции, конкретизированы применительно к хозяйственно-экономической жизнедеятельности общества, образования и воспитания личности.<br /> Учебник написан в соответствии с требованиями общеобразовательного государственного стандарта и рассчитан на студентов, аспирантов и преподавателей.

139
Философия Ветошкин А.П., Некрасов С.И., Некрасова Н.А. Философия. Учебник

Философия Ветошкин А.П., Некрасов С.И., Некрасова Н.А. Философия. Учебник

Философия Ветошкин А.П., Некрасов С.И., Некрасова Н.А. Философия. Учебник

Настоящий учебник предназначен для студентов технических и экономических специальностей. В доступной форме дается систематизированное изложение философии в структурной целостности ее истории и теории. Проблемное поле и ценностные ориентации философского постижения мира и человека осмыслены в духе русской традиции, конкретизированы применительно к хозяйственно-экономической жизнедеятельности общества, образования и воспитания личности.<br /> Учебник написан в соответствии с требованиями общеобразовательного государственного стандарта и рассчитан на студентов, аспирантов и преподавателей.

Внимание! Авторские права на книгу "Философия. Учебник" (Ветошкин А.П., Некрасов С.И., Некрасова Н.А.) охраняются законодательством!